Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И избирательных участков




Образование избирательных округов

 

1. Регистрация (учет) избирателей в Российской Федерации. Ключевая проблема при организации подготовки и проведения избирательных кампаний различного уровня — регистрация избирателей. На основании количественных и персональных данных об избирателях, участниках референдума в ходе избирательных кампаний формируются избирательные округа, избирательные участки, участки референдума, составляются списки избирателей, участников референдума, проводятся другие избирательные действия.

Составление списков избирателей — сложная, ответственная и трудоемкая работа. Списки избирателей необходимы для того, чтобы идентифицировать личность избирателя при его явке на избирательный участок, обеспечить его избирательные права, допустив к участию 'в процедуре голосования, а также для защиты его прав от посягательств со стороны других граждан.

Проблема организации своевременного и качественного учета избирателей заключается в первую очередь в том, что необходимо создать условия, позволяющие наиболее полно обеспечить гарантии избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов, референдумов, а также повысить эффективность работы избирательных комиссий различного уровня за счет системного подхода к автоматизации работы по подготовке достоверных сведений об избирателях, участниках референдума и оптимизации затрат при проведении регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Практика зарубежных государств по регистрации избирателей достаточно разнообразна и, в зависимости от того, на ком лежат обязанности по регистрации — на государстве в лице его соответствующих органов или самом гражданине, — она считается публичной (обязательной) или личной (добровольной).

Обязательная регистрация означает, что государство само заботится о регистрации всех обладающих избирательным правом граждан. В одних странах, где подобно Российской Федерации существуют правила регистрации населения по месту жительства и соответствующие органы имеют необходимую информацию о гражданах, проживающих на определенной территории, регистрация избирателей осуществляется на основании этих сведений. В некоторых странах, где подобный учет миграции населения не проводится, перед каждыми выборами или раз в году учет и составление списков избирателей осуществляется путем обхода специальными должностными лицами всех жилых помещений, так называемый принцип "от двери к двери".

В Венгрии, например, действует специальное законодательство о регистрации населения. Вопросами подготовки и проведения избирательных кампаний в стране занимается Центральное бюро по регистрации населения и выборов при Министерстве внутренних дел. Бюро несет ответственность за составление списков избирателей, определяет границы избирательных участков, составляет списки граждан, не имеющих права голосовать.

В ФРГ учет населения и избирателей входит в компетенцию органов местной власти, которые обязаны опубликовать списки избирателей. Любой избиратель может опротестовать какие-либо данные этого списка. Не позднее чем за день до выборов список признается окончательным.

В Канаде для составления списков избирателей используется компьютерная база данных о гражданах, которая постоянно обновляется. Информация об избирателях включает в основном сведения о наличии у них недвижимости и какой-либо другой собственности.

В Швеции при подготовке и проведении выборов вопросам регистрации избирателей также уделяется большое внимание. Списки избирателей составляются на основании регистрации и переписи населения.

Добровольная регистрация означает, что о включении в списки избирателей заботится сам гражданин, для чего он должен приходить с необходимыми документами в соответствующее учреждение и регистрироваться в качестве избирателя на предстоящих выборах. В некоторых странах граждане, зарегистрировавшись однажды, не обязаны (при сохранении прежнего места жительства) проходить перерегистрацию перед каждыми новыми выборами.

Наиболее интересен опыт учета избирателей в США, так как избирательная система этой страны в высшей степени децентрализована — в каждом штате существуют свои законы об организации и проведении выборов. Однако практически во всех штатах предусматривается предварительная регистрация избирателей перед выборами. Гражданин включается в списки избирателей на основании документа, подтверждающего его личность, адрес и гражданство. При смене места жительства избиратель может зарегистрироваться в новом районе, где его включают в список избирателей.

Регистрация избирателей может проводиться путем непосредственного обращения гражданина в местные избирательные органы, автоинспекции или другие государственные структуры. Во многих штатах регистрация разрешена по почте. Учитывая возникающие сложности с составлением списков избирателей, Конгресс США в 1993 году принял Закон "О регистрации избирателей", который значительно упростил для избирателей процесс регистрации. В рамках Закона соответствующие органы обязаны обеспечить избирателям возможность зарегистрироваться при получении водительских прав, пособий по бедности и инвалидности, на призывных пунктах, при обращении в частные фирмы и аппарат федерального правительства. Централизованная система составления списков избирателей в США отсутствует.

В избирательное законодательство Российской Федерации понятие "зарегистрированный избиратель" впервые было введено Федеральным законом от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", действовавшего до вступления в силу 30 сентября 1997 года Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Работа по организации государственной системы регистрации избирателей законодателем была возложена на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

В дальнейшем это понятие вошло в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, а также в законы о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно указанным законодательным актам проведение ряда основных избирательных действий, таких, как образование избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, определение необходимого количества подписей избирателей в поддержку кандидата, основывалось на данных учета избирателей, проживающих на соответствующих территориях.

Начиная с 1995 года основное внимание при подготовке выборов уделялось налаживанию системы учета избирателей, тем более что нормативная база для этого уже имелась и главы местных администраций обязаны были ежегодно (по состоянию на 1 января и 1 июля) уточнять списки зарегистрированных избирателей. Однако отсутствовал механизм реализации этих положений законодательства. В апреле 1995 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утвердила Временное положение об организации общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей, а вскоре утвердила Порядок представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках. Указанные акты, в частности, установили порядок сбора сведений об избирателях, определили органы, которые должны обладать необходимой информацией на территории Российской Федерации и за ее пределами, утвердили формы и сроки направления сведений о численности избирателей в избирательные комиссии.

Вместе с тем анализ работы по организации регистрации (учета) избирателей в субъектах Российской Федерации показал, что избирательным комиссиям, исполнительным органам власти и органам местного самоуправления не удалось полностью скоординировать действия избирательных комиссий и учреждений, организаций, занимающихся вопросами учета населения при проведении регистрации избирателей, главным образом из-за отсутствия в тот период на федеральном уровне достаточно проработанной нормативной правовой базы, регулирующей такое взаимодействие.

Учитывая актуальность данной проблемы, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации были разработаны и направлены в соответствующие комитеты Государственной Думы предложения по вопросам организации регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации. Они нашли свое отражение в статье 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в которой говорится, что регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Если избиратель проживает за границей, основанием для его регистрации (учета) как избирателя, участника референдума является факт его постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительных заграничных командировках, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.

Федеральным законом установлено, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования (в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена — лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная автоматизированная информационная система.

Согласно законодательству избиратель, участник референдума имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Выполняя требования федерального законодательства, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработала Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, которое было утверждено 6 ноября 1997 года.

Основная цель создания Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации — обеспечить гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при составлении списков избирателей, участников референдума, образовании избирательных округов, избирательных участков, участков референдума, а также при совершении других действий, связанных с подготовкой и проведением выборов всех уровней.

Система регистрации (учета) избирателей должна обеспечивать единую, предусматривающую использование комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" технологию регистрации и учета граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, и составления сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума.

Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума должно реализовываться в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 года "О Федеральной целевой программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 1996—2000 годы", других законодательных актов и нормативных документов, регулирующих вопросы проведения выборов и референдумов.

В Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума определен порядок:

регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территориях муниципальных образований в Российской Федерации и на территориях консульских округов за ее пределами;

составления Единой формы сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума;

установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума на территориях муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, а также на территориях консульских округов за пределами Российской Федерации;

установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, проживающих на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Кроме того, в Положении предусмотрен механизм взаимодействия избирательных комиссий, федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, осуществляющих учет населения (паспортно-визовые службы, военные комиссариаты, органы записи актов гражданского состояния, территориальные органы Федеральной миграционной службы России), при регистрации (учете) избирателей, участников референдума. При этом определено, что руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований или уполномоченные лица, руководители учреждений, организаций, осуществляющих учет населения, руководители дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации несут в соответствии с федеральным законодательством ответственность за несвоевременность, неточность и недостоверность представляемых сведений об избирателях, участниках референдума, а также за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Сведения об избирателях, участниках референдума в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" являются конфиденциальными.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории муниципального образования, включая избирателей-военнослужащих, проживающих вне расположения воинской части, осуществляется главой муниципального образования, а в случае если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена — лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления (далее — уполномоченное лицо).

Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Следует отметить, что не производится регистрация (учет) избирателей, участников референдума, находящихся в местах пребывания, за исключением граждан Российской Федерации, обратившихся в Федеральную миграционную службу России или в ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами.

Для этой категории избирателей основанием для регистрации является факт их проживания в местах временного поселения по направлению Федеральной миграционной службы России или ее территориальных органов, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрацию (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на соответствующей территории, осуществляет глава муниципального образования или уполномоченное лицо на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Федеральной миграционной службы России, учреждениями,организациями, осуществляющими учет населения. Порядок, сроки и формы представления сведений определяются главой муниципального образования или уполномоченным лицом.

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования, осуществляется командиром воинской части.

Основанием для регистрации (учета) этой категории избирателей, участников референдума является факт их постоянного или преимущественного проживания на территории воинской части, устанавливаемый или квартирно-эксплуатационной службой, или домоуправлением воинской части, или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

По результатам регистрации (учета) избирателей, участников референдума глава муниципального образования или уполномоченное лицо не позднее 10 января и 10 июля каждого года заполняет Единую форму сведений о- зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории.

По результатам регистрации (учета) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, командир воинской части не позднее 10 января и 10 июля каждого года обязан заполнять Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливать общую численность избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части.

Данные о численности избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, находящейся на территории муниципального образования, представляются командиром воинской части главе муниципального образования или уполномоченному лицу. Отдельной строкой необходимо указывать численность избирателей-военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и не проживавших постоянно или преимущественно на территории данного муниципального образования до призыва на военную службу.

Данные о численности находящихся в воинской части избирателей-военнослужащих, участниках референдума составляют государственную тайну, не подлежат разглашению и используются главой муниципального образования или уполномоченным лицом только для определения общей численности избирателей, участников референдума, проживающих на соответствующей территории.

Далее в Положении определен порядок и сроки представления данных о регистрации, согласно которому глава муниципального образования или уполномоченное лицо не позднее 15 января и 15 июля каждого года обязан представлять в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательную комиссию субъекта Российской Федерации данные о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на соответствующей территории, на основании которых устанавливается общая численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации. В срок до 20 января и 20 июля каждого года указанные данные направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, за исключением избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, размещенной на территории иностранного государства, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительной командировке (не менее трех месяцев) на территории иностранного государства, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации.

Регистрация избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, размещенной на территории иностранного государства, осуществляется командиром воинской части в соответствии с ранее установленным порядком.

По результатам регистрации (учета) руководитель соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации не позднее 10 января и 10 июля каждого года заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума и устанавливает общую численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего консульского округа (отдельно по каждому иностранному государству, если консульский округ охватывает несколько иностранных государств). Единая форма сведений о зарегистрированных избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, хранится у руководителя соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

Данные о численности избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, размещенной на территории иностранного государства, представляются командиром воинской части руководителю соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.

Данные о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, не позднее 15 января и 15 июля каждого года представляются руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в Министерство иностранных дел Российской Федерации. Затем эти сведения не позднее 20 января и 20 июля каждого года представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

2. Составление списков избирателей, участников референдума. При проведении выборов, референдума в целях реализации прав избирателей, участников референдума, ознакомления избирателей, участников референдума с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Порядок составления списков избирателей, участников референдума устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума в списки избирателей, участников референдума в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане, которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы или референдум.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме.

Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией, комиссией референдума в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума.

Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя, участника референдума. Список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии — окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума — также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий, комиссий референдума.

Соответствующая территориальная (окружная) избирательная комиссия, комиссия референдума передает по акту участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Участковая избирательная комиссия, комиссия референдума уточняет список избирателей и представляет его для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума о невключении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. При этом в списке избирателей, участников референдума указывается дата и причина исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (соответственно уровню выборов, референдума) или в суд (по

месту нахождения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно.

Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

3. Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей. Соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосования определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.

Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в.органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. Данное требование не применяется при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации;

при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30 процентов;

избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении этих требований учитывается административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований. Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.

4. Образование избирательных участков, участков референдума. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки, участки референдума образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, комиссиями референдума на основании данных о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на референдуме Российской Федерации и за 30 дней до дня голосования на выборах, иных референдумах. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей, участников референдума на каждом избирательном участке, участке референдума может не применяться при образовании избирательных участков, участков референдума за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования, референдума в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки, участки референдума; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, участках референдума. В воинских частях избирательные участки, участки референдума могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий, комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования на референдуме Российской Федерации и за 25 дней до дня голосования на выборах, иных референдумах.

 

Литература

 

Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997.

Волкова О. Н., Нестеров С. Ю. Избирательные округа и избирательные участки // Выборы депутатов Государственной Думы, 1995—1997: Электоральная статистика / Центр, избират. комиссия РФ. М.: Весь Мир, 1996. С. 21—38.

Постников А. Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА • М—НОРМА, 1996.

Шеремет К. Ф. Избирательные округа и избирательные участки // Правовая культура, электоральная активность и телевидение. М.: Студия "Викон", 1996.

Шишкина Н. Э. Основы избирательного права: Учеб. пособие. Иркутск, 1998.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.