КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформы системы государственного управления первой четверти XVIIi в
План лекции: 1. Причины реформ системы государственного управления в первой четверти XVIII в. 2. Реорганизация высших органов управления. Сенат. 3. Реформы центральных органов управления. Коллегии. 4. Подчинение церкви государству. Синод. 5. Реформирование системы местного управления.
Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п. Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция). Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти. Отдельные черты абсолютизма в России проявлялись с середины XVII в., но только со времени правления Петра I (1689-1725) самодержавная монархия приобрела характер абсолютной, когда "верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю". Расширение и бюрократизация государственного аппарата требовали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновничества гражданского аппарата. Законодательство Петра I ввело обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На службу государства были привлечены церковь и многочисленное духовенство. Приток новых бюрократических сил вызвал создание бюрократической иерархии служилых чинов, установленной "Табелью о рангах" 24 января 1722 г. В замещении постов в армии, на флоте и в государственном аппарате "Табель" учитывала не только знатность, но и личные заслуги, способности, опыт. В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии - в центре, губернаторы, воевода, комиссары и другие органы - на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была "чиновничье-дворянская монархия". Монархия Петра I носила характер "просвещенного абсолютизма". Опираясь на философию естественного права, Петр I все свои действия оправдывал "всенародными пользой и нуждами". "Просвещенный абсолютизм" Петра I сочетался с усилением карательного аппарата. Абсолютная монархия представляла собой "регулярное" полицейское государство Полицейская регламентация пронизывала все стороны деятельности бюрократического аппарата "Генеральный регламент" 28 февраля 1720 г. установил порядок деятельности и делопроизводства государственных учреждений России. "Регламенты" имели все коллегии. В условиях длительной Северной войны (1700-1721), народных волнений и восстаний государственный аппарат управления и суда в стране носил военно-полицейский характер. Боярская дума к концу XVII в потеряла свое былое значение. В 9С 1 годы Дума еще собиралась, но основные вопросы внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя из в "именных" указах. Состав Думы за последнее десятилетие века сократился более чем вдвое. Обычно на ее заседаниях в 1700-1701 гг. присутствовало 30-40 членов. В 1699 г. при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются - Консилией (или Конзилией) министров (так назывались иногда начальники приказов), где обсуждались различные вопросы управления государством. В отсутствие царя Консилия министров управляла государством. Боярская дума перестала собираться. Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров. 22 февраля 1711 г., накануне отправления в Прутский поход, был утвержден указ об учреждении Правительственного Сената, который, по- видимому, вначале предполагался царем как временный орган ("для отлучек наших"), но вскоре превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение. Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем. Сенат был законосовещательным учреждением, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа. Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г. фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред, о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т.п. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.). В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы стал бюрократическим учреждением с назначаемыми чиновниками, делопроизводителями и подведомственными учреждениями. С созданием коллегий их президенты с 1718 г. вошли в состав Сената. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Ближайшим помощником генерал-губернатора был обер-прокурор. В коллегии и надворные суды были назначены прокуроры. Созданный в конце правления Петра I сложный бюрократический государственный аппарат требовал элементарного надзора, органом которого и стал Сенат. Главную роль в осуществлении этого надзора играл генерал-прокурор, который, действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, выступал как "око царево и стряпчий о делах государственных". За первые 14 лет существования Сенат из высшего органа управления государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве. Когда в 1700 г умер патриарх Андриан, Петр I решил "обождати" с избранием нового патриарха. Временно во главе духовенства был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский.Высокообразованный деятель церкви, поклонник преобразований Петра I, псковский епископ Феофан Прокопович по заданию и с помощью царя составил "Духовный регламент" и научный трактат "Правда воли монаршей", в которых давал теоретическое обоснование абсолютизма. 25 января 1721 г. Петр I утвердил "Духовный регламент", по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) в Святейший правительствующий Синод. 11 мая 1722 г для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора. В 1699 - 1701 гг. была проведена реформа центрального управления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. Реформа 1718 - 1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Всего было создано 12 коллегий. Важнейшими, "государственными" считались три первых: Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер-, Штатс-контор-, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная - делами господствующего дворянского сословия и Главный магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 28 февраля 1720 г был "Генеральный регламент", определивший единообразие организационного устройства, порядок деятельности и делопроизводства. На протяжении XVIII в. этим законом руководствовались все правительственные учреждения России. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более четкой компетенцией. Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат. В условиях новых исторических старая система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, ведомственной пестротой, неопределенностью функций перестала удовлетворять. Аппарат воевод и губных старост не мог быстро и решительно бороться с различными проявлениями народного недовольства, взыскивать налоги, осуществлять наборы в армию, проводить предписанные из центра преобразования. В 1699 г. из-под власти воевод было выделено посадское население. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы городов получили право выбирать из своей среды бурмистров, объединившихся в бурмистерские (земские) избы. Указом 18 декабря 1708 г "для всенародной пользы", были созданы 8 губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 г. Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. В 1713 г. создается Рижская губерния, с упразднением Смоленской, а в 1714 г. - Нижегородская и Астраханская. Это были обширнейшие административно-территориальные единицы, не равные по территории и населению. Губернаторы получили чрезвычайные полномочия: каждый из них не только имел административные, полицейские, финансовые и судебные функции, но и являлся командующим всех войск, расположенных в подведомственной ему губернии. Губернатор управлял губернией с помощью губернской канцелярии, где находились дьяки и подьячие (последние вскоре стали называться секретарями). Ближайшими помощниками губернатора являлись вице-губернатор и ландрихтер. Каждая губерния включала сложившиеся в XVII в. уезды, во главе которых вместо воевод с 1710 г. стояли коменданты. Губернаторы, коменданты и другие чиновники исправляли свою должность без срока; между этими чиновниками существовало более четкое разделение дел и бюрократическая соподчиненность. Первая реформа местного аппарата 1708 - 1715 гг. несколько упорядочила правительственный аппарат, разрушив ведомственную пестроту и принципы территориального деления и управления. Вызванная введением подушной подати реформа 1719-1720 гг. явилась продолжением первой административной реформы. В мае 1719 г. территория каждой губернии (всего к этому времени существовало 11 губерний) была разделена на несколько провинций. Всего учреждалось 45 провинций, а вскоре их число возросло до пятидесяти. Как административно-территориальная единица губерния продолжала существовать, однако основной единицей территориального деления сделалась провинция. Во главе важнейших провинций стояли генерал-губернаторы, губернаторы и вице-губернаторы, а во главе остальных - воеводы. Почти одновременно с местной реформой в 1719 г. была проведена судебная реформа (1720), по которой была сделана попытка отделить суд от администрации путем создания двух самостоятельных судебных инстанций; нижних (провинциальных и городовых) и надворных судов. Несмотря на создание местных органов отдельных коллегий и провозглашенное отделение суда от администрации, губернаторы и воеводы активно вмешивались в деятельность местных органов ведомств и судов. В 1723-1724 гг. была завершена реформа городского сословного управления. Регламент Главного магистрата подразделял горожан на "регулярных" и нерегулярных ("подлых"). "Регулярные" подразделялись на гильдии и цехи. Гильдии и цехи имели своих старшин, которые заведовали как сословными делами, та и выполнением некоторых функций государственного управления в облает полиции и финансовых сборов (учет тяглового населения, взимание подуи ной подати, проведение рекрутских наборов и т.д.). В 1723-1724 гг. были созданы городовые магистраты, заменившие бурмистерские избы. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из президента, 2 - 4 бурмистров и 2-8 ратманов (в зависимости от значения и величины города). Эти должностные лица выбирались не из всего посадского населения, а лишь из "граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных" В ведении магистратов находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские, финансовые и хозяйственные дела. Важнейшие судебные решения магистратов передавались на утверждение надворных судов. Магистратам подчинялись гильдии и цехи. В небольших городах учреждались ратуши с более простым устройством и узкой компетенцией.
Контрольные вопросы: 1. Назовите причины реформ первой четверти XVIII в. 2. Дайте определение абсолютной монархии и назовите ее основные характеристики. 3. Укажите, какие из признаков абсолютной монархии сложилсь в стране к началу XVIII в. 4. Сравните роль и место Боярской думы и Сената в систему управления Российским государством в конце XVII – начале XVIII вв. 5. С какой целью были введены в действие «Табель о рангах» и «Генеральный регламент»? 6. Как складывались взаимоотношения церкви и государства при Петре I? 7. Чем коллегии отличались от приказов? 8. Охарактеризуйте этапы проведения губернской реформы первой четверти XVIII в. 9. В чем суть проведенной в первой четверти XVIII в. судебной реформы? 10. Опишите цели деятельности и состав городовых магистратов.
Литература: 1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008. 2. Геллер, М. История Российской империи [Текст]: В 2 т. / М. Геллер. – М.: МиК, 2001. 3. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009. 4. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995. 5. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.
Электронные ресурсы: 1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/ 2. Библиотека ХРОНОСа [Электронный ресурс] – http://www.hrono.info/literatura.html 3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml 4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1 5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/ 6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/ 7. Энциклопедия истории России. 862-1917 [Электронный ресурс]: CD. – «КОМИНФО», Новый диск». 2006.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |