Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценки, самоуважение




Ролевая теория личности.

Личность и роль - центральные понятия социологии личности.

Роль - это нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от личности, занимающей данную социальную позицию.

Социальная позиция - это место в социальной структуре (рабочий, инженер, отец, дочь и т.д.).

В обществе существует множество социальных стереотипов, т.е. представлений о том, какими свойствами должен обладать человек, занимающий данную социальную позицию.

Совокупность этих стереотипов как бы составляют норматив, т.е. свод непременных правил поведения, свойств человека, предписываемых любому человеку, занимающему данную социальную позицию. Общество «требует» выполнения «нормативных качеств». Если же личность не соответствует своими качествами, «нормативу», то общество не воспринимает данную личность в этой роли, отторгает ее от этой социальной позиции.

Образы поведения, соответствующие многочисленным ролям, которые человек «играет» в обществе, усваиваются им в результате социализации человека, т.е. приобщении к социальному опыту, через общение с другими людьми. Значительная часть этих знаний формируется в сознании человека уже в детском возрасте в процессе формирования его личности. Личность же формируется по сведениям психологии в среднем к пятилетнему возрасту.

Приобщение к ролям происходит двумя путями: обучением, т.е. усвоением общепринятых знаний, и творчеством, т.е. привнесением в «исполнение» роли чего-то своего, что становится в дальнейшем правилом. Преобладает, естественно, обучение.

В силу сложности социальной структуры человек занимает в ней одновременно несколько позиций и вследствие этого играет последовательно роли, соответствующие этим позициям, притом практически бессознательно, не замечая изменения своего поведения, но соответствуя роли. Если же он не точно, не полностью соответствует роли своим поведением, общество требует корректировки его поведения.

Индивидуальные особенности человека существенно влияют на выбор его социальных ролей и на их реализацию. Роли же, в свою очередь, видоизменяют индивидуальные особенности людей.

Понимание и выполнение профессиональных ролей в большей степени зависит от ранее сложившихся у личности трудовых установок и других психологических качеств.

Человек пластичен, но в его индивидуальности содержатся все этапы его предшествующего развития.

Человек в обществе полностью сравнивает свои социально значимые качества с существующими в обществе нормами этих качеств, т.е. определяет степень соответствия своих качеств тем нормам, которые предъявляются обществом как необходимые при выполнении данной социальной роли.

Результат сравнения - самооценка этих качеств.

Самооценка - сложное явление, включающее в себя ряд компонентов (способности, социальное положение, успех, моральный облик и т.д.).

Каждый из этих компонентов имеет специфические измерения и зависит от конкретных условий, в частности, от социальной роли.

Самооценку человек дает себе не в целом, а по отдельным качествам и применительно к конкретным условиям, т.е. при изменении условий самооценка по одному и тому же качеству может быть разной. Уровень самооценки может меняться в зависимости от того, насколько человек дорожит данным качеством, сколь сильно он привязан к данному коллективу (группе), насколько он стремиться соответствовать требованиям коллектива по этому качеству.

Существующие нормы в коллективе (группе) являются отражением требований коллектива (группы), и, таким образом, можно сказать, что самооценка есть отражение мнение коллектива в сознании индивида.

Группа, по которой человек «меряет» свои качества, называется референтной группой (группой сравнения). Таких групп у каждого человека одновременно несколько, что объясняется сложностью социальной структуры, находясь на разных позициях которой человек одновременно «играет» несколько ролей.

Положение о том, что самооценка есть отражение мнения коллектива (группы) в сознании индивида, доказывается при помощи эксперимента по определению соотношения между самооценкой (СО), предполагаемой групповой оценкой (ПГО) и объективной групповой оценкой (ОГО).

Группе людей численностью n чел., связанных продолжительное время совместной деятельностью, предлагается ответить на вопросы анкеты (табл.1).

Таблица 1

№№ СО ПГО ОГО
       
       
       
       
      -
       
. . .      
n      

 

Необходимо оценить себя по заданному качеству (например, как потенциального руководителя коллектива) среди всех остальных членов группы, определив номер своего места по этому качеству и проставив его напротив своей фамилии в графе 2 анкеты (см. табл.1), т.е. дать самооценку (СО).

Коды фамилий всех участников заранее известны и помещены в графе 1 анкеты.

После этого необходимо ответить на второй вопрос о том, как предположительно его оценят все остальные члены группы, и проставить соответствующий номер напротив своего кода в графе 3. Таким образом, определяется предполагаемая групповой оценка (ПГО).

И, наконец, определить место каждого члена группы, кроме себя, по этому же качеству и проставить соответствующие номера напротив их кодов в графе 4.

При обработке ответов по третьему вопросу будет получена объективная групповая оценка (ОГО).

После ответов на все вопросы, анкеты собираются, перекодируются для соблюдения анонимности и вычисляется среднеарифметическая ОГО, ОГО получены в количестве n-1 штук для каждого человека.

После этого полученные данные сводятся в табл.2, где номера в графе 1 не являются уже кодами фамилий, т.е. не соответствую кодам, приведенным в анкете.

Таблица 2

№№ СО ПГО ОГО
       
       
       
       
       
       
       

 

Данные, помещенные в табл.2, анализируются.

Если наше предположение о том, что самооценка является отражением мнения группы об индивиде, справедливо, то СО должна совпадать с ПГО. Совпадение или не совпадение СО с ОГО свидетельствуют о том, путает или не путает респондент референтные группы.

Строки 2 и 3 табл.2 подтверждают это. Отклонение в пределах ± 2 можно считать совпадением результатов.

В строках 4¸6 расхождения значительные. Это обстоятельство расшифровывается следующим образом.

Строка 4. Респондент определил СО по данной группе, а ПГО - по другой референтной группе, где его оценили бы так, как он предполагает. Совпадение СО и ОГО подтверждает это.

Строки 5 и 6. СО и ПГО определены по другой референтной группе, т.е. не по той группе, в которой производится эксперимент.

Многочисленные опыты показывают, что совпадения значений СО и ПГО для лиц с высокой, средней и низкой самооценкой соответственно 84, 89, 93 %.

Совпадения же значений СО и ОГО для лиц с высокой, средней и низкой самооценкой соответственно составляют 40, 26, 100 %.

Человек оценивает себя не в целом, а по конкретным качествам, применительно к конкретным условиям. Он может дорожить одними качествами и быть равнодушным к другим. Собственно, человек оценивает свое «исполнение» соответствующей роли. Чем более определенно совпадение ценностной оценки роли и осознания роли человеком, тем человек более целостная личность.

Самооценки относительны, т.е. они определяются применительно к конкретным условиям в зависимости от требований, выдвигаемых к роли в данной социальной среде. Т.к. требования в разных коллективах (группах) могут быть разными, то и самооценки одной и той же роли будут разными, т.е. они зависят от требований данной конкретной социальной среды.

Совокупность самооценок составляет самоуважение. Самоуважение может быть определено как степень приятия или неприятия себя как целого.

Степень самоуважения может быть выражена следующим соотношением:

    Успехи в разрешении задач
Самоуважение =  
    Задачи, которые ставит перед собой человек

Чем более сложные задачи ставит перед собой человек, тем больше должны быть достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным, цельным.

Желательно, чтобы это соотношение было близким к единице, т.е. чтобы человек как можно больше достигал успехов при решении, стоящих перед ним задач.

Люди с низкими самооценками и соответственно низким уровнем самоуважения вынуждены закрываться от окружающих, представляя им «ложное лицо», для того чтобы скрыть свои подразумеваемые слабости, т.е. они стремятся показать окружающим, что они соответствуют ролям, сами этого не считая. Это приводит к возникновению внутреннего напряжения, к раздвоению личности.

Такие люди очень ранимы и чувствительны ко всему, что, так или иначе, затрагивает их самооценки. Им характерна пониженная социальная активность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.