Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосоциальные особенности консультирования подростков




Психосоциальная незрелость. Многие специалисты по возрастной психологии сходятся во мнении, что подростки эмоционально и психологически не готовы к сексу.

Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг отмечали, что подростки мыслят конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям своих действий. Подростки не способны откладывать удовольствия, потворствуют своим желаниям, и их отношения чаще всего кратковременны.

Подростки еще не обладают хорошими навыками прогнозирования, предвидения последствий рискованного поведения, подвержены стереотипам группы. Моральные ценности не сформированы, размыты и часто противоречивы.

Склонность к рискованному поведению. Подростка можно представить как человека, имеющего тело взрослого и голову ребенка. Он слепо стремится копировать поведение взрослых и при этом совершенно не задумывается о возможных последствиях рискованного поведения.

Асоциальность поведения. Мораль только находится в стадии формирования.

Подросток не имеет социального статуса. Наличие тела взрослого подразумевает и соответствующие потребности. Поведение подростка еще не регламентировано законами, созданными для взрослых. Поэтому асоциальность поведения заложена в самом понятии подросткового возраста.

Персональный миф. Подростки полагают, что они столь уникальны, что являются исключением из обычных законов природы, и будут жить вечно. Это чувство неуязвимости и бессмертия лежит в основе рискованных форм поведения. Нормально развивающимся подросткам свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям. Молодые люди могут как симулировать, так и диссимулировать заболевания. Именно в пубертатном периоде в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью. Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, оно не возникнет и в последующем. Подростки лучше следуют рекомендациям врача и у них меньше психосоциальных проблем, когда соответствующим образом информированы о причинах возникновения, природе и последствиях их заболевания.

Характерной чертой зрелой личности является способность смотреть на себя как бы со стороны, критически оценивать свои поступки. Подростки от этого еще далеки и вместо снисходительности проявляют обидчивость, вместо уравновешенности – повышенную впечатлительность. Там, где взрослый человек с высоты своей зрелости ничего не заметит, подросток усмотрит унижение и недооценку. Обидчивость, раздражительность, сверхвпечатлительность подростков говорит о том, что их жизнь наполнилась тревогой и неуверенностью, а защитные механизмы не успели еще как следует сформироваться. Врачи различных специальностей хорошо знают, что подростковый возраст предрасполагает к особой концентрации конфликтов, которые часто приводят к агрессивному и суицидальному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, проживанию в специфической субкультуре (например, в религиозной секте). Большое значение при этом имеют так называемые психосоциальные стрессоры:

· в семье (длительный конфликт родителей, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к нему, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, чрезмерные дисциплинарные требования, потеря значимого для ребенка члена семьи, психическая болезнь близких, включая алкоголизм и наркоманию);

· обстоятельства жизни (смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень жизни семьи);

· особенности ребенка (нарушения познавательных функций, школьных навыков).

Психологические особенности подросткового возраста включают перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин; чувствительность к оценке посторонними его внешности, способностей, умений в сочетании с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность подростков порой уживается с черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, а борьба с авторитетами и общепринятыми нормами – с обожествлением случайных кумиров. Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей или под влиянием другого человека, которого подростки «уважают». В отличие от взрослых, они еще не умеют использовать чужой негативный опыт. Со слов родителей и из уроков граждановедения в школе им известно, что воровать нельзя, что пьянство и употребление наркотиков – это плохо, но объяснить, почему нельзя и почему именно плохо, многие подростки вряд ли смогут. Несформированное еще отношение к смерти и к возможным увечьям во многом снижает ценность профилактической работы, которая основана на устрашении и запугивании.

Многие специалисты, которые работают с подростками, считают важным выделить так называемые «группы риска», которые требуют к себе повышенного внимания с точки зрения профилактики конфликтов и их вероятных последствий. В этой связи при сборе анамнестических сведений следует обратить внимание на фактор школы. Хорошая успеваемость в школе требует от подростка наличия определенных навыков, которые должны соответствовать возрасту, и хотя бы минимального уровня ориентации на достижения. Подросток должен также адекватно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, иметь навыки самоконтроля, умения расслабляться, отдыхать и разрешать возникающие проблемы. Школьная несостоятельность способствует появлению эмоциональных и поведенческих расстройств, а резкое снижение успеваемости может быть связано с употреблением наркотиков. Другими важными факторами, подкрепляющими или ослабляющими проблемы подросткового возраста, являются отношения с ровесниками и в неформальной группе, наличие приятелей, которые употребляют наркотики.

В типичных случаях проблемное поведение начинается с прогулов школьных занятий, за которым следует приобщение к «плохой компании». Потом начинается мелкое хулиганство, издевательства над младшими и слабыми, угон велосипедов и машин с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. «Трудный» подросток – это подросток из неблагополучной семьи с неадекватным воспитанием, культивированием отрицательного социального опыта и хронической безнадзорностью. Это подросток с бурным стремлением к самоутверждению, агрессивному фантазированию, активному протесту.

В современном мире «трудные» подростки часто не имеют взаимопонимания ни с родителями, ни с учителями. У них редко есть достойные и верные друзья, и они в одиночку пытаются ответить на вопросы, связанные с формированием мировоззрения и становлением личности. Поэтому специалисты, которые работают с подростками, должны быть настроены на «юношескую волну»: то есть относиться с интересом и симпатией к жизни, мечтам и интересам подростка.

Т.о., для успешного консультирования подростков необходима атмосфера доверия, которая чаще всего может быть разрушена авторитарной позицией врача, его утрированной назидательностью. Нельзя безапелляционно требовать выполнения своих рекомендаций. Такое консультирование заранее обречено на неудачу, так как наиболее вероятной реакцией на подобный стиль беседы будет сопротивление и протест. Более успешна будет позиция просвещенного советчика, который объясняет смысл своих рекомендаций, доказывает их обоснованность, оставляет для подростка возможность выбора. Даже если для самого специалиста вопросы, обсуждаемые с подростком, являются аксиомой, необходимо быть готовым терпеливо и спокойно доказать свою правоту, не сбиваясь на менторство и раздражительное морализирование.

 

Понятие «дети группы риска»

Дети группы риска. Группа риска – первоначально медицинское понятие, которое обозначает категорию людей, по определенным показателям повышенно предрасположенную к той или иной болезни. В настоящее время это понятие используется в психологии, педагогике, криминологии и других науках. Группой риска называют детей, особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения.

 

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в РФ» принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает один из критерии их дифференциации - дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи (5.59). Эти обстоятельства могут быть различными и зависеть не только от ребенка, но и от семейного уклада жизни.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее -- несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т. д. (1.91).

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

2. Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска»

Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.

Дети приобретают «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

- медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

- социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

- психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

- дети из неблагополучных, асоциальных семей;

- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведем некоторые причины таких девиаций (отклонений):

· отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

· нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не популярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения (тусовка); конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);

· ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);

· ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

· социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);

· психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).

Нередко в результате вышеперечисленных причин подростки вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С возрастом такое поведение уступает место поведению «рациональному», то есть заранее спланированному, преднамеренному. Мотивация зависти, пользы, выгоды становятся основными, а месть, озлобленность, ревность сменяют негативное самоутверждение и браваду.

Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к, разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.

Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой -- на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире -- процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе -- приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими (9. 111).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.