Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология отклоняющегося поведения




Социальный контроль как функция социальных институтов

Социализация как функция социальных институтов

Подготовка новых поколений к общественной жизни – одна из базовых потребностей общества. В ее реализации участвует не только семья, но и все социальные институты, социализация – одна из их функций.

Социализация – процесс формирования личности, процесс усвоения индивидом социального опыта, благодаря которому он становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация необходима, поскольку культура и социальный опыт не передаются генетически, а биологически нормальный организм выступает лишь предпосылкой социализации.

Социализация это длительный процесс, в котором сменяют друг друга ее виды: первичная, связанная с усвоением первичных культурных норм в непосредственном окружении индивида и вторичная, связанная с действием формальных институтов. На разных этапах жизненного цикла возможна ресоциализация, т.е. процесс замены устаревших знаний и образцов поведения новыми, необходимыми для успешных действий в новых условиях.

Ответственные за результаты социализации несут люди и институты, связанные с ней, агенты социализации. Их круг расширяется по мере расширения сферы деятельности человека.

На процесс социализации влияют условия общественной жизни, в том числе: 1) предметно-пространственная среда, 2) социальные отношения и 3) социально-значимая информация. Значение условий общественной жизни наглядно, если, например, в предметно-пространственной среде различить природные условия и объекты материальной культуры, – планировку населенных мест, общественные и бытовые интерьеры, производственное оборудование. Первые определят традиционные занятия, типы жилищ и одежды, вторые особенности навыков и настроений, которые получает индивид. Не менее важен и характер повседневных, производственных, философских… сведений о мире, которые получает индивид для своего развития.

Различают четыре этапа социализации, связанные с включением индивида в процесс общественного разделения труда:

I. Ранняя или первичная социализация включает приобретение обязательных общекультурных знаний и навыков, начального представления о социальных общностях и мире в целом. Границей этого этапа выступает подростковый возраст.

II. Вторичная или профессиональная социализация, овладение специализированными трудовыми знаниями и навыками, приобщение к соответствующей субкультуре, освоение новых статусов в семье и расширение социальных контактов, вхождение в субкультуры.

III. Включение индивида в систему общественного разделения труда, овладение профессиональными знаниями, в том числе на рабочем месте и непосредственных трудовых контактах. Для этого этапа важны первичная адаптация в профессиональной субкультуре и повышение квалификации. Характерно вхождение в различные субкультуры, - профессиональную, семейную, любительскую.

IV. Пенсионный возраст или утрата трудоспособности. Характерно высвобождение времени и новое его структурирование. Стереотипные представления о поведении на этом этапе, наряду с материальной необеспеченностью, могут серьезно обеднить его содержание.

Одним из механизмов социализации выступает идентификация, в том числе ролевая идентификация в рамках личной и социальной идентичности. Ролевая идентификация – процесс освоения роли и придания ей индивидуального определения. Примером сложной структуры социальной роли может быть гендерная роль и соответствующий комплекс идентичности. В социологии различают четыре компонента гендерной идентичности. Биологический пол, соответствующие физические признаки и способности: «я могу…». Гендерная идентичность связана с нашими представлениями о своем поле: «я чувствую себя…». Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении: «ожидается, что я…». Сексуальные роли связаны с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин: «в обществе считается, что мое предназначение…». Освоение любой роли связано с воспитанием и самовоспитанием, те.е. целенаправленным воздействием на формированием социальных качеств. Чем выше статус, тем более жесткими являются ролевые предписания.

Важнейший результат социализации – формирование личности. В социологии взаимоотношения личности и общества рассматриваются как взаимодополняющие, а сама личность – как объект и субъект общественных отношений.

Социальный контроль – нормативная регуляция поведения людей в социальных системах, проявление способности этих систем к саморегуляции. Функции социального контроля: поддержание общественного порядка, воспроизводство общественных отношений, поддержание устойчивости. Социальный контроль осуществляется в ходе социализации и управления, в связи с освоением социальных ролей, в процессе группового давления, в связи с подчинением индивида групповым нормам, в ходе институционального принуждения, в связи с манипуляцией нормами и санкциями. Наряду с механизмами власти и принуждения, в социальном контроле используется воздействие на массовое сознание. Социальный контроль – необходимое условие деятельности любой социальной системы: малой группы, организации, общества.

Элементы социального контроля: социальные нормы, социальные санкции, шкала социальных индивидуальных оценок и механизм категоризации, т.е. характеристики того или иного поступка как соответствующего или не соответствующего общепринятым нормам. Норма – это существующее в данном обществе или общности и принятое индивидом правило (стандарт, образец) действия, определяющее, каким образом он должен вести себя в данной ситуации. Норма выражает социально одобренные инварианты поведения и обозначает интервал допустимых действий. Санкция – это формальная или неформальная, положительная или отрицательная реакция общества (общности) на поступок.

Механизм социального контроля включает: индивидуальное действие, категоризацию его по социальной шкале оценок, оценку и применение санкций, самокатегоризацию по индивидуальной шкале, реакцию на социальное воздействие, индивидуальную оценку и переход к новым действиям, в рамках или за рамками норм. Следование нормам – условие «членства» в сообществах, исключение из них – плата за несогласие с установившимися правилами.

Индивидуальные или групповые отклонения от общепринятых норм называют девиацией. Девиация э то поступок, деятельность или социально явление, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Различают культурно одобряемые (например, сверхинтеллектуальность) и культурно порицаемые отклонения (например, воровство как нарушение прав собственности).

Классический пример социологического анализа девиаций содержится в работах Р.Мертона. Индивидуальные действия он рассматривает в связи с предписанными культурой целями и структурными средствами их достижения. Равновесие поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и институциональными средствами их достижения. Однако возможности различных групп неодинаковы. Отклоняющееся поведение это следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой культурой целями и социально организованными средствами их достижения. В связи с отношением к целям и средствам Р.Мертон и выделил типы отклоняющегося поведения.

Тип поведения Отношение к общественно одобряемым целям и средствам
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж -/+ -/+

Представления о нормах и отклонениях в значительной степени историчны.

Вопросы и задания для самостоятельного анализа по теме «Социальные институты, социализация и социальный контроль»

1. Назовите признаки социального института и проведите сравнительный анализ одного из формальных и одного из неформальных институтов.

2. Проследите основные этапы становления одного из социальных институтов (семьи, образования, одного из видов материального производства), обратите внимание на то, что подвержено изменениям, а что оказалось неизменным.

3. Дайте определения явной и латентной функции. Назовите такие функции для института образования.

4. Дайте определение функции и дисфункции. Предложите набор признаков для диагностики состояния социального института: как можно зафиксировать появлении дисфункций института?

5. Назовите агентов социализации современного ребенка. Проанализируйте направленность их действий и выскажите предположение о возможных противоречиях в действиях агентов социализации.

6. Являетесь ли вы агентом чьей-то социализации? Какие средства и механизмы социализации вы используете?

7. Проанализируйте жизнь современного города с точки зрения условий социализации. Насколько они благоприятны, комфортны и функциональны для достижения целей социализации?

8. Основываясь на литературных, художественных и биографических источниках, сделайте заключение о том, обогащаются или обедняются условия социализации в современном обществе по сравнению с предыдущими периодами и эпохами.

9. Пьянство и алкоголизм – примеры неизлечимой болезни. Являются ли они только медицинскими проблемами? Проанализируйте взаимодействие таких факторов, как культурная традиция, бытовой ритуал, государственная политика, экономическое положения и физиологические особенности человека в развитии пьянства как социального явления.

10. Герой фильмов Чаплина – явный девиант. Определите тип девиантного поведения этого персонажа в типологии Р.Мертона. Приведите другие примеры художественных образов девиантного поведения. Подумайте о характере категоризации, которую предлагают или предлагали создатели художественных произведений для своих персонажей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.