Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель коммуникативного процесса




Мнение(спецсеминар)

Тема 7. Социальная коммуникация и общественное

Основные понятия: коммуникация, вербальная и невербальная, формальная и неформальная коммуникация, элементы и процесс коммуникации, эффекты коммуникации, средства массовой информации, общественное мнение, лидеры мнений, имидж, презентация.

Социологическая классика. Б.Грушин, исследования массовой коммуникации

 

Борис Андреевич Грушин (р.1929) – один из основателей советской теоретико-эмпирической социологии. Инициатор создания Института общественного мнения «Комсомольской правды» в начале 1960-х гг., он первым стал изучать общественное мнение в СССР, ввел в советскую журналистику само понятие общественного мнения и позволил узнать, что же думают люди о событиях общенационального и глобального масштаба.

Просуществовавший восемь лет Институт провел фактические первые в СССР массовые опросы, вызвавшие широкий отклик. Институт прекратил существование тогда, когда выявленные социологами факты стали резко расходиться с идеологическими установками властей, незаинтересованных в объективной информации.

В историю отечественной социологии вошел его «Таганрогский проект», результатом которого стала модель функционирования средств массовой информации в советском промышленном городе. В ходе многолетнего исследования было проведено 23 анкетных опроса, почти 11 тысяч личных интервью, 18 исследований на базе контент-анализа. Проект стал лабораторией социологического инструментария и заложил основы технологии сбора социологической информации.

В 1989 г. Б.А.Грушин создал одну из первых частных служб изучения общественного мнения «Vox Populi», которая успешно и активно действовала десять лет.

► Подробнее о работах Б.А.Грушина см.: Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967, Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования/ Под ред. Б.А.Грушина, Л.А.Оникова. М., 1980, Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений. М., 2005.

1. Понятие и виды коммуникации

Коммуникация это передача идей, эмоций, навыков посредством символов разного рода. Процесс коммуникации связывает между собой людей, сообщества и регионы. В процессе коммуникации создается и распространяетсяи информация. Коммуникация один из механизмов осуществления власти.

Модель коммуникативного процесса предложена в 1948 году американским политологом Г.Лассуэлом. Элементы коммуникации он выделил в связи с ответом на пять вопросов.

Ориентирующий вопрос Элемент процесса коммуникации Пример социальной практики
Кто? (передает сообщение) Коммуникатор Любой передающий информацию участник взаимодействия, например, производитель рекламируемой продукции
Что? (передается) Сообщение Текст, картинка, звуковые сигналы, их комплексы, например, телевизионный рекламный клип
Как? (осуществляется передача) Канал Непосредственная или с помощью специальных средств, например, электронные средства массовой информации
Кому? (направлено сообщение) Аудитория Индивиды и группы, адресаты сообщений, например, целевые аудитории рекламных кампаний
С каким эффектом? Эффективность Реакция в создании и поведении аудитории, например, новые сведения о товаре, интерес к покупке товара

 

Эффекты коммуникации: различают по времени появления как непосредственные и отдаленные; по социальным последствиям – позитивные и негативные: по характеру воздействия на сознание аудитории – познавательные, эмоциональные, оценочные, волевые.

Коммуникативные барьеры препятствуют успешной коммуникации. Различают технические барьеры, они затрудняют извлечение информации. Психофизиологические барьеры – неспособность сконцентрировать внимание, сильное волнение. Контрасуггестивные барьеры связаны с предубеждением против источника информации. Тезаурусные барьеры связанны со словарным запасом участником информационного процесса, а смысловые порождены различием интересов участников коммуникации.

Виды коммуникации. В связи с характером коммуникатора различают официальная и неофициальная коммуникация. В связи с характером аудитории различают: межличностную, групповую (специализированная) и массовую коммуникацию. В связи с характером средств создания и передачи сообщений выделяют вербальную, аудиовизуальную, визуальную коммуникацию.

Специфическим видом межличностной, вербальной, неофициальной коммуникации являются слухи. Слухи – продукт неудовлетворенных информационных потребностей и тревоги заинтересованной аудитории. Слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель, – распространение всех этих видов слухов выступает способом коллективного приспособления к проблеме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.