Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры, элементы культуры




Тема 4. Культура в жизни человека и общества

Основные понятия: культура, доминирующая культура, субкультура, контркультура, элементы и функции культуры, ценности, идеология, культура массовая и элитарная, культурный элемент и конфигурация, культурные универсалии, культурный релятивизм, конфликт и взаимодействие культур, культурная идентичность и самосознание, толерантность, этноцентризм.

Социологическая классика. Эмиль Дюркгейм, изучение социальных фактов

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основоположник французской социологической школы. Для обозначения требований и ожиданий, которые человек ощущает по отношению к себе со стороны своего окружения ввел понятие социальных фактов. Он называл социальными фактами особенные проявления социальной реальности, которые формируются обществом и проявляются в пространстве межличностных отношений. Отличительные особенности социальных фактов: 1) они являются общими для всех членов общества и разделяются всеми его членами и принадлежат обществу в целом; 2) они для каждого члена группы они являются внешними, человек получает их готовыми, сталкивается с ними, как с внешней данностью; 3) социальные факты оказывают на членов группы принудительное воздействие, рекомендуя или запрещая определенные действия. Примерами социальных фактов Дюркгейм называл религию, нравственность, обычаи…, - все, что сегодня мы называем сферой культуры. Э.Дюркгейм считал, что человек родится лишь биологическим существом и становится человеком, осваивая культуру в процессе социализации и социального контроля.

►Подробнее о социологической теории Э.Дюркгейма см.: Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. и А.Гофман. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.

Культура – явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Понятие культуры фиксирует: общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни (культурное - не природное); качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности (античная культура, русская культура, политическая культура); особенности поведения, сознания и деятельности людей в отдельных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура); способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура).

Основные теоретические подходы в исследовании культуры. Структурный функционализм (Б. Малиновский, А.Радклифф-Браун): каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются должны рассматриваться с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры − характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние социальной системы − самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Исходя из "нормального" состояния оценивается функциональность элементов культуры.

Символизм (Т. Парсонс, К. Гирц): элементы культуры − это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

Адаптивно-деятельностный подход (Э. Маркарян): культура − способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Язык как элемент культуры имеет содержательную сторону, т.е. смыслы и значения, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру, и формальную, т.е. рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Язык развивает сообщество людей для взаимодействия друг с другом в освоении внешнего мира. Различают знаки естественных и искусственных языков, языки вербальные и невербальные. Освоение языка – необходимое условие становления человека как личности и члена общества.

Ценности это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Оценка или отнесение к ценности это специфически человеческая активность. Различают терминальные ценности (это ценности-цели, или предельные ценности, такие как истина, Бог, красота) и инструментальные ценности (ценности-средства, например, бережливость, хитрость, аккуратность). Ценности – ядро культуры, согласие относительно базовых ценностей составляет основу стабильности сообщества людей.

Нормы это формы регуляции поведения в социальной системе, это предписания и ожидания, определяющие круг допустимых действий. В культуре можно выделить четыре типа норм: обычаи, нравственные нормы, институциональные норма и законы. Типы норм различаются значимостью для членов общества и формализацией: обычаи,например, рукопожатие, набор обычных в рационе продуктов, этикет; нравственные нормы, закрепляющие в данной культуре идеи о должном, например, запрет каннибализма; институциональные нормы, например, правила банковского кредита; законы или всеобщие формализованные нормы, соблюдение которых контролируется специальными институтами, например, законы о частной собственности.

Таблица. Элементы культуры

Культура – «вторая природа»
Объекты Процессы Отношения
Вещественные: орудия труда, строения, одежда и знаково-символиченские: картины, чертежи Способы мышления и действия Собственность, отношения обмена, родство, дружба
Культура – механизм неприродной регуляции социальных систем
Язык: национальный язык, язык программирования, жаргон… Ценности: благочестие, успех, молодость… Нормы и образцы поведения: обычай, табу, этикет…

В изучении структуры культуры предложено выделение единиц культуры, культурных элементов. Это образцы поведения (рукопожатие) или материальные предметы (носовой платок). Культурные элементы составляют комплексы (например танец). Каждый культурный комплекс содержит знаки, отражает нормы и несет смысловую нагрузку.

Обоснование целей и оправдание путей и способов их достижение, обоснование норм совместной деятельности – основное назначение идеологии.

Идеология – комплекс идей, имеющих мобилизующее, организующее и интегрирующее назначение, и, соответственно, имеющих яркий оценочный характер. Обоснование целей, ценностей и норм происходит в идеологии с позиций определенного общественного класса, как доминирующего в настоящее время, так и борющегося за доминирование. Мобилизующий, ценностей характер идеологии противопоставляют объективному исследованию и объяснению в науке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.