Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые методы и инструменты




Органы управления финансовой системой

Управление разветвленной финансовой системой РФ крайне сложно, но именно от качества руководства и эффективности управленческих решений зависят темпы экономического развития и благосостояние страны.

Стратегическое руководство государством осуществляют президент, парламент, правительство.

За общее управление финансовой системой отвечают обе палаты Федерального Собрания: Государственная Дума и Совет Федерации. Они выполняют следующие задачи:

· рассматривают и принимают федеральный бюджет России;

· обсуждают и принимают законы в области налогообложения;

· устанавливают размеры внутреннего и внешнего государственного долга.

Оперативное управление осуществляет Министерство финансов и его органы на местах. Министерство выполняет следующие функции:

· разрабатывает стратегию финансовой политики;

· составляет и обосновывает проект федерального бюджета;

· разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой системы, сферы страхования, развитию рынка ценных бумаг;

· организует выпуск внутренних и внешних займов;

· контролирует финансовую деятельность бюджетных организаций;

· совершенствует финансовую отчетность в стране и т.д.

Управление отраслевыми финансами производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.

В процессе разработки и реализации финансовой политики неизбежно обнаруживается столкновение интересов различных участников рынка: центра и регионов, отдельных отраслей, финансово-экономических групп.

Каждый игрок старается обеспечить решения, в наибольшей степени отвечающие его интересам. Это осуществляется с помощью активной деятельности лоббистов.

В ряде зарубежных стран приняты специальные законы о лоббизме.

Поэтому неудивительно, что по вопросам финансовой политики нет полного единодушия ни в Государственной думе, ни в Правительстве, ни в министерствах. Финансовая политика формируется в атмосфере противоречий.

В самом широком смысле, методы управления - это способы осуществления корректирующих воздействий, способы сознательного, преднамеренного влияния на управляемую систему.

Для регулирования финансовой системы используют следующие методы управления:

· финансовое прогнозирование и планирование;

· налогообложение;

· кредитование;

· инвестирование;

· финансовый контроль.

Это основные методы финансового управления. Они используются на всех уровнях финансовой системы и должны применяться в комплексе.

Финансовое прогнозирование заключается в попытке предвидеть ряд экономических показателей на перспективу. Прогнозируется рост ВВП, уровень инфляции, курс рубля, мировые цены на нефть, объём импорта и экспорта и т.д.

На основе полученных прогнозов осуществляется финансовое планирование. Составленные и утвержденные планы носят императивный характер: они подлежат выполнению, за их реализацию несут ответственность конкретные исполнители.

Практически планируется деятельность всех звеньев финансовой системы. В частности, любой бюджет можно рассматривать как специфическую форму финансового плана. Планируется работа всех внебюджетных фондов, страховых фондов, имеются планы, регулирующие обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга.

Именно с помощью планирования удаётся согласовать деятельность многочисленных учреждений и организаций, относящихся к финансовой системе.

Налогообложение позволяет весьма эффективно регулировать восходящие финансовые потоки. С этой целью государство варьирует числом налогов, составом налогоплательщиков, налогооблагаемой базой, ставкой налога, устанавливаемым режимом налоговых платежей. Всё это иногда ещё называют налоговым администрированием.

С помощью налоговых рычагов удаётся изменить размеры финансовых поступлений в определенные бюджеты и фонды, целенаправленно перераспределить денежные средства между отдельными хозяйственными отраслями, регионами, поддержать экономическое развитие на приоритетных и перспективных направлениях.

Кредитование - это предоставление физическим и юридическим лицам денежных средств на определенный срок и на заранее оговариваемых условиях. Различные фонды могут выступать и в качестве кредитора, и в качестве заёмщика.

С помощью кредитов удаётся, с одной стороны, включить в экономический оборот чьи-либо временно свободные денежные средства, с другой - компенсировать кому-то нехватку этих средств. Кредитование придаёт большую оперативность и гибкость управлению финансовой системой.

Инвестирование - это вложение финансовых средств (капитала) в инновационные проекты, социально-экономические программы, предпринимательские инициативы. С помощью данного механизма корректируются расходы бюджетов всех уровней, а государство проявляет себя как инвестор, который проводит определенную финансово-экономическую политику.

Инвестиционной деятельностью занимаются внебюджетные фонды, фонды страхования, банки, предприятия, отдельные граждане. Каждый инвестор ищет самый выгодный вариант вложения своего капитала.

Поэтому инвестирование позволяет перераспределить финансовые средства и направить их на реализацию наиболее эффективных в экономическом отношении проектов.

Финансовый контроль является необходимым условием успешного управления всей системой финансов. Необходимо строго контролировать правильность расходования бюджетных денег, средств внебюджетных фондов, финансовые операции на валютном и фондовом рынках.

Особого контроля требует процесс сбора налогов, полное выполнение налогоплательщиками своих обязательств.

Контролю подлежит финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, соблюдение ими законодательно-правовых норм, а также формы и порядок работы самих финансовых учреждений, которые должны функционировать в строгом соответствии с действующим законодательством.

Цель финансового контроля - выявление финансовых нарушений, их профилактика, укрепление финансовой дисциплины во всех звеньях хозяйственного механизма.

Кто осуществляет государственный финансовый контроль? Основными контролерами являются:

· Счетная палата Федерального Собрания;

· Главное контрольное управление Президента РФ;

· Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ;

· Федеральное Казначейство;

· Государственный таможенный комитет;

· Государственная налоговые органы и пр.

Основными формами государственного финансового контроля является регулярное предоставление отчётности, проведение проверок и ревизий.

Независимый финансовый контроль (внешний аудит) конкретных предприятий осуществляется специальными аудиторскими фирмами. Чем выше рейтинг аудиторской фирмы, тем большим доверием пользуется её заключение по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Управление финансовой системой предполагает и применение целого ряда административных методов. К ним можно отнести следующее:

· регистрация предприятий и лицензирование некоторых видов предпринимательской деятельности;

· установление в отдельных случаях предельных цен на ряд товаров и услуг;

· предоставление государственных дотаций отдельным предприятиям, субсидирование производства некоторых видов продукции;

· установление льгот по налогам определенным категориям субъектов хозяйствования;

· применение санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.