Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение 2 страница




Права на использование произведения, которые передаются по авторскому договору, считаются неисключительными, если в до­говоре не установлена передача исключительных прав на исполь­зование произведения.

Право на передачу каким-либо лицам неисключительных прав на использование произведений имеют организации коллектив­ного управления, которым субъекты авторского права передали полномочия на управление своими имущественными авторскими правами.

Договоры о передаче прав на использование произведений со­ставляются в письменной форме. В устной форме может составляться договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п.). Договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто со­глашение по всем существенным условиям (срока действия до­говора, способ использования произведения, территория, на кото­рую распространяется право, которое передается, размер и поря­док выплаты авторского вознаграждения, а также другие условия, по которым по требованию одной из сторон должно быть достиг­нуто соглашение). Предметом договора о передаче прав на ис­пользование произведения не могут быть права, которых не суще­ствовало на момент заключения договора. Условия договора, ко­торые ухудшают положение автора (его правопреемников) по сравнению с положением, установленным действующим законо­дательством, признаются недействительными.

Широко практикуются договоры заказа, по которым автор обязуется создать в будущем произведение в соответствии с ус­ловиями договора и передать его заказчику. Договором может предусматриваться выплата заказчиком автору аванса как части авторского вознаграждения. Условия договора, которые ограни­чивают права автора на создание в будущем произведений на указанную в договоре тему или в указанной области, являются недействительными.

В договоре о передаче другому лицу права на использование произведения все имущественные права должны быть четко определены. Имущественные права, не указанные в авторском до­говоре как переданные субъектом авторского права, считаются не переданными.

Сторона, которая не выполнила или ненадлежащим образом выполнила обязательства по авторскому договору, обязана возме­стить другой стороне все убытки, в том числе упущенную выгоду. Если автор не передал произведение заказчику в соответствии с условиями авторского договора заказа, он должен возместить за­казчику убытки, в том числе упущенную выгоду. Споры относи­тельно ответственности за невыполнение условий авторских до­говоров разрешаются судом.

 

Случаи правомерного использования произведения без согласия автора

 

4. Произведение может быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом:

1. как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фо­нограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствова­ния и имени автора, если оно указано в таком источнике, и в объеме, оправданном поставленной целью;

2. для воспроизведения в судебном и административном про­изводстве в объеме, оправданном этой целью;

3. в иных случаях, установленных законом.

 

5. Лицо, использующее произведение, обязано указать имя автора произведения и источник заимствования.

 

Свободное использование произведения с указанием имени автора, без согласия субъекта авторского права, но с обязательным указанием имени автора и источника получения допускает­ся при:

1) использовании цитат (коротких отрывков) из опубликован­ных произведений в объеме, оправданном поставленной целью, в том числе цитирование статей из газет и журналов в форме осмотра прессы, если оно обусловлено критическим, полемическим или информационным характером произве­дения, в которые цитаты входят; свободном использовании цитат в форме коротких отрывков из выступлений и произ­ведений, входящих в фонограммы (видеограммы) или про­граммы вещания;

2) использовании литературных и художественных произведе­ний в объеме, оправданном поставленной целью, как иллюстраций в изданиях, передачах вещания, звукозаписях или видеозаписях учебного характера;

3) воспроизведении в печати, публичном исполнении или пуб­личном сообщении предварительно опубликованных в га­зетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, религиозным и социальным вопросам или публично обнародованных произведений такого же харак­тера в случаях, когда право на такое воспроизведение, пуб­личное обнародование или иное публичное сообщение спе­циально не запрещено законом;

4) воспроизведении с целью освещения текущих событий сред­ствами фотографии или кинематографии, публичном обнародовании или ином публичном сообщении произведений, увиденных или услышанных во время хода таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

5) воспроизведении в каталогах произведений, выставленных на доступных населению выставках, аукционах, ярмарках или в коллекциях;

6) издании выпущенных в свет произведений рельефно-точеч­ным шрифтом для слепых;

7) воспроизведении произведений для судебного и админист­ративного производства в объеме, оправданном этой целью;

8) публичном исполнении музыкальных произведений во вре­мя официальных и религиозных церемоний, а также похо­рон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

9) воспроизведении с информационной целью в газетах и дру­гих периодических изданиях, передаче в эфир либо ином публичном обнародовании произнесенных речей, обращений, докладов и других подобных произведений в объеме, оправ­данном поставленной целью;

10) воспроизведении произведения в целях и при условиях, установленных законом.

Этот перечень является исчерпывающим.

 

Свободное использование библиотеками и архивами экземпля­ров произведения путем репродуцирования допускается без согла­сия автора и иных субъектов авторского права путем репродуци­рования воспроизведения одного экземпляра произведения библио­теками и архивами, деятельность которых направлена прямо или опосредствованно на получение прибыли, при таких условиях:

1) в случае, если воспроизводимым произведением является отдельно опубликованная статья и прочие небольшие по объему произведения или отрывки из письменных произве­дений (за исключением компьютерных программ и баз дан­ных), с иллюстрациями или без них, и когда это воспроизве­дение осуществляется по запросу физических лиц при условии, что:

а) библиотека и архив имеют достаточно оснований считать, что такой экземпляр будет использоваться с целью про­свещения, обучения и частного исследования;

б) воспроизведение произведения является одиночным слу­чаем и не имеет систематического характера;

в) нет ограничений со стороны организации коллективно­го управления относительно изготовления таких экзем­пляров;

2) в случае, если воспроизведение осуществляется для сохран­ности или замены утерянного, поврежденного и непригод­ного экземпляра данной библиотеки или архива или для вос­становления утерянного, поврежденного или непригодного экземпляра из фонда аналогичной библиотеки или архива, а получение такого экземпляра другим путем невозможно, а также, в случае, когда воспроизведение произведения яв­ляется одиночным случаем и не имеет систематического характера.

 

Свободное воспроизведение экземпляра произведения для обу­чения допускается без согласия автора или другого субъекта ав­торского права при:

1) воспроизведении отрывков из опубликованных письменных произведений, аудиовизуальных произведений как иллюст­раций для обучения при условии, что объем такого воспро­изведения соответствует указанной цели;

2) воспроизведении путем репродуцирования учебными заве­дениями для аудиторных занятий опубликованных статей и других небольших по объему произведений, а также от­рывков с иллюстрациями или без них, когда:

а) объем такого воспроизведения соответствует указанной цели;

б) воспроизведение произведения является одиночным случа­ем и не имеет систематического характера;

в) нет ограничений со стороны организаций коллективного управления относительно условий такого воспроизведения.

 

Для свободного копирования, модификации и декомпиляции компьютерных программ лицо, которое правомерно владеет эк­земпляром компьютерной программы, имеет право без согласия субъекта авторского права:

1) вносить в компьютерную программу изменения (модифика­ции) с целью обеспечения ее функционирования при помо­щи технических средств лица, которое использует эти про­граммы, и осуществление действий, связанных с функцио­нированием компьютерной программы в соответствии с ее назначением, в частности запись и хранение в памяти ком­пьютера, а также исправление явных ошибок, если иное не установлено соглашением с субъектом авторского права;

2) изготовить одну копию компьютерной программы при усло­вии, что эта копия предназначена только для архивных це­лей или для замены правомерно приобретенного экземпля­ра в случаях, если оригинал компьютерной программы бу­дет утрачен или станет непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может исполь­зоваться для целей, отличных от указанных в законе и мо­жет быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестает быть правомерным;

3) декомпилировать компьютерную программу (превратить ее из объектного кода в исходящий текст) с целью получения информации, необходимой для достижения ее взаимодей­ствия с независимо разработанной компьютерной програм­мой, при соблюдении таких условий:

а) информация, необходимая для достижения взаимодей­ствия, раньше не была доступна этому лицу из других ис­точников;

б) указанные действия осуществляются только с теми час­тями компьютерной программы, которые необходимы для достижения взаимодействия;

в) информация, полученная в результате декомпиляции, может использоваться лишь для достижения взаимодей­ствия с другими программами, но не может передаваться иным лицам, кроме случаев, если это необходимо для достижения взаимодействия с другими программами, а также не может использоваться для разработки компью­терной программы, похожей на декомпилированную ком­пьютерную программу, или для совершения иного дей­ствия, которое нарушает авторское право;

4) наблюдать, изучать, исследовать функционирование компь­ютерной программы с целью определения идей и принци­пов, которые лежат в ее основе, при условии, что это делает­ся в процессе выполнения какого-либо действия по загруз­ке, показу, функционированию, передаче или записи в память компьютерной программы.

Применение указанных положений не должно наносить ущерб использованию компьютерной программы и не должно ограни­чивать законные интересы субъекта, который имеет авторские права на компьютерную программу.

 

Допускается без разрешения субъекта авторского права и без выплаты авторского вознаграждения воссоздавать исключитель­но в личных целях или для обычного круга семьи предваритель­но правомерно обнародованные произведения, кроме:

а) произведений архитектуры в форме зданий и сооружений;

б) компьютерных программ, за исключением случаев, установ­ленных законом;

в) воспроизведения путем репродуцирования книг, нотных тек­стов и оригинальных произведений изобразительного искус­ства за исключением случаев, установленных законом;

г) произведений, исполнение которых зафиксировано в фоно­граммах, видеограммах, их экземплярах.

Произведения и исполнения, зафиксированные в фонограммах, видеограммах, их экземплярах, допускается воссоздавать в домаш­них условиях и исключительно в личных целях или для обычно­го круга семьи или близких знакомых этой семьи без разреше­ния субъекта авторского права, исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, но с выплатой вознаграждения. Особен­ности вознаграждения определяются в отдельности.

 

Право автора на вознаграждение за использование его произведения

 

1. Автор имеет право на вознаграждение за использование его произведения, если иное не установлено законом.

 

В комментируемой статье провозглашается, что автор или иной субъект авторского права имеют право на вознаграждение лишь за использование произведения. Итак, за создание произведения автор права на вознаграждение не имеет. Тем не менее, из этого общего правила есть одно исключение. В соответствии со ст. 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» автор служебного произведения (произведения, созданного в порядке исполнения трудового договора) имеет право на плату за созда­ние и использование этого произведения, размер и порядок вы­платы которой устанавливается трудовым договором (контрак­том) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем. В данном случае речь идет об авторском возна­граждении, а не о заработной плате.

Автор или другие субъекты авторского права имеют право тре­бовать выплаты вознаграждения за любое использование произ­ведения. Из этого общего правила ГК делает ряд исключений, — вознаграждение не выплачивается в случаях, когда имеет место свободное использование произведения.

Вознаграждение может выплачиваться в форме одноразового платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр, или каждое использование произведения, или комбинированных пла­тежей.

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за со­здание и использование произведения устанавливается в авторс­ком договоре или в договорах, которые составляются по доверен- ности субъектов авторского права организациями коллективного управления с лицами, которые используют произведение.

Кабинет Министров Украины имеет право определять мини­мальные ставки авторского вознаграждения и порядок его выплаты. По общему правилу размер вознаграждения и порядок его начисления и выплаты устанавливается авторским догово­ром между субъектом авторского права и лицом, которое ис­пользует произведение. ГК и прочие законы не содержат правил определения размера, порядка начисления и выплаты авторско­го вознаграждения за использование произведения. Тем не ме­нее, размер авторского вознаграждения, определенный сторона­ми в авторском договоре не может быть ниже минимальных ставок, определенных постановлением Кабинета Министров Ук­раины «О минимальных ставках авторского вознаграждения за использование произведений литературы и искусства» от 18 ноября 1994 г. Указанное постановление устанавливает мини­мальные ставки авторского вознаграждения за использование произведений литературы и искусства и порядок его начисле­ния и выплаты. Так, в дополнениях к Постановлению определя­ются минимальные ставки авторского вознаграждения за пуб­личное исполнение произведений; порядок применения мини­мальных ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и программ. Такие же минимальные ставки определяются при воспроизведении произведений путем звукозаписи, сдаче экземпляров звукозаписей и аудиовизуаль­ных произведений (видеофильмов) в прокат, а также при вос­произведении произведений изобразительного искусства и ти­ражировании в промышленности произведений декоративно- прикладного искусства и порядок их применения.

Специальный порядок выплаты авторского вознаграждения установлен в ст. 25 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с этим Законом допускается вос­произведение исключительно в личных целях произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах, их экземплярах без согласия субъекта авторского права, исполните­лей и производителей фонограмм и видеограмм, но с выплатой авторского вознаграждения.

Выплата вознаграждения производителям фонограмм и ви­деограмм и другим лицам, которые имеют авторские права и (или) смежные права, осуществляется в форме отчислений (про­центов) от стоимости оборудования и (или) материальных носи­телей производителями и (или) импортерами оборудования и материальных носителей, с помощью которых можно осуществ­лять воспроизведение исключительно в личных целях в домаш­них условиях, произведений, зафиксированных в фонограммах и видеограммах, кроме:

а) профессионального оборудования и (или) материальных но­сителей, не предназначенных для использования в домаш­них условиях;

б) оборудования и материальных носителей, которые экспор­тируются за пределы таможенной территории Украины;

в) оборудования и материальных носителей, которые ввозятся физическим лицом на таможенную территорию Украины исключительно в личных целях и без коммерческой цели.

Размеры указанных отчислений (процентов), которые должны оплачиваться производителями и (или) импортерами оборудова­ния (или) материальных носителей, определяются Кабинетом Министров Украины. Импортеры переводят эти средства уполно­моченной организации во время ввоза на таможенную террито­рию Украины, а производители — в конце каждого месяца после реализации оборудования или материальных носителей.

Собранные средства распределяются между авторами, испол­нителями, производителями фонограмм (видеограмм). Если соглашениями между организациями коллективного управления не установлено иное, то эти средства распределяются в таких про­порциях: авторам — 50 процентов, исполнителям — 25 процен­тов и производителям фонограмм (видеограмм) — 25 процентов.

К специальным случаям выплаты вознаграждения за исполь­зование произведения относится выплата за использование музыкального произведения, созданного для аудиовизуального про­изведения. Авторы музыкальных произведений сохраняют за собой право на вознаграждение за каждое последующее исполь­зование произведения. Это специальное вознаграждение, установленное за публичное исполнение его произведения при пуб­личном использовании аудиовизуального произведения. Такая норма соответствует международным стандартам. Указанное право на вознаграждение имеют лишь те композиторы, которые создали музыкальное произведение специально для аудиовизу­ального произведения.

 

Правовые последствия окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение

 

1. Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение истекает через семьдесят лет, ко­торые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смер­ти автора или последнего из соавторов, пережившего других со­авторов, кроме случаев, установленных законом.

 

1. После окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение оно может сво­бодно и безвозмездно использоваться любым лицом, кроме слу­чаев, установленных законом.

 

Срок действия авторских прав на произведение возникает вслед­ствие факта его создания и начинает свой ход со дня создания произведения. Срок действия авторского права действует со дня создания произведения в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти, кроме случаев, установленных ГК. Срок дей­ствия авторского права на произведения, обнародованные анонимно или под псевдонимом, заканчивается через 70 лет после того, как произведение было обнародовано.

Авторское право на произведения, созданные в соавторстве, дей­ствует в течение жизни соавторов и 70 лет после смерти послед­него соавтора. В случае, если произведение публикуется (обнародуется) не одновременно, а последовательно томами, частями, вы­пусками, сериями и т.п., срок действия авторского права определяется в отдельности для каждой опубликованной (обна­родованной) части произведения. Авторское право на произведе­ния посмертно реабилитированных авторов действует в течение 70 лет после их реабилитации. Если произведение впервые опуб­ликовано в течение 30 лет после смерти автора, то авторское пра­во на такое произведение действует в течение 70 лет с даты его правомерного опубликования. В указанных случаях срок действия авторского права истекает с 1 января года, следующего за годом, в котором истек срок действия авторского права.

Окончание срока действия авторского права на произведение означает его переход в общественное достояние. Произведения, которые стали общественным достоянием, могут свободно, без выплаты авторского вознаграждения, использоваться любым лицом, при условии соблюдения личных неимущественных прав, установленных законом. Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться специальные отчисления в фонды творческих союзов Украины за использование на территории Украины произведений, которые стали общественным достоянием. Отчисле­ния в фонды творческих союзов Украины за использование про­изведений литературы и искусства производятся в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О размерах от­числений в фонды творческих союзов Украины за использование произведений литературы и искусства» от 3 марта 1992 г.

 

В ли­тературный фонд Украины:

а) 10 процентов от общей суммы вознаграждения, начисленно­го авторам за оригинальные и переводные произведения художественной литературы. Выплачивают все расположенные на территории Украины издательства;

б) 2 процента от суммы валового сбора (или суммы по догово­ру). Выплачивают все театры (стационарные, передвижные), а также предприятия, учреждения и организации, которые предоставляют по договорам площадки для проведения спектаклей и концертов коллективами и исполнителями, которые гастролируют в Украине;

в) 0,5 процента от суммы валового сбора (или суммы по дого­вору). Выплачивают все театры и прочие организации за спектакли малых драматических форм (скетчи, одноактные водевили), а также культурно-образовательные учреждения (за произведения всех жанров);

г) 2 процента от суммы реализации. Выплачивают малые и совместные предприятия и кооперативы, которые занимают­ся издательской деятельностью и тиражированием литера­туры, за использование всех видов литературно-художествен­ных произведений отечественных и зарубежных авторов, которые не охраняются авторским правом;

 

В музыкальный фонд Украины:

а) 2 процента валового сбора, полученного от продажи билетов, или

суммы гарантированной оплаты в соответствии с договором. Выплачивают все соответствующие учреждения за музыкаль­ные представления (опера, оперетта, балет и т.п.) и эстрадные концерты, а также организации, которые выплачивают автор­ское вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений, предприятия, учреждения и организации, кото­рые предоставляют в соответствии с договорами площадки для проведения спектаклей и концертов коллективами и испол­нителям, которые гастролируют в Украине;

б) 1 процент от суммы валового сбора (выручки от реализации), полученной за использование музыкальных произведений, которые выпускаются в записи на магнитной пленке, ком­пактных дисках, пластинках и лазерных дисках. Выплачи­вают все расположенные на территории Украины предпри­ятия, учреждения и организации;

в) 10 процентов от общей суммы авторского вознаграждения, начисленной за издание музыкальных и музыковедческих произведений. Выплачивают все расположенные на терри­тории Украины издательские организации, объединения, редакции журналов.

 

В театральный фонд Украины:

а) 1 процент от суммы валового сбора от театральных спектак­лей. Выплачивают все расположенные на территории Ук­раины стационарные и передвижные театры.

В журналистский фонд Украины:

а) 6 процентов от общей суммы авторского вознаграждения, начисленного за общественно-политические, публицистичес­кие, научно-популярные произведения, информационные и иллюстративные материалы (кроме гонорара, из которого производятся отчисления в иные фонды других творческих союзов). Выплачивают телерадиовещательные организации, агентство Укринформ, Украинское независимое агентство «Новости», все расположенные на территории Украины региональные информационные агентства и издательства, объ­единения и редакции журналов и газет.

 

В кинематографический фонд Украины:

а) 1 процент от суммы валового сбора, полученного от демонст­рации киновидеофильмов. Выплачивают все расположенные на территории Украины киновидеоучреждения, за исключе­нием сельской местности.

В художественный фонд Украины:

а) 2 процента от общей суммы авторского вознаграждения или заработной платы, начисленной художникам (живописцам, скульпторам, графикам, декораторам, художникам, которые создают произведения декоративно-прикладного искусства, всем занятым в промышленности художникам-конструкторам, модельерам, макетчикам, художникам театров и кино и т.п.), как за оригинальные произведения, так и за работы по копированию и тиражированию;

б) 2 процента от суммы реализации, полученной от продажи произведений художников на комиссионных условиях.

Отчисления в Фонд осуществляют все расположенные на тер­ритории Украины предприятия, учреждения и организации, кото­рые выплачивают авторское вознаграждение и заработную плату художникам за выполнение ими художественной работы, а так­же организации, которые реализуют художественные произведе­ния на комиссионных условиях.

 

В Фонд народного творчества Украины:

а) 2 процента от общей суммы авторского вознаграждения или заработной платы, начисленной творческим мастерам, художникам народного искусства и работникам по тиражирова­нию художественных произведений (ткачество, вышивание, гончарство, резьба, художественные изделия из металла, кам­ня, дерева, соломы, живопись и декоративная роспись и т.п.);

б) 2 процента от суммы реализации, полученной от продажи произведений народного искусства на комиссионных усло­виях на выставках, ярмарках, аукционах и т.п.

Отчисления в Фонд выплачивают все расположенные на тер­ритории Украины предприятия, учреждения и организации, так­же организации, которые реализуют произведения народного твор­чества на комиссионных условиях.

 

В Фонд фотоискусства Украины:

а) 4 процента авторского вознаграждения или заработной пла­ты, начисленной за использование произведений фотоискус­ства во всех видах изданий, художественных оформлений фо­тоизданий;

б) 2 процента заработной платы, начисленной всем занятым в промышленности и службе сервиса фотографам и фотолаборантам, как за использование оригинальных произведений, так и за их копирование и тиражирование, а также от сум­мы реализации произведений фотоискусства на комиссион­ных условиях.

Отчисления в Фонд осуществляют телерадиовещательные орга­низации Украины, агентство Укринформ, Украинское независи­мое агентство «Новости», все расположенные на территории Ук­раины региональные информационные агентства и предприятия, объединения и редакции газет и журналов, а также предприятия, учреждения и организации, которые выплачивают авторское воз­награждение и заработную плату фотохудожникам, художникам, фотографам и фотолаборантам, а также организации, которые осуществляют реализацию произведений фотоискусства на комис­сионных условиях.

 

Право автора на часть от суммы продажи оригинала произведения

 

1. Автор имеет неотчуждаемое право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи ори­гинала художественного произведения или оригинала рукопи­си литературного произведения, следующего за отчуждением ори­гинала, осуществленным автором. Указанная сумма выплачи­вается продавцом оригинала произведения.

2. Право, установленное частью первой этой статьи, перехо­дит к наследникам автора произведения и наследникам этих на­следников и действует до истечения срока действия имуществен­ных прав интеллектуальной собственности на произведение, ус­тановленного статьей 446 Гражданского кодекса Украины.

 

Комментируемая статья ГК содержит так называемое «право следования», по которому автор оригинала произведения имеет право на пять процентов цены каждой следующей перепродажи после первой продажи, осуществленной автором. По закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 27) право следования распространялось лишь на оригиналы произведений изобразительного искусства. Новый ГК распространил это право и на любое другое художественное произведение, и на оригинал рукописи литературного произведения. Таким образом объек­том права следования являются оригиналы любого художествен­ного произведения: произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика и т.п.), произведения изобрази­тельного искусства, градостроительства и садово-паркового искус­ства; фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии; произведения прикладного искусства, в том числе произведения декоративного ткачества, керамики, резьбы, литья, художественного стекла, юве­лирные изделия и т.п.

Объектом права следования являются также оригиналы руко­писей литературных произведений, форма рукописи не имеет значения, — это может быть оригинал, написанный от руки, от­печатанный на печатной машинке или набранный на компьюте­ре. К литературным произведениям следует отнести любые пись­менные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или другого характера (книги, брошюры, статьи и т.п.), компьютерные программы, базы данных, музыкаль­ные произведения с текстом и без текста, драматические, музы­кально-драматические произведения; иллюстрации, карты, пла­ны, чертежи, эскизы; сценические обработки произведений, обра­ботки фольклора и прочие письменные произведения.

Субъектом этого права следования является сам автор лите­ратурного или художественного произведения, а также его наследники как по закону, так и по завещанию. Право следования действует в течение жизни автора произведения и 70 лет после его смерти. Это означает, что субъектами этого права признаются также наследники наследников в границах действия авторского права. Право следования распространяется лишь на оригиналы произведений, перепроданных после первой продажи самим автором, при условии, что перепродажа осуществляется через аук­цион, галерею, салон, магазин и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.