Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники мусульманского права




Мусульманское право

Мусульманское право — шариат («надлежащий путь следования, жизни»). Его возникновение и оформление связано с эволю­цией арабской государственности от небольшой патриархальной, религиозной общины начала VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII—X вв. (при дина­стии Омейядов и Аббасидов).

Шариат возник и развивался как конфессиональное право, сли­тое с религиозной догматикой ислама и мусульманской моралью. Теология устанавливает догмы, а шариат предписывает верующим действия, которые они должны или не должны совершать. Поэто­му мусульманское право является неотъемлемой частью ислама, выражением его идеологии.

В основу шариата положены представления об обязанностях мусульманина. Выделяются обязанности по отношению к другим людям (гражданские обязательства, подаяния бедным) и по отно­шению к Аллаху (ибадат): ежедневное совершение молитвы, со­блюдение поста, правил захоронения и т.д.

В то же время в шариате существует понятие прав индивида. Особенностью норм шариата является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Ког­да одна из сторон не является мусульманином, религиозный прин­цип отступает.

В структуре шариата выделяются правила божественного свой­ства (Коран) и доктринально-нормативная часть (фикх). Фикх — наука, теория мусульманского права, изучающая источники шари­ата и нормы материального права, которые вытекают из расхож­дений в толковании божественного закона.

1. Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых Мухаммеду. Коран включает в себя 114 сур (глав), 6219 стихов. Лишь 500 стихов содержат правила поведения мусульман. Большинство из них носят казуаль­ный характер — конкретные толкования, данные пророком в связис частными случаями. Но многие установления имеют неопределенный вид и могут приобретать разный смысл.

2. Сунна — «священное предание» — состоит из рассказов (хадис) о поступках Мухаммеда, изложенных его последователями.

Хадисы содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее достоверных из них относился к усмотрению богословов и судей. Поэтому стали выделять аутентичные (достоверные) хадисы, которые и послужили основой для выработки правовых норм.

3. Иджма — «общее согласие мусульманской общины». Появле­ние иджмы связано с необходимостью урегулирования новых пра­вовых ситуаций на принципах первоисточников ислама. Правовые

пения становились обязательными для верующих и обретали форму закона на основе единодушной поддержки компетентных лиц муфтиев и муджтахидов. Иджма имеет огромное практическое зна­чение: только записанные в иджму нормы подлежат применению современными мусульманскими судьями.

4. Кияс (с 10 в.) — решение правовых дел по аналогии. Этот способ толкования и применения права позволял быстро урегулироать новые общественные отношения.

По мусульманскому праву юридическое положение лица опре­делялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. Неполноправное население — зиммии (христиане, иудеи). Они платили тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись лишь в тех случаях, когда зиммии заключали сделки с мусульманами или совершали пре­ступления. Рабы не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество.

В гражданском праве шариат исходит из неприкосновенности собственности. Праву собственности приписывалось божествен­ное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и нео­граниченное, собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи. Верховным собственником всех земель халифа­та признавалось государство. Выделялись земли, составлявшие первоначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией). Здесь могли селиться только мусуль­мане. Завоеванные земли становились собственностью государства и поступали в распоряжение халифа и эмиров. Местное население рассматривалось как арендаторы, обязанные выплачивать налог (харадж).

Классификация земельной собственности:

— общинное землевладение с выплатой в казну ренты-налога;

— земли членов правящего дома (земли савафи) и земли рели­гиозных учреждений (земли вакфы) не облагались налогами и не подлежали отчуждению;

— земли в форме икта — казенные земли, которые на правах условного владения получали государственные чиновники и офицеры. Они имели право взимать в свою пользу причита­ющуюся казне ренту-налог и могли переходить по наслед­ству, если сын наследовал должность отца;

— мульк — частная феодальная собственность, имела подчи­ненное значение по сравнению с государственной собствен­ностью и общинным землепользованием.

Шариат ввел понятие «вакуф» — имущество, переданное соб­ственником на религиозные или благотворительные цели. Оно освобождалось от государственного обложения и изымалось из торгового оборота.

Для обязательственного права характерно распространение од­носторонних обязательств — обетов. Обязательственные отноше­ния запрещали закабаление и ростовщичество. Однако на практи­ке запрет нарушался.

В семейном праве шариат исходит из мужского превосходства, полигамии (многоженства), ограничения права на развод. Брак рассматривался как религиозная обязанность мусульманина. Фор­мально требовалось согласие сторон, но так как родители вправе были выразить волю невесты, то он часто выступал в качестве сво­еобразной торговой сделки. Мусульманин не имел права всту­пать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Однако мусульманину разрешалось жениться на иноверках (муж обратит жену в ислам), женщинам — запрещалось заключать брачные со­глашения. Браки, нарушавшие эти условия, расторгались.

Коран признавал право иметь до 4 жен одновременно. Муж обя­зывался предоставить жене имущество, жилище, одежду, которые соответствовали бы ее положению. Разрешалось применять к женам наказания, в том числе телесные. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламенти­ровалось. Жена могла потребовать развода только через суд, ссыла­ясь на строго очерченные основания. Для мужчины существовало несколько видов разводов: временный развод (с испытательным сроком); развод в упрощенной форме (произносится установленная фраза «ты отлучена»). Допускалось наследование по закону и по за­вещанию. Особенность шариата в том, что наследованию подлежа­ли только имущественные права, а не обязанности.

Правосудие в мусульманском праве осуществляет духовенство. Высший судья государства — халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Коллегия виднейших богословов (од­новременно и правоведы) назначала судей — кадиев и уполномо­ченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие — представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Решения кадия мог из­менить только сам халиф или лица, им уполномоченные.

Судебный процесс носил состязательный, обвинительный ха­рактер.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВОГО ВРЕМЕНИ.

ТЕМА 9. ЭПОХА БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ: АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. (6 часов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.