Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И выборных должностных лиц 1 страница




Органа государственной власти

Темы рефератов

Нормативные материалы

 

Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем выражается публично-правовая природа юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах?

2. Чем отличается ответственность по избирательному праву от других видов юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах?

3. Что такое внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах?

4. Каковы особенности публично-правовой ответственности избирательных комиссий, комиссий референдума?

5. В чем заключаются особенности ответственности кандидатов по избирательному праву?

6. В чем заключаются особенности ответственности избирательных объединений, избирательных блоков по избирательному праву?

7. В чем заключаются особенности ответственности наблюдателей по избирательному праву?

8. Назовите основные особенности административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах.

9. Какие виды административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, вы знаете?

10. Какие административные взыскания предусмотрены законом за совершение административно наказуемых нарушений законодательства о выборах и референдумах?

11. Какие нарушения законодательства о выборах и референдумах влекут уголовную ответственность?

Тема 25,Ответственность за нарушения законодательства о выборах 575

12. Каковы особенности уголовной ответственности граждан и специальных субъектов за нарушения законодательства о выборах и референдумах?

 

 

 

1. Ответственность участников избирательного процесса по избирательному праву.

2. Публично-правовая ответственность избирательных комиссий, комиссий референдума.

3. Ответственность кандидатов по избирательному праву.

4. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах.

5. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах.


Тема 26. Отзыв депутатов (членов)

законодательного (представительного)

субъектов Российской Федерации

 

 

1. Нормативно-правовая база отзыва. На сегодня существует уже достаточно обширная нормативно-правовая база, позволяющая считать одним из существенных элементов статуса депутатов и выборных должностных лиц их отзыв избирателями. На федеральном уровне возможность отзыва депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 5 ст. 18). Для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти (далее — представительные органы) и выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации таких специальных норм федерального конституционно-правового регулирования нет. Федеральный закон об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, предусмотренный статьей 77 Конституции Российской Федерации, пока не принят. Однако в него, скорее всего, будет включена норма, предусматривающая возможность введения института отзыва и предполагающая его внесение в акты субъектов Федерации об органах законодательной (представительной) и исполнительной власти. Дело в том, что проблема — отзывать или не отзывать — упирается в содержание конституционных избирательных прав граждан и в этом плане восходит на федеральный уровень.

Уже есть пример, убедительно подтверждающий, что общефедеральные установки на этот счет выработаны. Речь идет о постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы". Этот Закон был применен в отношении Н. А. Елисеевой — депутата Московской областной Думы. Не согласившись с отзывом и оспаривая его законность, она дошла до Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а коллегия направила запрос в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой оценить конституционность упомянутого областного Закона, примененного в конкретном деле.

В своем постановлении от 24 декабря 1996 года Конституционный Суд пришел к выводу: с учетом того, что высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации являются референдум и свободные выборы, субъект Российской Федерации вправе учредить институт отзыва депутатов представительного органа, рассматриваемый им в качестве одной из форм непосредственной демократии, правда, с оговоркой, что субъект Российской Федерации вправе это сделать до' появления федерального закона об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти. И судья Конституционного Суда Н. В. Витрук вполне резонно отметил в своем особом мнении, что отзыв должен устанавливаться в качестве общего правила на всех уровнях представительной системы как форма реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, в осуществлении государственной власти. Установление отзыва, отметил Н. В. Витрук, расширяет возможности граждан по формированию дееспособного, авторитетного состава представительных органов, служит гарантией усиления позитивной юридической ответственности депутатов, так как в отношении депутатов, не являющихся на заседания представительного органа и не осуществляющих свои депутатские полномочия, потерявших всякую связь со своими избирателями, может быть поставлен вопрос об их отзыве избирателями.

Многие из уже появившихся актов субъектов Российской Федерации допускают возможность отзыва избирателями депутатов и выборных должностных лиц как форму их негативной оценки малоэффективной деятельности и, так сказать, не лучшего поведения депутатов.

Конституции ряда республик (Татарстан, Мордовия, Северная Осетия) и уставы некоторых других субъектов Федерации (Алтайский край, Архангельская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская, Ульяновская, Костромская, Новосибирская области, Агинский Бурятский, Ханты-Мансийский, _Эвенкийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) предусматривают отзыв депутатов представительного органа субъекта Российской Федерации.

С появлением выборных должностных лиц системы исполнительной власти государства, а также системы местного самоуправления возник вопрос о том, возможно ли досрочное прекращение их полномочий по такому основанию, как нарушение законов, норм морали. А в решении этого вопроса появились два варианта — или освобождение (отрешение) от должности соответствующим представительным органом, или отзыв должностного лица голосованием населения. Таким образом, практика отдельных субъектов Российской Федерации породила новый вид мандата — как бы полусвободного и полуимперативного, характерного для выборных должностных лиц государственной власти или местного самоуправления. Это отражено в основных актах ряда субъектов Российской Федерации.

Например, согласно статье 55 Конституции Республики Ингушетия Президент республики может быть отрешен от должности в случае совершения им преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Ингушетия. Вопрос по решению Народного Собрания — Парламента Республики Ингушетия, принятому не менее тремя четвертями от списочного состава депутатов, выносится на всенародный референдум.

Президент Кабардино-Балкарской Республики может быть отрешен от должности на основании референдума по вопросу о доверии Президенту за нарушение Конституции республики, законов республики, а также данной им присяги. Решение о проведении референдума по вопросу о доверии Президенту принимается на совместном заседании палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики двумя третями голосов депутатов каждой из палат с учетом заключения Конституционного Суда республики (ст. 86 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).

Согласно статье 26 Степного Уложения (Основного Закона) Республики Калмыкия в случае нарушения Президентом республики Степного Уложения и данной им присяги Народный Хурал (Парламент) с учетом заключения Верховного Суда республики выражает недоверие Президенту и не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов выносит вопрос о его смещении на всенародное голосование (референдум). В Конституции Республики Адыгея предусмотрено (ст. 83), что Президент республики может быть на основании итогов референдума по вопросу о доверии Президенту, проводимого по решению Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея, отрешен от должности за умышленные нарушения Конституции Республики Адыгея, ее законов и данной им присяги в случае подтверждения Конституционной палатой республики состава нарушения. Референдум действителен, если в нем приняло участие более половины избирателей республики. Президент считается отрешенным от должности, если за недоверие ему проголосует более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

По Уставу Архангельской области (ст. 30) отрешение от должности главы администрации области производится по итогам областного референдума, назначенного областным Собранием депутатов по вопросу досрочного прекращения деятельности главы администрации области.

В Уставе Нижегородской области (ст. 42) сказано, что досрочный отзыв губернатора может быть осуществлен в результате проведения голосования избирателей области при выражении ему недоверия Законодательным Собранием двумя третями голосов от общего числа депутатов и в случае, если не менее двух процентов избирателей области от их общего числа потребуют проведения голосования по досрочному отзыву губернатора.

Устав Липецкой области закрепляет возможность отзыва избирателями главы администрации области в случае совершения им преступления. При этом постановление о проведении голосования по отзыву главы администрации избирателями принимается областным Собранием депутатов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов на основании обвинительного приговора соответствующего суда, вступившего в законную силу.

Интересно, что в других субъектах Федерации, например Новгородской области, неоднократные нарушения главой администрации законодательства Российской Федерации, Устава, законов области, подтвержденные соответствующим судом, влекут отрешение от должности главы администрации без использования процедуры отзыва.

 

Согласно Уставу Читинской области в случае неоднократного нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава, законов области, подтвержденного соответствующим судом, областная Дума может выразить недоверие главе администрации области, поддержанное квалифицированным большинством голосов от избранного числа депутатов. По данному вопросу проводится областной референдум. Если в результате референдума предложение о выражении недоверия главе администрации области получит большинство голосов, то он подает в отставку (ст. 69).

По Уставу города Москвы (ст. 53) отрешение мэра от должности может быть осуществлено только в случае, если в судебном порядке будет установлено, что он нарушил Конституцию Российской Федерации, Устав города Москвы, федеральные законы, законы города Москвы. В этих случаях мэр может быть отрешен от должности по результатам городского референдума, который проводится по постановлению городской Думы, принятому двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Согласно Уставу Ханты-Мансийского автономного округа полномочия губернатора автономного округа прекращаются досрочно, в частности, в случае его отзыва населением (ст. 50). В той же статье 50 Устава далее говорится, что губернатор может быть отрешен от должности по результатам голосования населения на окружном референдуме, проводимом по инициативе как Думы автономного округа, так и 20 тысяч избирателей.

Как видим, субъекты Российской Федерации предусмотрели разные варианты решения вопроса о досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц по воле избирателей. В одних случаях это названо отзывом, в других — референдумом или голосованием по выражению недоверия, в результате чего выборное лицо либо уходит само, либо освобождается (отрешается) от должности решением представительного органа власти субъекта.

В некоторых основных актах субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность избирателей инициировать досрочное прекращение полномочий и законодательной, и исполнительной власти. Так, Устав Псковской области посвятил отдельную главу 6 регулированию досрочного прекращения полномочий областного Собрания депутатов и главы администрации области. Полномочия областного Собрания депутатов

могут быть прекращены досрочно избирателями в случае неоднократного нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области. Факты нарушений должны быть установлены вступившим в силу решением суда. Решение о досрочном прекращении полномочий Собрания в этом случае принимается всенародным голосованием (референдумом) населения области. Инициатива проведения референдума может исходить от главы администрации области или не менее чем от 30 тысяч жителей области,- имеющих право на участие в референдуме.

Полномочия главы администрации Псковской области в случае неоднократного нарушения им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава и законов области могут также быть прекращены в результате решения, принятого всенародным голосованием (референдумом) населения области. Инициаторами проведения референдума могут выступать областное Собрание депутатов либо не менее чем 30 тысяч жителей области, имеющих право на участие в референдуме. Факты нарушений должны быть установлены вступившим в силу решением суда.

Вопрос о досрочном прекращении полномочий представительного органа и выборного должностного лица субъекта Российской Федерации требует коррекции регулирования в связи с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 года. Главная проблема, которая здесь должна быть решена, — как толковать норму указанного Закона, запрещающую проводить референдумы субъектов Федерации по вопросу о продлении или сокращении полномочий органов государственной власти. Ведь в конце концов любое голосование по отзыву или выражению недоверия при желании можно истолковать как сокращение полномочий. Думается, однако, названный Федеральный закон подразумевает другое: невозможно принять на референдуме общую норму об изменении (сокращении или продлении) срока полномочий соответствующего органа, ввести ее в действие и применять (в части сокращения) до истечения установленного конституцией, уставом субъекта периода полномочий органа. Если в этой ситуации и идет речь о том, что орган, должностное лицо не оправдали надежд избирателей, то, безусловно, вторым планом. Иначе говоря, можно дело представить так: допустим, губернатор избран на четыре года; через два года нельзя провести референдум о сокращении срока его полномочий, к примеру, до двух с половиной лет, или же можно провести такой референдум, однако его решение будет применено только тогда, когда срок полномочий действующего губернатора истечет. Голосование же об отзыве или о выражении недоверия конкретному лицу (что внешне, по процедуре, практически не отличается от референдума) провести можно, в результате его полномочия прекратятся, однако новый губернатор будет избран опять-таки на четыре года. Причем совместить голосование по двум вопросам — о досрочном прекращении полномочий конкретного лица и о сокращении срока полномочий по этой должности вообще — тоже нельзя.

Во многих субъектах Российской Федерации законами о статусе депутата представительного органа субъекта закреплена возможность отзыва депутата избирателями в качестве одного из путей досрочного прекращения его полномочий. При этом нормы большинства законов о статусе не регламентируют основания, порядок проведения и условия отзыва депутатов, отсылая к специальным законам субъектов Российской Федерации об отзыве.

Однако некоторые акты имеют свои особенности. Так, Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о статусе депутата Законодательного Собрания указывает конкретное основание для отзыва. Согласно статье 22 "Обязанности депутата перед избирателями" депутат обязан принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривать поступившие от них заявления, предложения, а также способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов. Депутат обязан также вести прием граждан, информировать избирателей о своей деятельности в Законодательном Собрании. В случае невыполнения указанных обязанностей избиратели имеют право отозвать депутата.

В Законе Республики Саха (Якутия) "О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" наряду с отзывом предусмотрено такое основание досрочного прекращения полномочий депутата, как неучастие его в работе палаты по обстоятельствам, не связанным с исполнением депутатских полномочий, после их приостановления в соответствии с решением мандатной комиссии.

В Законе Красноярского края о статусе депутатов Законодательного Собрания края предусмотрено такое основание прекращения полномочий, как уклонение депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившееся в систематическом отсутствии его без уважительных причин на заседаниях Законодательного Собрания или его постоянных и временных органов, членом которых депутат избран. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного Собрания по данному основанию принимается Собранием при условии применения ранее к данному депутату иных мер дисциплинарного характера.

В ряде законов субъектов о статусе депутата закрепляются такие принципы взаимоотношений депутатов с избирателями, как ответственность депутатов перед избирателями и подотчетность им. При этом закрепление возможности -отзыва как крайней меры депутатской ответственности отсутствует.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы о порядке отзыва. Установлению порядка отзыва депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации посвящены 9 законов (Республика Алтай, Удмуртская Республика, Московская, Псковская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Кемеровская, Читинская области), депутатов представительных органов местного самоуправления — 14 законов (Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Мордовия, Хакасия, Алтайский и Ставропольский края, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калининградская, Московская, Тамбовская области). При этом Закон Тамбовской области одновременно регулирует порядок отзыва и депутата Тамбовской областной Думы, и депутата представительного органа местного самоуправления, а Закон Алтайского края от 2 октября 1996 года в редакции от 4 июня 1997 года называется "О порядке отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае". В некоторых субъектах Российской Федерации возможность и порядок отзыва депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления закреплены в законах о местном самоуправлении.

Таким образом, специальная законодательная база отзыва депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации охватывает следующие акты:

Закон Республики Алтай от 1 февраля 1995 года "О порядке отзыва депутата Республики Алтай";

 

Закон Удмуртской Республики от 24 февраля 1995 года "Об отзыве депутата Государственного Совета Удмуртской Республики";

Закон Московской области от 19 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы";

Закон Псковской области от 27 апреля 1995 года "О порядке отзыва депутата Псковского областного Собрания депутатов";

Закон Смоленской области от 5 сентября 1996 года "О порядке отзыва депутата Смоленской областной Думы";

Закон Тамбовской области от 23 июня 1995 года "О порядке отзыва депутатов Тамбовской областной Думы, депутатов законодательного (представительного) органа местного самоуправления";

Закон Тверской области от 16 января 1995 года "О порядке отзыва депутата Законодательного Собрания Тверской области";

Закон Читинской области от 29 февраля 1996 года "О порядке отзыва депутата Читинской областной Думы".

Итак, на сегодня факт включения законодательством в качестве элемента в статус депутатов и.выборных должностных лиц возможности их отзыва населением (избирателями) очевиден.

2. Процессуальный порядок реализации права отзыва. Законы Удмуртской Республики и Псковской области не содержат перечня оснований отзыва. Другие законы среди оснований отзыва называют следующие:

совершение действий, порочащих звание депутата (в Законе Республики Алтай — "действий, несопоставимых со статусом депутата Республики Алтай"). Такое основание предусмотрено во всех законах, кроме Закона Смоленской области;

нарушение законодательства России и субъекта Федерации (не предусмотрено в законах Тамбовской и Читинской областей). В Законе Смоленской области данное основание является единственным для отзыва депутата;

неоправдание доверия избирателей (в Законе Алтайского края — "утрата доверия избирателей — невыполнение предвыборной программы, отказ от ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений и т. п."; указанное основание предусмотрено также в законах Тамбовской и Читинской областей);

невыполнение депутатских обязанностей (в Законе Алтайского края — "систематическое, без уважительных причин,

невыполнение обязанностей, возложенных на депутата законом о статусе депутата"; названное основание предусмотрено также и в законах Республики Алтай и Московской области).

В Законе Алтайского края содержатся все 4 перечисленных основания, в Законе Республики Алтай — 3 основания, в Законе Смоленской области -— 1 основание, в остальных законах — по 2 основания.

В большинстве законов об отзыве (кроме Московской и Тверской областей) установлены сроки, связанные с возбуждением вопроса об отзыве:

предложение о проведении голосования об отзыве не может быть внесено ранее чем через год с момента избрания депутата, а также если до окончания срока полномочий представительного органа осталось не менее одного года (Псковская и Смоленская области). В Законе Республики Алтай срок (один год) связан и с моментом предыдущей процедуры отзыва, если депутат сохранил после этого свои полномочия. В Законе Алтайского края указаны различные сроки: предложение об отзыве не может быть внесено ранее чем через 12 месяцев со дня избрания и не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока полномочий депутата;

срок шесть месяцев предусмотрен в Удмуртской Республике, Тамбовской и Читинской областях, причем в Законе Удмуртской Республики закреплена своеобразная формула — "голосование по отзыву депутата не может быть организовано чаще одного раза в год". По Закону Читинской области "если в результате голосования по отзыву депутат сохранил свои полномочия, то предложение о проведении голосования об отзыве не может быть внесено повторно".

По общему правилу, депутат может быть отозван по решению избирателей соответствующего избирательного округа. Право возбуждения вопроса об отзыве принадлежит: гражданам (в Законе Алтайского края — гражданам или группе граждан, в Законе Московской области — избирателям по месту жительства, работы, учебы, по Закону Удмуртской Республики — группе избирателей численностью не менее 10 человек);

избирательным объединениям (по Закону Республики Алтай — избирательным объединениям, трудовым коллективам предприятий, учреждений, организаций, общественным организациям, выдвинувшим депутата кандидатом в депутаты; в законах Псковской и Смоленской областей дано уточнение по отношению к избирательным объединениям — речь идет о региональных избирательных объединениях; в законах Алтайского края и Читинской области избирательные объединения как субъекты права инициирования отзыва не названы);

депутатам (в качестве субъекта права инициирования отзыва депутаты названы только в одном акте — Законе Тверской области, согласно которому право инициативы об отзыве принадлежит наряду с избирателями и избирательными объединениями также одной трети от числа депутатов, избранных в Законодательное Собрание. Голосование по отзыву по инициативе депутатов назначается по решению Законодательного Собрания, за которое проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, избранных в Законодательное Собрание).

Во всех законах устанавливается порядок реализации права инициирования отзыва путем сбора подписей в определенном количестве:

не менее 20 процентов от общего числа избирателей округа, причем в многомандатном избирательном округе 20-процентный показатель считается от числа избирателей данного избирательного округа, поделенного на число мандатов. В соответствии с уставом муниципального образования указанное количество подписей избирателей может быть уменьшено, при этом минимально необходимое количество подписей не может быть менее 5 процентов общего числа избирателей округа (Закон Алтайского края);

не менее 10 процентов (законы Республики Алтай и Удмуртской Республики);

не менее 2 процентов (законы Псковской и Тверской областей);

не менее 1 процента (Закон Московской области);

не менее одной десятой от числа избирателей (законы Тамбовской и Читинской областей);

не менее 1,5 тысячи избирателей (Закон Смоленской области).

Процедура возбуждения вопроса об отзыве включает порядок образования инициативной группы, организацию и проведение собраний, сбор подписей, установление требований к подписным листам и ответственность за их нарушение, деятельность инициативной группы, порядок регистрации инициативной группы.

Общей во всех законах является норма о том, что все расходы, связанные с возбуждением вопроса об отзыве, осуществляются за счет средств инициаторов отзыва. Залог установлен только в Законе Смоленской области, однако ничего не говорится о том, как он применяется.

Инициативные группы образуются на собраниях избирателей, а также съездах (конференциях) соответствующих избирательных объединений (блоков).

Порядок образования инициативной группы вообще не урегулирован в законах Удмуртской Республики, Алтайского края, Московской, Смоленской, Тверской, Псковской областей.

Численный состав инициативной группы устанавливается в пределах от 10 до 50 человек (в законах Алтайского края и Московской области количество членов инициативной группы не указано):

а) до 10 человек (законы Удмуртской Республики и Тамбовской области, в Законе Тамбовской области такая численность предусмотрена по отзыву депутатов законодательного (представительного) органа местного самоуправления);

б) до 15 человек (законы Республики Алтай, Читинской и Тамбовской областей);

в) до 30 человек (Закон Смоленской области);

г) до 50 человек (законы Псковской и Тверской областей). Процедура образования инициативной группы подробно расписана в законах Республики Алтай, Тамбовской и Читинской областей. В законах Республики Алтай и Тамбовской области указывается число граждан, при котором собрание (конференция) считается правомочным: соответственно не менее 100 избирателей (Республика Алтай) и не менее 150 избирателей в случае отзыва депутата областной Думы, не менее 75 избирателей — депутатов законодательного (представительного) органа местного самоуправления района, города, района в городе, не менее 25 избирателей — депутатов представительного органа местного самоуправления города районного значения, поселка, сельсовета.

Механизм проведения собрания по созданию инициативной группы заключается в следующем. Инициаторы не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты проведения собрания направляют в соответствующую администрацию письменное заявление с указанием времени и места проведения собрания, не позднее чем за 5 дней публикуют объявление о собрании и письменно уведомляют депутата, в отношении которого предлагается проведение голосования, изложив мотивы постановки вопроса об отзыве. Инициаторы заключают с администрацией договор аренды помещения для проведения собрания, администрация принимает меры к обеспечению безопасности его участников, до открытия собрания проводится письменная регистрация участников. Участники собрания самостоятельно определяют регламент работы в соответствии с законами о порядке отзыва, каждый участник собрания, а также депутат, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, имеют право выступать, агитировать за или против отзыва. Собрание правомочно принять решение об образовании инициативной группы для сбора подписей о проведении голосования по отзыву, если за него проголосовало более половины от общего числа участников собрания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.