Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. А. Лефевр От психофизики к моделированию души. ВФ №7,1997




С.25 В самом общем смысле рефлексия - это направленность человеческой души на самое себя. Имеются различные термины для этого понятия и различные традиции обращения с ним. Мы можем обнаружить рассуждения о самопознании у Платона, Аристотеля и Плотина; для последнего самопознание - особый метод построения метафизики.

Понятие рефлексии в современном смысле было впервые употреблено Джоном Локком. Рефлексия, с его точки зрения, особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании. Внешний опыт, базирующийся на ”ощущениях”, был таким способом отделен от внутреннего опыта, базирующегося на человеческой способности анализировать свое собственное мышление. Подход Локка сформировал то отношение к самопознанию, какое мы находим в психологии XIX века, особенно в работах Вильгельма Вундта, считавшего метод самонаблюдения главным средством получения информации о психике.

Наука ХХ века, однако, не приняла этого метода, и тому были веские причины, связанные прежде всего с развитием физики и астрономии, задавших определенны образцы научного исследования. Говоря кратко, эти образцы состоят в следующем: ”реальность” репрезентируется с помощью теоретической модели, которая объясняет известные явления и предсказывает новые. В дополнение к этому модель задает экспериментальную процедуру для своей проверки. Вундт же не предложил теоретической модели человека, и его метод самонаблюдения не предполагал никакой специальной экспериментальной процедуры.

 

С.54 ”Непостижимая” эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии (интервью с В.А.Лефевром).

 

Теперь я попытаюсь ввести Вас в мир моей модели, не прибегая к формализму. Представим, что художник хочет нарисовать свой собственный портрет. Как это сделать? Он может взять лист бумаги, подойти к зеркалу и нарисовать себя. (Пренебрежем сейчас зеркальностью, симметрией и т. п.) Теперь несколько усложним ему задачу: приделаем ему па грудь лист бумаги. В зеркале наш художник видит самого себя вместе с листом бумаги, который прикреплен на рубашку. И вот он должен нарисовать свой собственный портрет. Лицо, которое он видит в зеркале,- это натуральный образ самого себя. Таким образом, на свое отражение наш художник показывает и говорит: ”это - Я”, а на изображение, которое нарисовано на бумаге, говорит: ”это - мой образ”. Наш игрушечный художник волен только в действии на своей груди. И он может здесь нарисовать крокодила, змею, тигра... чудовище, красавца и т. п. Сегодня я по крайней мере ничего не могу сказать о том, как происходит сам процесс этого рисования. Оказывается, однако, что когда человечек на груди уже нарисован, то это во многом уже предопределяет действия нашего художника. Рефлексия, о которой я поначалу думал и говорил, - это фиксация рисования на груди. Здесь, в Союзе, и до сих пор на многочисленных конференциях по рефлексии говорят об этом рисовании. Но теперь я уверен, что психология как наука о человеке слишком слаба, чтобы дать какие-то предписания по поводу того, как это рисование описать, да и не в этом ее задача. Зато я могу зафиксировать тональность бумаги, на которой осуществляется рисунок, и благодаря этому могу предсказывать поведение.

Теперь представим себе, что наш художник нарисовал себя молодым красавцем, а в действительности он - стар и болен. Спрашивается, уменьшатся или увеличатся его негативные переживания в связи с таким рисунком? Ответ: увеличатся, потому что налицо несоответствие образа и реальности. Ведь рисунок на груди дли нашего художника имеет статус образа, а отражение в зеркале - статус реальности. Зато если он нарисует себя дряхлым старцем, то увеличатся позитивные переживания: ведь в действительности, как он видит,- он еще ничего!..

Если Вы вспомните формальный аппарат моей модели, то там именно это - изображено, только при помощи нулей и единиц и степенной функции. Если у Вас нулик наверху, то будет единичка в целом, т. е. во внутреннем мире, а если у Вас единичка наверху, то получается 1/2 для простого случая. И тогда - вывод: свой образ на груди лучше ухудшать, так как это улучшает самочувствие. Заметим, что восточная медитация идет именно по этому пути. Но и западная психотерапия тоже: изменение самочувствия происходит за счет изменения осознанного образа себя. Выражаясь языком моей модели, психотерапевт старается ”отправить” нулик на ”третий этаж”, и осознанный образ себя, сделать его как можно хуже. Человек при этом будет видеть себя страдающим и поэтому - меньше страдать. В качестве иллюстрации действия принципа дополнительности Нильс Бор много раз высказывал такую мысль, что наблюдение чувств прекращает их. Бор полагал, что наблюдение чувств в их протекании - два дополнительных события. Этот момент присутствует в моей модели. В некотором абстрактно мгновенном состоянии, в точечном значении человек может либо видеть себя страдающим, либо - страдать. Либо видеть себя испытывающим импульс вины, либо испытывать его.

Я бы хотел подчеркнуть также, что регистрация испытывания какого-то переживания - это нечто ”встроенное” в человека, нечто происходящее автоматически, без усилий сознания. Еще в начале века австрийский психиатр Макс Леви обратил внимание на интересный случай его медицинской практики. К нему обратилась пациентка с жалобой на свои страдания, причиной которых было отсутствие переживаний. ”Я очень страдаю,- говорила она,- доктор, я же ничего не чувствую!” Подобное заявление явно парадоксально: пациентка страдает, но сама-то утверждает, что ничего не чувствует. Леви пишет, что естественная, или натуральная, работа человеческого сознания состоит в том, что человек не только нечто испытывает, но и автоматически это регистрирует. Моя модель фиксирует подобные ”автоматизмы”, без которых нельзя попять работу сознания. Судя по всему человеку от рождения даны фундаментальные рефлексивные структуры с двумя рангами рефлексии (субъект чувствует себя и чувствует себя чувствующим себя) и автоматическим механизмом счета. Именно это выражено в модели.

Моя модель позволяет объяснить по крайней мере три очень интересных феномена. Первый - феномен ”золотого сечения”, т. е. модель позволяет ответить на вопрос, почему художники и архитекторы предпочитают отношение отрезков

С 55

√5-1 =0,618

2 Почему оно кажется таким красивым? Известно, что и самые обыкновенные люди предпочитают прямоугольники с таким отношением сторон. Еще Фехнер установил это как эмпирический факт: испытуемые отбирают такие прямоугольники как ”красивые”. Не было ни одной мало-мальски убедительной гипотезы, которая позволила бы это объяснить.

Второй феномен - набор музыкальных интервалов, характеризующих западно-европейскую музыкальную традицию. Люди почему-то используют строго определенное множество, число элементов которого меньше 20, так называемый набор натуральных интервалов. Мне удалось объяснить и вывести его. Интервалы это отношения частот двух звуков, которые можно рассматривать как пары натуральных чисел. Например, там есть 4 и 7, т. е. 4/7, но нет 5/7. Есть 8/15, но нет 7/14 и т. д. Психоакустический подход не позволяет продвинуться в решении этой загадки.

И третий феномен - константы бинарного выбора. Это относится к области исследований, которая была развита только в 70-е годы и связана с работами известного американского психолога Дж. Келли, который предложил метод выявления ”биполярных конструктов”. Два его ученика эмпирически установили факт, в который по началу не многие поверили. Теоретически предполагал ось, что человек, используя систему биполярных конструктов, будет оценивать других людей позитивно или негативно примерно с равной вероятности, т. е. доля каждого выбора будет 50%. Но Адамс-Веббер и Бенджефилд обнаружили, что доля позитивных выборов составляет примерно 62%.

В наиболее чистом виде эта ситуация проявляется, когда субъект вообще не имеет какого-либо объективного критерия для оценки. Например, в экспериментах, которые были проведены Викториной Лефевр, испытуемым предлагали пары фасолин, специально отобранных экспертами так, чтобы фасолины были максимально похожими друг на друга. Испытуемых просили рассортировать эти пары в два ящика - ”плохие” и ”хорошие”. Когда аккуратно проводят подобный эксперимент, оказывается, что 62% пар попадает в ящик с этикеткой ”хорошие”. Спрашивается, почему так? Здравый смысл не помогает ответить на этот вопрос.

Все три результата, как Вы видите такого ”пифагорейского” плана: проявление фундаментальных математических констант, которые характеризуют человека как элемент универсума.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что человек в современной научной картине мира пока не присутствует, а мое направление, кажется, позволяет учесть его и вписать в общую картину Вселенной. Поэтому я вижу такую работу как шаг в построении фундаментальной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.