Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каноническое право в странах Западной Европы в эпоху средневековья




Предмет канонического права (права христианской церкви оформляется к XI веку: помимо установлений для церковной организации, выделяются нормы брачно-семейного, наследственного, гражданского, уголовного, процессуального права.

На протяжении многих столетий христианские принципы се­мейных отношений заменяли национальное брачно-семейное пра­во. Каноническое право базировалось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривал­ся как божественная связь, таинство. Брачные узы считались не­расторжимыми и могли быть прекращены только со смертью од­ного из супругов. Однако церковь допустила раздельное прожива­ние супругов в случае доказанной измены или проявления жестокости. Затем каноническое право признало возможность раз­вода, производимого церковной властью. Каноническое право су­щественно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны. Хотя муж являлся главой дома, но руководить женой он мог в разумных пределах. Имущество жены (приданное, дары) передавалось под опеку мужа, а не в собствен­ность.

Каноническое право существенно изменило институт наследо­вания. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлага­лось направить его на богоугодные деда. Каноническое право вне­сло коррективы в институт завещания. Завещание рассматривалось как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рассматривалась как разновидность греха. Вводится новый порядок составления завещания: письменный документ, скрепленный свидетелями и наследодателем в присутствии свя­щенника. Впоследствии были признаны устные завещания — пос­ледняя воля, выраженная священнику или свидетелям. Священник мог распорядиться частью имущества на благо души умершего. Однако за родственниками резервировались 2/3 имущества. На­следник получал право отказаться от наследства.

В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право детально разрабатывает:

— институт доверительной собственности (имущество, пере­данное в дар церкви, а священники — доверенные лица, ис­пользующие собственность во благо прихожан);

— институт корпорации имущества или корпорации-учрежде­ния (предполагал персонификацию целей, которым должна была служить собственность);

— институт защиты владения: совершенствуется виндикационный иск — прежний владелец, лишенный собственности

насильно или обманом, должен вначале восстанавливаться во владении на основании простых доказательств неправо­мерного лишения владения;

— понятие «клятвенного заверения»: нарушение клятвы рас­сматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы договора не служило оправ­данием невыполненных обязательств;

— принцип эквивалентного обмена или справедливой цены, т.е. осуждалась чрезмерная, постыдная прибыль при заклю­чении договоров, осуждалось ростовщичество.

В уголовном праве первоначально не различалось понятие пре­ступления и греха (преступления против Бога). За преступления налагались епитимий — религиозное искупление. Впоследствии стали различать грехи и мирские преступления, подсудные светс­кой власти. Однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уго­ловного права. Появилось понятие «преступного греха», т.е. нано­сящего вред церкви и обществу. Юрисдикции церкви подлежали преступления мирян против религии (ересь, святотатство, колдов­ство, ростовщичество), клевета, половые и брачные преступления. По мере укрепления королевской власти сфера действия канони­ческого права сужается. В XVI в. принимаются королевские акты, запрещавшие церковным судам рассматривать дела в отношении светских лиц. Каноническое право детализировало понятие «вины»: было проведено различие между умыслом и небрежнос­тью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представ­ление о причинной связи в уголовном праве: выделялись отдален­ные и непосредственные, привходящие причины. Каноническое право разработало систему наказаний. Различались санкции про­тив духовных лиц (разжалование, низвержение сана, обязанность совершать богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост, возмещение вреда, совершение богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интердикт — временное запрещение совершать обряды и богослужения (в том числе на территории целого государства) — исключал человека из системы общественных связей. Подданные освобождались от при­сяги отлученному государю. Анафема — вечное проклятие — ли­шало человека всех гражданских прав и ставило его вне закона.

Инквизиционное судопроизводство способствовало развитию процессуальной техники. Развивается розыскной процесс, который начинался по инициативе церковного суда, его целью было выяснение истины. Инквизиционный процесс предусматривал:

— обязательное письменное делопроизводство;

— показания под присягой и ответственность за лжесвиде­тельство;

— институт представительства обвиняемого (адвокаты);

— поддержание обвинения особым лицом — обвинителем.

В системе доказательств на первый план выходит собственное признание (в том числе добытое под пыткой), письменные дока­зательства.

 

ТЕМА 8. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО. (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.