Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного управления в первой половине XIX в




План лекции:

1. Проекты либеральных реформ. «Введение к Уложению государственных законов» М.М, Сперанского.

2. «Теория официальной народности» и ее роль в развитии российской монархической государственности.

3. Эволюция органов высшего и центрального управления в первой половине XIX в.

 

 

Первая половина XIX в. характеризовалась кризисом феодально-крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования капиталистического уклада. Это отражалось и на самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало все углубляющийся кризис. Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным уступкам.

У наиболее дальновидных чиновников России возникали более последовательные и широкие планы преобразования государственного строя. Характерными в этом отношении являлись планы крупнейшего государственного деятеля М. М. Сперанского, занимавшего ряд важнейших государственных постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов". В этом проекте Сперанский указывал на нарастание недовольства народных масс крепостнической системой и в целях предотвращения революции рекомендовал царю дать стране конституцию, которая должна будет только "облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности ту же силу и то же пространство самодержавия". Этими формами, прикрывавшими самодержавие, должны были явиться: элементарная законность, выборность и ответственность чиновников, новые буржуазные начала организации суда и государственного контроля, разделение властей и т п. Сперанскому удалось осуществить лишь некоторые мероприятия: 1 января 1810 г. был учрежден законосовещательный Государственный совет; 25 июня 1811 г. - "Общее учреждение министерств", которое вводило бюрократическое единообразие в организацию и деятельность министерств; в 1810-1812 гг. проведен ряд финансовых мероприятий. Объективно планы Сперанского были направлены на ограничение самодержавия.

К 1819 г. Н.Н. Новосильцев представил Александру I "Государственную грамоту Российской империи" - умеренный конституционный проект, расширявший политические права дворян, но не содержавший уже никаких элементов буржуазной государственности.

Монархия первой половины XIX в., помимо склонности к лавированию, имела еще целый ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к более тщательному юридическому обоснованию не только власти, но и всей политики абсолютизма. Другая опора самодержавия - его идеология, государственная доктрина - переживала кризис. Попытки заимствовать содержание и методы западноевропейской реакционной религиозной идеологии в 10-х годах XIX в. потерпели крах К 30-м годам окончательно сложилась "национальная" государственная доктрина самодержавной России - теория "официальной народности", основными идеями которой были: самодержавие, православие и народность (последнее понималось как покорность широких народных масс всем порядкам феодально-крепостнического государства).

Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными еще от XVIII в., ряда новых учреждений. Важное значение в государственном строе России имел Негласный (неофициальный) комитет, существовавший с 9 мая 1801 г. по 9 ноября 1803 г. Он состоял из так называемых "молодых друзей" Александра I: П. А. Строганова, А. Чарторижского, В. П. Кочубея и Н. Н. Новосильцева. На заседаниях Комитета обсуждалось большинство правительственных мероприятий начала XIX в., в том числе и проекты реформ государственного аппарата (реформы Сената, создание министерств, реформы просвещения и т.д.).

Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем из влиятельных чиновников России; по должности в состав Совета входили министры. Председатель Государственного совета назначался императором. Аппарат Государственного совета состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и государственной канцелярии. В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров. Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах. Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета. Кроме того, с 30-х годов XIX в. установилась практика еженедельных докладов царю управляющими отдельными ведомствами.

В первые годы царствования Александра 1 проводится ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата. Однако ни одна из них не была доведена до конца. В результате Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора, который со времени возникновения министерств был одновременно министром юстиции-

Возникшая еще в конце XVIII в. Собственная его императорского величества канцелярия приобрела характер общегосударственного высшего учреждения с 1812 г. В условиях кризиса феодально-крепостного строя и возрастания бюрократического централизма эта канцелярия превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. 31 января 1826г. в составе канцелярии были созданы первое и второе отделения, 3 июля 1826 г. - третье, 26 октября 1828 г. - четвертое, 29 апреля 1836 г. - пятое, и, наконец, 30 августа 1842 г. - шестое отделение. Каждое из этих отделений составляло самостоятельное высшее государственное учреждение с особым начальником, ответственным только перед императором, штатами и делопроизводством.

В условиях усложнения задач государства необходимы были новые формы более гибкого и оперативного центрального управления. Новая система управления - министерская, основанная на принципе единоначалия, созрела еще в недрах старой коллегиальной системы. В начале XIX в. происходит замена коллегиального управления министерским. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России создавались первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища. Коллегии были сохранены и расписаны между министерствами. В одних случаях в состав министерства вошла одна коллегия, в других - по нескольку.

С 1803 г. новые министерские принципы управления, прежде всего единоначалие, начинают распространяться в отдельных министерствах - коллегиях. Но в большей части министерств эти изменения произошли только после преобразовании 1810-1811 гг. Особое место в истории министерств заняло "Общее учреждение министерств" 25 июня 1811 г., определившее единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями. Каждое министерство получило следующую структуру: во главе министерства стоял министр с товарищем; при министре имелись канцелярия и совет. Рабочий аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, которые делились на отделения, а отделения - на столы. В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия.

Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Закон предписывал министерствам подавать ежегодные финансовые Отчеты в Министерство финансов и Государственный совет, а о "видах и Предприятиях к усовершенствованию' сообщать самому царю.

Основными административно-территориальными единицами дореформенной России являлись губернии и уезды. В начале XIX в. (1803) число губерний возросло до 48, а к середине века (1850) достигло 52. "Особенное" управление сохранилось лишь в некоторых местностях России, главным образом на окраинах, где трудности связи с центром требовали расширения прав местной администрации. Наместники существовали в царстве Польском (с 1815 г.), на Кавказе (1844-1845 гг.), а генерал-губернаторы - в Финляндии, Западной и Восточной Сибири, Прибалтике, Оренбургском крае, Новороссии, а также в столицах государства (Петербурге и Москве). Если в начале XIX в. были 3 генерал-губернаторства (с восемью губерниями в них), то в 1850 г. было 10 генерал-губернаторств с двенадцатью губерниями.

С начала века сложилась ведомственная ("линейная") система управления; все местные должностные лица и учреждения (за исключением наместников и генерал-губернаторов) были распределены по соответствующим министерствам-ведомствам.

Уезд являлся самой мелкой административной единицей. Увеличение населения в уездах и рост крестьянских волнений вызвали необходимость разделения уездов на более мелкие территориальные полицейские единицы По "Положению" 3 июня 1837 г. учреждались станы. В каждый стан осуществлении своих полицейских функций становой пристав опирался на сельскую выборную полицию удельных и государственных крестьян - сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков. Центром стана являлось местечко или заштатный город.

Специфика управления отдельными окраинами определялась местными задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с борющимися за свою независимость горскими народами, в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и т. п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной "независимости" от центральных, а порой и высших правительственных учреждений.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем суть государственных преобразований, проводившихся в первой половине XIX в.?

2. В чем проявилось следование политике «просвещенного абсолютизма» в реформах систему государственного управления Александра I?

3. Какие цели преследовал проект государственных преобразований М.М. Сперанского и почему он не был реализован?

4. Почему при Александре I не была ведена в действие конституция?

5. Дайте характеристику Государственному совету как высшему органу управления российским государством в первой половине XIX в.

6. Какие высшие органы государственного управления первой половины XIX в. взяли на себя функции, которые в XVIII в. принадлежали Сенату?

7. Для чего в начале XIX в. коллегии были заменены министерствами?

8. Охарактеризуйте функции и основные направления деятельности Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

9. Назовите основные административно-территориальные единицы российского государства первой половины XIX в.

10. В чем в первой половине XIX в. была специфика управления окраинами российского государства?

 

Литература:

1. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

2. Геллер, М. История Российской империи [Текст]: В 2 т. / М. Геллер. – М.: МиК, 2001.

3. История государственного управления в России: Учебник / Под общей ред. Р.Г. Пихои. – М., 2009.

4. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

5. Хрестоматия по истории России [Текст]: учеб. пособие / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. – М.: Проспект, 2004. – 588 с.

 

Электронные ресурсы:

1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс] – http://www.hist.msu.ru/ER/

2. Библиотека ХРОНОСа [Электронный ресурс] – http://www.hrono.info/literatura.html

3. История (документы, материалы) [Электронный ресурс] – http://elibrus.1gb.ru/ist.shtml

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. История [Электронный ресурс] – http://www.catalog.vlgmuk.ru/?2.15.0.0.3.0.1

5. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: Исторические документы [Электронный ресурс] – http://historydoc.edu.ru/

6. Российский электронный журнал «Мир истории» [Электронный ресурс] – http://www.historia.ru/

7. Энциклопедия истории России. 862-1917 [Электронный ресурс]: CD. – «КОМИНФО», Новый диск». 2006.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.