КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии групповой работыМетод оперативного решения проблем, мозговой штурм, применяется с 1938 года. Метод предполагает концентрацию усилий и увеличение интеллектуальной активности людей. Искусственность групповой работы состоит в специальном подборе людей для решения важной проблемы, задание определенного ритмаработы, требование соблюдения правил, например, запрет на критику любых идей в период их выдвижения. В работе группы первоначально исключается формирование лидерства, чтобы исключить конформизма и группового давления. Практика групповой работы показывает, что люди в группе выдвигают более смелые решения, чем работая в одиночку, поскольку действует принцип синергии творчества и эффект «сдвига риска». Командная работа может рассматриваться как технология искусственного создания коллектива для выполнения работы в определенный период, для реализации проекта. Команды создаются для решения нестандартных задач, поиска принципиально новых решений. В ходе формирования команды предстоит определить назначение команды, сформировать ее цели, поставить задачи, определить роль команды, выработать групповые нормы и распределить обязанности. Элементами командообразования выступают миссия, цели, задачи, командные роли и нормы. Миссия, или назначение, определяет причины существования команды. Миссия устанавливает границы того, что будет или не будет делаться. Командная миссия, как правило, поддерживает организационное видение, которое выражает организационные ценности и направления работы. Миссия отвечает на вопрос, почему команда существует. Цели это конкретные конечные результаты или состояния, которые должны быть достигнуты командой для реализации ее миссии. На выполнение целей отводится определенное время, например 1 год или 5 лет. Цели соотносятся с тем, что команда собирается делать. Задачи это действия, необходимые для достижения цели. При определении и распределении задач, используя инструменты измерения, такие, как проценты, временные рамки, пропорции и т. п., необходимо установить, кто, что, как, где и когда будет делать. Формулирование задач включает рассмотрение вопроса о ресурсах, требуемых для выполнения задач. Задачи соотносятся с тем, как команда собирается достигать цели. Распределение командных ролей является частью работы, помогающей организации в достижении целей. На этом этапе определяется подход, необходимый команде для выполнения ее назначения, целей и задач, в соответствии с организационной миссией. Командная роль определяет рабочий подход, который команда должна принять на себя как группа. Для работы команду необходимы основополагающие правила или нормы, определяющие, как команда будет выполнять свою работу, и как члены команды будут вести себя по отношению друг к другу. Любой команде необходимы нормы, точно устанавливающие командные процессы и определяющие формы совместной работы людей. Социальную природу команды подчеркивает такой признак ее успешной работы, одновременно и условие успеха, как коммуникация. Создание и функционирование команды требует постоянного обсуждения хода работы и результативности. Недопустимы как переход на личности, так и уклонение от отчетов об обязанностях. Свободное и заинтересованное обсуждение, готовность принять критику и поддержку – признаки эффективной команды. Социологическая классика. Ч.Кули, исследование конформизма
Ч.Х.Кули (1864-1929), американский социолог и социальный психолог, автор теории «зеркального Я», один из основоположников теории малых групп, оказавший большое влияние на развитие интеракционистских конрцепций. Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм, не тождественный, однако, организмам биологическим. «Социальное» и «индивидуальное» − две стороны целостности, в основе которой лежит сознание. Объектом социологического анализа для Кули – опыт первичной группы, синтезирующей индивидуальное и общее сознание. Кули определяет конформизм как «стремление следовать стандартам, установленным группой» и «добровольное копирование общепринятых способов деятельности, отличающееся от соперничества и иных агрессивных форм подражания своей относительной пассивностью, нацеленное на то, чтобы быть как все, а не выделяться и придающее основное значение всему внешнему и формальному». Конформизм имеет преднамеренный, а не машинальный характер, т.е. связан с возможностью выбора вариантов поведения. Типичный пример группового принуждения своих членов во всем, отноительно чего у них нет четких личных интересов, Кули видит в выборе одежды для вечеринки. Выбор стандартно принятой одежды опрелеяется стремлением избежать любопытства, которое он вызовет, нарушив норму. Человек стремиться извежать неблагоприятного мнения, которое приписывает окружающим. Конформизм – вариант сотрудничества, он функционален, как экономия энергии. В стандартах, навязываемых индивиду часто закреплены ценные плоды коллективной мысли, поэтому конформизм составляет необходимую основу жизни. Если конформизм тяготит гения, то его общее влияние на человеческую природу благотворно. Нонкоформизм выражается в двух формах: протест или действие вопреки, отказ от общепринятых норм из духа противоречия и отказ от рутинных норм во имя каких-то новых и необычных. Тот, кто выбивается из «общего ритма как правила шагает под другую музыку. Среда, которая предлагает образцы, отнюдь неочевидна. «Группа, с которой мы себя отождествляем и стандартам которой стараемся соответствовать, избирается нами по внутренней склонности из множества всех доступных нам личных влечений. Всякий конструктивный нонконформизм состоит в подобном отбореблизких по духу взаимоотношений». Конформизм и нонконформизм – естественные и взаимодополняющие стороны человеческой деятельности. О социологии Ч.Х.Кули см. подробнее: Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000 и Штомпка П. Социология.М., 2005. С.231-234. Вопросы и задания для самостоятельного анализа 1. Я.Морено мечтал о максимальном совпадении формальных и неформальных структур не только в масштабах организаций, но и в обществе. Всегда ли целесообразно назначение неформального лидера руководителем? Сделайте заключение на основе анализа особенностей статусов и ролевых ожиданий. 2. В одной из организаций работницы отдела, 12-15 человек, активно общались во внерабочее время. Узнав о положительной роли эмоционального климата для трудовой деятельности, они переставили рабочие столы так, чтобы продолжать контактировать и во время работы. Однако через некоторое время их отношения начали портиться и вскоре отдел разрывали конфликты. Проанализируйте ситуацию в терминах групповой динамики и вынесите заключение о причинах происшедшего. 3. Всегда ли синергический эффект имеет положительное значение? Проанализируйте известные вам факты эффекта синергии и сделайте заключение и характере его появления и действия. 4. Опираясь на знание о структуре групп и социальном взаимодействии, разработайте рекомендации для новичка в трудовом коллективе. 5. Проанализируйте известные факты или, при наличии соответствующей задачи, организуйте мозговой штурм. Проанализируйте результативность работы в группе, факторы успеха или неудачи. Какие характеристики и признаки групп используются в групповых интервью (фокус-группах) и «мозговых штурмах»? Какие из них усиливаются, а какие минимизируются или исключаются? В чем состоит технологический характер использования групповой работы?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |