КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Источники конфликтов и стрессов
Классификация конфликтов
Конфликты — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Анализ и оценка конфликтов предполагают их группировку, систематизацию, деление по существенным признакам, типам и видам. Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы выделяют семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также хозяйственные, финансовые и имущественные конфликты, возникающие в условиях рыночной экономики. Для управленческой конфликтологии необходимо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом.
Рис. 2.1. Признаки, типы и виды конфликтов
3.1. Факторы поведения человека. 3.2. Объединение людей. Групповые интересы и цели. 3.3. Непосредственные причины конфликтов. 3.4. Влияние конфликтных ситуаций на человека. Стресс.
3.1. Факторы поведения человека
Исходных моментов, порождающих конфликт, по меньшей мере три: сами люди, составляющие персонал организации; совокупность социальных связей, формы поведения сотрудников; условия функционирования организации, стечение определенных обстоятельств, та или иная проблемная ситуация. Первое место в этом ряду занимают люди с присущими им свойствами, несовместимостью в конфликтных условиях их интересов, ценностных установок и манеры общения. Сущность человека заключается в диалектически противоречивом единстве его потребностей и способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность. Эти понятия и определяют разные стороны сущности человека. Индивид — это живой организм, биологическое существо человеческого рода, с присущими ему физиологией, психикой и возможностями приспособления к социальной среде. Личность — более широкая совокупность качеств человека, формирующихся под влиянием как природных свойств, так и социальных факторов. Если индивидом человек рождается, личностью он становится. В отличие от индивида личность — не статист исторического развития, а активно действующий субъект и объект социальных связей. Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным. Наблюдательность и взятые на вооружение рекомендации специалистов помогают вернее оценить потенциал личности, дать интегральную характеристику физических, психических, духовных и иных способностей, т.е. объективно распознать интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества. Среди важнейших свойств человека, которые аккумулируют его качества, своей особой социальной значимостью выделяются справедливость, ответственность, правосознание. Характер человека проявляется, в первую очередь, в отношениях к обязанностям перед обществом, другим людям и самому себе. Еще одно свойство отличает человека — это рефлексия, т.е. самоанализ своих знаний и поступков, размышление об их значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми. Стороннее мнение о себе люди узнают в процессе общения. Для рефлексии исключительно значима информация этой «обратной связи».
Рис. 3.1. Направление «обратной связи»
Особенности темперамента, характера и рефлексии могут проявляться в самых разнообразных формах, приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. В условиях трудовой, профессиональной деятельности к основным из них относится ролевой конфликт, теснейшим образом связанный с социальным статусом человека. Статус — это позиция человека в социальной системе, которая предполагает определенные обязанности и права. В отличие от статуса, социальная роль представляет собой совокупность действий, предпринимаемых личностью для подтверждения своего статуса. Иными словами, каждый статус — своего рода набор ролей. Если личность не играет ожидаемой роли, то она вступает в конфликт с общностью — конфликт ролевого ожидания. Если работнику не удается гармонизировать несколько возложенных на него ролей, возникает конфликт между ролями — конфликт ролевого исполнения. Нередко внутриличностный конфликт принимает форму функциональногои, как следствие,внутреннего дискомфорта.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |