КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Креативность личности
1. Общее понятие о креативности. 2. Познавательные и личностные характеристики креативности. 3. Педагогическая работа с учетом фактора креатвности. 1. В педагогической работе отмечено, что около 70% всех конфликтов между педагогами и учащимися возникает в тех случаях, когда ученик обладает такими характеристиками как независимость, самостоятельность, инициативность, обладают своеобразным комплексом интересов, взглядов, потребностей, т.е. теми признаками, которые делают возможность творчества. Именно эти ”неудобные” для педагогов ученики наиболее креативны. Креативность в целом влияет на характер, результаты деятельности личности и во многом определяет ее социально психологические аспекты. Креативность - совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивность преобразований в деятельности личности. · Наиболее возможный источник формирования развития креативности - потребность в исследовательской деятельности, в основе которой исследовательский рефлекс. · Усиление эмоциональной активности. · Развитие креативности связано с формированием аппарата поиска и создания объектов удовлетворения общей потребности. Механизм развития креативности включен в механизм саморегуляции, который включен в общий механизм предвосхищающего отражения действительности в конкретных условиях. Развиваясь в процессе деятельности и соединяясь с ведущими мотивами, креативность функционально закрепляется в структуре личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя творческий стиль самой деятельности. При этом креативность проявляется на различных уровнях, неосознанном ориентировочно-адаптивном и сознательном, познавательно-преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности так и в социально ролевом плане. 2. В восприятии креативность характеризует прежде всего: целостность, синтетичность, свежесть, самостоятельность, способность заметить то что не видят другие. Для креативной личности характерна яркая саморегуляция восприятия, устремленность на метод решения задачи или проблемы, устойчивость внимания. Отдельно отмечается высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям, а также способность воспринимать неточности, отклонения т.е. мелкие признаки. Умения при восприятии освобождаются от жестко фиксированных установок и костантности - т. е. восприятие реативов спонтанно, непредвзятое восприятие. Для креативной личности наиболшей привлекательностью обладают неопределенно-беспорядочные, сложные объекты, из которых самостоятельно отбирается значимое и нужное. Память креативов очень сильна на свои нужды, избирательность по привлекательности объекта. В то время как обычные сведения очень быстро забываются. Четко улавливается и запоминается главное и забывается периферийное, но последнее однако быстро восстанавливается ассоциативно. Отдаленная ассоциативность памяти очень характерна для креативов, часто они с трудом удерживают навыки стереоп, правописания, вносят свои коррективы и в синтаксис и стилистику. Они легко помнят многозначность слов, двусмысленность и подтексты предложений, находят новые трактовки и т.п. Воображение это наиболее ярка сторона как воссоздающее (репродуктивное) так и творческое (продуктивное). Фантазия - креативное воображение, у креативов фантазии очень яркие, буйные, образные, с возрастом отмечается смещение в абстракцию и схематизм. Мышление у креативов беглое - имеется богатство и разнообразие идей, ассоциативно, быстро устанавливаются разнообразные связи. Гибкость мышления - способность переходить от одного понятия или способа решения к другому. Оригинальность мышления качественная оценка явления или действия, уникальность количественная характеристика. Для креативов особенно свойственно дивергентное мышление (см. раздел Особенности организации творческого мышления). Интеллектуальные признаки креативности: интуиция, выдумка, предвидение, фантазия, скептицизм, критичность, высокая степень активности в мыслительной деятельности. Часто креативность и интеллектуальность противопоставляются: креативы способны самостоятельно ставить и решать проблемы, часто интеллектуализм (обширность знаний и широкий набор привычных средств решения мешает видеть явление в иной творческой перспективе. Эмоциональность также яркая характеристика креативности, без эмоциональной активности креативности не наблюдается. На проявления креативности позитивно действуют такие факторы как радость, страстность, стремление к доминированию, риску, независимости, снятие чувства страха, фрустаций. Итак креатив, по личнстным характеристикам этот отклонение от шаблонов в поведении, оригинальность, инициативность, упорство, самоотверженность, энергичность, находчивость, прямота суждений, честность, непосредственность, независимость, ловкость, внутренняя зрелость и критичность, скептицизм, уверенность в обстановке неопределенности, подчеркивание своего Я, высокая самооценка. Большинство этих характеристик наличествую у креативов. Мотивационные особенности стремление к творчеству, к обладанию новой информацией, фактами, к установлению обобщений, и самовыражению и самоутверждению, склонность к сотрудничеству, развитость эстетических чувств. Наиболее продуктвны креативы с агрессивным типом, они способны к организаторству и сотрудничеству, легко изменяются и экспериментировать, тонкая ориентация в среде. 3. С креативами обычно легко и с желанием общаются, поскольку они выступают источниками новой информации. Неформальный статус креатива, после проявления креативности повышается. Основные закономерности креативности в учебной группе (на примере школьного возраста): · креативность не только существенно влияет на характер и результаты деятельности личности в старших классах но и во многом определяет его статус в учебной группе. · внешние признаки креативности в этом возрасте: а) личностные характеристики - нонконформизм, инициативность, самостоятельность, лабильность; б) продуктивность деятольности - оригинальность и уникальность ее продукта, отражающий вариативность поиска и многобразие поиска; качественные характеристики познавательно-преобразовательной деятельности - создание суъективно нового. специфика отношений одноклассников с креативными учащимися определена мотивационными особенностями реализации креативности: в первую очередь признаются креативы с сознательной и произвольной ориентацией на результат деятельности; предпочитаются же то кто сознательно и чувственно ориентирован на процесс деятельности. Поэтому выводы для работы педагога с учетом фактора креативности д.б. следующими · фактор креативности в работе педагога дожен быть учтен, как проявление одной из ведущих потребностей; · особое внимание необходимо уделять ”непроизвольным” креативам, т.к. они проявляют меньшую социальную инициативность, труднее адаптируются, что ведет к конфликтности с педагогами; · развивать креативность нужно в условиях индивидуального подхода с учетом мотивационных особенностей реализации их креативности; · у учащихся, для которых характерна сознательная и чувственная направленность на процесс деятельность следует развивать большую социальную инициативность через интерес к содержанию творческой стороне их общественной деятельности; · у сознательно и произвольно направленных на результат деятельности креативных учащихся необходимо формировать социально-положительные мотивы реализации их креативности, вытесняя интересы и стремления, связанные с престижностью, публичным признанием и другими утилитарными целями; · у креативов с плохо организованной и неопределенной мотивацией следует развивать устойчивые интересы и потребности в их креативной реализации, вытесняя ситуативную направленность и импульсивно-эмоциональную регуляцию их деятельности, вырабатывать навыки систематической волевой реализации креативности. Творческое мышление 1. Содержание понятия творческого мышления. 2. Подходы к исследованию творческого мышления. 3. Проблема организации творческого мышления. Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего с качеством явления. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 г. Группой ученых во главе с Дж Гилфордом с помощью факторного анализа на материале точных наук. Параллельно и независимо от Гилфорда серию экспериментов на материале искусства в том же 1959 г. провели В. Лоуэнфельд и К Бейттел. Сопоставление результатов исследований позволило выявить восемь существенных критериев творческого мышления: 1. Умение увидеть проблему. 2. Беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. 3. Гибкость как умение понять новую точку зрения; отказаться от усвоенной точки зрения. 4. Оригинальность, отход от шаблона. 5. Способность к перегруппировке идей и связей. 6. Способность к абстрагированию или анализу. 7. Способность к конкретизации или синтезу. 8. Ощущение стройности организации идей. Это признаки дивергентного мышления, оно определяется как тип мышления идущего различными направлениями, оно позволяет варьировать пути решения проблемы и приходить к неожиданным выводам и результатам, оно допускает существование нескольких правильных ответов на один вопрос. Дивергентное мышление лежит в основе креативности, которая с точки зрения этого определения имеет следующие параметры; 1. Способность к обнаружению и постановке проблемы; 2. Способность к генерированию большого количества проблем; 3. Семантическая спонтанность - способность к продуцированию разнообразных идей; 4. Оригинальность - способность к продуцированию отдаленных ассоциаций, необычных ответов и нестандартных решений; 5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость (увидеть новые признаки, найти новое применение). Было показано, что креативность в искусстве и в науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой. Основная направленность творческого мышления - открытие принципиально нового знания, генерирование оригинальных, собственных, идей, это конструктивное мышление, в определении критичность по отношению к продуктам чужого интеллекта здесь отсутсвует. В постановке принципов организации творческого мышления, важное значение имеют посылки с которыми мы подходим к вопросу. В научной традиции сложилось три основных подхода характеризующих проблему организации. Естественно-научный подход он сложился на основе изучения природных (врожденных или приобретенных) психических сил и их биологических (внутренних - органических и внешних экологических) детерминант, которые локализуются в различных физиологических и нейронных механизмах. Длительное время, всю первую половину 20 в считалось общеприняты, что у человека существуют естественные универсальные психологические механизмы - они врождены и проявляются в виде отдельных психических функций или процессов и поэтому задача ставилась как организация двух процессов, первый подавление, “натуральных”, “темных” сил, второй стимулирование “человеческих проявлений этих процессов. Инженерно-технологический подход, в нем главная проблема выяснение наличных форм социальной и информационной организации поведения и общения. Формы проявляются в виде различных норм или информационных процессов. Этим направлением изучаются формирование социальных и профессиональных условий деятельности человека. Основное здесь направленность на изучение внутренних средств и способов деятельности, что дает возможность для обеспечения условий формирования форм деятельности, адекватных социальному поведению человека, через приобретение (в онтогенезе) таких новообразований существующих в виде социальных норм, ролей, знаний (Гальперин). Гуманитарно-культурологический подход в своих основах исследует возможности всестороннего развития личности. Выявляются актуальные формы творческой активности человека, и разрабатывает способы их реализации в коллективном и диалогическом общении (Пономарев), а также в индивидуальном саморазвитии. Результатом этого подхода стало выделение особого предмета - активности личности. Основное внимание здесь сосредоточено на выяснении особенностей становления индивидуальности, как уникальном явлении и на определении способов развития и саморазвития личности. В психолого-педагогическом подходе используются все три этих направления, при доминировании одного. О творческом мышлении В психологии мышления установлено, что основное условие при котором мыслительный процесс становится продуктивным - проблемность задачи решаемой человеком. Это стало основным подходом в педагогике, когда основное условие развития мыслительных процессов – нарастание сложности задачи. В 60-е гг. по аналогии с принципами теории ЭВМ, в рамках инженерно - технологического подхода возникла алгоритмизация, как последовательность мыслительных операций. В психологии возникла эвристика, когнитивизм и довольно быстро выяснилось что творческое мышление принципиально невозможно алгоритмизировать. Однако на основе этого подхода возникло программированное обучение, как единство познания и мышления. Также на основе этого подхода выработаны приемы постановки решения начальных этапов творческих задач, когда процесс развивается в предметно-эмпирической плоскости (уровень I сигнальной системы) при понимании ее условий. Далее управление этими способами невозможно т.к. работают особенности личной обусловленности мышления. При этом процесс мышления оказывается лишен собственно творческих характеристик, самостоятельности, т.к. действовать приходится в условиях алгоритма, озарения (внезапность открытия решения), конфликтности (инсайт - ощущение напряженности поиска на границе с переживанием невозможности или неспособности разрешить проблему). Личная обусловленность познавательных процессов это гуманитарный аспект, с особым вниманием к ценностям, мотивам, эмоциям, воле и соотношению этих характеристик. Они выступают как условие мышления, т.е. их нельзя алгоритмизировать, они как бы внешние, их нет в процессе мышления. Попытки педагогов воздействовать на них, по данным экспериментов не дают результата увеличения эффективности развития творческого мышления. Вопрос об отношении к гуманитарной базе в подходе к творческому мышлению очень сложен, в психологии существуют две точки зрения по этому вопросу: по первой интеллект трактуется сам по себе, и личность понимается как социальный субъект с множеством качеств, т.е. фактически личности нет; по второй точке зрения комментируются все личностные характеристики и здесь исчезает творческое мышление. Синтез подходов основан на разработке проблемы. Когда моделируется основное условие проблемно-конфликтная ситуация. Здесь выясняется, что творческое мышление не осуществляется без его самоорганизации, источник самоорганизации - познавательная активность личности, как целостной субстанции, как саморазвивающегося Я. Рефлексивный механизм творческого мышления На чем он основан? При поиске решения творческой задачи Я саморазвивается через преодоление внутренней конфликтности: когда задача не решается наличными средствами и нужно искать новые, человек открывает новые свойства предметов и явлений и соответственно этому изменяет свое представление о своем месте в социально-культурном контексте, что ведет к преобразованию себя как личности, на основе приобретенных нововобразований. Идет постоянный процесс переосмысления, что является способом активного осуществления Я, в проблемно-конфликтной ситуации. Это определяет самоизменение и саморазвитие. Т.е. преосмысление = рефлексии. Рефлексия развивается в трех плоскостях о которых говорилось ранее: a) естественно-научная проекция определяет необходимость учета психосоматического состояния человека; b) инженерно-технологическая проекция позволяет учесть индивидуальный опыт человека (нормы, виды деятельности и т.п., в том чсиле и возрастные характеристики; c) гуманитарно-культурологическая плоскость позволяет учесть интенсивность рефлексии - самостоятельность и постоянное развитие человеком собственных способностей в процессе творчества. Организация творческого мышления через культивирование рефлексии В реализации рефлексивных возможностей организации творческого мышления очень важен момент ”Почему я делаю так, а не иначе?”, ”Каковы впечатления от задачи и ходе поиска?”, т.е. с самого начала необходимо включить личностную рефлексию, которая должна работать параллельно с интеллектуальной. Здесь часто люди отказываются рефлексировать себя т.к. это усиливает состояние внутренней конфликтности личностных противоречий (”Я не способен!” ”Я не могу решить задачу!”). В работе педагога важна эта сторона, когда не пускают во внутренний мир своего Я, сделать это, быть зеркалом. Для того чтобы это случилось и педагог сумел увеличить свой вклад полезности необходимо снимать негативные влияния защитных механизмов на развитие личностной рефлексии, в процессе общения с педагогом. Это очень не просто поскольку защитные механизмы актуализируются в условиях внутренней конфликтности. Ведущим принципом снимающим влияния блокирующих механизмов может стать диалогический. Общение в творческой группе Основная закономерность общения во всех видах человеческой деятельности организуется для наиболее эффективного обслуживания конкретного вида деятельности. Особый тип отношений часто закрепляется в особых документах (уставах, функциональных обязанностях и т.п.), в некоторых формах они могут не осознаваться (семейное общение). В военной сфере нормы общения организованы в жесткую структуру, что соответствует основным целям - сохранение эффективного управления в условиях военных действий. Это наиболее неестественная организация общения, она требует особого обучения и усвоения специальных выражений и команд, запрет на использование неопределенных ответов ит.д.)В медицинской сфере особое общение между врачем и пациентом основная цель здесь ”не навреди”, т.е. не травмировать пациента. Общение как предмет научного исследования достаточно актуален. Тем более когда речь идет о творческой группе. Организация творческого общения очень сильно отличается от привычных типов общения. Это общение содержит специфику которая в прямую отражается на результате творческого процесса в зависимости от которой находится достижимость или не достижимость результата, в последнем случае группу ожидают жесткие перестановки обусловленные неэффективностью их совместной деятельности. 2. Моменты специфики общения в творческой группе эмпирически нащупаны давно и были реализованы в следующих формах: · мозговой штурм, он определен следующими условиями: запрет критики, предлагаемых идей; поощрение любых идей, чем более она безумна, тем лучше; требуется высказывать как можно идей; приветствуется высказывать как можно больше идей; мозговом штурме творческий процесс разделен на два этапа: I этап генерации идей – достаточно краткий сеанс совместного поиска вариантов решения проблемы с упором на интуицию и воздействием не только на логическое мышление, но и на подсознание; II этап экспертизы идей - критический анализ идей с применением формально-логических aнaлитических методов. При хорошо организованном штурме за 40-45 минут выдвигается 60-80 идей. Штурм считается удачным, если в результате работы группы из 6-8 участников хотя бы одна идея признается результативной, эффективность мозгового штурма, таким образом, не превышает 1,8%... Среди отчетливых недостатков мозгового штурма, во-первых отсутствие критериев для оценки выдвигаемых идей. Во-вторых - отсутствие целенаправленного движения к сильному решению. Практика применения мозгового штурма показала, что ни в чистом виде, ни в многочисленных вариантах своих модификаций технически сложные задачи не решает. В сущности мозгового штурма содержится два четких противоречия: Чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена. Чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходимо им управлять, в то время как суть мозгового штурма в хаотическом генерировании идей. Основной недостаток мозгового штурма в отсутствии этапа анализа проблемы, что может превратить поиск в хаотичность предлагаемых решений. Эти недостатки благополучно преодолеваются устремленностью участников штурма к общей цели, т.е. действиями в общих рамках решения задачи. Отмеченные противоречия мозгового штурма преодолеваются методом синектика (объединение разнородных элементов). Автор метода У. Гордон, в качестве его основы ввёл осознанный поиск аналогий. Цель аналогий – дистанцироваться от привычного представления о хорошо известных предметах и процессах, добиться нового угла зрения на привычные детали и т.п. Здесь поиск ведется постоянной группой со специально подобранным составом, т.е. здесь преодолевается основной недостаток мозгового штурма – слишком широкий спектр поиска. В процессе решения для активизации мышления и управления им Гордон применяет четыре вида аналогий: - прямая аналогия предлагает рассмотреть методы, которые применяются в других отраслях науки и техники в решении аналогичных задач; - личная аналогия, или эмпатия, предлагает ”вжиться” в образ рассматриваемого объекта, и на основе собственных ощущений найти и предложить оптимальный вариант решения; - символическая аналогия - нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта. Литературным аналогом символической аналогии является оксюморон, а ее поэтической формой можно считать метафору; - фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд. Как видно, аналогия - один из путей повышения управляемости творческим процессом за счет детализации понятия, с целью охватить все поле поиска возможного нахождения аналогичных объектов. Подобная детализация придает синектике достаточную инструментальность и позволяет широко использовать его в различных сферах. Введение условий, организующих и активизирующих процесс мышления с целью повышения его эффективности, демонcтpирует тенденцию к регуляции интуитивноro поиска, упорядочению процедуры решения задачи, преодолению ограниченности личноro опыта и т. п., при этом, в общей стратегии, сохраняется ставка на субъективные факторы личности. При оценке эффективности синектики, необходимо принять во внимание, что метод, в отличие от мозгового штурма, ориентирован не на погоню за количеством идей, а на всесторонний и глубокий анализ исходной проблемы и нескольких вариантов решения. Подобный подход, в сочетании с пониманием важности развития ассоциативного мышления, позволяет использовать синектику для развития творческих способностей в учебном процессе. Затраты на обучение синектической группы и ее работу считаются небольшими, если группа в течение года находит для фирмы решения двух крупных и четырех частных проблем. Но основные недостатки, присущие мозговому штурму, до конца, в синектике не устранены, так как причина их, как и ряда других методов психологической активизации творчества, в попытке сформировать объективные законы управления творческим процессом на основе не тиражируемых субъективных особенностей мышления. синектика - уделяет большое внимание организации творческого общения, большее значение здесь придается технологии принятия совместного решения и обучения новичков, путем включения их в групп синекторов; основной прием решения задачи - придумывание аналогий. маевтика, основоположник ее Сократ, решавший сложные философские проблемы в процессе диалогического общения, основные положения маевтики: свободный обмен мнениями между собеседниками, они равноправны; возбуждение самосознания целеустремленными вопросами; использование шутки как средства активизации мышления. Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов - суть метода морфологический анализа, разработанного в 30-е годы швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. В основе метода - выбор важнейших характеристик будущего объекта и их систематизированный перебор, в процессе осуществления готовится таблица, с перечислением по вертикали частей объекта, по горизонтали - всевозможные варианты этих частей. Новое сочетание этих характеристик позволяет получить новый объект или его новое свойство. Эффективность метода морфологического анализа связана с четким противоречием: она тем выше, чем меньше характеристик и вариантов их реализации, но при этом возникает опасность потерять нужное сочетание, т.к. при росте числа характеристик и возможных вариантов их реализации, резко возрастает общее число вариантов идей, которые нужно перебрать. 2. Совместная творческая деятельность может протекать в различных формах - от беседы до работы в одной группе. Общение в творческом процессе также как и вообще выполняет коммуникативную функцию, часто человек, имеющий блестящую идею, не может найти своего слушателя, который позволит ему наблюдать свою идею ”со стороны”, увидеть в процессе обсуждения ее сильные и слабые характеристики. У общения в творческой группе основная цель - обеспечение условий решения задачи. Выделяется пять этапов развития творческого общения и столько же уровней его организации: - первый этап – общение только как коммуникативный процесс, прямая передача и прием информации, на этом этапе нет никакой побочной информации, т.е. информации, максимально широко активирующей поле сознания и бессознательное; - второй этап - общение также осуществляется как коммуникативный процесс, но для собеседников становится важной периферия информации, используемая для решения своих задач (понимание и постановка задачи, необходимые, избыточные и новые условия решения и т.п.); - третий этап - коммуникативно-творческое общение, информация здесь используется и прямо и как подсказка, здесь возникает возможность высказывания и объективация новых идей. Это различные формы дискуссий, включая собрания, конференции, выставки и т.п. Однако, собственно творческое общение начинается с следующего этапа; - четвертый этап – особенность этого этапа в том что передача информации здесь является только вспомогательным средством, общение строится на основе высказывания новых идей (новой информации), как отражение идеи/идей партнеров по общению; - пятый этап присутствует, как идеальный, общение строится только как генератор новых идей из, даже бессмысленной информации, как выявление необходимой в решении задачи информации, и ее упорядочивание, понимание и объективирование идей. Отражением этих этапов творческого общения становится выделение в нем четырех структурных уровней. Они функционируют объективно, как беседа, разговор коллег, обсуждение, мозговой штурм, синектика и т.п. Основной элемент в творческом общении генерирование идей - идея должна быть выражена вслух или на бумаге. Одно из основных условий такого продуцирования идей коллективность творчества. Если нет генератора (генераторов) творческий процесс затруднен, т.к. в случае если группа состоит из людей неспособных выработать новую идею, они образуют излишний балласт для творчества, но участником процесса может стать каждый. Продуктивность общения в творчестве напрямую зависит от сопричастности одному делу. Человек, у которого есть идея, должен ее высказать сделать ее общей, буквально, отдать. Для этого часто необходимо снять психологический барьер, которые возникают в случаях появления ”единоличности” использовании идеи. Чтобы этого не возникало, между участниками творческого общения должны выдерживаться некоторые правила ”кодекса творчества”, основные положения которого связаны с коллективностью творчества. Высказывание, объективация, понимание – как элементы общения в творческой группе. Высказывание Важнейший элемент общения в творческом процессе. Высказывание позволяет предложить партнерам новое (условие, решение и т.п.). Необходимо помнить, что особенности неприятия, могут отражать степень новизны высказываемого, что вполне закономерно. Поэтому разумная реакция на неприятие высказанного необходимо рассматривать как важный признак и основное условие отношений процесса творческого общения. Процесс принятия новых идей это пробуждает другой, процесс психологической ломки устоявшихся представлений, что определяет сопротивление. Непринятие и непонимание высказывания выступают в качестве глубокого источника важнейших аргументов. При этом важно избегать споров, вероятность их возникновения, в случае непринятия, увеличивается, т.к. споры обостряют личностные факторы. Главное в творческом общении понимание и поддержка друг друга, что показывает эффективность мозговых штурмов и синектики, основное условие которых запрет споров. Объективация идеи (проверка на соответствие) Важнейший элемент творческого общения, она обычно осуществляется в вербализованной (ословленной) форме, т.е. должна быть изложена логически. Психологическая необходимость Важность процесса объективации в том, что так до конца снимается блокирующие процессы решения творческой задачи. В коллективе это осуществляется проще, нежели индивидуально. Основные характеристики творческого общения применимы во всех сферах деятельности, их использование позволяет быть понятым любому члену творческой группы, не смотря на слабость и неразвитость речи, нестойкость умений выражать себя, выслушивать понимать и принимать новые идеи, т.е. применимы во всех сферах деятельности, том числе и педагогической. Особенности восприятия априорной информации в творческом процессе. Исследования отмечают, что основной принцип творческого процесса - максимум информации, занимающий центральное место в психологических закономерностях, человек всегда стремится объем исходной информации в решении задачи. Как предвзятое представление, т.е. то представление существующее у субъекта по вопросу которым он занимается, влияет на восприятие новой информации: а - совпадение или поглощение в этом случае представление полностью совпадает с сообщением - следует полное восприятием;
б - противоречие - несовместимость, возникает борьба, в случае если информативность сообщения то представление подавляет сообщение, если нет - наоборот, здесь важна повторяемость сообщения, в начале оно тормозится, что связано с ломкой существующих представлений.
Повторение увеличивает его информативную значимость, т.к. оно переключает внимание субъекта, порог преодоления тем выше, чем более существенна информативность существующего представления, иногда этого можно не добиться вообще - о чем свидетельствует ожесточенность схваток профессоров. На этой закономерности основаны пропагандистские приемы, работающие как внушение.
в - пересечение представление высвечивает из нового сообщения ту часть содержания, которая совпадает с представлением и отрицает или подавляет ту его часть которая этому противоречит. Эта избирательность тем сильнее, чем сильнее его информативность.
Вариант ”б” может перейти в ”в” при разных условиях, при увеличении неопределенности сообщения и, далее, возможно развитие в ”а”. Вывод здесь один - чем неопределеннее сообщение, тем скорее оно пересечется с представлением и будет его подтверждать. Это три наиболее ярких случая, могут быть и более сложные.
Гипотеза в научном творчестве. Гипотеза частный случай предвзятого представления (не мнения - представления), т.к. она осознанно строится. Осознание делает гипотезу объектом внимания, резко усиливает ее влияние на восприятие наблюдателя, в целом это влияние описывается схемами предложенными ранее. Правильно построенная гипотеза верно направляет и концентрирует внимание дает возможность обнаружить самый слабый сигнал, так был открыт планета Нептун, астероидный пояс и т.д. Отсутствие правильной гипотезы делает ученого слепым, решение Парижской академии наук в конце 18 в об отказе регистрации заявок вечного двигателя и факты падения метеоритов, что на длительное время задержало накопление наблюдений. Отсутствие гипотез в паранормальных явлений сдерживает их изучение. Т.е. строительство гипотез один из важнейших элементов творчества, влияние ложных гипотез демонстрирует эту особенность (философский камень, ФАУ - I, ФАУ - II). В судебной практике строительство гипотез и их проверка важнейшее условие процесса рассмотрение доводов обвинения и защиты. Аналогичное отношение к гипотезе отмечается в практике медицинских консилиумов, когда рассматриваются все гипотетические вариации представленного случая, с тем чтобы избежать ошибки, выработать максимально верный диагноз и метод лечения. Т.о. гипотеза усиливает значение фактов, которые ее подтверждают и ослабляет значение тех которые ей противоречат. Причем по мере подтверждения эта избирательность усиливается, отсюда следует склонность гипотезы к ”зацикливанию” В психологическом плане возникает положительная обратная связь, которая придает ее инерционный характер, типичный для всякой доминанты. Образы в решении творческих задач. Их роль всегда особенно сильна в художественном творчестве. Образ - частный случай представления - конкретное представление. Это его отличие от абстрактного представления каким является понятие, которое охватывает класс предметов, образ всегда конкретен, т.е. описывает один объект класса. В научном исследовании образ эти особенности обусловливают сужение охвата. П.Капица задал задачу Ландау “С какой скоростью должна двигаться собака, чтобы сковорода, привязанная к ее хвосту не гремела? Ответ с нулевой скоростью, был получен Ландау после вычислений, т.к. образ бегущей собаки ставит вопрос о скорости. Эту же особенность образа демонстрирует задача Пономарева, которая при некоторых условиях в научном и, даже, художественном творчестве выглядит как его весьма противоречивое качество. В научном языке постоянно решается вопрос абстрагирования, вырабатываются формализованные средства. Здесь тоже возникают проблемы другого порядка ”математизация глупости”. Важно иметь в виду, что когда что-то приходится объяснять с помощью схем (это и есть образы) мы рискуем быть понятыми слишком широко. В эволюции коммуникативных систем это очень заметно по эволюции пиктограмм в идеограммы. В целом образ очень сильное средство, в решении творческих задач, он м. быстро привести к решению и увести от него навсегда, или надолго.
Литература упоминавшаяся в работах. Указатель имен * Это намерение Аристотель не осуществил [1] Фила. Живой пучок. Линия линий. Многие еще не желают видеть или считать реальным это звено развивающейся жизни. НО они не умеют приспособить свое зрение, не хотят как следует смотреть. Прежде всего фила - это коллективная реальность. Поэтому для того, чтобы четко ее различать, надо стать достаточно высоко и далеко. На слишком близком расстоянии она размельчается не нечто неопределенное и беспорядочное. За деревьями не виден лес. Далее, фила полиморфна и эластична. Подобно молекуле, которая может иметь любые размеры и любые степени сложности. Фила может быть мелкой, как вид или крупной, как тип. Бывают простые филы и филы фил. Филетическое единство более структурное, чем количественное. (П.Т.де Шарден. Феномен человека с.98.) ©Л.И.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская Самоактуализационный тест. М.1995 [3] Данное положение впоследствии получило эмпирическое подтверждение. Так, например, в работе Д.А. Леонтьева и Н.В. Пилипко[5] была получена тесная статистически значимая взаимосвязь между шкалой Поддержки САТ и шкалой Общей интернальности опросника. «Уровень субъектного контроля» [2], измеряющей направленность локуса контроля субъекта.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |