КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование школьных знаний и навыков
Объем школьных знаний не является определяющим при решении вопроса о состоянии интеллекта ребенка и подходящем для него типе школы. Однако без выяснения этого вопроса нельзя установить, в какой класс школы должен быть определен ребенок, по какой программе его следует обучать. Важно также выяснить, чем вызваны трудности усвоения учебного материала: состоянием физического развития и здоровья (снижение зрения, слуха, несформированность моторики, слабость нервной системы, истощаемость) или несоответствием школьных требований умственным возможностям ребенка. В ряде случаев неуспеваемость является результатом несформированности произвольной деятельности, навыка самоконтроля, адекватной самооценки. К неуспеваемости приводит и недостаточное усвоение предшествующего материала. Ниже приводится описание таблиц, предназначенных для выявления школьных знаний и навыков по основным учебным предметам (математике, чтению, русскому языку). С помощью предлагаемых в них заданий можно судить, что представляет для ребенка наибольшую сложность, какие операции не сформированы. Так как большую часть направляемых на комиссию детей составляют те, кто безуспешно обучался в массовой школе в течение одного-трех лет (в 1, 2, 3 классах), мы рекомендуем определить соответствие уровня их знаний требованиям программы, применительно к соответствующим классам данной школы. Именно поэтому приводим задания различной сложности, чередуя легкие с трудными. К некоторым заданиям даются аналогичные. В тех случаях, когда ребенок не понимает принцип выполнения, задания, оно объясняется. В этом случае можно выявить обучаемость детей.
Исследования учебных знаний по математике
В таблицах 87 - 110 представлен материал, помогающий изучить арифметические знания и навыки детей. Очень важным при этом является исследование сформированности у ребенка понятия о числе, овладение им счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами).
Таблица 87 В таблице даны варианты заданий для исследования уровня овладения прямым и обратным числовым рядом в пределах 20, знание места числа в числовом ряду. Задания выполняют устно (ребенок показывает указкой порядок соединения и называет пропущенные в «домиках» числа) или письменно (ребенок соединяет карандашом числа и вписывает пропущенные числа в «домики»).
Таблица 88 В таблице даны разные по характеру задания. С их помощью можно определить понимание инструкции, знание числового ряда; сформированность разрядного строения числа; уровень овладения понятиями «больше», «меньше»; действиями сложения и вычитания в пределах 20. Обследующий читает задания. Ребенок отвечает в устной форме.
Таблицы 89, 90 На таблицах изображены цифры и предметы. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы, затем указывают на ту или иную цифру и просят ребенка указать соответствующее ей количество предметов. Затем называют предметы и просят указать соответствующие их количеству цифры. Выявляют наличие понятия о числе, осознанность овладения счетными операциями, понимание цифры и количества.
Таблица 91 В таблице даны примеры на сложение и вычитание (в разных вариантах). Задания могут выполняться в устной форме (в зависимости от подготовки ребенка). Одно из заданий необычно по форме, поэтому требуется предварительное разъяснение. До начала обследования таблицу надо разрезать на четыре части и наклеить на картон. При помощи этой таблицы определяют овладение счетными операциями в пределах 100, умение производить арифметические действия без опоры на наглядность, понимание взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания, способ решения упражнений. Может быть определен этап обучения, на котором ребенок стал испытывать особенные затруднения. Это может быть, например, этап усвоения состава числа, счет с переходом через разряд и др.
Таблицы 92, 93 Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы, на которых даны разные по форме задания. С помощью этих таблиц выявляют понимание инструкции, уровень овладения понятиями «больше», «меньше», «поровну» («одинаково»), тип счета (визуально, на пальцах, присчитывание по 1 и т. д.). Задания выполняют в устной форме.
Таблица 94 Ребенку предъявляют таблицу и просят выполнить находящиеся в ней задания. С помощью этой таблицы определяют знание детьми денежных обозначений, понимание состава числа и умение выполнять счетные операции. Задание выполняют устно.
Таблица 95 Ребенку предъявляют таблицу, на которой дан наглядный материал для составления и решения примеров. Примеры можно составить и решать в устной форме. С помощью этих таблиц выявляют понимание смысла задания и степень овладения операциями сложения и вычитания в пределах 10.
Таблицы 96, 96-А, 97, 98, 98-А, 99 На лицевой части таблицы 96 нарисованы несколько предметов, на обороте шесть премеров (таб. 96-А). Картинку разрезают пунктирам на шесть частей. На отдельном листе (таблица 97) даны ответы. Ребенок должен решить примеры и положить их лицевой стороной вверх на ответы помещенные в таблице 97. Поскольку форма задания необычна, ребенку можно оказать помощь. Затем следует предложить выполнить аналогичное задание (табл. 98 - 99) с целью выяснения обучаемости ребенка.
Таблица 100 Ребенку предъявляют таблицу с текстовыми задачами. На основании наблюдений за деятельностью ребенка можно сделать вывод о сознательном или механическом подходе к их решению, об овладении понятиями: «на сколько меньше, больше, дороже, дешевле и т. д.». Кроме того, выявляют умение производить анализ содержания, составлять план решения задачи, выделять главный вопрос, влияние речи на решение задачи. Задачи 10, 11 (с недостающими данными) дают ребенку с целью проверить, обладает ли он правильным подходом к предложенному ему заданию. Если ребенок не понимает, ему задают вопрос: «Можно ли решить эту задачу?» Задания дети могут выполнять в устной и письменной форме.
Таблица 101 В таблице даны три задачи. К задачам прилагаются иллюстрации. Ребенок должен составить условие задачи и решить ее. В процессе наблюдения за действиями ребенка выявляют понимание им задания, способность анализировать условия и самостоятельно составлять задачи по краткой записи; соблюдать необходимую логическую последовательность; обосновывать решение; вычислительные умения. Задачи дети могут решать устно или письменно.
Таблицы 102, 103 Ребенку показывают таблицы, на которых изображено несколько часов, показывающих разное время. С помощью этих таблиц выясняют умение обследуемого ребенка определять время на часах.
Таблица 104 Прежде чем предлагать таблицу, перед ребенком раскладывают несколько геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и просят назвать их. Затем кладут таблицу и просят назвать известные геометрические фигуры, из которых состоят изображенные предметы, с помощью этих заданий выясняют знание детьми геометрических фигур.
Таблица 105 Перед ребенком кладут таблицу и просят решить примеры. В процессе решения примеров выявляют умениеосуществлять счетные операции в пределах 100, знание таблицы умножения. Задания дети могут выполнять устно или письменно.
Таблицы 106 - 107 С помощью этих таблиц можно установить способность производить арифметические действия в пределах 100. Кроме того, можно делить степень овладения понятиями: «на... больше, (меньше)», «одинаково», операциями сравнения. Выяснить знание названий компонентов и результатов арифметических действий, знание именованных чисел.
Таблица 108 На таблице представлены условия задач в наглядной форме. Определяют понимание заданий, умение составить задачу по иллюстрации и краткой записи. Задания дети выполняют устно.
Таблица 109 На таблице даны задания для определения элементарных геометрических представлений. Первое задание аналогично тем, которые даны в таблице 104, два других сложнее. При необходимости разъясняют способ работы.
Таблица 110 На таблице даны три задачи, которые дети решают устно. Условие задач представлено в наглядном виде. Ребенок должен составить и решить задачу.
Исследование учебных знаний по чтению и письму
В таблицах 111 - 115 представлен материал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам. При исследовании овладения ребенком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному восприятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязательно выяснить понимание ребенком прочитанного и способность пересказать прочитанное. С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таблицы (Приложения 59, 76, 77). При исследовании письма важно установить, на каких этапах обучения письму у ребенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зрительными недостатками, непониманием и неумением пользоваться грамматическими правилами, невнимательностью и др.). С этой целью полезно предложить задания на списывание букв (слогов, слов, фраз) с рукописного и печатного текста, перешифровку звука на букву, написание под диктовку. Частично материал для исследования имеется в указанных таблицах. В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.).
Таблицы 111, 112, 113 Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звуко-буквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, ударные слоги, грамматически правильно строить фразы, выявляется знание правил грамматики, запас слов.
Таблицы 114, 115 Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении программного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ребенка.
Наблюдение за работой детей и анализ выполнения им предложенных учебных заданий позволили нам выявить наиболее характерные особенности, присущие детям с умственной отсталостью, в отличие от детей с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием. Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что умственно отсталые дети испытывают наибольшие трудности при решении задач с косвенным вопросом. Им сложно понять условие задачи и составить план ее решения. В процессе выполнения часты случаи «потери» инструкции. Дети затрудняются самостоятельно по заданным компонентам составить условие задачи. При выполнении счетных операций наибольшие трудности вызывали вычисления с переходом через разряд. Показ и разъяснения малоэффективны. При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построенных на словесно-логических операциях. Умственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Для всех детей характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незнание значения многих общеупотребительных слов. В письме имеют место грубые аграмматизмы. Дети не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля. Дети с задержкой психического развития могут испытывать похожие трудности, как в математике, так и при овладении чтением письмом. Однако у этих детей отмечается желание понять смысл задания, большая заинтересованность в положительной оценке своей работы, они более самокритичны. Но главное, что отличает их от умственно отсталых детей - это лучшее использование помощи. Им нужна незначительная помощь, в ряде случаев бывает достаточно мимики, жеста, интонации, чтобы ребенок нашел верное решение. Эти дети способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Для детей с нормальным умственным развитием даже при наличии пробелов в учебных знаниях характерна способность использовать помощь и высокий уровень обучаемости. Эти дети понимают свои проблемы. Указанные нами особенности овладения детьми учебными знаниями и навыками работы важно учитывать при обследовании детей и выборе стратегии оказания им необходимой помощи. ЛИТЕРАТУРА
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И, Лубовского. - М., 1982.. 2. Атлас для экспериментального исследования отклонения в психической деятельности человека / Под. ред. А.И. Полищука, Видренко. - Киев, 1980. 3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике - Киев, 1989. 5. Введение в психодиагностику / Под ред. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1997. 6. Венгер Л. А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. № 1, 1974. 7. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. 8. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972. 9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. - 1982. 10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1989. 11. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-пеюгических комиссий (ПМПК) // Дефектология. № б, 2001. 12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993. 13. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребевой. - М., 1998. 14. Диагностика умственного развития школьников / Под ред. Л. А. Венгер и B. Холмовской. - М., 1978. 15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М., 1981. 16. Забрамная С. Д. Психологическая диагностикаа умственного развития детей. - М., 1995. 17. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. - М., 1998. 18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1976. 19. Изучение личности аномального ребенка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского др. - М., 1977. 20. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. - М., 1963. 21. Коробейников И. А. Экспериментально-психологическое исследование детей в период дошкольной диспансеризации. - М., 1978. 22. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000. 23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. 24. Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы / Под. ред. А. Р. Лурия, В. И. Лубовского. - М., 1964. 25. Опыт отбора учащихся во вспомогательные школы / Под ред. Ж. И. Шиф, А.Н. Смирновой. - М., 1964. 26. Отбор детей во вспомогательную школу. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М., 1983. 27. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. - М., 1971. 28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. № 1, 1989. 29. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. - М., 1983. 30. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. - М., 1975. 31. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М, 1981. 32. Психолого-педагогич. диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998. 33. Психолого-медико-педагогическая консультация / Науч. ред. Л.М. Шыипицына. - СПб, 1999. 34. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. - М., 1999. 35. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1970. 36. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности детей к школе // Вопросы психологии. № 4, 1983. 37. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990. 38. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага, 1978. [1] Здесь и далее под термином «умственно отсталые» мы имеем в виду детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). В тех случаях, когда речь идет об умеренной или тяжелой степени умственной отсталости, на это указывается.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |