Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьные сайты




Где хранить электронное портфолио

Традиционное бумажное портфолио ученика формируется в школе. Естественно предположить, что электронное портфолио также будет формироваться на сайте школы. Однако на этом пути существуют определенные проблемы.

Многие готовы согласиться с тем, что каждая школа должна иметь свой сайт в интернете. Сколько школ сейчас имеют свой сайт? К сожалению, на этот вопрос трудно ответить.

На российском общеобразовательном портале можно найти пару десятков ссылок на сайты школ (http://edu.of.ru/Default.asp?r_no=5938). На сайте "Школьные страницы" в каталоге (http://schools.keldysh.ru/list.html) представлено около двухсот московских школ. На сайте Департамента образования Москвы вовсе нет ссылок на сайты школ. На сайте "Школы в Интернет" (http://schools.techno.ru/schools/) собрано не более сотни ссылок на сайты российских школ. На запрос в Яндексе "сайт школы" находятся примерно пять сотен ссылок на сайты, многие из которых (но далеко не все) действительно указывают на действующие школьные сайты.

На федеральном портале "Российское образование" имеется поисковая система, которая предоставляет сведения в том числе и о школах, имеющих сайты (http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/schools/shk_sch.plx):

 

На запрос о сайтах московских школ система выдала 76 записей с ссылками на школьные сайты, что весьма слабо отражает реальное число школ Москвы, имеющих свои сайты. Можно предположить, что полнота охвата школьных сайтов по другим регионам также далеко от реальности.

Решая вопросы электронного портфолио, информатизации школы в целом, невозможно обойти тему школьных сайтов, а вслед за ней и тему образовательного хостинга (предоставления школам возможности разместить сайты в интернете).

К сожалению, этой стороне дела в нашей стране почему-то уделяется неоправданно мало внимания. В свое время автору довелось экспертировать ряд крупных региональных проектов подключения школ к интернету, финансируемых бывшим Минобразования. К интернету подключаются сотни школ, бюджеты проектов исчисляются сотнями миллионов рублей, однако дело ограничивается исключительно монтажом линий связи. Ни в одном из проектов речь не шла об обеспечении подключаемых школ электронной почтой и хостингом — о создании минимально необходимой базы для реальной работы школ в интернет. А ведь затраты на предоставление школам этих очевидных услуг несопоставимо скромнее, чем затраты на закупку и монтаж сетевого оборудования.

Тема образовательного хостинга не нашла отражения и в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. Строго говоря, тема школьного сайта в Программе затрагивается: там ставится задача тиражирования "типового ядра медийного интернет-сайта образовательного учреждения". Слово "медийный", по-видимому, означает, что Программа планирует повысить творческую активность учащихся в интернете, акцентируя внимание на создании и размещении на школьном сайте мультимедиа объектов. Но где же школа будет размещать свой медийный сайт? Об этом в Программе не сказано ни слова. А жаль: именно федеральный хостинг был бы наиболее удачным решением проблемы школьных сайтов.

Не решаются проблемы школьного хостинга и на региональном уровне. Даже такой регион как Москва, где школы подключаются к интернету по быстрым каналам связи, по сей день не включает в число своих приоритетов образовательный хостинг. Возможно, Москва ориентируется на те немногие традиционно сильные школы, которые способны завести сайт на собственном сервере и обеспечить его круглосуточную работу в течение всего года. Таких школ, к сожалению, очень мало.

Разумеется, школа может воспользоваться услугами имеющихся бесплатных почтовых служб и хостинга общего пользования. Однако недостатки подобных решений очевидны: сопутствующая навязчивая реклама, трудности в поиске и идентификации школ-соседей и др. Поэтому вряд ли можно найти разумное объяснение, почему что до сих пор отсутствует программа масштаба страны по предоставлению школам пространства для создания своих сайтов.

Объявленный в 2002 г. фирмой Росбизнесконсалтинг проект обеспечения российских школ хостингом и почтовыми услугами быстро завершился, практически так и не начавшись. Сейчас целый ряд учреждений и структур предоставляют небольшому числу подшефных школ почту и хостинг на своих ресурсах, но эти усилия разрознены и мелкомасштабны.

Теперь представим себе, что проблема образовательного хостинга решена, и все школы получили возможность создать в интернете свои сайты. Представим также, что школы стали активно размещать на своих сайтах портфолио учеников и учителей. Оправдаются ли ожидания посетителей интернета, которые захотели познакомиться со школьными портфолио? К сожалению, если не создать каталогов школьных сайтов и каталогов портфолио с удобными средствами навигации, то ожидания посетителей будут обмануты. Добраться до портфолио школьников будет так же сложно, как в сегодняшнем русскоязычном интернете сложно найти сайты российских школ.

Образовательный хостинг имеет свои особенности, в частности, помимо решения чисто технических задач параллельно должны решаться организационные и методические задачи. В качестве примера можно сослаться на опыт сервера "Школьные страницы" (http://schools.keldysh.ru/), где размещаются сайты московских школ.

На сервере имеется список всех школьных сайтов, но даже такой простой механизм стал заметным фактором консолидации городского информационного пространства. Из каталога школьных сайтов легко перейти к просмотру сайта школы, и даже небольшое путешествие по нескольким сайтам дает хорошее представление о жизни московских школ. Точно так же серьезным консолидирующим фактором станет каталог школьных портфолио.

Система школьных сайтов, содержащих электронные портфолио, может реализовываться как единый федеральный портал. Система может иметь распределенное администрирование, если регионы захотят принять участие в развитии регионального пространства школьных сайтов. Такой подход вполне может иметь успех, поскольку региональные (муниципальные) органы управления образования могут подключить административный ресурс для активизации работы школ в интернете.

В пользу распределенного администрирования говорит следующий пример. Администрация сервера школьных сайтов ведет постоянное организационное сопровождение проекта, поскольку постоянно возникают запросы типа "сообщите забытые нами реквизиты доступа к сайту", "можно ли использовать на сайте скрипты", "как завести гостевую книгу" и др. Администратору регулярно приходят электронные письма от школ с просьбами о выделении или расширении пространства для сайта. Администрации достаточно регулярно приходиться "отбиваться" от юных хакеров, которые разными ухищрениями пытаются заполучить реквизиты доступа к школьному сайту для деструктивных действий.

Похожие проблемы, разумеется, будут возникать и в системах хранения электронных портфолио. Распределенное администрирование позволит более оперативно и точно решать перечисленные вопросы. В случае возникновения "нештатных" ситуаций на месте с ними разбираться легче, чем из далекого центра.

Во много успех проекта создания пространства школьных сайтов и электронных портфолио будет определяться активной позицией руководителей образования разных уровней и методических служб, которые могут организовать соответствующую методическую поддержку, обеспечат оперативные консультации. Немаловажным фактором является атмосфера здоровой конкуренции и соревнования, если к тому же передовые школы будут поощряться.

Каталог пространства школьных сайтов (и каталог школьных портфолио) может иметь естественную структуру, соответствующую территориальной структуре системы образовательных учреждений. Например, федеральный каталог должен структурироваться по регионам, далее по областям, городам, поселкам, муниципальным образованиям, школам. В каталоге может отражаться деление образовательных учреждений по типам. На уровне отдельной школы каталог должен иметь естественную структуризацию по классам.

Если не предпринимать усилий по унификации представлений электронного портфолио, то коллекция школьных портфолио на сайтах школ будет слабо структурированной и разношерстной. На множестве неоднородных объектов сложно организовать результативный поиск, атрибутивную выборку или ранжирование. Если же школам предложить единую структуру для формирования электронного портфолио, готовые шаблоны для заполнения, то на место хаоса придет "порядок". Пользователи интернет (в т.ч. учителя, родители, ученики) в этом случае смогут быстро находить интересующие их портфолио — образцы школьного творчества, результаты конкурсов и олимпиад, отзывы на творческие и исследовательские работы учеников и учителей. Посетители сайта портфолио смогут составлять запросы на поиск и отбор портфолио по заданным атрибутам, ранжирование компонентов портфолио по определенным параметрам.

Проект создания системы, обеспечивающей формирования и хранение школьных портфолио в интернете, является интересной программистской задачей. Эту задачу, разумеется, следует решать в тесном сотрудничестве со школьными коллективами. Хорошим конкурсом федерального или регионального уровня мог бы стать конкурс на создание интернет-среды для формирования и хранения школьных электронных портфолио на школьных сайтах. В результате этого конкурса мог бы появиться программный продукт, тиражируемый в масштабах страны (региона). По сложившейся традиции программный продукт для школы должен будет иметь методическую поддержку в виде пособий для пользователей, примеров готовых портфолио, шаблонов портфолио и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.