КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние проблемы. Под термином портфолио понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. В наш век высоких технологий портфолио дизайнеров, фотохудожников, модельных и рекламных агентств, творческих мастерских широко представлены в интернете. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в интернете. На запрос "портфолио школьники образование" в поисковой системе Яндекс выдается более 2000 найденных страниц. Число запросов "портфолио" в Яндексе за месяц превышает 15 000.
Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией. Еще больше разброс мнений относительно содержания понятия "электронное портфолио". Поэтому, говоря о портфолио, во избежание недоразумений имеет смысл уточнять авторское понимание идеи портфолио. В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования". В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы. В упомянутом выше документе "Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы" дается следующая трактовка понятия портфолио: "Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи: 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)." Следует отметить, что авторы документа дали весьма широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании. Более того, в документе особо подчеркивается педагогическая составляющая портфолио: "Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: - поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; - формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации." Документ предлагает использовать три основные типа портфолио: - Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. - Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. - Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Многие из возникающих вопросов в трактовке идеи портфолио должны были разрешиться в ходе проводившегося эксперимента. В эксперименте проходили апробацию различные модели портфолио, конкретные варианты которых могли разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети. В эксперименте предстояло отработать: - структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов, - варианты представления итоговых документов, - формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы, - возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке, - период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.). По заявлению участвующих в эксперименте образовательных учреждений, идея портфолио была принята школой. Большинство учащихся, родителей и педагогов с энтузиазмом отнеслись к возможности иметь портфолио. В школах, в образовательных округах стали чаще проводиться мероприятия, которые позволяли наполнять портфолио школьников новыми творческими достижениями и победами. Хочется привести цитату из статьи "Портфолио как механизм воспитания активности школьника и регулятор взаимоотношений в классе" классного руководителя школа № 97 О.С.Эндзюлис (http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15): "Создание портфолио ученика вызвало разные мнения у родителей и ребят. Никто не остался равнодушным. Вместе с ребятами и родителями решили, что это будет книга достижений каждого ученика и всего класса. Ребята с удовольствием делились своими достижениями вне школы, приносили грамоты, сертификаты, стали более открыто говорить о себе, радовались успехам друг друга, гордились теми, кто проявил себя в городе и крае. Так, Клейменовой Людмиле был вручен диплом за второе место в создании проекта «День победы». Если раньше спортивные достижения ребят обсуждались незаметно в группе близких друзей, то сейчас это стало достоянием класса. Особенно создание портфолио полезно для замкнутых, стеснительных и вновь прибывших детей. Так, Паша Лебединский стеснялся читать, сочиненные им стихи, а к Дню Победы принес свои стихи, и предложил поместить их в портфолио. После любого мероприятия все награжденные следили, чтобы их лист достижений пополнялся. Нет необходимости добиваться признания одноклассников для «новеньких» детей, как само собой разумеющееся ребята рассказывают о себе, своих достижений." В то же время широта предложенной трактовки портфолио создавала определенные проблемы при создании действенных механизмов формирования и оценивания портфолио. Для того чтобы портфолио вызывало доверие, нужны механизмы, обеспечивающие достоверность и прозрачность его наполнения. Очевидно, что в соответствии с разными задачами использования портфолио, применяются разные системы его оценивания. Одни элементы портфолио могут быть оценены и подтверждены формально, другие элементы — неформально. Вопросы, в основном, возникают в отношении той части портфолио, которая подразумевает неформальные оценки и свободный (нерегламентированный) способ добавления таких оценок в портфолио. Какие существуют гарантии, что негативные или критические оценки не исчезнут из портфолио? Не превратится ли портфолио в набор комплиментарных оценок достижений ученика? Как убедиться в том, что отзыв от эксперта не был "нарисован" самим учеником? Предполагается, что портфолио может быть предъявлено при поступлении в ВУЗ. Приемная комиссия ВУЗа в первую очередь будет рассматривать ту часть достижений абитуриента, которая подтверждена документально (официальные сертификаты, грамоты, дипломы и пр.). Будут ли учитываться иные компоненты портфолио, которые могут оцениваться весьма нестрого? Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер. В этой работе были как свои положительные достижения, так и определенные ошибки. Как реакция на столь широкое участие школьных коллективов в работе над портфолио, окружной методический кабинет Юго-восточного учебного округа г. Москвы выпустил документ, в котором охарактеризованы типичные ошибки при составлении портфолио учеников, и даются рекомендации по их устранению. Среди ошибочных подходов к формированию портфолио отмечены, например, следующие: - нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио, - сбор материалов вместо ребенка, "по его поручению", - игнорирование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д., - заформализованность и бессодержательное соревнование при сборе портфолио, - сбор в портфолио только официальных документов, - подмена портфолио зачетной книжкой, - подмена портфолио характеристикой классного руководителя или педагогического совета, - стремление оценить баллами все материалы портфолио и другие. На наш взгляд, одним из положительных моментов широкого общественного обсуждения концепции портфолио применительно к школе стал естественный перенос такового подхода к оценке компетенций на преподавательский состав и даже на школы в целом. Речь часто заходит, например, о портфолио школы, гимназии, лицея (http://atlas.nevarono.ru/ sc/498/file_4.htm). По мнению авторов таких предложений, портфолио учителей поможет в прохождении профессиональной аттестации и получении более высоких разрядов. Портфолио образовательного учреждения безусловно поможет учительскому коллективу привлекать в свою школу учеников, участвовать в проектах и конкурсах на получение грантов. В статье "Портфолио: за и против" (http://ps.1september.ru/articlef. php?ID=200406920), составленного по материалам проведенного круглого стола, обсуждаются результаты эксперимента по внедрению портфолио в школы. Как показало обсуждение на круглом столе, самый спорный вопрос состоит в том, следует ли устанавливать на федеральном уровне единые критерии в оценке портфолио. В эксперименте каждый пилотный регион решал эту задачу самостоятельно. Результаты проведенного мониторинга показали, что в ходе эксперимента так и не удалось выработать четкие, обоснованные, прозрачные критерии оценки отдельных компонентов и разделов портфолио. Где-то действует двухбалльная шкала оценок, где-то 50-балльная. Указанное обстоятельство затрудняет построение объективного образовательного рейтинга учащихся. Выступления участников обсуждения имели зачастую прямо противоположный характер. По мнению одних участников отсутствие универсальных подходов к формированию и оценке портфолио будет сдерживать введение портфолио в масштабах страны и придаст реформе местечковый характер. Другие высказывались за недопустимость устанавливать жесткие рамки на данном этапе. Звучали более сдержанные мнения о том, что какие-то общие правила игры, скорее всего, будут выработаны через некоторое время, когда накопится достаточный опыт по апробации портфолио. Но, несмотря на разногласия, связанные с организационной и технической стороной введения портфолио, участники круглого стола в целом одобрили эту идею. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |