Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рефлексия в творческом процессе




Тема относится к базовым темам фундаментальной психологии, она имеет важные аспекты во всех разделах психологии, в том числе и в психологии творчества, включая художественно-образное. В данном курсе тема рефлексия выступает в качестве основы блока теоретических тем (см. тематический план).

В традиционном, современном понимании понятие рефлексия используется в нескольких основных значениях:

1 - рефлексия соотносится с появлением и эволюцией самосознания личности, связанных с формированием структурных компонентов личности как универсального и уникального формирования;

3 – рефлексия как принцип человеческого мышления, направленный на осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самих знаний, критический анализ его содержания, и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека (Философский энциклопедический словарь);

2 - рефлексия – как коммуникативный процесс, суть которого в отражении одним человеком внутреннего мира партнера по общению. В этом смысле рефлексия - осознание индивидом, того как он воспринимается партнерами. В первую очередь это то как этот другой понимает рефлексирующего индивида, т.е. рефлексия это удвоение процесса зеркального отражения индивидами друг друга. Содержание такого отражения - субъективное воспроизведение внутреннего мира (второго) партнера, причем в этом отражении, в первую очередь, отражается внутренний мир первого.

Эти три проекции отражают значение рефлексии как генеральной способности человека, как основного механизма сознания, определяющего способы человеческой жизни (адаптацию).

Развитие рефлексии одно из значимых достижений культуры т.к. дает возможность допущения различных суждений по одному и тому же вопросу, различных точек зрения т.о. определяет условия становления человека, многообразие формирования личности.

Закономерности рефлексии

Механизм рефлексии следует из двойственности человеческого Я. Во-первых как объект осуществляющий свои действия Я, во-вторых как субъект осознающий и регулирующий свои действия, это соотношение иногда называется авторефлексия. Данные экспериментов показывают важность механизма самоконтроля, когда перцептивные процессы многократно дублируют обратные сигналы. Рефлексивное самоуправление выражается в том, что человек сам исполнитель и контролер. В той мере, в какой человек осознает себя в системе ”Я и другие”, путем воздействия на себя как на другого человека, он способен поставить себя на место другого. Эта двойственность постоянный объект внимания художественных форм отражения. Феномен авторефлексии хорошо иллюстрируется наблюдениями за человеком ведущими сложный разговор по телефону, когда для его партнера исключается все средства воздействия кроме голосовых, человек продолжает использовать жесты и мимику, причем часто в гипертрофированной, и поэтому карикатурной форме.

В.А. Лефевр исследуя рефлексию, отмечал, что к ней нельзя относится как к некой объективной сущности. В отличие от всех остальных объектов изучения, в момент оперирования информации о нем не присутствует - сознание отражает все операции. ”С человеческой душой дело обстоит иначе. Душа все время как бы присутствует, она свидетель наших разговоров о ней”.

Корневое значение рефлексии в организации человеческого поведения наиболее отчетливо проявляет особенности своей природы в ситуациях выбора. Человеческий выбор не подчиняется обычным вероятностным закономерностям, которые характеризуются обычным соотношением 50 × 50%. В максимально чистом виде эта закономерность проявляется, даже в случаях, когда человек не имеет отчетливых объективных критериев. Это отражено экспериментально выбором ”хороших и плохих” фасолей, в группе ”хороших” у людей всегда оказывается, больше, чем ”плохих” 62% (0.62). Этот пример показывает важнейшую особенность человека - ориентацию на лучшее, даже в случае, когда он не знает как это лучшее выглядит.

В функционировании рефлексивного механизма В.А. Лефевр выделил закономерности взаимодействия обоих базовых уровня рефлексии, составляющих его значение: первый уровень это оценка человеком себя, второй - ощущение этой оценки как негативной или позитивной, работающее без усилий сознания. Рефлексивные выводы на каждом из этих уровней зависят от устремленности человека. Выделяется восемь вариантов отношений этих уровней, при этом пять из них всегда положительны (5/8 = 0.62), т.е. проявляется та же закономерность. Таким образом, человек в любых условиях ориентируется на лучшее, учитывая активность человека и на его поиски, он постоянно творит лучшее, по своему подобию и образу, в том числе и бога.

Уровни рефлексии

В организации рефлексии выделяются два предельно различных уровня. Первый элементарный уровень выступает в выделении человеком потоке жизни своего Я, т.е. основное значение этого уровня в остановке естественно-природного процесса жизни. В этой остановке происходит различение, не сводимость своего Я к общим процессам. Противостоящий этому элементарному уровню, как предельный уровень рефлексии выступает в духово практической сфере, его функционирование связано с осмыслением и выходом за пределы традиционных взаимодействий. Это выход за пределы массовых форм сознания, связанный с переосмыслением (выявлением смыслов) бытийных форм. В качестве одного из промежуточных универсальных уровней рефлексии выделяется уровень, связанный с предельным обобщением объективированных содержаний, которые воплощаются в закономерностях, принципах и методах, это уровень рефлексии научно-теоретического сознания позволяет решать все познавательные задачи.

Разница между этими уровнями такая же, как между каменщиком и архитектором, первый ведет кирпичную кладку постройки со всеми ее довольно сложными деталями, второй прежде чем приступить к работе над проектом должен решить какова концепция и организация сооружения, какова его цель, как оно будет вписываться в окружение, какими конструктивными элементами и материалами сооружение может быт осуществлено и т.п. И, наконец, предельный уровень рефлексии применительно к этому примеру связан, с уходом от конкретных условий и целей, а именно с решением проблемы соответствия сооружения ценностным целям человека, что в первую очередь связано с философской концепцией человека, ориентиров его путей движения.

Разновидности рефлексии

Эволюция сознания делает необходимым определение особенностей эволюции ее базового механизма – рефлексии и характеристики ее форм. Гегель в XIX в. выделял три формы рефлексии: полагающая, сравнивающую и определяющую. Полагающая рефлексия происходит отличение субъекта от условий его жизнедеятельности. Эта форма рефлексии разграничивает Я от не-Я, человек здесь именует характеристики явлений реальности, определяя, при этом, однако, полагающая рефлексия не позволяет поставить вопрос о том что есть Я, ее главная функция выделение сознания из бытия, однако, это выделение происходит бессознательно.

Сравнивающая рефлексия – эта форма позволяет подняться над конкретными психологическими формами (ощущение, образ), что позволяет определить явления сознания в сравнении, что позволяет фиксировать нечто как очевидноеЯ знаю это и это”, ”2×2=4” и т.п. Таким образом, сравнивающая рефлексия позволяет зафиксировать наличность очевидного, Я сводится к нему.

Определяющая рефлексия открывает противоположность Я и не-Я, через отрицание очевидности – через осознание независимого существования объекта, как условие его понимания. Эта форма рефлексии осуществляется в понятиях, отражающих объективные характеристики. Однако, эта форма рефлексии также ограничена, отрицая очевидность, делает возможным абсолютизирование рационального знания.

Наиболее явно творческий процесс выступает в форме синтезирующей и транцендирующей рефлексии Синтезирующая рефлексия снимает противопоставленность человека миру. Реальность здесь живет не обособленно и независимо от сознания, а является процессом осуществления Я, не просто связанного с Миром, а укорененного в нем. Таким образом синтезирующая рефлексия позволяет человеку выйти за пределы себя, но и своих отношений с миром.

Трансцендирующая рефлексия представляется развитием предшествующей формы, она окончательно снимает ограниченность сознания, которое уже не сводимо к его явлениям и принципиально не приурочено к ним. Эта форма открывает путь сознанию в бесконечность.

Творческий процесс может определяться всеми формами рефлексии, притом, что собственно творческий результат отчетливо выступает при переходе от исходных форм к последующим, поскольку этому сопутствует явление ”расширения” сознания. От наивного, при отсутствии (нулевой) рефлексии, когда сознание человека полностью растворенно в бытии и поглощено им, новые результаты выступают при переходе к полагающей и т.д. Однако качество, определяющее новизну творческого процесса, в полной мере определено характеристиками высших рефлексивных форм, определяющими условия становления личности через снятие противопоставления Я - не–Я.

Осознание личностью своего Я, происходящее на основе рефлексивного отображения внутренних миров людей и самого себя, ведет к фундаментальному изменению позиции человека к собственной деятельности поскольку человек получает возможность произвольно организовывать свои действия, ставить цели, анализировать их по значимости и возможности достижения, формулировать новые программы и способы осуществления своих действий, вырабатывать индикаторы контроля и оценки т.е. появляется процесс организации управления собственной деятельностью.

 

Философский энциклопедический словарь.

Рефлексия – (от позднелатинского reflexio обращение назад)1 размышление, самонаблюдение, самосознание; 2 – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.