Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая отчетность в системе управления крупных компаний




 

В экономике Украины, как и в большинстве стран с рыночной системой хозяйствования происходят различные процессы по концентрации капитала и централизации хозяйственных структур. В результате создаются крупные акционерные компании, концерны, холдинги, корпорации, объединяющие вокруг себя от нескольких до десятков дочерних предприятий. Все эти предприятия являются юридически самостоятельными предпринимательскими структурами, ведущими собственную финансово-хозяйственную деятельность, осуществляющими разнообразные производственно-сбытовые и финансовые операции, формирующие доходы и прибыли, составляющие по требованиям национальных стандартов бухгалтерскую отчетность.

Параллельно с процессами концентрации и централизации происходят обратные преобразования, когда крупные компании или объединения предприятий вынуждены под действием антимонопольного законодательства или объективных экономических условий и факторов проводить разделение или децентрализацию хозяйственных структур. Как первый, так и второй процесс в экономике имеет объективный характер, базируется на действии объективных экономических законов и закономерностей. Концентрация и централизация капитала приводит к тому, что в экономике страны формируются более благоприятные условия для осуществления научно-технических разработок, создания и реализации инноваций, снижения различных издержек, повышения доходов и прибыли, преодоления или уменьшения конкуренции на различных видах рынков.

Формирование крупных национальных акционерных компаний, объединивших вокруг себя большое число дочерних предприятий, позволяет им выходить на европейский и мировой рынок, включаться в международное разделение труда, создавать с зарубежными акционерными компаниями различные транснациональные корпорации (ТНК).

Для нормального функционирования таких крупных акционерных компаний, концернов, корпораций, холдингов, в т.ч. и ТНК необходима соответствующая информация, которая позволила бы им эффективно осуществлять взаимодействие между различными участниками таких объединений, принимать соответствующие управленческие решения по всем хозяйственным вопросам, включая финансовые. Такая информация может быть получена, если в системе компаний, концернов, корпораций, холдингов создается и используется единая информационная база, построенная на консолидированной отчетности.

Идея консолидированной отчетности не нова. В период существования СССР создавалась сводная отчетность, которая формировалась в рамках трестов, научно-производственных объединений, министерств и ведомств. Однако процесс объединения бухгалтерской отчетности в тот период строился на иных принципах и подходах. В результате такого объединения данные бухгалтерской отчетности хозяйственных структур фактически соединялись в единую отчетность путем простого арифметического сложения. С развитием рыночной экономики стали появляться разнообразные крупные хозяйственные структуры, которые включали материнские акционерные компании и дочерние предприятия. Для управления такими предпринимательскими структурами старый подход по объединению отчетности оказался не эффективным. Поэтому вместо сводной бухгалтерской отчетности была разработана система консолидированной отчетности, которая строилась на принципиально новых научно-методических разработках, исключающих двойной счет, учитывающий сочетание видов и сфер экономической деятельности и т.п.

Основные положения теории и практики консолидированной отчетности были разработаны в странах с развитой рыночной экономикой, в частности, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и т.п.

В Украине основные положения по консолидированной отчетности стали разрабатывать в конце 90-х годов ХХ столетия, в связи с введением в стране Национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. Соответственно, в финансово-экономической литературе, в том числе, по финансовому менеджменту, о консолидированной отчетности длительное время практически никто не говорил. Одной из первых книг в Украине по финансовому менеджменту, где серьезно было уделено внимание консолидированной отчетности, стал учебник под руководством профессора А.Н. Поддерегина «Финансовый менеджмент» [98].

Суть консолидированной отчетности состоит в том, что материнская компания, объединяющая определенное количество дочерних фирм, формирует единую бухгалтерскую отчетность, в которой отражается финансово-хозяйственная деятельность всей группы предпринимательских структур как единого целого хозяйственного организма. При этом консолидированная отчетность составляется таким образом, чтобы не допустить двойного счета финансово-экономических показателей, устранить те проблемы, которые существовали в сводной отчетности при командно-административной системе хозяйствования.

Консолидированная отчетность, как справедливо указывается в книге «Финансовый менеджмент» под руководством А.Н. Поддерегина, необходима ее основным пользователям. К ним относят акционеров, руководителей материнской компании и дочерних фирм, работников предприятий, инвесторов, кредиторов, покупателей, государственные органы, общественность [98, с. 400-401].

В отечественном бухгалтерском учете вопросы консолидированной отчетности регулируются П(С)БУ19 «Объединение предприятий» и П(С)БУ20 «Консолидированная финансовая отчетность».

Важнейшими составными элементами П(С)БУ19 является:

1) ряд общих положений об объединении предприятий;

2) применяемые термины;

3) учет приобретения;

4) учет слияния;

5) раскрытие информации об объединении предприятий.

Нормы П(С)БУ19 применяют предприятия, организации и прочие юридические лица всех форм собственности (кроме бюджетных организаций). Настоящее Положение не применяется к операциям по объединению предприятий, находящихся под совместным контролем, и к учету долей в совместных предприятиях [70, с. 140 ].

Наиболее применяемые термины:

а) материнское (холдинговое) предприятие — предприятие, осуществляющее контроль дочерних предприятий;

б) дочернее предприятие — предприятие, находящееся под контролем материнского предприятия;

в) дата приобретения — дата, на которую контроль за чистыми активами и деятельностью покупаемого предприятия переходит к покупателю;

г) гудвилл — превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения;

д) слияние — объединение предприятий (путем создания нового юридического лица или присоединения предприятий к главному предприятию), в результате которого собственники (акционеры) объединяемых предприятий будут осуществлять контроль над всеми чистыми активами объединенных предприятий с целью достижения дальнейшего совместного распределения рисков и выгод от объединения. При этом ни одна из сторон не может быть определена как покупатель;

е) идентифицированные активы и обязательства — приобретенные активы и обязательства, которые на дату приобретения отвечают критериям признания статей баланса, установленным Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2 «Баланс»;

ж) контроль — решающее влияние на финансовую, хозяйственную и коммерческую политику предприятия с целью получения выгод от его деятельности;

з) немонетарные активы — все активы, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской задолженности в фиксированной (или определенной) сумме денег;

и) негативный гудвилл — превышение стоимости доли покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств над стоимостью приобретения на дату приобретения;

к) объединение предприятий — соединение отдельных предприятий в результате присоединения одного предприятия к другому или вследствие получения контроля одним предприятием над чистыми активами и деятельностью другого предприятия;

л) приобретение — объединение предприятий, в результате которого покупатель приобретает контроль над чистыми активами и деятельностью других предприятий в обмен на передачу активов, принятие на себя обязательств или выпуск акций;

м) чистые активы — активы предприятия за вычетом его обязательств;

н) справедливая стоимость — сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными сторонами;

о) доля меньшинства — часть чистой прибыли (убытка) и чистых активов дочернего предприятия, не принадлежащая материнскому предприятию (прямо или через другие дочерние предприятия) [70, с. 140-141].

Наиболее важные положения по учету приобретения:

1) в случае приобретения контрольного пакета акций (капитала) другого предприятия покупатель, начиная со дня приобретения, должен отражать приобретенные акции (долю в капитале) в составе финансовых инвестиций;

2) приобретение отражается в учете по стоимости, которая является суммой оплаченных денежных средств или их эквивалентов;

3) приобретенные покупателем идентифицированные активы и обязательства признаются отдельно на дату приобретения и отражаются по их справедливой стоимости;

4) гудвилл и/или отрицательный гудвилл отражаются по остаточной стоимости;

5) первоначальная (балансовая) стоимость гудвилла уменьшается ежемесячным равномерным начислением амортизации в течение срока его полезного использования, но не более 20 лет;

6) срок полезного использования гудвилла определяется с учетом: прогнозируемого срока деятельности предприятия; нормативно-правовых актов или контрактов, которые влияют на срок полезного использования; изменения спроса на продукцию предприятия;

7) если гудвилл на конец года не отвечает признакам актива, то он списывается с включением остаточной стоимости в расходы [70, с. 141-142].

Наиболее важные положения по учету слияния предприятий:

1) показатели финансовой отчетности объединенных предприятий, включаются в финансовую отчетность объединенных предприятий за период, в котором происходит слияние, и за предыдущий период;

2) объединенное предприятие отражает активы, обязательства и собственный капитал объединенного предприятия по их балансовой стоимости с учетом изменения учетной политики;

3) внутренняя задолженность и результаты операций между объединенными предприятиями исключаются при составлении финансовой отчетности объединенного предприятия [70, с. 143].

Наиболее важные положения по раскрытию информации об объединении предприятий в примечании к финансовой отчетности:

1) ряд положений, касающихся учета и использования гудвилла, стоимости гудвилла, негативного гудвилла, начисления амортизации по гудвиллу и т.п.;

2) сумма активов и обязательств, внесенная каждым предприятием;

3) виды и количество акций вместе с частью акций, имеющих право голоса, каждого предприятия, которые были обменены при слиянии.

Важнейшими составными элементами П(С)БУ20 является:

1) ряд общих положений о консолидированной отчетности;

2) применяемые термины;

3) порядок составления консолидированной отчетности;

4) раскрытие информации о составлении консолидированной отчетности.

Общие положения о консолидированной отчетности:

а) П(С)БУ20 определяет порядок и нормы составления консолидированной отчетности и порядок раскрытия в ней информации;

б) нормы П(С)БУ20 применяются группой предприятий, состоящей из материнского (холдингового) предприятия и дочерних предприятий.

Применяемые термины:

а) внутригрупповые операции — операции между материнским и дочерними предприятиями одной группы;

б) внутригрупповое сальдо — сальдо дебиторской задолженности и обязательств на дату баланса, которое образовалось вследствие внутригрупповых операций;

в) нереализованные прибыли и убытки от внутригрупповых операций — прибыли и убытки, возникающие в результате внутригрупповых операций (продажи товаров, продукции, выполнения работ, услуг и т.п.) и включаемые в балансовую стоимость активов предприятия [70, с. 145].

Консолидируемую отчетность представляет материнское предприятие, если оно не является само дочерним предприятием другого объединения предприятий.

В консолидированную финансовую отчетность включаются показатели финансовой отчетности всех дочерних предприятий, за исключением показателей финансовой отчетности ряда дочерних предприятий, которые не включаются в консолидированную отчетность в связи: а) если контроль над дочерним предприятием является временным; б) если дочерние предприятие не имеет возможность передать средства материнскому предприятию.

Консолидированная отчетность материнского и дочерних предприятий составляется на ту же дату, что и финансовая отчетность каждого из предприятий группы.

Консолидированная финансовая отчетность предполагает использование единой учетной политики для всех предприятий группы. Если в группе предприятий нельзя применить единую учетную политику, то об этом делается пометка в примечаниях к консолидированной отчетности [70, 146].

Порядок составления консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с П(С)БУ20 консолидированная отчетность группы предприятий должна включать пять финансовых документов:

1) консолидированный баланс;

2) консолидированный отчет о финансовых результатах;

3) консолидированный отчет о движении денежных средств;

4) консолидированный отчет о собственном капитале;

5) примечания к консолидированной отчетности.

При составлении консолидированной финансовой отчетности рекомендуется придерживаться следующих принципов.

1. Принцип полноты. В соответствии с этим принципом все активы, обязательства, расходы и доходы будущих периодов консолидированной группы принимают в полном объеме независимо от доли материнского предприятия. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнское и дочернее предприятия рассматриваются как единый экономический субъект, собственный капитал определяют по балансовой стоимости акций (паев) консолидированных предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Действие данного принципа предполагает, что консолидированную отчетность представляют в доступной для восприятия форме. Такая отчетность должна давать правдивую и достоверную информацию об активах, обязательствах, финансовом состоянии, прибыли и убытках предприятий, входящих в состав группы.

4. Принцип постоянного использования методов консолидации и оценки, а также принцип действующего предприятия. Методы консолидации должны применяться на протяжении длительного времени при условии, что предприятие является действующим, т.е. не имеет намерений приостановить или прекратить свою деятельность в ближайшем будущем. Отклонения допускаются в исключительных случаях. Причем информация об этих отклонениях должна быть раскрыта в примечаниях к отчетности. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

5. Принцип важности. Предполагает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или изменение решений о финансово-хозяйственной деятельности группы.

6. Принцип применения единых методов оценки. При консолидации активы и пассивы материнского и дочерних предприятий оценивают по единой методологии, которая применяется материнским предприятием.

7. Принцип единства учетной политики материнского и дочерних предприятий. Консолидированная финансовая отчетность составляется на основе финансовой отчетности предприятий группы. При этом должна быть использована единая учетная политика для подобных операций, которые осуществляются предприятиями группы. Если учетная политика одного из дочерних предприятий отличается от политики, которая используется для составления консолидированной отчетности, то до объединения такой отчетности с отчетностью материнского предприятия ее приводят в соответствие с учетной политикой, которая применяется для составления консолидированной отчетности. Если при подготовке консолидированной финансовой отчетности невозможно использовать единую учетную политику, это отражают в примечаниях к такой отчетности [98, с. 411-412].

Кроме того, результаты хозяйственной деятельности дочернего предприятия включают в консолидированные финансовые отчеты, начиная со дня приобретения, т.е. даты, когда контроль над приобретенным дочерним предприятием фактически передается покупателю [98, с. 412].

В соответствии с П(С)БУ20 показатели материнского и дочерних предприятий объединяются таким образом, чтобы их деятельность можно было рассматривать как единую, т.е. одной хозяйственной структуры. Для этого все показатели финансовой отчетности объединяют по статьям путем соответствующего сложения, а уже после осуществляют процедуры консолидации. При этом процедуры консолидации проводят по следующим направлениям: а) консолидация капитала; б) консолидация сальдо внутригрупповых операций и расчетов; в) консолидация финансовых результатов от внутригрупповой реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Анализ консолидированных финансовых отчетов группы предприятий проводят по такой же методике, как и для отдельного предприятия. При этом вначале оценивают качество бухгалтерского баланса, рассчитывают соответствующие финансовые коэффициенты, затем проводят оценку качества отчета о финансовых результатах и рассчитывают соответствующие финансовые показатели. После этого при необходимости проводят оценку отчета о движении денежных средств и отчета о собственном капитале, рассчитывая те показатели, которые дополняют общую финансовую картину деятельности группы предприятий. Кроме оценки консолидированной финансовой отчетности, в процессе изучения финансового состояния группы предприятий, целесообразно провести отдельную оценку финансового положения материнского предприятия и дочерних предприятий. Это должно осуществляться с тем, чтобы получить полную картину финансово-хозяйственной деятельности всей группы, выявить ее сильные и слабые стороны, определить резервы повышения эффективности всей группы, а также оценить реальную стоимость объединенной компании, возможности котировки ее акций на фондовом рынке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.