КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и планирование транспортного хозяйства
Производственные процессы на предприятиях связаны с перемещением огромных масс сырья, топлива, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, полуфабрикатов и готовой продукции. Промышленным (внутризаводским) транспортом называется комплекс транспортных средств, предназначенных для перемещения материальных масс на территории металлургического предприятия с целью обеспечения нормального, бесперебойного хода производственного процесса при наименьшей стоимости погрузочно-разгрузочных и транспортных операций. В условиях непрерывности технологических процессов основных цехов металлургических предприятий перед внутризаводским транспортом ставятся задачи: 1 – бесперебойность работы; 2 – своевременность подачи сырья, материалов; 3 – обеспеченность транспортными средствами; 4 – согласованность между производственными процессами и работой транспорта. Организация внутризаводского транспорта должна обеспечить: · равномерное и бесперебойное транспортное обслуживание основных и вспомогательных цехов предприятия; · механизацию и автоматизацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; · правильный выбор транспортных средств и подъёмно-транспортных механизмов (ПТМ); · определение потребности в транспортных средствах и ПТМ; · рациональную эксплуатацию транспортных средств и ПТМ; · улучшение использования транспортных средств и ПТМ · снижение затрат на транспортные и погрузочно-разгрузочные операции; · определение потребности в рабочей силе; · повышение производительности труда транспортных рабочих. Для рационального проектирования систем транспортирования и эффективного использования транспортных средств необходима их классификация. 1. По сфере обслуживания (назначению) внутризаводской (промышленный) транспорт подразделяется на: · внешний; · межцеховой; · внутрицеховой. Внешний транспорт связывает предприятие с внезаводским транспортом. Его задача заключается в доставке на предприятие поступающих извне сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, оборудования и т. д., а также в вывозе с предприятия готовой продукции и других грузов. Межцеховой транспорт перевозит сырьё, материалы, промежуточные продукты, полуфабрикаты из одного цеха в другой или с заводских складов в цех и обратно. Внутрицеховой транспорт обеспечивает перемещение грузов внутри цеха. Он подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой транспорт осуществляет перемещение грузов между производственными участками и складами цеха. Межоперационный транспорт осуществляет перемещение грузов между рабочими местами по ходу технологического процесса. 2. По устройству путей сообщения выделяют транспорт: · рельсовый; · безрельсовый. 3. По времени действия транспорт подразделяется на: § транспорт непрерывного действия; § транспорт периодического действия. 4. По характеру тяги и конструктивным свойствам подвижного состава и путей сообщения (или по виду) транспорт подразделяют на: · железнодорожный (паровозы, мотовозы, тепловозы, электровозы, вагоны, цистерны); · автомобильный; · электрокарный; · ручные тележки; · пневматические устройства; · гравитационные устройства; · подвесные дороги (монорельсы с талями и тельферами; канатные дороги); · грузоподъёмные и перемещающие механизмы (стационарные и передвижные краны, лебёдки, лифты, транспортёры и др.) · прочие. 5. По направлению перемещения грузов выделяют транспорт: § горизонтальный (автомобили, автокары, транспортёры); § вертикальный (лифты, подъёмники); § горизонтально-вертикальный (автопогрузчики; электрические мостовые краны, кран-балки и др.); § наклонный (канатные и монорельсовые дороги). Структура внутризаводского транспорта определяется технологическими процессами в основных и вспомогательных цехах, масштабами производства, характером перерабатываемого сырья, материалов и готовой продукции. Руководство транспортной службой на крупном металлургическом предприятии осуществляет помощник директора по транспорту, которому подчиняются самостоятельные транспортные цехи. Транспортные цехи находятся в оперативном подчинении у заводского диспетчера, согласующего работу внешнего и межцехового транспорта. Существуют три основные формы организации внутризаводского транспорта: 1 – строго регулируемая. Эти маршрутные перевозки осуществляются по заранее установленным направлениям; 2 – умеренно регулируемая. 3 – нерегулируемая заранее. У строго регулируемой внутренней транспортировки при регулярном перемещении грузов из одних пунктов в другие равномерная работа транспорта обеспечивается одним из вариантов: а) непосредственная. Транспортировка осуществляется по принудительной схеме между двумя или более рабочими местами (например, трубопроводный транспорт); б) маятниковая (челночная) транспортировка между двумя постоянными грузовыми пунктами; в) кольцевая транспортировка по заранее определённому маршруту; г) внутризаводская транспортировка согласно расписанию, являющаяся комбинацией маятниковой и кольцевой систем транспортирования грузов. При маятниковой системе транспортной связи рейс между двумя грузовыми пунктами многократно повторяется. Маятниковая схема перевозок может быть односторонней и двухсторонней. При односторонней системе рейс между двумя пунктами в одну сторону проводится с грузом, а в обратную – порожняком (рис. 1). Система маятниковых рейсов даёт поэтому невысокий коэффициент использования пробега, не превышающий, как правило, 0,5.
1 – рейс с грузом; 2 – порожний рейс; А, Б – грузовые пункты Рисунок 1 – Схема маятниковых рейсов
При кольцевой системе перевозок грузовые пункты связаны последовательной передачей груза от одного пункта к другому по замкнутой трассе, по которой транспортные средства обязательно возвращаются в первоначальный пункт (рис. 2).
А…Д – грузовые пункты Рисунок 2 – Схема кольцевых маршрутов
Кольцевая система перевозок может быть развозочной, сборочной и смешанной. При кольцевых рейсах использование транспортных средств значительно эффективнее, чем при маятниковых. Лишь на участке, связывающем последний грузовой пункт с первым, редко удаётся обеспечить пробег с грузом. Коэффициент использования пробега при кольцевых перевозках во многих случаях приближается к единице. При умеренно регулируемой транспортировке время погрузки остаётся неопределённым. Доставка транспортных средств происходит после сигнала м пункта погрузки. Заранее нерегулируемая транспортировка применима в условиях нерегулярной внешней доставки грузов и в случае разовых (случайных) заявок. В основу организации внутризаводского транспорта положены расчёты, определяющие грузооборот и грузопоток на предприятии в соответствии с его производственной программой. Грузооборот предприятия показывает объём перевозок грузов за определённый период времени (год, квартал, месяц, сутки), исчисляемый в тонно-километрах. Грузооборот зависит от количества перевозимых грузов и от расстояния перевозок. В обще грузообороте предприятия различают грузооборот по внешним и внутренним перевозкам и по отдельным видам грузов. Величину суточного грузооборота по данному грузу можно определить по следующей формуле, (т×км):
Qг.об . = q ´ Нр ´ Пг, (1)
где q – количество продукции, выпускаемой за сутки, натуральные единицы измерения; Нр – расход данного материала на единицу продукции, натуральные единицы измерения; Пг – пробег груза, км. При планировании грузооборота вводится коэффициент неравномерности перевозок, учитывающий изменение величины суточного грузооборота в течение месяца и года. Коэффициент равен отношению максимального суточного грузооборота к среднему суточному грузообороту. Грузовым потоком называется количество грузов, перемещаемых за определённый период времени между отдельными пунктами погрузки и выгрузки. Грузовые потоки измеряют в тоннах (т) перемещаемого груза. Величины грузооборота и грузопотока являются основанием для определения величины необходимого количества транспортных средств, объёма погрузочно-разгрузочных работ и позволяют установить загрузку отдельных узлов, станций и путей. Необходимое количество транспортных средств определяют, исходя из следующих основных факторов: 1 – грузопотока по отдельным видам транспорта; 2 – грузопотока по категориям перевозимых грузов; 3 – грузоподъёмности транспортной единицы; 4 – коэффициента использования; 5 – времени одного оборота или количества рейсов транспорта в рабочий период. Необходимое количество транспортных единиц определённого вида может быть определено из выражения:
Nтр = = , (2)
где Qг.п . – величина грузового потока для данного вида транспорта и груза; qтр – фактическая грузоподъёмность транспортной единицы с учётом коэффициента использования; b – количество рейсов в рабочий период; Т – общий фонд времени работы транспорта в сутки; t – продолжительность одного рейса, зависящая от расстояния перевозок и от скорости движения с грузом и порожняком. При определении фактической величины грузоподъёмности транспортной единицы учитывают номинальную (теоретическую) грузоподъёмность (например, по паспортным данным) и коэффициент использования транспортных средств, зависящий от рода грузов и способов их укладки. Вычисленное по формуле (2) количество транспортных средств должно быть увеличено на число единиц, находящихся в резерве и в ремонте. В общем комплексе транспортных работ на металлургических предприятиях погрузочно-разгрузочные работы занимают большую долю. Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от ряда факторов: 1) рода груза; 2) состояния груза (смёрзшаяся или сухая руда и др.); 3) степени механизации погрузочно-разгрузочных работ; 4) способа разгрузки; 5) численного состава грузчиков; 6) квалификационного состава грузчиков и др. Планирование перевозок основывается на производственной программе предприятия и разделяется на планирование внешних и межцеховых перевозок с указанием их вида (железнодорожные, автомобильные и д.). Внешний грузооборот планируют в соответствии с планом материально-технического обеспечения и планом реализации продукции, полуфабрикатов и отходов. Отдельно составляют план на межцеховые перевозки в пределах территории предприятия, включающий данные: наименование груза; пункт отправления; пункт назначения; расстояние; объём перевозок и сроки перевозок. На основании запланированного грузооборота определяют потребность в транспортных средствах для межцеховых перевозок. Оперативное планирование в разрезе суток и смен осуществляют в соответствии с месячным планом и оформляют в виде сменно-суточного графика, который является основным документом для диспетчерского руководства перевозками. В графике указывают регламент подачи и отправления транспортных средств. Оперативное руководство перевозками осуществляется обычно в централизованном порядке через диспетчеров транспортных цехов. Руководство и планирование внутрицеховых перевозок в основных цехах осуществляют цеховые диспетчеры в соответствии со спецификой технологических процессов. Внутрицеховой транспорт полностью подчинён начальнику цеха. С целью выявления резервов роста производительности труда и снижения издержек транспортного хозяйства проводится анализ его работы. Степень использования транспортных средств зависит от следующих факторов: 1) технического состояния транспортных средств; 2) технического состояния внутризаводских путей; 3) организации ремонта транспортных средств; 4) организация работы складского хозяйства (ликвидация излишнего простоя транспортных средств); 5) квалификация эксплуатационного персонала; 6) интенсивности погрузочно-разгрузочных работ; 7) Согласованности между цехами в использовании средств транспорта. Степень использования транспортных средств характеризуется следующими показателями: · коэффициентом технической готовности (отношение количества исправных единиц транспорта к общему их количеству); · коэффициентом выпуска на линию (отношение количества транспортных средств данного вида, направленных на линию, к их общему количеству); · коэффициентом использования рабочего времени транспортных средств (отношение фактического количества машино0часов в наряде к плановому количеству машино-часов за тот же период); · коэффициентом использования пробега (отношение пробега машин с грузом к общему их пробегу); · коэффициентом использования грузоподъёмности (отношение фактического объёма грузооборота в т×км к возможному количеству т×км при полном использовании грузоподъёмности). Осуществление мероприятий, обеспечивающих повышение указанных коэффициентов, уменьшает потребность в транспортных средствах при возрастающем грузообороте. Совершенствование организации транспортного хозяйства на металлургических предприятиях связано с качественным совершенствованием транспортных средств, с улучшением транспортных магистралей, правильным размещением стоянок и баз, рационализацией маршрутов перевозок.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |