Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И выборных должностных лиц 2 страница




Протокол собрания с приложениями направляется в соответствующие органы для регистрации инициативной группы:

в избирательную комиссию (законы Алтайского края, Псковской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Читинской областей);

в городскую, районную администрацию (Закон Республики Алтай).

В течение семи дней с момента получения протокола собрания с приложениями указанные органы принимают решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации в случае нарушения порядка проведения собрания или сроков предоставления документов. С момента регистрации инициативной группы (выдачи регистрационного свидетельства) начинается сбор подписей избирателей в поддержку инициативы отзыва.

Вопросы регистрации инициативной группы не оговариваются в законах Удмуртской Республики и Московской области.

Во всех законах указаны требования, предъявляемые к подписным листам. Прежде всего подчеркивается личное участие избирателей в их заполнении.

На сбор подписей инициативной группе, как правило, отводится один месяц (в Законе Алтайского края этот срок устанавливается в 40 дней с оговоркой, что продление данного срока не допускается, в законах Тамбовской и Читинской областей предусмотрен срок в 60 дней). Законодательно определено, что не позднее установленного срока после регистрации инициативная группа представляет в избирательную комиссию итоговый протокол, в котором указываются даты начала и окончания сбора подписей, а также пронумерованные и сброшюрованные подписные листы (в Законе Алтайского края говорится о том, что подписные листы должны быть заверены администрацией района, города, зарегистрировавшей инициативную группу, и председателем группы).

Соответствующая избирательная комиссия проводит проверку представленных документов. Если в ходе проверки будут обнаружены случаи подлога, а также подделки подписей и неверного подсчета, а при устранении таких нарушений количество подписей становится менее требуемого, то законодательный (представительный) орган принимает решение об отказе в назначении голосования по отзыву.

Правовое регулирование назначения голосования по отзыву в Законе Удмуртской Республики отличается следующими особенностями: инициаторы отзыва сообщают депутату о возбуждении вопроса об отзыве и представляют в Государственный Совет республики решение об отзыве депутата и подписные листы. На основании полученных документов Государственный Совет республики принимает постановление о проведении досрочных выборов по соответствующему избирательному округу в связи с возбуждением вопроса об отзыве за два месяца до даты проведения досрочных выборов.

По Закону Московской области право принятия решения о проведении голосования по отзыву принадлежит Избирательной комиссии области, а дату голосования назначает окружная избирательная комиссия. Избирательная комиссия области уведомляет депутата и Московскую областную Думу о поступившем предложении и о порядке его рассмотрения.

По Закону Республики Алтай Избирательная комиссия республики направляет материалы проверки в Президиум Государственного Собрания республики. Если соблюдены установленные законом требования, то Президиум Государственного Собрания в 20-дневный срок со дня поступления необходимых документов принимает решение о проведении голосования и определяет день голосования по отзыву.

По Закону Читинской области областная Дума передает представленные ей Избирательной комиссией области материалы по отзыву в постоянную мандатную или специально создаваемую депутатскую комиссию для предварительного рассмотрения, проверки достоверности полученных документов и подготовки заключения по вопросу об отзыве. О результатах проверки Избирательная комиссия области сообщает областной Думе. В 30-дневный срок со дня поступления необходимых документов Дума принимает решение о назначении голосования по отзыву, определяет дату проведения голосования, выделяет необходимые средства и дает соответствующие поручения.

Общим является правило об организации и проведении голосования избирательными комиссиями.

В законах Алтайского края, Смоленской, Псковской, Тамбовской, Тверской и Читинской областей имеется специальная глава "Комиссии по проведению голосования об отзыве". Законы Республики Алтай, Удмуртской Республики, Московской области содержат отсылочную норму на законодательство о выборах относительно системы, порядка формирования, полномочий, организации работы избирательных комиссий.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению голосования производятся за счет средств соответствующего бюджета.

Относительно порядка составления списка избирателей законы об отзыве отсылают к законам о выборах.

Организация и проведение голосования по отзыву депутата в Законе Удмуртской Республики отличается следующими особенностями: депутат, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, включается в число кандидатов в депутаты по его избирательному округу без соблюдения процедур, предусмотренных законом о выборах. Выдвижение других кандидатов в депутаты по этому округу производится в соответствии с законом о выборах. Если депутат, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, отказывается вновь баллотироваться, в округе проводятся досрочные выборы в соответствии с законом о выборах.

Все законы допускают после назначения голосования агитацию как за, так и против отзыва депутата.

Гарантии участников кампании по отзыву закреплены во всех без исключения законах, различие заключается только в степени детализации. В законах Псковской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Читинской областей гарантиям посвящены целые главы.

К гарантиям членов инициативной группы относится освобождение по их личному заявлению от производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы по основному месту работы (законы Республики Алтай, Тверской области). Члены инициативной группы могут освобождаться от производственных или служебных обязанностей и по письменной просьбе председателя инициативной группы (законы Тамбовской и Читинской областей), и по письменному заявлению уполномоченного представителя инициативной группы или письменному представлению регионального избирательного объединения (законы Псковской и Смоленской областей).

Основное место в законах уделено гарантиям для депутата, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве. Этот депутат вправе иметь доверенных лиц в количестве:

до 10 человек (Алтайский край, Псковская, Смоленская и Тверская области);

до 5 человек (Тамбовская область — для депутата областной Думы, Читинская область);

до 3 человек (Республика Алтай и Тамбовская область — для депутатов законодательного (представительного) органа местного самоуправления).

Депутат вправе в любое время заменить доверенных лиц, он несет ответственность за их действия. По просьбе депутата доверенные лица могут быть освобождены от выполнения производственных и служебных обязанностей без сохранения заработной платы. В законах Алтайского края и Тамбовской области указывается, что доверенные лица не могут состоять ни в одной из комиссий по проведению голосования по отзыву.

В части регулирования гарантий отзываемого депутата выделяется Закон Московской области, согласно которому депутат после его уведомления о поступившем предложении об отзыве вправе в 14-дневный срок представить в областную (региональную) избирательную комиссию письменное объяснение, а также выступить на собраниях (конференциях) избирателей, в печати, по радио по поводу обстоятельств, послуживших основанием для инициирования отзыва. Если эти обстоятельства являются предметом судебного разбирательства, то до вынесения судом окончательного решения по ним Избирательная комиссия области приостанавливает рассмотрение предложения об отзыве. Лица, представившие ложную информацию, послужившую поводом для постановки вопроса об отзыве депутата, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Для всех участников кампании по отзыву обеспечивается право беспрепятственной агитации за или против отзыва через средства массовой информации, на собраниях и митингах. В день голосования агитация запрещена.

Голосование по отзыву является тайным и осуществляется на избирательных участках. Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. В Законе Алтайского края указано время с 7 до 22 часов и предусмотрена возможность в случае необходимости изменить время, но в пределах не ранее 6 и не позднее 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов (Псковская и Тамбовская области).

В бюллетень для голосования вносятся фамилия, имя, отчество, должность, место работы и жительства депутата. По Закону Московской области в бюллетене указываются фамилия, имя, отчество депутата, номер избирательного округа, мотивы отзыва и слова "отозвать" и "оставить", рядом с которыми находятся два пустых квадрата; если избиратель голосует против отзыва депутата, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате рядом со словом "оставить", если за отзыв — рядом со словом "отозвать".

По Закону Читинской области в бюллетень вносятся слова "за" и "против" и текст выносимого на голосование вопроса.

Депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (законы Республики Алтай, Алтайского края, Московской, Тамбовской, Тверской, Читинской областей) либо зарегистрированных (законы Смоленской и Псковской областей) на день голосования.

Если в результате голосования депутат будет отозван, то законодательный (представительный) орган принимает решение о досрочном прекращении его полномочий.

Согласно Закону Республики Алтай Президиум Государственного Собрания включает вопрос о прекращении полномочий депутата в повестку дня очередной сессии Государственного Собрания.

Законом Московской области предусмотрено, что в случае равенства голосов "за" и "против" при установлении результатов голосования депутат сохраняет свои полномочия. Кроме того, число проголосовавших за отзыв должно быть не меньше числа избирателей, проголосовавших за избрание депутата.

Закон Алтайского края допускает повторное голосование в течение месяца в случае признания результатов голосования по отзыву недействительными. Если голосование не состоялось (приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей), то повторное голосование не проводится.

По Закону Удмуртской Республики, где, как уже сказано, в связи с возбуждением вопроса об отзыве проводятся досрочные выборы депутата, голосование считается несостоявшимся, если в нем приняли участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. В этом случае депутат, в отношении которого был возбужден вопрос об отзыве, сохраняет свой мандат. В случае, когда по избирательному округу баллотируется только один отзываемый депутат, отзыв считается состоявшимся, если число голосов, поданных за него, меньше, чем число голосов в графе бюллетеня "против всех кандидатов", или же меньше, чем число голосов, полученных им при избрании депутатом.

3. Основные организационно-правовые проблемы, связанные с правом отзыва. По данным, которыми располагает ЦИК России, широкого практического применения отзыв депутатов и выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации не имеет. Этот факт может оцениваться и позитивно, и негативно. Позитивно — если считать, что в основном население избирает таких представителей, которые успешно справляются со своими обязанностями и серьезных претензий к себе не вызывают. Негативно — если полагать, что граждане и общественность не очень хорошо представляют себе свои возможности возбуждения вопроса об отзыве либо что механизмы реализации права отзыва таковы, что затрудняют его применение.

Однако в любом случае в связи с появлением законодательной основы института отзыва требует четкого урегулирования ряд вопросов.

Первый из них связан с проблемой оснований отзыва. Анализ различных нормативных актов показывает, что наиболее типичны следующие формулировки оснований отзыва: неоправдание доверия; невыполнение депутатских или служебных обязанностей; нарушение депутатом или выборным должностным лицом Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции или устава субъекта Российской Федерации, законов субъекта; нарушение только конституции, устава либо законов субъекта Федерации; для должностного лица (президента, губернатора) — нарушение данной им присяги; совершение лицом действий, порочащих звание депутата, должностного лица.

Наличие нарушений законодательства, являющихся основанием для возбуждения вопроса об отзыве, следует фиксировать через суд или иной компетентный орган.

 

Обязанность доказывания фактов нарушения лежит на тех органах и лицах, которые возбуждают вопрос об отзыве. Это положение не вызывает проблем, если инициатива отзыва исходит от конкретных органов и лиц. Но как быть, если инициаторами являются избиратели, собирающие подписи? В этом случае орган, которому предстоит принять решение о назначении голосования по такой инициативе, вольно или невольно может взять на себя миссию оценки фактических обстоятельств. Думается, ему не следует этого делать. Целесообразнее было бы получить заключение суда, иного компетентного органа и после этого принять решение о назначении голосования по отзыву.

Вряд ли обоснованно ограничивать основания отзыва лишь нарушением конституций, уставов и законов (федеральных и субъектов Российской Федерации). Правильнее поступают те субъекты (например, Московская область), которые добавляют еще два основания — отзывается депутат, не выполняющий свои, то есть депутатские, обязанности; совершивший действия, порочащие звание депутата.

Конечно, доказать наличие каждого из этих оснований тоже трудно, но в принципе возможно. Депутатские или служебные обязанности предполагают совершение конкретных дел. И если их нет, то достаточно легко сопоставить юридические требования и факты. Что касается порочащих поступков, природа мандата депутатов и выборных должностных лиц такова, что о них судят не только по деятельности, но и по поведению. Можно ли назвать те или иные действия порочащими — этот вопрос существует ровно столько времени, сколько отзыв предусматривается в качестве правового института. Ответ на него всегда имеет налет субъективизма, но это неизбежно и вряд ли устранимо.

Вместе с тем есть возможность хотя бы в словесной форме ограничить проявление субъективизма и особенно политических мотивов при оценке поступков депутатов и выборных должностных лиц как порочащих их звание. Для этого — применительно к депутату — в законодательство следует включить норму: голосование, выступления и действия депутата в рамках выполнения депутатских функций, а также исключительно политические причины не могут быть основанием для возбуждения ходатайства об отзыве по мотивам совершения действий, порочащих звание депутата. В принципе, сходную норму можно записать и в отношении выборных должностных лиц.

И еще одно: требуется непременная оценка представительным органом соответствующего уровня или его комиссией, комитетом фактов, трактующихся как порочащее поведение депутата, выборного должностного лица.

Исходя из сказанного, формулировку отдельных законов "не оправдал доверия избирателей" (Читинская область) следует сопроводить пояснением, в чем выражаются действия и поступки, с которыми связывается возбуждение вопроса об отзыве. Правильнее поступили те субъекты Российской Федерации, которые указали применительно к депутатам, что "неоправдание доверия" состоит, например, в самоустранении от выполнения депутатских обязанностей, нарушении законов и иных подобных действиях, то есть указали критерии, которые позволяют более конкретно оценить поведение депутата. Другая проблема связана с кругом субъектов права возбуждения вопроса об отзыве. Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что применительно к депутатам вопрос об отзыве вправе возбуждать граждане или избирательные объединения. Однако- в любом случае затем следует сбор подписей избирателей округа.

Правила, включенные в законы субъектов Российской Федерации, схожи в главном, но в деталях отличаются друг от друга. Схожи они в том, что в большинстве случаев инициаторами отзыва могут быть как граждане, так и партии, движения (избирательные объединения). Граждане проводят собрания, образуют на них инициативные группы. Избирательные объединения проводят свои региональные конференции, съезды и так далее, на которых инициируют отзыв. Далее полагается обратиться в соответствующую избирательную комиссию и после ее положительного решения приступить к сбору подписей.

Различия заключаются в численности инициативных групп и в количестве подписей избирателей, которые положено собрать.

Целесообразно в законах об отзыве закрепить за политическими объединениями право возбуждения вопроса об отзыве, что корреспондировало бы с нормами о тех объединениях, которые имеют право на выдвижение кандидатов и участие в избирательных кампаниях согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 года.

 

Однако трудно согласиться с мнением о том, что общественные объединения, даже политические, надо лишить права на возбуждение вопроса об отзыве депутатов или выборных должностных лиц — пусть этим занимаются лишь граждане в порядке их инициативы. Общественные объединения состоят из тех же граждан, но более организованных. Они могут по-своему оценивать деятельность, поведение депутатов и выборных должностных лиц, делать свои выводы о том, соответствуют ли они занимаемому посту. Другое дело, что, как уже сказано, политические мотивы не могут быть сами по себе основанием для отзыва. Кроме того, общественным объединениям, как и инициативным группам граждан, придется собирать подписи избирателей в поддержку отзыва.

Согласно Закону Тверской области право инициативы об отзыве депутата Законодательного Собрания области принадлежит в том числе и одной трети от числа депутатов, избранных в Законодательное Собрание (ст. 6). Причем в данном случае сбор подписей не проводится, а голосование назначается решением Законодательного Собрания, за которое проголосовало не менее двух третей от числа избранных в него депутатов. Это не лучший вариант регулирования. При определенном раскладе политических сил и внутренней борьбы в Законодательном Собрании подобное решение может стать методом расправы с неугодным депутатом. Поэтому любой вариант инициативы депутатов по отзыву их коллеги не стоило бы поддерживать. Пусть этим вопросом занимаются граждане, их группы и общественные объединения. Или уж, по крайней мере, после инициативы депутатов надо тоже проводить сбор подписей избирателей.

Следующая проблема — кто вправе назначать голосование по отзыву. В законах субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов, как уже упоминалось, даны следующие варианты: такое решение принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (Московская область), или территориальная избирательная комиссия, представительный орган (Смоленская, Тамбовская, Тверская и некоторые другие области, Удмуртская Республика), или президиум представительного органа (Республика Алтай).

Несмотря на то, что в большинстве принятых актов данное право закреплено за представительным органом, это вряд ли можно назвать лучшим вариантом. Если представительный орган сильно политизирован, он может назначить голосование по отзыву, придавая особое значение отдельным не заслуживающим внимания обстоятельствам. В силу таких же соображений он может отказать в назначении голосования.

Тот довод, что, поскольку голосование по выборам назначает представительный орган, он же должен назначать и голосование по отзыву, в данном случае не является убедительным. Выборы — плановое мероприятие, решение об их назначении является скорее формально-юридическим. Отзыв — событие исключительного характера.

Поэтому целесообразно, чтобы решение о назначении голосования по отзыву депутата принимала избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, тем более что ей все равно приходится заниматься всеми вопросами, связанными с отзывом, включая оценку фактических обстоятельств и соблюдение процедур. Даже если вопрос передается на рассмотрение в представительный орган, избирательная комиссия прилагает свое заключение.

Несколько иное положение с назначением голосования (референдума) о доверии к выборному должностному лицу или о его отзыве (освобождении) от должности. Соответствующее решение принимает представительный орган субъекта Российской Федерации, и это представляется обоснованным. Ведь поводом для постановки вопроса является не просто личное поведение должностного лица, а нарушение норм конституций, законов, данной присяги, норм морали.

Принципиально следует также определить, какие избирательные комиссии должны решать вопросы организации голосования. При инициировании отзыва выборного должностного лица это достаточно ясно — всеми делами занимается избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Однако при возбуждении вопроса об отзыве депутата он решается по-разному. В одних субъектах Российской Федерации избиратели-инициаторы и избирательные объединения обязаны подать в окружную избирательную комиссию заявление об инициировании отзыва депутата представительного органа субъекта Федерации. Причем заявление подается уже после того, как прошли инициативные мероприятия. Через окружную комиссию материалы поступают в избирательную комиссию субъекта Федерации, которая либо мотивированно отказывает в назначении голосования, либо составляет заключение о возможности такового и передает его законодательному органу, назначающему голосование. Вопросы проведения голосования находятся в ведении окружной комиссии. Она устанавливает его результаты и передает их в избирательную комиссию субъекта Федерации. Именно она доводит итоговые результаты голосования до избирателей через средства массовой информации.

В других субъектах Федерации инициаторы подают заявление в избирательную комиссию области, которая регистрацией инициаторов санкционирует начало сбора подписей. Она же констатирует наличие необходимого числа подписей в подписных листах, законность их сбора и все материалы вместе со своим заключением направляет в законодательный орган области для решения вопроса о назначении голосования. Избирательная комиссия субъекта Федерации утверждает текст бюллетеня для голосования, регистрирует итоги голосования. Таким образом, окружная комиссия в этом случае выполняет текущие организационные функции. Наиболее существенное ее полномочие — установление итогов голосования по округу.

В связи с этим можно рекомендовать следующее. Централизация регистрации инициативной группы на уровне избирательной комиссии субъекта Российской Федерации представляется целесообразной — это дополнительная гарантия серьезности возбуждения вопроса об отзыве. И, как предлагалось выше, голосование по отзыву должна назначать эта же комиссия, а не представительный орган и тем более не окружная комиссия. Во всех остальных делах избирательная комиссия субъекта Российской Федерации могла бы выполнять обычные для нее руководящие и организационные функции по отношению к нижестоящим комиссиям, не подменяя их.

Следовало бы усилить гарантии для участников процедуры отзыва. Анализ норм, регулирующих этот вопрос в субъектах Российской Федерации, позволяет с уверенностью сказать, что гарантии учета интересов депутатов и должностных лиц, в отношении которых инициируется отзыв, существуют.

В частности, многие субъекты применительно к депутатам обоснованно ограничивают по времени постановку вопроса об отзыве — не раньше чем через 1 год либо 6 месяцев с момента избрания депутата и не позднее чем за 1 год либо 6 месяцев до окончания срока полномочий областного законодательного органа.

О возбуждении вопроса об отзыве полагается проинформировать соответствующего депутата. Ему дается право участвовать в собраниях, на которых инициируется отзыв, выступать на них, давать письменные пояснения по существу высказанных претензий. В некоторых законах субъектов Российской Федерации предусмотрено, что он имеет право выступить на заседании представительного органа в связи с обсуждением возможности назначения голосования по отзыву, в других об этом специально не сказано, поскольку он все равно имеет такое право как депутат. Кроме того, депутат имеет право выступать на любых иных собраниях в ходе подготовки голосования по отзыву и агитировать за сохранение своих полномочий. В некоторых субъектах депутата также ставят в известность о результатах голосования. Он вправе обжаловать их в суд.

И тем не менее некоторые аспекты, связанные с гарантиями для депутатов, требуют уточнения в законодательстве субъектов Российской Федерации. В частности, некоторые законы субъектов Российской Федерации содержат требование не только о том, чтобы депутата ставили в известность о предстоящем собрании избирателей для инициирования отзыва, но и о том, чтобы он участвовал в таком собрании (например, Республика Алтай). Здесь очевидно влияние Закона РСФСР 1991 года об отзыве народного депутата РСФСР. Такая норма дает депутату возможность затягивать возбуждение предложения об отзыве элементарной неявкой на собрание по якобы уважительным причинам, которые всегда найдутся.

Влияние указанного Закона сказалось и на нормах законов отдельных субъектов Российской Федерации (например. Тамбовской области), касающихся неравных возможностей членов инициативной группы и доверенных лиц депутата: первые могут быть по их просьбе освобождены от основной работы на время сбора подписей и ведения агитационной кампании за отзыв без сохранения заработной платы по основному месту работы, а доверенные лица депутата освобождаются с сохранением средней зарплаты по основному месту работы за счет средств, выделяемых на проведение голосования, что совершенно неоправданно.

Вместе с тем следовало бы усилить отдельные гарантии для депутатов. В частности, надо бы повсеместно предусмотреть, что депутату должны быть в письменном виде представлены причины возбуждения вопроса об отзыве — то есть "обвинения" в его адрес. Кроме того, если вопрос о назначении голосования по отзыву решается на заседании представительного органа, можно было бы указать в законах, что заслушивание присутствующего депутата в таком случае является обязательным, если только он сам не отказывается от дачи пояснений.

Сходные правила следовало бы предусмотреть и при закреплении гарантий для выборных должностных лиц в связи с возбуждением вопроса о досрочном прекращении их полномочий путем голосования.

Существенный вопрос — с какого момента можно начинать агитацию за отзыв или против него. Напомним, что агитация в период выборов официально начинается после регистрации кандидатов. По аналогии, скорее всего, надо говорить о возможности начала агитации за отзыв или против него с момента принятия решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о назначении голосования по отзыву. Однако совершенно очевидно, что уже с момента возбуждения вопроса об отзыве соответствующие граждане или общественные объединения в косвенной форме занимаются агитацией за отзыв. Депутат, используя право дать свои пояснения по существу выдвинутых против него обвинений, также как бы агитирует за оставление его на депутатском посту. В ряде законов об отзыве говорится, что участники собрания, где решается, возбуждать ли вопрос об отзыве, вправе выступать, свободно излагать свою позицию в пользу или против отзыва. Чем это не агитация?

Исходя из этого можно было бы записать в законах об отзыве, что участники данной кампании вправе давать разъяснения по существу выдвигаемых мотивов отзыва до назначения голосования по отзыву и заниматься агитацией за отзыв или против него после назначения голосования.

Неизбежно в связи с отзывом возникают вопросы финансирования. Как правило, мероприятия комиссий, непосредственно связанные с возбуждением вопроса об отзыве и проведением голосования по отзыву, проводятся за счет соответствующих бюджетов. Наряду с этим допускается создание фондов инициативных групп, общественных объединений и депутатов, выборных должностных лиц.

Есть в отдельных субъектах и специфические правила. Например, Законом Смоленской области предусмотрено, что при отзыве депутата областной Думы кроме средств областного бюджета на покрытие расходов направляются также средства инициаторов проведения голосования по отзыву, вносимые ими в качестве залога (ст. 4). Но в Законе не сказано, как вносится этот залог, кто определяет его размеры.

Думается, что наиболее рационально исходить из того, что из бюджета субъекта Российской Федерации финансируются только расходы, связанные с соответствующей деятельностью комиссий, создаваемых для проведения необходимых мероприятий и голосования по отзыву. Все остальные расходы должны брать на себя инициативные группы, общественные объединения, депутаты и выборные должностные лица.

Что касается голосования и определения его результатов, они проводятся в принципе по тем же правилам, что и при выборах.

Правда, в ряде законов субъектов Российской Федерации есть и определенная специфика, которая требует аналитического подхода. В основном она связана либо с "планкой" участия избирателей в голосовании, либо с сопоставлением числа участников голосования по отзыву с числом избирателей, участвовавших в голосовании по избранию данного депутата. В подавляющем большинстве субъектов для отзыва требуется большее число голосов, чем для избрания депутата, выборного должностного лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.