Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие бюджетов разного уровня




Тема 5. Региональные и местные бюджеты

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ ещё называют РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ. Это форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, находящихся в обороте на территории данного региона.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ) - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, которые предназначены для исполнения обязательств соответствующего муниципального образования.

Структура региональных и местных бюджетов разрабатывается согласно бюджетной классификации РФ.

Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Система финансовых отношений центра и субъектов Федерации определяется бюджетным федерализмом.

В самом общем смысле бюджетный федерализм - это совокупность денежных потоков между федеральным центром и регионами, регулирование в общенациональных интересах процесса формирования и использования фондов денежных средств.

Бюджетный федерализм выступает механизмом централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между органами государственной власти разного уровня.

Бюджетный федерализм предполагает, с одной стороны, разграничение бюджетных и налоговых полномочий Федерации и её субъектов, с другой - устанавливает взаимосвязь этих полномочий, определяет соотношение доходов и расходов по уровням бюджетной системы, размеры и направления межбюджетных трансфертов.

Таким образом, бюджетный федерализм можно определить как систему социально-экономических отношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу формирования, использования централизованных фондов денежных средств и разграничения бюджетно-налоговых полномочий.

Эти отношения совершаются в условиях самостоятельности территориальных бюджетов и единства государственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях субъектов Федерации и входящих в них муниципальных образований.

Следует отметить принципиальное отличие этой системы от межбюджетных отношений, существующих в государствах с унитарным и конфедеративным устройством. В первом случае отличительным признаком является активность только одного субъекта – государства, наделяющего нижестоящие органы власти финансовыми ресурсами и расходными полномочиями. Во втором – государство, наоборот, субъект, наделяемый финансовыми ресурсами по остаточному принципу.

Принятая в России модель бюджетного федерализма определяет характер и принципы формирования межбюджетных отношений.

Общая схема бюджетного федерализма выглядит следующим образом:

 

 

Как видим, взаимодействие бюджетов разного уровня представляет собой кругооборот денежных потоков.

Для бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов определены собственные источники формирования доходов. В этом проявляется важный принцип бюджетного федерализма - самостоятельность бюджетов разного уровня.

В бюджеты субъектов Федерации поступают доходы от региональных налогов и сборов (к примеру, от налога на имущество организаций, на игорный бизнес и т.д.), а также предусмотренные неналоговые доходы.

В местные бюджеты поступают доходы от местных налогов и сборов (к примеру, от земельного налога, налога на имущество физических лиц и т.д.), а также предусмотренные неналоговые доходы.

В тоже время в региональные и местные бюджеты направляется часть доходов от некоторых федеральных налогов (к примеру, доля налога на прибыль предприятий, на добавленную стоимость, подоходного налога на физические лица и т.д.).

Соотношение долей от налоговых доходов, направляемых в центральный бюджет и оставляемых в регионах, периодически пересматривается. Это соотношение постоянно является предметом обсуждений и споров между федеральным правительством и региональными властями.

Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование механизма распределения налоговых полномочий.

Расходные обязательства региональных властей и органов местного самоуправления устанавливаются в нормативно-законодательном порядке.

Однако объективно определить объём необходимых расходов для конкретного региона или данной территории крайне сложно. Эти расходы должны обеспечить приемлемый уровень удовлетворения запросов граждан (в области жилищно-коммунального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, правопорядка), социальную поддержку определенных категорий населения (пенсионеров, инвалидов, сирот, ветеранов), а также дальнейшее развитие территории и региональной экономики.

Сегодня предпринимаются попытки разработать по наиболее важным статьям расхода государственные минимальные стандарты, использовать специальные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

Часть расходных обязательств финансируется только за счёт бюджета субъекта Федерации (к примеру, финансирование деятельности органов государственной власти, средств массовой информации, проведения выборов, содержание и развитие предприятий, организаций, находящихся в собственности региона и т.д.).

Часть расходных обязательств финансируется только за счёт местного бюджета (к примеру, финансирование содержания органов местного самоуправления, проведения муниципальных выборов, транспортного обслуживания населения, содержания дорог местного значения, благоустройства территории и т.д.)

Многие расходные обязательства финансируются совместно бюджетами разного уровня (к примеру, финансирование научно-исследовательских работ, школьного образования, учреждений социального обеспечения и т.д.).

Для устойчивого финансирования государственных обязательств перед гражданами страны важно совершенствовать механизм распределения расходных полномочий между бюджетами разного уровня.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.