КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И порядок проведения 1 страница
Понятие, правовое регулирование Темы рефератов Нормативные материалы
Федеральный закон от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398 (или последующая его редакция). Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
Контрольные вопросы
1. Порядок выдвижения кандидатов непосредственно избирателями. 2. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями. 3. Процедура проверки достоверности подписей в списках избирателей, собираемых в поддержку кандидатов. 4. Состав документов представляемых на регистрацию кандидатов.
1. Выдвижение кандидатов — одно из условий реализации пассивного избирательного права. 2. Регистрация кандидатов как этап законодательного процесса. Тема 16. Предвыборная агитация:
1. Понятие. Одним из важных, политически значимых этапов любой избирательной кампании является предвыборная агитация. Она ведется представителями различных политических сил среди широких кругов избирателей за участие в выборах и голосование за или против тех или иных кандидатов, списков кандидатов на депутатский мандат, выборную должность, выдвинутых в установленном законом порядке и зарегистрированных избирательными комиссиями. Предвыборная агитация — наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления. От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения, блока. Предвыборная агитация способна оказывать и оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация — самый чувствительный нерв всей избирательной кампании. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет предвыборную агитацию как "деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) или против них" (ст. 2). Еще более широко федеральным законодательством определяется агитация по вопросам референдума, которая включает в себя "деятельность... имеющую целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме...", а не только поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум закон, законопроект или иной вопрос. Однако столь широкий подход к определению понятия "предвыборная агитация", а равно и понятия "агитация по вопросам референдума" следует признать неудачным, так как он позволяет квалифицировать как предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума любую деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую граждан к участию в выборах, референдуме, призывы к выполнению ими своего гражданского долга, в том числе и исходящие от избирательных комиссий, или отказаться от голосования на выборах, референдуме, то есть бойкотировать их. Между тем подобные действия противоречат демократическим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспрепятствовать гражданину свободно осуществлять свои избирательные права либо право участвовать в референдуме, признается административным правонарушением (ст. 401 КоАП РСФСР), а если эти действия соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества — преступлением (ст. 141 УК Российской Федерации). Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Поэтому более удачным, отвечающим существу вопроса, на наш взгляд, является определение предвыборной агитации, содержащейся в статье 2 ранее действовавшего Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (1994 г.), который трактовал это понятие более конкретно, применительно к кандидатам, спискам кандидатов. Исходя из назначения, смысла и природы института предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (списков кандидатов) или против них. Обоснованность такого понимания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а лишь после регистрации кандидатов, списков кандидатов. 2. Правовое регулирование. Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", а на уровне субъектов Федерации — избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления! Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации. Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например Оренбургская область, разработали и приняли отдельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значительную специфику и сложность процедур предвыборной агитации, особенно проводимую через средства массовой информации (далее — СМИ), в пользу принятия отдельных законодательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законодательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избирательного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Федерации подзаконных нормативных актов — инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды СМИ. Принятие подобных инструкций предусматривал Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" 1994 года. Этого же требуют ныне действующие федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах Президента Российской Федерации. В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламентируют порядок предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации1. Аналогичные акты разработаны и приняты применительно к выборам депутатов законодательных (представительных) органов, президентов республик и глав администраций (губернаторов) в субъектах Российской Федерации. Не противоречит закону и практика принятия подобных документов на уровне избирательных комиссий муниципальных образований, регламентирующих порядок проведения предвыборной агитации через муниципальные СМИ применительно к выборам органов и должностных лиц местного самоуправления. Избирательное законодательство установило формы и виды (жанры) предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах: через СМИ; путем организации массовых публичных мероприятий; путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных установленных законодательством формах. Каждая из названных форм агитации имеет свою специфику, связанную с порядком, условиями и сроками ее проведения. Эти особенности будут рассмотрены ниже. Здесь же подчеркнем, что в рамках этих форм законодательство различает виды (жанры) предвыборной агитации. Так, массовые мероприятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием СМИ может реализовываться в виде выступления, интервью, пресс-конференции, предвыборных дебатов, "круглого стола", "горячей линии", политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плакатов, письменных обращений к избирателям, брошюр, буклетов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитационные материалы без использования СМИ применяются сравнительно редко. В инструкциях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации раскрывается содержание различных видов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через СМИ: выступление — личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации; интервью — ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи; пресс-конференция — изложение кандидатом, представителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов; предвыборные дебаты — публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в соответствующих предвыборных программах; "горячая линия" — ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире; "круглый стол" — обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама — распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объединений, блоков. Инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлены определенные ограничения к применению политической рекламы как вида предвыборной агитации в СМИ. Так, политическая реклама, распространяемая на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний, в периодических печатных изданиях должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата, избирательного объединения, блока она распространяется. Эфирное время, печатная площадь, предоставляемые под политическую рекламу, не должны превышать 10 процентов выделяемого данному избирательному объединению, блоку, кандидату в депутаты Государственной Думы общего эфирного времени, печатной площади. Аналогично решен вопрос применительно к выборам Президента Российской Федерации. Эфирное время, предоставляемое кандидату на должность Президента Российской Федерации для политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделенного ему общего бесплатного и платного эфирного времени, а для избирательного объединения, инициативной группы избирателей — 10 процентов от общего платного эфирного времени. Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей для тех же целей, не должна превышать 10 процентов выделяемой им общей печатной площади. Ограничения, касающиеся эфирного времени и размера печатной площади, связаны со спецификой этого жанра предвыборной агитации и имеют целью оградить избирателей от излишнего прессинга рекламных материалов. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к распространению политической рекламы, несут кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности, а также соответствующая телерадиокомпания, редакция периодического печатного издания. Кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и СМИ. Изменение текста агитационного материала редакцией СМИ без согласования с автором не допускается. Согласно избирательному законодательству предвыборную агитацию могут вести как широкий круг организаций, так и граждане Российской Федерации. Их принято называть субъектами агитационной деятельности. Следует обратить внимание на то, что организации и лица, занимающиеся предвыборной агитацией, имеют разный объем прав и их организационных гарантий. В этой связи можно и нужно различать две категории: общие и специальные субъекты агитационной деятельности. К общим субъектам агитационной деятельности следует отнести всех граждан Российской Федерации, обладающих избирательными правами, и их объединения: политические партии, движения, различные общественные объединения. К специальным же субъектам относится сравнительно узкий круг лиц и организаций, которые непосредственно связаны с избирательной кампанией и находятся в тесных правоотношениях с избирательными комиссиями: кандидаты в депутаты, кандидаты на выборную должность, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей, их доверенные лица и уполномоченные представители. У этих двух групп различное правовое положение в агитационном поле. Различия в основном касаются возможностей использования СМИ в целях предвыборной агитации и права выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов. Этими правами законодатель наделил только специальные субъекты агитационной деятельности. Общие же субъекты агитационной деятельности вправе использовать различные формы и виды предвыборной агитации, за исключением использования СМИ и выпуска печатных и аудиовизуальных агитационных материалов. Что касается использования СМИ, то законодатель не наделяет граждан и общественные объединения, не являющиеся избирательными объединениями, безусловным правом требовать телерадиоэфира и печатной площади. Точнее, закон не гарантирует исполнение этого требования. Это касается эфирного времени и печатной площади, предоставляемых как бесплатно, так и платно. Исполнение такой просьбы, но только применительно к телерадиоэфиру, печатной площади, предоставляемых бесплатно, зависит от технических возможностей данного СМИ и усмотрения его руководства. Что же касается выпуска агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, то гражданам и общественным объединениям такое право не предоставлено. Это и понятно. В противном случае избирательные комиссии потеряют всякий контроль за использованием финансовых средств в пользу тех или иных кандидатов, избирательных объединений, блоков. А это недопустимо. Предоставляя гражданам, их объединениям право свободно и беспрепятственно вести агитацию в установленных законом формах как за, так и против соискателей депутатских мандатов и выборных должностей в органах исполнительной власти, местного самоуправления, законодатель выделил категорию организаций и лиц, которым запрещена или ограничена агитационная деятельность. Например, при проведении выборов и референдума не могут вести агитацию члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы называет в числе организаций, которым запрещено вести агитацию, также воинские части, военные учреждения и организации. На практике часто возникают вопросы, связанные с правами депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления на ведение предвыборной агитации. Вопрос не простой. Депутаты не признаются ни государственными, муниципальными служащими, ни должностными лицами, за исключением тех из них, которые на постоянной основе входят в состав руководства представительного органа, его палат, комитетов и комиссий. Последние признаются лицами, замещающими государственные и муниципальные должности категории "А", следовательно, согласно избирательному законодательству, могут вести агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Другие же депутаты не имеют правовых преград на ведение предвыборной агитации в любое время. Неоднозначно трактуется и вопрос относительно права на ведение предвыборной агитации лицами, представляющими военные, благотворительные и религиозные организации. Хотя закон и установил запрет на ведение агитации этими организациями, тем не менее логично предположить, что он распространяется и на лиц, представляющих эти организации. Следует отметить еще одно ограничение, связанное с освещением выборов. Журналисты, другие творческие работники, а также должностные лица СМИ, являющиеся кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, не вправе участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ. Достаточно сложно и неоднозначно решен вопрос о сроках предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В эти же сроки может вестись предвыборная агитация в негосударственных СМИ, которые не обязаны бесплатно предоставлять специальным субъектам агитационной деятельности эфирное время и печатные площади. Однако эта норма не распространяется на государственные, муниципальные и приравненные к ним СМИ (СМИ, имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими СМИ). В СМИ этой категории предвыборная агитация начинается по завершении регистрации кандидатов (списков кандидатов), жеребьевки между кандидатами, избирательными объединениями, блоками на предмет распределения эфирного времени, печатной площади и утверждения избирательной комиссией графика предоставления кандидатам, избирательным объединениям, блокам бесплатного эфирного времени, печатной площади и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Такое изъятие из общих сроков агитации вызвано необходимостью обеспечить равные условия доступа всех кандидатов, избирательных объединений, блоков к 'электронным и печатным СМИ. Конкретные отрезки времени для агитационных выступлений в государственных, муниципальных и приравненных к ним СМИ должны устанавливаться в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти отрезки времени, как правило, не могут быть менее 30 календарных дней. Предвыборная агитация во всех других формах, не связанных с использованием государственных, муниципальных и приравненных к ним СМИ, может вестись в рамках общих сроков предвыборной агитации, то есть со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) до ноля часов дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования (голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей) предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения соответствующей избирательной комиссии о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. В этих случаях порядок и условия проведения кандидатами предвыборной агитации через СМИ регламентируется соответственно к уровню проводимых выборов в инструкциях Центральной, региональной или муниципальной избирательной комиссии. Рассмотрим эту ситуацию на примере повторного голосования на выборах Президента Российской Федерации в 1996 году. В Инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о порядке предоставления эфирного времени и ее Разъяснениях о некоторых вопросах подготовки и проведения повторного голосования по выборам Президента Российской Федерации закреплено положение о том, что двум кандидатам, по которым проводится повторное голосование, предоставляется бесплатное эфирное время на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний в последнюю неделю перед днем повторного голосования. Этими же документами определен общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого кандидатам на должность Президента Российской Федерации ежедневно (по рабочим дням) общероссийскими и региональными государственными телерадиокомпаниями, соответственно по 20 и 10 минут. Конкретные даты и время выхода в эфир кандидаты вправе определять по взаимному согласованию, оформленному в письменном виде, оригинал которого представляется непосредственно в телерадиокомпанию, а копия — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в течение двух дней с момента опубликования решения о назначении повторного голосования. Если взаимное согласие было достигнуто, кандидаты не лишаются права на получение бесплатного эфирного времени в установленном Инструкцией порядке. В этом случае Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проводится жеребьевка между представителями кандидатов, утверждается график предоставления эфирного времени не позднее чем соответственно за 10 и 9 дней до дня повторного голосования. Предоставление бесплатной и платной печатной площади для агитационных целей в случае проведения повторного голосования указанными документами не предусмотрено. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные (расклеенные) в установленном законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах. Более четко решен вопрос о сроках агитации при проведении референдума: она начинается со дня опубликования акта соответствующего органа или должностного лица о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Со сроками агитации тесно связаны и запретительные нормы, согласно которым в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается. 3. Порядок проведения. Порядок предоставления эфирного времени и печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам избирателей в настоящее время регулируется избирательными законами и принятыми в их развитие инструкциями избирательных комиссий. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает лишь наиболее общие условия доступа субъектов агитационной деятельности к СМИ, относя детальное регулирование порядка предоставления эфирного времени и печатной площади для предвыборной агитации к предмету отдельных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, посвященных выборам конкретных законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Действующие же федеральные законы и региональные законы о выборах еще не приведены в соответствие с указанным Федеральным законом. Поэтому в настоящее время более полный порядок и условия использования СМИ в целях предвыборной агитации остаются не урегулированными на уровне закона. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" очерчивает круг СМИ, которые обязаны обеспечить равные возможности для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, блокам, инициативным группам по проведению референдума и, в частности, предоставить им для этих целей бесплатное эфирное время, печатную площадь на равных условиях. К ним отнесены СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, а также СМИ, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими СМИ. Конкретный перечень телерадиокомпаний и периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время и печатную площадь под агитационные материалы, публикуется соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, муниципальной избирательной комиссией по представлению соответствующих исполнительных органов государственной власти, вырабатывающих государственную политику в области СМИ (Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, Государственного комитета Российской Федерации по печати и их местных органов), в срок, определенный соответствующим избирательным законом либо инструкцией избирательной комиссии, — как правило, не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов. Иные СМИ, не вошедшие в указанные перечни, назовем их негосударственными, участвуют в предвыборной агитации на факультативной основе. В частности, они вправе на договорной основе предоставить эфирное время и печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной деятельности. Однако оплата этих услуг должна осуществляться на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды. Государственные, муниципальные и приравненные к ним СМИ также вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь заинтересованным субъектам агитационной деятельности на платной основе. Любые СМИ, предоставляющие свои услуги на договорной (платной) основе, обязаны декларировать (опубликовать) размер оплаты за предоставляемое эфирное время, печатную площадь в сроки, установленные избирательным законом, инструкцией, — как правило, не позднее чем через 20 дней до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой общероссийской телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, должен быть не менее одного часа, каждой региональной телерадиокомпанией — не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае если общее время вещания телерадиокомпании составляет менее двух часов — не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Такой же объем времени — 30 минут либо не менее одной четвертой общего объема времени вещания — региональные телерадиокомпании обязаны выделить для агитации при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |