Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Римско-католическая церковь и ее роль в средневековом обществе в Западной Европе




ТЕМА 7. ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО НА ЗАПАДЕ И НА ВОСТОКЕ. (1 час)

Церковь сыграла особую роль в истории средневекового обще­ства. К моменту возникновения варварских королевств христиан­ство около двух веков являлось официальной религией Римской империи. Из духовной общины церковь превратилась в социаль­но-политическую организацию со своей иерархией. Теократичес­кая доктрина рассматривала церковь как единственную организа­цию, которой принадлежит право быть посредником между Богом и людьми.

«Варварские» короли принимали ортодоксальное христианство ради поддержки церкви. Так, Карл Великий опирался на церковь для идеологической консолидации Франкской империи. В 800 г. папа Лев III провозгласил Карла императором Римской империи. В лице императора франков церковь получила защитника своих обширных земельных владений и иммунных прав. Император уза­конил церковную десятину.

Христианская церковь стала крупным земельным собственни­ком. Ей принадлежало около 1/3 обрабатываемых земель. В VII в. оформляется церковная юрисдикция: устанавливается церковный иммунитет священнослужителей (запрет светского влияния в дела церкви). Позднее церковь приобретает права сеньориального суда в отношении подвластного населения, зависимых сословий, вас­салов. Одновременно христианская церковь превращается в независимую, автономно управляющуюся централизованную полити­ческую и духовную организацию. Государственные дела стали рас­сматриваться римскими папами как один из важнейших аспектов деятельности церкви.

В X—XI вв. христианская церковь переживает упадок. Во-пер­вых, притязания Западной церкви на особую политическую роль вызвали отрицательное отношение византийских императоров и восточного духовенства. В 1054 г. единая христианская церковь разделилась на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) церкви. Во-вторых, с распадом империи Каролингов католическая церковь попадает в зависимость от светской власти. Так, германский император Оттон I, стремившийся восстановить Римскую империю, добивает­ся права инвеституры — назначения и утверждения в сане иерар­хов церкви (епископов, а фактически и пап).

В XI—XII вв. происходит «папская революция». Начиная с Гри­гория VII, римские папы активно претендуют на руководство всем христианским миром. Католическая церковь превращается в надтерриториальную, общеевропейскую монархию со своими поли­тическими, финансовыми, дипломатическими, судебными органа­ми. В условиях феодальной раздробленности католическая церковь являлась самым стабильным институтом феодального общества, что способствовало укреплению ее авторитета.

В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиции — специальных церковных трибуналов для борьбы с еретиками, вра­гами церкви и религии, а также для защиты устоев христианства. В основном инквизиция была отдана в руки нищенствующих ор­денов (преимущественно доминиканцев). Инквизиторы наделя­лись неограниченными полномочиями и подчинялись непосред­ственно папе. В случае неповиновения инквизиторам местные епископы и светские власти могли быть преданы проклятию.

Таким образом, католическая церковь превратилась в основной институт, санкционировавший социально-политическую систему феодализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.