Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. О психологии творчества




О психологии творчества

Творчество – процесс создание нового, оригинального, то чего не существовало.

Интерес к творческим возможностям человека постоянен, это побуждает к поиску практических и теоретических основ творчества. Однако, до тех пор, пока общество, в виде различных социальных групп, не имеет выраженной потребности в овладении творческим механизмом, до тех пор появление самых ярких творческих результатов воспринимается как явившихся ”сами собой”. Появление талантливых и гениальных результатов, соответственно их вкладу в науку, искусство, другие формы человеческой деятельности, всегда соотносимо с потребностями культуры, хотя длительное время, до конца XIX в., творчеств в первую очередь представляли как проявление свободы человеческого духа, оно рассматривалась только как забава, или как игра одаренных индивидумов.

Становление психологии творчества, как отдельной психологической дисциплины, началось в конце XIX начале XIX вв. Следует отметить, что каждое из самостоятельных и выраженных направлений психологии касалось проблем творчества. На основе ассоциативных подходов, и главного их метода наблюдения, были охарактеризованы отдельные фазы творческого процесса (сознательный труд и бессознательная работ, вдохновения и пр.). В этот период предпринимались попытки определения способностей к творчеству. Характеризовались признаки таланта, гениальности, которые определялись как перцептивные особенности (стойкость и напряженность внимания, впечатлительность и восприимчивость и т.п.), и особенности интеллекта (интуиция, богатая фантазия, дар прогнозирования, обширность знаний), личностных свойств (в том числе и характера - оригинальность, упорство, работоспособность), мотивации и ценностных ориентаций личности, главная из которых непреодолимое стремление к творчеству, как основного источника удовлетворения. Это направление основывалось на биографиях наблюдений художников, ученых, изобретателей.

Отдельным направлением было исследование проблем психологии творчества в рамках теории бессознательного З. Фрейда оформившееся с начала XX в. Основное внимание этого направления сосредоточено на определении особенностей мотивации творчества и анализ творческих форм, как отражение энергии бессознательного.

Экспериментальная психология основным объектом своего анализа сделала отдельные стороны творческого процесса, при помощи активных методов (эксперименты, тесты, анкеты, интервью). Главная задача экспериментального подхода описание эмпирических закономерностей, успешных способов творческих решений и управления ходом решения, что позволяло переносить приемы результативного управления в решение практических задач.

С началом научно-технической революции, в середине 20 в., возникла резкая необходимость в сознательном, преднамеренном и систематическом управлении творческой деятельностью, в первую очередь в науке, новых технологиях и сфере потребления. В психологии творчества это вызвало формирование различного рода социального заказа, в это время стали наиболее актуальны проблемы отбора, мотивации, успеха творчества, форм и размеров творческих групп и т.п.

К концу XX в. сформировались основные принципы психологии творчества. В качестве основного выделяется принцип взаимодействия, его значение определяется тем, что взаимодействие является источником развития. Принцип взаимодействия в психологии творчества имеет приоритет перед принципом деятельности. Как основное условие, взаимодействие проявляется во всех аспектах творческого процесса социальном, культурном и личностном и во всех масштабах от макро- до микроуровня. Ограниченность деятельностного подхода проявляется в его основном положении о соответствии цели результату, в то время как обычное условие творческого процесса рассогласование цели и результата. Особенно отчетливо проявляется ограниченность деятельностного подхода применительно к общению, выступающим в качестве исходного условия творчества т.к. и второй компонент этого взаимодействия, человек или группа, обладает самостоятельной и высокой активностью.

В качестве другого важнейшего принципа психологии творчества выделяется положение о единстве познавательных и личностных образований, что образует основу психологического механизма творчества.

К концу XX в. в психологии творчества отчетливы проявились основные тенденции. Первая тенденция определяет особенности дисциплины и ее предмета, а именно творчество рассматривается в узких рамках его психологического механизма, а не как целостное явление Творчество в целом исследуется всем комплексом социальных и гуманитарных наук.

Вторая тенденция отражает объединение в психологии творчества личностных и познавательных аспектов, т.е. здесь объединены все компоненты личности (характер, воля, способности, мотивация и др.) и ее познавательная сфера, и их единство формирует универсальную общность мотиваций и операций.

Третью тенденцию определяет основное положения гуманистической психологии о творчестве как форме личностного и социального развития, как основного генератора культуры. Акцентирование внимания на процессах развития делает возможным организацию эффективного управления процессом личностного становления, когда целью выбирается формирование ведущих личностных и когнитивных новообразований.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.