Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетирование как современная система планирования на предприятии




 

В условиях развитой рыночной экономики планирование, а, следовательно, и управление в крупных компаниях осуществляется на основе разработки различных бюджетов, процесс подготовки которых получил название бюджетирование.

В украинской экономике в последние несколько лет бюджетирование также стало играть ключевую роль в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования. Это особенно проявилось в тех акционерных компаниях, где присутствует иностранный капитал или там, где украинские акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью вышли или выходят на мировой (европейский) товарный (ресурсный, финансовый) рынок.

Основной причиной перехода украинских предприятий от обычного планирования к бюджетированию, по мнению В.П. Савчука, является то, что время сверхприбылей прошло, и менеджмент должен, образно говоря «считать каждую копейку». Для руководства многих компаний бюджетирование действительно становится насущной потребностью, назревшей необходимостью — по–другому просто не получается работать [78, с. 494].

Более подробно анализ причин появления на предприятиях потребности в бюджетном методе управления финансово-хозяйственной деятельностью приводится в учебном пособии «Методология бюджетирования деятельности предприятий» (рис. 11.4) [57, с.8-10].

 
 

Рис. 11.4. Причины появления бюджетного метода управления на предприятиях [57, с. 8].

 

В украинскую научную и учебно-методическую литературу понятия «бюджет предприятия» и «бюджетирование на предприятии» пришло вместе с переводной зарубежной финансово-экономической литературой [33, 34].

Анализируя эволюцию понятия «бюджет предприятия» и «бюджетирование на предприятии», можно с полной уверенностью утверждать, что в вопросе о сущности и содержании рассматриваемых понятий экономисты и финансисты еще до конца не разобрались (табл. 11.1 и табл. 11.2).

Таблица 11.1

Эволюция подходов к понятию «бюджет предприятия»

Литературный источник Определение понятия «бюджет предприятия»
Миддлтон Д. Бухгалтерский учет и принятие управленческих решений: Пер. с англ. — М.: Дело, 1992. — С. 222. [69] Бюджеты — это финансовые планы на конкретный период, согласованные с производственной деятельностью фирмы.
Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — С. 87. [106] Бюджет — это годовой финансовый план компании. Общий (главный) бюджет является формальным изложением планов руководства в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий период. Он состоит в основном из прогнозного (проектируемого или планируемого) отчета о прибылях и убытках, прогнозного балансового отчета и кассового плана.
Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. / Под ред. С.А. Николаевой. — М.: Финансы и статистика, 1993. — С. 21. [64] Бюджет — это выражение желаемого состояния, того, что мы хотим.
Закарян И. Составление бюджета и бюджетный контроль на предприятии // Консультант директора. — 1997. — №21 (57). [47] Бюджет — план на будущее, количественно выраженный в денежных единицах и единицах объема продукции, который должен быть составлен и утвержден до того периода, к которому он относится, и включает в себя прогноз доходов, затрат и денежных потоков предприятия, а также показывает величину капитала, необходимого для осуществления этого плана. Бюджет обеспечивает управление финансами предприятия и распределение ресурсов, охарактеризованных в количественной форме.
Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М.: Аудит ЮНИТИ, 1998. — С. 65. [56] Бюджет — это план деятельности предприятия или подразделения в количественном выражении.
Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. — М.: Дело, 1998. — С. 5. [80] Бюджет предприятия является целостной научно обоснованной системой сбора, анализа и обработки информации, полученной из внутренних и внешних источников, выполнения расчетов основных и дополнительных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета

 

Таблица 11.2

Эволюция подходов к понятию «бюджетирования на предприятии»

Литературный источник Определение понятия «бюджетирование»
Крайник О.П. Фінансовий менеджмент: Навч. посібник. — К.: Дакор, 2001. — С. 228. [61] Бюджетирование — это процесс планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов системой бюджетов.
Сухарева Л.А., Петренко С.Н. Контроллинг — основа управления бизнесом. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2002. С. 96. [82] Бюджетирование можно определить как процесс разработки оптимальных направлений использования доходов и формирования затрат предприятия в процессе осуществления его финансово-хозяйственной деятельности и рассчитанный на определенный период времени.
Самойловський А.Л. Бюджетування в страховій компанії як комплексний процес управлінських дій // Український інвестиційний журнал. — 2002. — №1. — С. 3. [79] Бюджетирование связывает все задания с конкретными целями фирмы, четко определяет ответственных лиц по каждой сфере и заданию, позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, стимулировать руководителей отделов к максимально эффективной работе, делает всю деятельность прозрачной и ясной для высшего руководства.
Білобловський С. Складові елементи процесу бюджетування // Економіка, фінанси, право. — 2003. — №8. — С. 20. [25] Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета, контроля доходов и затрат, полученных от бизнеса на всех уровнях управления, что позволяет анализировать прогнозируемые показатели.
Харко А.Ю. Бюджетування у процесі управління фінансовою діяльністю підприємства // Фінанси України. — 2003. — №9. — С. 87. [100] Под бюджетированием в современных условиях хозяйствования следует понимать планирование деятельности предприятия путем разработки системы взаимосвязанных бюджетов, комплексно ориентированных на рыночные потребности и призванных обеспечить устойчивое финансовое положение и поступательное развитие предприятия относительно –его главной миссии и уставных задач.
Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. — С. 176. [30] Бюджетирование — разработка плановых бюджетов на предприятии и направлена на решение двух основных задач: а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия; б)обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
Терещенко О.О. Фінансова діяльність суб'єктів господарювання: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 2003. — С.458. [85] Процесс составления бюджетов и контроль за их выполнением получил название бюджетирование. К основным характеристикам бюджетирования можно отнести: а) краткосрочность; б) высокий уровень конкретизации; в) внутреннюю направленность; г) тесную интеграцию с контролем и анализом отклонений.
Косарев О.Й., Волик В.М. Методологія бюджетування діяльності підприємств: Навч. посібник. — К.: НАУ, 2004. — С. 13. [57] Бюджетирование — это: а) технология финансового планирования, учета и контроля доходов и затрат, которая позволяет анализировать получаемые и прогнозированные финансовые показатели; б) процесс планирования финансово-экономической деятельности предприятия и его структурных подразделений на основе формирования балансов доходов и затрат, а также контроля их выполнения.
Фінансовий менеджмент: Підручник / Кер. кол. авт. і наук. ред. проф. А.М. Поддєрьогін. — К.: КНЕУ, 2005. — С. 450. [98] Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принятия управленческих решений.

На основе вышеприведенных определений понятия «бюджет предприятия» и «бюджетирование на предприятии» можно сделать такие выводы. Во-первых, данная проблема достаточно дискуссионная, так как в экономической литературе существуют самые разные определения сути бюджета и бюджетирования. Во-вторых, у каждого автора имеется свое понимание сущности бюджета предприятия и бюджетирования на предприятии. В-третьих, данные понятия нами исследовались более подробно в работе «Теоретические аспекты бюджетирования на предприятиях» [40, с. 267–276]. Основные положения этой работы состоят в следующем.

Бюджет (англ. butget — буквально сумка) — роспись расходов и поступлений государства или предприятия за определенный период (год, квартал, месяц или иной промежуток времени).

Таким образом, бюджет отдельного предприятия может рассматриваться с аналогичных позиций, как и бюджет государства. Это означает, бюджет предприятия также может характеризоваться с нескольких сторон. Во-первых, как экономическая категория. Во-вторых, как нормативно-правовой документ, обеспечивающий эффективную управленческую деятельность предприятия. В-третьих, по своей форме. В-четвертых, по видам, срокам и целевой направленности. В-пятых, по материальному содержанию. Однако по всем названным характеристикам бюджет предприятия отличается от бюджета государства. Отличия проявляются в следующем:

а) по экономическому содержанию бюджет предприятия связан с процессом формирования, распределения и использования первичных доходов субъекта хозяйствования, в то время как бюджет государства связан с процессом перераспределения первичных доходов между обществом, предприятиями и населением;

б) по источникам формирования и направлениям расходования денежных средств бюджет предприятия, в первую очередь, формируется за счет полученных доходов и поступлений субъекта хозяйствования, а направление расходов определяется целями финансово-хозяйственной деятельности, в то же время бюджет государства формируется и используется в соответствии с Законом «О государственном бюджете»;

в) по целям формирования и использования бюджет предприятия зависит от стратегии и тактики деятельности субъекта хозяйствования, а бюджет государства — стратегии и тактики развития всего общества;

г) по срокам функционирования бюджет предприятия формируется на месяц, квартал, полугодие, год, в то время как бюджет государства рассчитан на полный финансовый год;

д) по видам бюджетов на предприятиях должны составляться операционный бюджет, финансовый бюджет, бюджет денежных средств, бюджет капитальных вложений, в то же время на уровне государства составляются Государственный бюджет, бюджет местных органов власти, сводный бюджет;

е) по нормативно-правовому обеспечению бюджет предприятия обязателен только для предприятия и его подразделений, в то время как бюджет государства является законодательно-правовым документом, обязательным для всех экономических субъектов в государстве.

Раскрывая сущность бюджета предприятия, можно сформулировать два его основных определения: а) с теоретических позиций; б) с практических позиций.

С теоретических позиций бюджет предприятия может быть определен следующим образом. Бюджет предприятия — экономическая категория, характеризующая систему управления финансами предприятия в оперативном и текущем периодах.

С практических позиций бюджет предприятия может быть определен таким образом. Бюджет предприятия — это финансовый документ для оперативного или текущего управления, в котором сформулированы и обоснованы основные параметры финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства и его структурных подразделений, являющийся стандартом для оценки эффективности хозяйствования.

Бюджет предприятия неотъемлемо связан с процессом бюджетирования и бюджетного планирования. В финансовой литературе, как это отражено в табл. 11.2, данные понятия практически отожествляются, но исследования показывают, что на самом деле бюджетирование понятие более емкое и охватывает все функции современного менеджмента: прогнозирование, планирование, организацию, координацию, регулирование, активизацию, мотивацию, учет, анализ и контроль.

Бюджетное планирование является управленческой деятельностью, которая связана с разработкой финансовых бюджетов различных видов и для различных объектов, формирование модели их консолидации для получения сведенных бюджетов предприятия.

Бюджетирование — технология финансового планирования, учета, анализа и аудита доходов и расходов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью на всех уровнях предприятия.

Бюджетирование представляет собой метод формирования и распределения финансовых средств по видам хозяйственной деятельности и структурным подразделениям. Его можно определить как адаптированный к новым условиям хозяйствования процесс финансового планирования на предприятии путем разработки системы взаимосвязанных бюджетов, отличительной особенностью которых является их ориентация на рыночные потребности, а также четкое установление и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат с источниками их покрытия, ожидаемыми конечными финансовыми результатами.

Механизм бюджетного управления на современном предприятии должен отвечать классическому управленческому циклу, который состоит из следующих этапов реализации функций менеджмента (рис. 11.5).

 
 

Рис. 11.5. Механизм бюджетного управления на современном предприятии.

 

Представленный механизм бюджетного управления предприятием позволяет реализовать поставленные цели текущей и оперативной финансово-хозяйственной деятельности фирмы и согласовывать эти цели со стратегией развития компании на длительную перспективу.

По мнению В.М. Аньшина, И.Н. Царькова, А.Ю. Яковлевой система бюджетирования должна включать такие элементы:

· цели и стратегии;

· виды бюджетов;

· этапы составления бюджетов;

· функции бюджетирования;

· бюджетный регламент;

· организационное обеспечение [17, с. 9].

В целом мы согласны с подходом авторов по формированию элементов системы бюджетирования.

Цели и стратегии бюджетирования определяют содержание механизма бюджетного управления, ориентируют высшее руководство компании (предприятия) на конечный управленческий результат.

Виды бюджетов определяются долгосрочными, текущими и оперативными целями предприятия, стратегией и тактикой финансово-хозяйственной деятельности, а также реальными возможностями субъекта хозяйствования в данных экономических условиях. Поэтому можно выделить такие виды бюджетов:

1) по срокам — долгосрочные, среднесрочные, текущие, оперативные бюджеты;

2) по целевой ориентации — стратегические, тактические и оперативно-тактические бюджеты;

3) по функциональному признаку — сводный, операционный, инвестиционный, финансовый бюджеты, бюджеты отдельных подразделений компании (предприятия), бюджеты центров ответственности;

4) по реакции на окружающую предприятие среду — гибкие и жесткие бюджеты;

5) по степени непрерывности — скользящие и дискретные бюджеты.

Процесс бюджетирования включает следующие этапы:

1) формирование основной цели бюджетирования;

2) разработка стратегии достижения основной цели в процессе бюджетирования;

3) оценка внутренней и внешней ситуации функционирования предприятия;

4) прогнозирование тенденций в развитии предприятия;

5) разработка различных видов бюджетов;

6) оценка возможности выполнения подготовленных бюджетов;

7) организация, координация и мотивация реализации подготовленных бюджетов;

8) учет, анализ и контроль бюджетного процесса на предприятии;

9) при необходимости корректировка процесса бюджетирования;

10) оценка достижения цели в процессе бюджетирования.

Бюджетирование на предприятии должно базироваться на следующих функциях:

· прогнозирования и планирования;

· организации, координации и регулировании;

· активизации и мотивации реализации бюджетов;

· оценке стоимости и балансирования доходов и расходов;

· учета, анализа и оценки возможных рисков и их минимизации;

· контроля за денежными потоками и их синхронизации.

Бюджетный регламент на предприятиях определяется технологией бюджетного процесса и включает:

· формы, методы, способы и приемы анализа, прогнозирования и планирования на предприятии;

· сроки и порядок разработки различных видов бюджетов;

· субъекты бюджетного процесса на предприятии и ответственные лица;

· законодательные акты, приказы, распоряжения, инструкции, нормативы, используемые в бюджетном процессе;

· принятый на предприятии документооборот.

Организационное обеспечение бюджетирования включает следующие структуры:

· зам. руководителя предприятия по бюджетированию;

· бюджетный департамент или бюджетное управление;

· центры ответственности (структурные подразделения);

· функциональные группы по реализации процесса бюджетирования.

В основе бюджетирования на предприятиях, по мнению О.А. Терещенко, должны быть положены следующие базовые принципы:

принцип полноты: все операции предприятия, включающие поступления или выбытия средств, должны быть отражены в бюджетах;

принцип координации: бюджеты центров ответственности, структурных подразделений должны составляться с учетом формирования сводного бюджета предприятия, а также согласовывать стратегические цели с показателями долгосрочных и краткосрочных планов;

принцип централизации: предусматривает, что бюджетирование является важным инструментом финансового менеджмента, а поэтому должно осуществляться из единого центра, при этом все денежные поступления должны покрывать все выходные денежные потоки;

принцип специализации: предполагает, что денежные поступления и расходы должны отображаться там, где они возникли, благодаря чему можно проконтролировать движение денежных средств в разрезе центров ответственности и структурных подразделений;

принцип периодичности: предполагает, что бюджеты должны подразделяться по отдельным периодам, продолжительность которых определяется спецификой организации финансовой деятельности предприятия;

принцип прозрачности: предусматривает, что бюджеты должны составляться таким образом, чтобы все участники их выполнения четко представляли задачи, которые перед ними поставлены и имели соответствующие стимулы для их выполнения;

принцип точности: все операции и их результаты должны базироваться на реальных прогнозах;

принцип декомпозиции: сводится к тому, что бюджеты нижнего уровня являются составными частями бюджетов более высокого уровня [85, с. 462].

Использование приведенных выше принципов в практике бюджетирования позволяет эффективнее формировать и использовать финансовые средства в хозяйственной деятельности предприятия, сокращать непродуктивные затраты, четко доводить задания исполнителям, повышать точность разрабатываемых прогнозных и плановых финансовых показателей, гибче строить механизм бюджетного управления финансово-хозяйственной деятельностью.

В практической деятельности предприятий можно выделить следующие подходы по осуществлению процесса бюджетирования.

1. Производственный подход — бюджетирование используется для организации производственного процесса. Данный подход получил развитие в плановой экономике. При этом подходе процесс бюджетирования представляет собой комплекс расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию текущих и долгосрочных целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды. Преимущество — получение полной производственной программы на оперативный и текущий периоды. Недостаток — слабая связь с финансовыми процессами на предприятии, подчиненность финансов производственным целям и задачам.

2. Финансовый подход — бюджетирование выступает как средство для определения финансовых показателей и обеспечения управления финансами предприятия. Применяемые в финансовом планировании коэффициенты обеспечивают руководителей предприятия информацией о финансовом состоянии того или иного бизнеса, финансовой привлекательности рассматриваемого бизнес-проекта, направления хозяйственной деятельности, а также позволяют оценить прогнозируемое финансовое положение предприятия в целом за истекший период и на предстоящий период. Преимущество — ориентация на управление финансами предприятия. Недостаток — слабый учет современных тенденций в развитии предпринимательской деятельности, появления новых управленческих технологий.

3. Технологический подход — тесно связан с бурным развитием информационных технологий. Философия этого подхода заключается в том, что, с одной стороны, можно синтезировать общее содержание бюджетирования, а, с другой — синтезировать информационно-компьютерное решение проблемы.

В технологическом подходе акцентируется внимание на административных функциях предприятия: производстве, закупках сырья и продажах. Поддержка совокупного процесса планирования материальных потоков осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем.

Преимущество — использование компьютерных технологий. Недостаток — акцентирование внимания на материальные ресурсы и результаты, а также недостаточный учет финансовых параметров функционирования предприятия.

4. Маркетинговый подход. Исходя из маркетингового подхода бюджетирование должно реализовать стратегическую цель фирмы, которая обычно предусматривает долгосрочные действия, существенно влияющие на будущие конкурентные возможности предприятия и его позицию на рынке, а также на краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на ситуацию, что включает в себя решение таких маркетинговых задач, как изучение рынка и определение позиции фирмы на рынке, прогнозирование спроса, и является отправной точкой бюджетирования. Преимущества — возможность управлять сбытовой деятельностью, а, следовательно, формированием входного денежного потока. Недостаток — слабая связь с выходным денежным потоком предприятия.

5. Логистический подход. В условиях кризисной экономики, порождающей неопределенность ситуации в обществе, а также высокой конкуренции объективно проявляется необходимость логистического подхода в бюджетировании. Логистический подход сочетает в себе маркетинговую концепцию с теорией оптимального управления материальными потоками, от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящемуся к нему потоку информации.

Логистика позволяет оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков. Поэтому, придерживаясь логистического подхода в системе бюджетирования и развивая при этом горизонтальные хозяйственные отношения, предприятия получают возможность быстро реагировать на рыночные изменения повышением качества поставки продукции с наименьшими затратами и в результате -–получением максимальной прибыли. Преимущества — возможность управления затратами предприятия, как постоянными, так и переменными, а также учет факторов, влияющих на получение доходов, что дает наилучший конечный результат — максимум прибыли. Недостаток — необходимость учета большого числа факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия и его структурных подразделений, что требует высокого профессионализма финансовых менеджеров и применения передовых компьютерных технологий.

Анализ существующих подходов к организации процесса бюджетирования на предприятии позволяет сделать обоснованный вывод, что не один из выделенных вариантов в полной мере не удовлетворяет украинские предприятия. Это обусловлено тем, что украинские предприятия имеют существенные проблемы как с производственно-сбытовой, так и с финансовой, технологической и маркетинговой деятельностью. Кроме того, на украинских предприятиях существует недостаток высококлассных финансовых менеджеров, способных в полной мере реализовать логистический подход.

В связи с этим, нами предлагается внедрить в практическую деятельность отечественных предприятий новый — комбинированный подход к организации процесса бюджетирования, который включал бы лучшие составные части логистического, финансового, производственного и технологического подходов.

Комбинированный подход к организации бюджетирования на предприятии должен исключить имеющиеся недостатки каждого из выделенных ранее подходов, и в то же время в полной мере задействовать лучшие стороны всех названных подходов исходя из потребностей конкретного предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.