КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключи к тесту
Шкала Ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а, 28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б. Шкала Поддержки: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б; 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б,.17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а 35б,36б, 39б, 42а; 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а,61б, 62б,65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б 113а, 114а, 115б:, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б. Шкала Ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а. Шкала Гибкости поведения: 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б,62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б. Шкала Сензитивности: 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а. Шкала Спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114 а. Шкала Самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102a, 106б, 114а, 122а. Шкала Самопринятия: 1б, 8а, 14б, 22б, 31б,32а, 34а, 39б; 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б;116б, 125б. Шкала Представлений о природе человека: 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б;113а. Шкала Синергии: 50б, 68а, 91б 93а, 97а, 99б, 113а. Шкала Принятия агрессии: 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57б, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а. Шкала Контактности: 5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46a, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б. Шкала Познавательных потре6ностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б. Шкала Креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б. Оглавление О психологии творчества. 12 Тема 1. Художественное творчество в теории бессознательного. 16 Тексты З. Фрейд. 23 К.Г.Юнг. 29 Тема 2. Психология искусства в исследованиях отечественных авторов советского периода. 41 Тексты Аристотель. 44 Выготский Л.С. 45 .Леонтьев А.Н.. 57 Тема 3. Личность и творчество в гуманистической психологии. 63 Тексты А.Маслоу. 666 К.Роджерс. 75 Тема 4. Рефлексия в творческом процессе. 81 Тексты Гегель. 85 Пьер Тейяр де Шарден. 90 В. А. Лефевр 93 Столин В.В. 96 Тюков А.А. 98
Михайлов Ф.Т.. 100 Приложение I. 1109 Самоактуализационный тест.. 109 Теоретические основы психологического механизма творчества. Структурно-уровневая организация психологии творчества. При сопоставлении результатов экспериментальных исследований развития и хода решения творческих задач выявляются следующие закономерности: в начале решения форма поведения соответствует особенностям исходного этапа онтогенеза, затем следует резкий подъем, когда поведение тождественно высшей форме организации творчества (каждый достигает этого состояния соответственно индивидуальным особенностям - кто раньше кто позже). Эта форма сохраняется до тех пор пока не исчерпаны специфические для нее средства организации попыток решения, по достижению их поведение вновь меняется с понижением к средней стадии и затем к низшей, когда задача уже близка к решению. Эти закономерности выделяются и для взрослых и для детей и в развитии психологического механизма поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач. В обычных условиях, когда человек решающий творческую задачу имеет в своем распоряжении готовую программу, решение задачи протекает сглаженно, в форме поведения когда доминирует один из уровней, в целом он только доминирует. В условиях творческой задачи изменяется картина меняется - на фоне доминирования низших, осуществляется функционирование высших. На ннижних уровнях объектами первосигнального предела являются предметы оригиналы, на высших уровнях второсигнального предела - модели, знаки, слова. На первосигнальном пределе процессы неосозноваемы, слиты с продуктами, способы действия не выяляются, а оценка продукта субъективна, т.к. определяется отношением к потребности, мотиву и осуществляется эмоционально. Оценка продукта второсигнального предела объективна, т.к. вербализована, логична, эмоциональная оценка здесь отсутствует, т.к. место потребности здесь занимает ее символическая знаковая модель. Символ для того чтобы не оторваться от мира конкретных вещей и не разрывать перво- и второсигнальный пределы человеком постоянно вырабатывается система логических операций и норм. Исходя из этого процесс творчества характеризуется как единство первосигнального и второсигнального компонентов, также как единство интуиции и логики, оригинального и модельного, произвольного и непроизвольного импульсивного и волевого. Это единство включает в себя иерархию плавно переходящих уровней, которые превращаются в ситуациях творческих задач в функциональные ступени решения. Схема дает возможность проследить убывание при движении вниз роли вербализации, или при движении вверх рефлексии В экспериментальных условиях выделеяется несколько фаз творческого процесса. фаза произвольного или логического поиска направлена на преобразование проблемной ситуации, уже сложившейся познавательной деятельности в мыслительную; фаза интуитивного решения. Наступает если на предшествующей фазе обнаруживается неадекватность готовых логических программ, недостаточность привлеченных знаний средств и способов решения. Неадекватность этих программ отражает высокую степень трудности задачи, что может вести к эвристическому решению, т.е. возникает опора на интуицию и начинают доминировать нижние уровни, т.е. с логического уровня решение опускается вниз - основной критерий соответствие сформированной установки объективной шкале ценностей. Здесь формируется интуитивная модель ситуации и в удачных случаях достигается интуитивное решение. В регуляции процессов на этой фазе большое значение имеет неосознанный опыт, возникающий в интуитивном процессе. Отмечаются основная закономерность достижения удачного решения на этой фазе это происходит только в случае если ключ решения, как подсказка, находится в неосознанном опыте, как в случае с Менделеевым. Попытки решить задачу до получения “побочного продукта” могут быть безуспешны, но они не бессмысленны основная закономерность здесь решение должно быть продолжительным, чтобы возникла периферия решения. Ситуация должно препарироваться до элементов, они должны перекомпоновываться. Часто отмечается эффективность “побочного продукта”, полученного наименее автоматизированным действием. Т.о. в основе понимания интуитивной фазы лежит представление о неоднородности результата действия и наличия в нем побочного продукта, который непроизвольно регулирует интуитивное действие. Тип поведения на этой фазе доминирует неосознанный. фаза вербализации интуитивного решения, на предыдущей фазе интуиция говорит о решении задачи но как это объяснить? Здесь работает аналоговая вербализация. Тип поведения углубленное осознание. Фаза формализации вербализованного решения, на этой фазе включается логика до завершения формы. Отчасти эти фазы соответствуют формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое) и восприятие. Эти выводы могут использоваться для решения самых разных творческих задач. Во-первых, в постановке может использоваться один и уровней и соответствующее ему поведение, не обязательно начинать с “высшего” или “низшего”, это необходимо соотносит с особенностями задачи. Во -вторых возникают дополнения к психологическим критериям творчества: общие критерии - смена доминирующих структурных уровней, т.к. решение нетворческих задач не сопровождается этим; частные критерии они определяют меры трудности и сложности творческой задачи. Трудности определяются количеством многоуровневых схем, вовлекаемых в решение и наоборот. Существует два класса задач. Задачи первого класса решаются логически и момент творческого развития здесь эволюционен. Задачи второго класса решаются вне применяемых до этого логик и они становятся почти революциями. Для задач первого класса характерна сознательно поставленная цель, они м.б. учебными, для задач второго класса цель по сути отсутствует, есть взаимодействие субъекта и объекта. Задачи первого класса решаются алгоритмами, вторые принципиально недоступны алгоритмам. Относительно ”побочного продукта” - максимальная продуктивность этой закономерности отмечается в коллективе, т.к. каждый привносит в процесс свою периферию, которая рефлексируется всеми участниками процесса. Способности. Общие способности выступают как ступень интеллектуально-мотивационного развития предполагает широкий спектр качеств, в том числе и интуицию. Частные способности - необходимы для творческого успеха в отдельных видах творческого поведения в основном художественных. Другая характеристика творческой личности “креативность” - мотивационная напряженность интенсивность поисковой доминанты (быстрый переход от одного уровня к другому), сензитивность - чувствительность к субдоминанатными образованиям. Классификация психологических стадий творческого процесса. В общем виде они имеют следующее содержание: I стадия (сознательная работа) подготовка - особое деятельное сотсояние, предпосылка для проблеска новой идеи; II стадия (бессознательная работа) созревание _бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи; III стадия (переход бессознательной работы в сознательную) “вдохновение” - поступление в сознание идеи открытой в гипотетическом виде; IV стадия (сознательная работа)- развитие идеи ее окончательное оформление и проверка. Переход от первой стадии к второй трактуется как путь от фактов к гипотезе, от второй стадии к третьей - обычно как дедукция, от абстрактного к конкретному. В пределах этой классификации выделяется тир этапа, которыми описывается любая более или менее сложная познавательная проблема. I этап осознание проблемы - в ходе осознания образуется проблемная ситуация, здесь ставится задача, которая не всегда дана в чистом виде, ее нужно поставить. Обычно этот этап фиксируется эмоционально, что позволяет отнестись к задаче внимательнее. На этом этапе факты соотносятся между собой, под ними как бы подводится черта. Очень важное качество здесь умение “задавать вопросы” т.к. осознание проблемы заканчивается постановкой вопроса. II этап разрешение проблемы - начинается с выработки гипотезы. Это обычно кульминация решения проблемы, переход от того что известно, к тому чего нет, на этом этапе происходит актуализация, что ведет к выработке гипотезы. Она включается в решение как действующая идея, если она не ”срабатывает” ее меняют другой гипотезой. По мере приближения к решению вырабатывается суждение - пробное понятие, в нем заключается принцип решения. III этап, проверка решения - завершающий этап логическое доказательство истинности данного суждения, проверка другими методами. И если все проходит успешно то гипотеза становится теорией. Это схема стадий решения познавательных проблем, а не мыслительных задач. Мышление и познание не синонимы. Познание это процесс получения знаний, мышление это функция познания, они совмещаются лишь в ограниченных познавательных задачах, когда вся она сводится к мыслительной. По этой причине процесс научного творчества не сводим к логике, новые знания не всегда следуют из предшествующих, обычно они вступают друг с другом в противоречие, т.к. скачек мысли в процессе открытия интуитивен.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |