КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании
ПОЗНАНИЯ МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ I. Задания для самостоятельной работы 1. Определите философский смысл проблемы бытия. 2. Проанализируйте ленинское определение понятия «материя». 3*. Сопоставьте классификацию форм движения материи и классификацию наук. 4. Соотнесите понятия «материя» и «сознание».
II. План практического занятия (Форма обучения: очная и заочная)
1. Философский смысл проблемы бытия. 2. Формы бытия. Специфика социального бытия. 3. Категория материи. 4. Идеальное и материальное. 5. Деятельностная сущность сознания.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Рассмотрение первого вопроса необходимо предварить определением онтологии как философского учения о Бытии. Затем целесообразно перейти к соотнесению понятий Бытие и Субстанция, и, исходя из этого, дать характеристику различным философским учениям о Бытии (плюрализм, дуализм, монизм). Выяснив эти вопросы, можно перейти к анализу содержания категории Бытие (небытие, нечто, существование, сущность, пространство, время, становление, количество, качество, мера, материя). В заключение надо различить принципиальные позиции материализма, объективного и субъективного идеализма, а также, особо, экзистенциализма в понимании бытия. При рассмотрении второго вопроса нужно дать характеристику основным формам Бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов Бытия природы как целого, и природы сотворенной человеком (второй природы); 2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей); 3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества. В заключение следует отличить Бытие кажущееся (феноменальное) от Бытия реального (ноуменального). Ответ на третий вопрос целесообразно начинать с краткого рассмотрения определений категории материи в истории философии, затем рассмотреть материю и сознание в структуре Бытия. После того как это сделано, логично перейти к анализу атрибутов (неотъемлемых свойств) материи, раскрыть смысл определения движения как способа существования материи, пространства и времени как форм существования материи. Анализируя категорию материи, полезно обратиться к книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Далее следует рассмотреть формы движения материального мира и их взаимосвязь, для чего рекомендуется обратиться к книгам Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». При рассмотрении четвертого вопроса, рекомендуется, прежде всего, раскрыть сущность идеального в его соотношении с материальным. Затем рассмотреть виды идеального: субъективно-идеальное, объективно-идеальное. При анализе понятия «сознание» рекомендуется вначале сделать краткий историко-философский экскурс, после чего определить сущность сознания и рассказать о его происхождении. Большую помощь здесь может оказать книга Ф. Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Далее необходимо соотнести такие понятия как сознание – идеальное, сознание – душа, психика – сознание, сознание и самосознание, сознательное и бессознательное. В заключение рекомендуется определить структуру сознания, дать характеристику знанию, как способу существования сознания, определить эмоционально-чувственную и волевую сферы сознания, рассмотреть уровни сознания, определить деятельностную сущность сознания, его функции.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература 1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009.
Дополнительная литература
1. Бессонов Б.Н. Введение в философию.- М., 1992. 2. Диалектика живой природы. - М., 1984. 3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1999. 4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983. 5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007. 6. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991. 7. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.//Полн. собр. соч. Т. 18. – М., 1969. 8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 9. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. 10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 11. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1976. 12. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.20. – М., 1955-1981. 13. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что такое онтология и каковы ее основные проблемы? 2. Как связана онтология с другими разделами философии? 3. Как определить бытие и небытие? 4. Какие формы существования бытия вы знаете? 5. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как другие направления философии отвергают это понятие? 6. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? 7. Что такое идеальное и как оно соотносится с материальным? 8. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? 9. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? 10. Что такое отражение и как оно связано с сознанием? 11. Как возникает сознание и в чем его сущность? 12. Как соотносятся сознание и бессознательное? 13. Что такое интенциональность и идеамоторность сознания? 14. Возможна ли цивилизация мыслящих машин?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |