КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самооценки
Условия формирования низкой Значимые другие. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы дляребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказыватьнепосредственное влияние на его жизнь (Бернс Р., 1986, с.226).Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большую роль. Онивлиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействия значимыхдругих на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близостиотношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти иавторитета, которыми они пользуются у окружающих (Райс.Ф., 2000,с.229).В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенка являютсяродители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. В поискахобраза «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное имизображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальныхособенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенкапозитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствуетвозникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образстановится главным источником психологического опыта, необходимого дляформирования Я-концепции (Бернс Р.,1986,с.227). Поведение родителей. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком иродителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Этообъясняется следующими причинами: во-первых, основы Я-концепции закладываются враннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители,взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую длявозникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеютуникальную возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку онзависит от них физически, эмоционально и социально. Рассмотримпсихологические условия формирования самооценки, при которых решающим факторомявляются отношения ребенка в семье. Низкая самооценка тесно связана с попытками родителей сформировать у ребенкаспособность к приспособительному поведению. Это выражается в следующихтребованиях к нему: послушание, умение подстраиваться к другим людям,зависимость от взрослых в повседневной жизни, опрятность, бесконфликтноевзаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемаяумением подстраиваться под желание других людей, а не на основе личныхдостижений, ведет к формированию низкой самооценки. Ребенок в этой ситуацииоказывается надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватаетощущения собственной личностной ценности (Бернс Р., 1986,с.124). Условия формирования средней самооценки. Родители таких детей в большей мере склонны занимать по отношению к нимпокровительственную, снисходительную позицию. Скромные цели родителей этихдетей позволяют им принимать детей такими, какие они есть, проявлятьтерпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действиядетей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личногоопыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается. По сравнениюс детьми, обладающими высокой самооценкой, дети этой группы большеориентируются на мнение других людей о себе (Бернс Р.,1986, с.125). Условия формирования высокой самооценки. Важная особенность семей этой группы состоит в ясных, заранее установленныхполномочиях в принятии решений, недвусмысленности проявления авторитета иответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, скоторыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различнымбытовым вопросам в целом принимаются коллективно. Здесь царит атмосферавзаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общийдомашний круг.Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихсясплоченностью и солидарностью. Более позитивно здесь отношение матери к себеи к мужу. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он сготовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешнорешает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность всвоих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно иреалистично воспринимает окружающий мир и себя самого (Бернс Р., 1986,с.126).Для развития Я-концепции важны следующие моменты:1). Предоставление свободы или наложение запретов.Некоторые родители придерживаются стратегии жесткого контроля над поведениемребенка; другие предоставляют им практически неограниченную свободу. Третьимудается найти золотую середину между этими двумя крайностями.2). Тепло или отчуждённость в отношениях.Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между нимисуществуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувствои насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда дажеспособны вытеснить теплое и сердечное отношение к ребенку).3). Заинтересованность или безразличие.Многие родители проявляют полную заинтересованность в ребенке, котораяотрицательно влияет на развитие Я-концепции. Даже ругая и наказывая ребенка,родители наносят его Я-концепции меньший вред, чем проявляя к нему полноебезразличие.4). Порядок рождения в семье.Данный момент,по-видимому, незначительно влияет на самооценку. Но отношенияребенка с родителями одного с ним пола в этом плане довольно значимо.Высокая степень авторитарности в отношениях родителей с ребенкомпрепятствует развитию позитивной Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.167). Взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастуюжесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не тольконеформальным группам, но и школьному классу, делает необходимым рассмотретьвзаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом.Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие этойвзаимосвязи, которая прежде всего положительно коррелирует с уровневойхарактеристикой самооценки подростков. Я.Л.Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальнойперцепции у подростков:- тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса унизкостатусных учащихся и к заниженной - у высокостатусных;- эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членамгруппы статус либо равный своему, либо более низкий;- ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятнооценивать свой статус в прежних группах (Коломинский Я.Л., 2000,с.282).Последующие исследования в этой области подтверждают влияние особенностейсамооценки подростка на его социально-психологический статус в классе: чемкритичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше егоположительный социометрический статус. И далее, чем выше самооценка и чемвыше уровень притязаний, тем ниже положительный социометрический статус иливыше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностейчеловека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональномуконформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизмупопадают в группу «отвергаемых».Причину подобной зависимости некоторые авторы находят в росте критичностиподростков к себе. При этом они указывают на то, что неправильное осознаниеподростком своего положения в коллективе нередко является одной из главныхпричин возникновения конфликтных ситуаций.Отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе,как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки, может привести кнежелательным результатам. Если, например, ученик переоценивает своеположение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляяпренебрежение, недооценка же приводит к возникновению неуверенности,отчужденности у подростка (Реан А. А.,2001,с.366) Самооценка и педагогическая оценка. Представляет также интерес вопрос влияния педагогической оценки на самооценкуподростков.В отечественной психологии этот вопрос был всесторонне исследованБ.Г.Ананьевым, который выделил две основные функции педагогической оценки:ориентирующую (воздействие на интеллектуальную сферу) и стимулирующую(воздействие на аффективно-волевую сферу личности). Сочетание этих функцийформирует знание ребенка о самом себе и переживание им собственных качеств,то есть самосознание и самооценку(Ананьев Б. Г., 1980,с.135).Оценочное воздействие воспитателя влияет также на складывающиесявзаимоотношения детей в классе, их взаимооценку, выражающуюся, например, впопулярности и репутации каждого отдельного ученика.Выше мы рассмотрели факторы, которые в той или иной степени влияют наразвитие позитивной или негативной Я-концепции подростков, к ним относятсяповедение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других,взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связьсамооценки с педагогической оценкой.С учётом всего, сказанного выше мы выделим некоторые особенности, характерныедля Я-концепции подростков. 1.4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являютсяфундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеюткардинальное значение для всего последующего развития и становления подросткакак личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейшихотечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объектыотношений, само становится объектом самосознания и, завершая структурухарактера, обеспечивает его целостность, способствует образованию истабилизации личности (Ананьев Б. Г.,1980, с.89).В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание,вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания исамоотношения, все более развиваются способности проникновения в свойсобственный мир.В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность инеповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация свнешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом,постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствуетдальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодогочеловека. Кризис подросткового возраста. Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию своего развития (12-18 лет) ребенок сталкивается,как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» кродителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли онпредмет любви в собственном поколении.Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает,что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и вдобавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результатеэтого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход кжизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает егоинтерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, посравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующиесемьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перениматьтеории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создатьгармоническое целое. Короче говоря, подросток – это нетерпеливый идеалист,полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его втеории.Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающимколеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательнымполюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способностьк обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как ошкольнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли ондолжен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецироватьбудущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей –психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто онесть, где находится и куда идет.В отличие от предыдущих стадий возрастного развития, где родители более илименее могли воздействовать на течение и исход кризисов развития ребенка,теперь же влияние их оказывается гораздо более косвенным. Если благодаряродителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность,предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, то есть на опознаниесобственной индивидуальности, значительно увеличиваются (РеанА.А.,2001,с.358). Развитие самооценки в подростковом возрасте. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детскомвозрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованиемподросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольнопоздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишьподростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностейсамооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость,подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большуюустойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности встаршем подростковом возрасте.С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков,проводит его через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя квсе более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.В процессе развития самосознания центр внимания подростков все болеепереносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более илименее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногдапреувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическиммасштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность наболее высоком уровне (Рубинштейн С.Л.,1989, с.105).Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она взначительной степени определяет социальную адаптацию личности, являетсярегулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себеотчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущееличности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности имежличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет наформирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе являетсянаиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но,несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношенийличности самооценке принадлежит особое место (Реан А.А.,2001,с.359). Адекватность самооценки. Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценкив подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оцениваютсебя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и этоснижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственнозавышать оценку собственных качеств (Бернс Р.,1986, с. 120).В.Кваде, В.П.Трусов представили данные об индикаторах различных типовсамооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению,предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию ивысокая учительская оценка выполнения норм морального поведения.Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведениясверстниками, заниженную же самооценку – низкая психологическая устойчивость(Кваде В., Трусов В.П., 1980,с.11). Динамика самооценки. Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков.Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своейпродолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного инедостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старшийподросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники приоценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности – ихсамооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и ихсуждения относительно своих недостатков.Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущениерадости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебнуюдеятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы наидеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой длямногих из них не является травмирующим.В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростковпревалируют основные моральные черты – доброта, честность, справедливость.Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать всебе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от нихизбавиться.Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего «Я» дляюноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальныекачества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношенияподростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки,самоуважения осуществляется у него прежде всего под влиянием тех людей изкруга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этихкачеств, развитых на эталонном уровне.Содержание самооценки девочек касается в большей степени осознания и оценкиих взаимоотношений с другими людьми.Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит втом, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой состороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа навопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены нанахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько онотличается от них и насколько он близок к своему идеалу.Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезомразличных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены напоиск своей значимости для других и для самого себя (Реан А.А.,2001,с.361). Физический облик и самооценка. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подросткасовершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подросткамифизического облика других людей. И уже посредством восприятия и пониманиядругого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та жепоследовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяютсячисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные свыполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества,более скрытые свойства внутреннего мира.Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человекав сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самогосебя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшиепреобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физическиечерты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физическогоразвития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становитсяопределяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование уподростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе,жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А., 2001,с.362). Характер самооценки и качества личности. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качествличности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию уподростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишнейсамоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связьхарактера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки садекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нетрезких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личныйстатус.Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активностьих направлена на различные виды деятельности, а также на межличностныеконтакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других исебя в процессе общения.Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточнуюограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение,причем малосодержательное.Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимальноположительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью,страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумениемнаходить выход из трудных ситуаций.Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкойсамооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследованиявыявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям илиявляется их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала,а затем инкорпорируется в низкую самооценку.Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность коценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из нихоказываются пять критериев: школьная успеваемость, внешность, физическиеспособности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрастешкольная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, атри другие - для сверстников (Реан А.А.,2001, с.363).В результате анализа изученной литературы мы определили понятие Я-концепции,охарактеризовали её структурные компоненты (когнитивный, аффективный,поведенческий) в соответствии с работой Р. Бернса «Развитие Я-концепции ивоспитание». При раскрытии содержания стадий развития личности от рождения идо подросткового возраста, мы опирались на теорию психосоциального развитиячеловека Э.Эриксона. Далее нами были выделены факторы, оказывающиенепосредственное влияние на формирование Я-концепции подростков, а именно:поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других,взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связьсамооценки с педагогической оценкой. Нами также были рассмотрены некоторыеособенности Я-концепции в подростковом возрасте, которые мы учитывали присоздании программы тренинга личностного роста для старших подростков. Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков 2.1. Пояснительная запискаНаиболее важным отличительным признаком подросткового периода являютсяфундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеюткардинальное значение для всего последующего развития и становления личности.Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, самостановится объектом самосознания и, завершая структуру характера,обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В подростковом возрастеу молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственнаянезависимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё болееразвиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом,постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствуетдальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодогочеловека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптациюличности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Какпоказывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этомвозрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развитияи социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижениесамоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (РемшмидтХ.,1994,с.112).Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для работыпсихолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции устарших подростков.Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимыхдля психологического анализа своей личности, социально-психологическихситуаций;2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания,самосовершенствования, самопринятия;3) развитие адекватного понимания самого себя;4) развитие адекватной самооценки;5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.Ниже представлен тематический план занятий.Тематический план занятий
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |