Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы (виды и подвиды) правоприменительных актов




Типологию ППА можно проводить по различным основаниям и критериям (см., например, [73. С. 104-109; 74. С. 21-26; 75. С. 109-117]).

1. В зависимости от субъектов ПП выделяются акты: а) государственных и негосударственных органов; б) судов; в) контроль­ных и надзорных органов.

2. По целям они разграничиваются на регулятивные (правообразующие и т.п.) и охранительные (превентивные, компенсационные и т.п.).

3. В зависимости от роли и значения многие авторы (С.С. Алексеев, И.С. Самощенко, П.А. Лупинская и др.) выделяют основные, акты, которые закрепляют итоговое правоприменительное решение (например, приговор суда), а также вспомогательные акты (например, постановление о назначении судебного заседания и т.п.), обеспечивающие подготовку основного акта.

По данному критерию наряду с основными можно выделить дополнительные акты. Последние издаются в том случае, если в основном акте не отражены какие-то важные стороны ПП. Так, арбитражный суд, принявший основное решение до вступления его в законную силу, вправе издать дополнительное решение в указанных в ст. 178 АПК РФ случаях.

4. В зависимости от юридических последствий их издания ППА разграничиваются на правоконстатирующие, правонаделяющие, правопрекращающие и др.

5. По способам юридического воздействия ППА могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, рекомендующими, поощряющими.

6. В зависимости от порядка издания различают ППА, принятые коллегиально и на основе единоначалия.

7. По основным сферам общественной жизни, на регулирование которых направлены ППА, можно выделить хозяйственные акты, акты в сфере образования и т.п.

8. По срокам действия они бывают постоянными и временными, актами однократного действия (постановление о наложении административного штрафа) и длящегося действия (решение о назначении пенсии).

9. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются ППА федерального, областного, местного и т.п. значения.

10. По кругу субъектов (адресатам) ППА могут быть адресованы гражданам, их коллективам и организациям, иностранцам, должностным и иным лицам.

11. По категоричности требований они разграничиваются на императивные, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены адресатами по своему усмотрению, а также диспозитивные акты, в которых содержатся индивидуальные предписания на случай, если субъекты сами не установили для себя условия и требования определенного поведения.

12. Самостоятельное значение имеет классификация ППА в зависимости от их юридической силы. Акты Генерального Прокурора РФ, например, обладают более высокой юридической силой, чем акты областных и городских прокуроров.

13. Некоторые авторы (В.В. Лазарев, В.А. Юсупов и др.) различают ППА по отраслям, т.е. в зависимости от того, нормы какой отрасли применяются в конкретной социально-правовой ситуации, в частности выделяются акты материальные и процессуальные. Однако следует иметь в виду, что применение материальных норм, как правило, предусмотрено процессуальными нормативно-правовыми предписаниями. Поэтому подавляющее большинство ППА в этом плане являются смешанными.

14. По уровню (степени) общности содержащихся в ППА предписаний разграничивают персонально определенные и общие акты. Так, первые связаны с конкретным делом, носят персонифицированный (по участникам, юридическим фактам, последствиям и т.п.) характер, обеспечивают индивидуальную регламентацию общественных отношений. Общие же ППА не связаны непосредственно с разрешением конкретных жизненных ситуаций и издаются, как правило, в связи с осуществлением вышестоящими органами проверок, контроля и надзора за деятельностью нижестоящих органов, возникновением спорных и противоречивых вопросов в правоприменении, по итогам изучения и обобщения материалов ПП.

15. По наименованию ППА бывают самые разнообразные: постановления, указы, приказы, приговоры, решения, определения, протоколы.

16. В зависимости от сложности логической, семантической, стохастической и пр. структур следует выделять относительно простые (например, приказ о зачислении в вуз) и весьма сложные ППА (например, приговор суда). Основные элементы и реквизиты последних обычно подробно предусмотрены процессуальным законодательством (см., например, гл. 39 УПК РФ, гл. 16 ГПК РФ, гл. 20 АПК РФ и т.п.).

Мы рассмотрели основные типы ППА. В каждом из них можно выделить определенные виды и подвиды актов. Так, ППА судов общей юрисдикции разграничиваются на акты Верховного Суда РФ, Верховных судов республик, областных, городских, районных судов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.