КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудности в постижении всеобщности сознания
Теория Интегративная психология В. Козлова Темы для докладов и рефератов
Рекомендуемая литература
1. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Прометей, 1989. – 288 с. 2. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Трансперсональное движение: возникновение и перспектива развития. // Психологический журнал №3. – М., 1992. 3. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М.: Прогресс, 1993. – 280 с. 4. В.В. Налимов. Канатоходец. Воспоминания. Москва. Издательская группа Прогресс, 1994 5. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. – М.: Мир идей, 1995. – 432 с 6. В.В. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. Прогресс-Традиция, Москва, 2000 Козлов Владимир Васильевич, доктор психологических наук, профессор, в течение 25 лет работает в психологической науке и практике. Свою трудовую деятельность на ниве психологии он начал 1981 году на заводе Топливной аппаратуры (Ярославль) в психологической лаборатории Шарапова Е.П. Уже будучи студентом он всерьез занимался экспериментами и внедрением функциональной музыки на производстве. Его дипломная работа по этой теме была внедрена на Вологодском подшипниковом заводе. Козлов В.В. Закончил факультет психологии Ярославского государственного университета в 1983 и был распределен в г.Пермь на завод аппаратуры дальней связи инженером-психологом. С 1985 по 2000 год работал в Ярославском педагогическом университете. Преподавал на кафедрах философии, общей психологии и кафедре психологии и педагогики начального обучения. С 1990 года работает в Ярославском государственном университете. Защитил кандидатскую диссертацию по теме расширенных состояний сознания в 1993 году. Защитил докторскую диссертацию по специальности 19.00.05 – социальная психология в 1999 году. Специализируется в области социальной психологии, социальной работы, кризисологии, психологии сознания, методологии психологии, разработал и читает лекционные курсы в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова “Основы трансперсональной психологии” - для пятого курса специальности “психология” с 1991 года. Провел более пятисот научно-практических и профессиональных семинаров с исследованием трансформационных возможностей групповых методов работы в практической психологии с участием более 16000 человек на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Им разработано около 50 авторских тренинговых программ, внедрено в психологическую практику 35 авторских методик и целостных технологий самоисследования и личностного роста (См. монографию «Психотехнологии измененных состояний сознания.»- 2-ое изд., испр. И доп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005 – 544 стр.). Профессор Козлов активно участвует во внедрении новых интегративных образовательных программ для психологов и психотерапевтов (см. Интегративная психология. Теория и психотехника. Методическое пособие. Ярославль – 2004- 120 стр.). Им разработана двухгодичная специализация по интегративной психологии. Большое внимание оказывает разработке новых и распространению апробированных в практике методов диагностики личности и групп (См «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. (Учебно-методическое пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2002 –640 стр., Методология и методы социально-психологических исследований. (Учебное пособие УМО вузов России) М.: Москва -Санкт-Петербург, 2003 – 378 с., «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп (Учебное пособие) М. Изд-во Института психотерапии. 2005 –490 стр.» и др.). Большим вкладом в развитие современной психологии является разработка теории, методологии работы с кризисами личности и групп и внедрение новых психотехнологий для интеграции и трансформации (См. «Работа с кризисной личностью. (Методическое пособие). Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2003 - 302 с.».; «Создание механизма и условий для успешной социальной, профессиональной и личностной адаптации детей, воспитывающихся в условиях детского дома и в первый год по его окончанию. (Учебно-методическое пособие) Ярославль, ООО «Титул Яр», 2004», «Интегративная танцевально-двигательная терапия. Издание второе, расширенное и дополненное. СПб: Речь, 2006 – 286 с.», «Интегративные психотехнологии в профилактике и коррекции зависимого поведения. М., Фирма «Слово», 2006 – 428 с.», цикл сборников «Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 –10 – 1995 – 2005)» и др.) В течение 15 лет Козловым В.В. выделены адекватные методы для исследования влияния различных методов, использующих измененные состояния сознания и проведены многоуровневые исследования влияния этих методов на психофизиологию, нейропсихологию, когнитивную сферу и психическое состояние, свойства и качества личности, групповую динамику (См. «Измененное состояние сознания: системный подход (монография) М., РПФ «Титул», 2005 - 396 с.») Профессор Козлов В.В. уделяет большое внимание интеграции психологического сообщества, обмену опытом между психологами-профессионалами. Он директор-организатор ежегодного (сентябрьского) Международного конгресса по социальной психологии (г. Ярославль), инициатор, основатель и председатель ежегодной (апрельской) конференции «Интегративная психология: теория и практика» (г. Ярославль), директор ежегодного методологического семинара по актуальным проблемам психологии. Козлов В.В. является научным куратором Института трансперсональной психологии (Москва), Института развития личности (Москва), организатор и руководитель специализации по интенсивным интегративным психотехнологиям Международной Академии Психологических наук, основатель Международного Института интегративной психологии. В период с 1990 по 2007 г.г. принимал активное участие в 65 отечественных и зарубежных конференциях (в качестве председателя, директора-организатора, руководителя секций и круглого стола, докладчика). Являлся координатором 55 Международных конференций по проблемам теории и практики психологии Не меньшее внимание Козлов В.В. уделяет организации и изданию научных журналов для популяризации научных достижений психологии (Главный редактор российского журнала «ЧФ.Социальный психолог» издательство ИП РАН, МАПН, ЯрГУ, М.-Ярославль, член редколлегии и главный редактор журнала «Проблемы психологии и эргономики», Член редакционного Совета Международного издательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», основатель и главный редактор журнала «Вестник интегративной психологии»), редактор цикла научных сборников «Труды Ярославского методологического семинара» (2003-2006). Особенностью Козлова В.В. является то, что он анализирует историю культуры и духовных традиций человечества, интегрирует теорию и психотехнику традиций в пространство интегративной психологии (См. «Духовные странствия: три тропы. Заметки по духовной психологии (монография) Ярославль, МАПН, РИА «Титул», 2001г. -288 с.»; «Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние (монография) М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 603 с.», «Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007 – 528 стр.»). Профессору Козлову принадлежит выдающееся роль в создании научной школы «интегративная психология» (руководство исследовательской работой 3 докторантов, 12 очных аспирантов, 19 соискателей). Под его научным руководством защищено 65 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Является членом Диссертационного совета ЯрГУ (Д. 212.002.02) по специальностям 19.00.03, 19.00.05 и членом Диссертационного совета ЯГПУ (К. 212.307.04) по специальности 19.00.07. Многократно выступал в качестве оппонента, эксперта, рецензента докторских и кандидатских диссертаций). Главное значение профессора Козлова для развития психологии – это попытка организации новой методологии и парадигмы психологии (седьмой волны психологии – интегративной). Козлов В.В. вложил огромное количество энергии разработке интегративной психологии как новой парадигме психологии, интеграции методов исследования личности и группы, разработке новых методов психосоциальной помощи населению в индивидуальной и групповой формах. Этот внушительный по масштабам проект имел следующие стадии: 1990 – 1993 – разработка направления интенсивные интегративные психотехнологии 1993-1997 -Систематизация теоретических подходов и концепций, а также разработка собственных моделей и подходов, адекватно раскрывающих пространство состояний сознания, структуру, основные тенденции личности и групп. 1997-1999 - Разработка общей стратегии взаимодействия с клиентами в практической психологии, а также обозначение основных целей, этапов самосовершенствовании и интеграции личности в интегративной психологии, разработка теории кризисов личности и групп. 1999 - 2007 – Разработка интегративной психологии как принципиально новой теории и методологии психологии. Многое профессором Козловым В.В. сделано впервые. Впервые в России и в мировой психологии разработана интегративная психология, который предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии. Впервые в психологии проведены исследования внутренних механизмов, содержания, феноменологии расширенных состояний сознания, воздействия этих состояний на психику, личность, групповую динамику. Впервые в психологии проведена разработка адекватных моделей структуры, содержания, основных тенденций личности, этапов ее самосовершенствовании и интеграции. В этом аспекте особо значимо новое понимание целей и содержания самосовершенствовании, а также сознания, описание возможных пространств и состояний сознания, в которых происходит расширение сознания и личностного опыта. В результате данного исследования разработана новая концептуальная модель структуры подавленного материала и системная стратегия взаимодействия с клиентом практической психологии. Разработано новое понимание закономерных и ситуативных кризисов личности групп, разработана адекватная система психологической помощи и коррекции. Профессор Козлов в 1994 г. избран исполнительным директором и членом президиума Международной Академии психологических наук (МАПН), с 2003 года – вице-президент МАПН, с 2007 года – первый вице-президент МАПН. Член научно-методических советов и аттестационных комиссий ЯрГУ. Неоднократно руководил грантовыми проектами Российского государственного научного фонда и института Открытое общество (Фонд Сороса). Руководитель проекта «Психолого-педагогические и социальные основы кризисологии» (1997-2002 г), выдвинутого на Государственную Премию Президента РФ в образовании (номинирован в 2002 и 2003 гг). Козлов В.В. действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии, действительный член Международной Академии Социальной Работы, действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия), Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия). За психологические разработки в сфере психосоциальной работы с населением награжден грамотами ректората ЯрГУ, Министра образования РФ, по итогам 2001, 2003, 2006 годов признан победителем в конкурсе на звание «Лучший ученый университета», награжден за развитие психологической службы в России грамотой Президента РПО, а так же благодарностью Президента России В.В.Путина за внедрение интегративных психотехнологий в реабилитацию военнослужащих (2001 г.), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Международной Академии Психологических наук «За заслуги в психологии» (ноябрь 2002), Почетным знаком «За заслуги в науке» Губернатора Ярославской области (июнь 2003 г.), медалью «За заслуги в науке» (апрель 2004), за выдающиеся заслуги в науке и подготовке научных кадров награжден орденом Вернадского 1 степени (март 2005). Награжден орденом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие психологической науки и утверждение в жизненную практику идей, принципов и ценностей культуры мира «Творец Эпохи» в номинации «Подвижник науки» (сентябрь 2006 г.), В.В.Козлов является победителем Национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2005 года в номинации «Личность 2005 года в психологической практике» (октябрь 2006 г.). Владимир Козлов считает, что стремление целостного, всеохватного осмысления человеком своей природы и сущности является важным во все времена существования человеческой культуры и сознания. В настоящий момент для обозначения этого стремления применяется понятие «интегративное». Мы можем встретить в научных публикациях словосочетания «интегративный подход в науке», «интегративная психотерапия», «интегративная педагогика», «интегративная антропология» и даже «интегративная гештальт-терапия». В начале 90-х годов В.В.Козловым основано прикладное психологическое направление, которое обозначено «интенсивные интегративные психотехнологии», рассматриваемое как система теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. В настоящий момент мы можем в некотором приближении сам подход обозначить как интегративную психологию. Обобщение научных знаний о человеке в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты, белые пятна на рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты психологии за счет интеграции знаний и прикладных технологий из других наук и тех направлений, которые в соответствии с картезианской парадигмой считались ненаучными и даже антинаучными. Смена ориентиров государственного и общественного строительства, переживаемая Россией начиная с 80-х годов, накал межнациональных отношений, поиски новых идеологий, кризис в гуманитарных науках и в психологии, возвращение к традиционным истокам духовности, возникновение психотехнического и психотехнологического пласта психологии, многообразие в понимании предмета, задач и концептуального содержания сотен психологий требуют тех усилий, которые способствовали бы возникновению интегративной психологии. На наш взгляд, развитие психологии связано со все большей интеграцией различных подходов, вначале рассматривавшихся как противоречащие, несовместимые, но впоследствии оказавшиеся вполне дополнительными. Более того - мы можем обозначить интегративный подход как эволюционно адекватный. Развитие психологии приводит к все большей популярности концепций, ориентированных на интегральный, целостный подход. Наиболее совершенным выражением этой идеи является интегральная психология Кена Уилбера, который, продолжая традицию И.Канта, Ф. Брентано, В. Дильтея и Карла Юнга смог создать целостную картину эволюции человеческого сознания и описать многоуровневый спектр психической реальности. Известный физиолог, кардинально повлиявший на судьбу российской психологии, И.П. Павлов писал: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и ученых. Между ними резкая разница. Одни - художники, писатели, музыканты, живописцы и т.д. захватывают действительность целиком... Другие - ученые, именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее скелет. А затем как бы снова собирают ее части и стараются таким образом оживить, что им не удается никогда". Используя метафору Ивана Павлова можно сказать – пришла пора ученых-художников, одновременно целостно «захватывающих действительность» и при этом не теряющие аналитическую рефлексивность. Это вполне возможно, если психология возвратится к своему предмету – «душе-разуму», или, говоря современным языком, к сознанию, которое имеет всеобьемлющий характер и может интроецировать, включать во внутренний план, любое другое психическое состояние. Сознание имеет открытую возможность присоединения к любому знанию, поведению, переживанию любой сложности. Насколько я понимаю, все это происходит в силу того, что сознание имеет некие базовые качества метасистемного характера – активность, целостность и способность не только к самоинтеграции, но и интеграции опыта любой сложности. При первом приближении мы можем заметить, что существует проблема включенности во всеобщный характер сознания, ограниченного социокультурными, личностными и другими ограничениями. Во-первых, она выражается в том, насколько полно может распаковывать сознание некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней вселенной. Во-вторых, это проблема методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия демиургова качества сознания в его полноте. В-третьих, значима проблема навыков как в работе с методами, техниками и средствами, так и в осознании распакованных пространств психического; Рассмотрим вначале эти три проблемы, а затем уже разберем саму возможность индукции тех состояний сознания, которые позволяют раскрыть всю ее потенциальность и рефлексировать не только обыденную профаническую жизнь, но и глубинные уровни функционирования психического. Во-первых, мы заметили, что сознание может распаковывать некие территории психического, некие смысловые пространства, которые существуют в реальности во внутренней и внешней вселенной в той степени, насколько мы можем фиксировать у клиента «субкультурную испорченность трансперсональным» (СИТ). Этот термин мы используем по аналогии с термином «испорченный респондент» в экспериментальной психологии и психодиагностике. Под термином СИТ мы представляем тот факт, что современный человек в своем сознании имеет огромное количество идей, образов, мифов, символов, которые имеют сугубо надличностный характер. Реинкаранционная тематика, тема загробной жизни, НЛО, экстрасенсорики и т.д. являются широко ретранслируемыми средствами массовой информации – кино, телевидение, бульварная и интеллектуальная литератур. Надличностные (трансперсональные) феномены уже являются темой обсуждения подростков и домохозяек. Я не говорю о новом поколении «виртуальных детей», для которых мир богов, героев и демонов (надличностный, мифологический) стал более родным, чем социальное окружение. Вне сомнения, трансперсональное реально, но нельзя ли объяснить их происхождение в терминологии общей психологии, через феномены долговременной и субсенсорной памяти, специфической нейропсихологической стимуляции, механизмы воображения в условиях частичной сенсорной депривации (дыхательные процессы происходит с закрытыми глазами или в повязках), сильной тематической музыкальной стимуляцией (в холотропном дыхании используется специально подобранная музыка) и гипервентиляционным стрессом. Все эти факторы используется в их синтезе. Анализ самоотчетов показывает, что в основном переживания осмысливаются на том уровне вербального и эмоционального конструирования, который существует у клиентов. Изложение материалов переживаний, их подробность, содержание, языковая среда, во многом зависят от личностной и субкультурной отождествленности клиентов, особенностей воспитания и образования, общей социализации. Может быть, дыхательные психотехники не дают тех обширных возможностей в стимулиции новых сред сознания, которые существуют при применении психоделиков. При этом допущении термины «расширенные состояния сознания» и «холотропное состояние сознания» (Гроф) являются различными степенями изменения сред фокусировки сознания, имеющими общие феномены, которые часто описывают одни и те же территории психического. Если мы возвратимся к вопросу насколько, то нужно признать превосходство в интенсивности и в возможностях психоделического распаковывания ресурсов психического сознанием. Что касается второго вопроса, проблемы методов, техник и средств, которые существуют для раскрытия «полного сознания», то нам уготован некий тупик. К великому сожалению, пиходелические вещества как синтетического происхождения (ЛСД, ДМТ и др.), так и природного происхождения (псилоцибиновые грибы, вытяжки из красного мухомора, пейот и др.) запрещены еще в прошлом столетии и причислены к наркотикам по первому списку. И мы здесь находимся в ситуации лисы и винограда из известной басни Крылова и нам, в качестве успокоения, только остается признать, что применение психоделиков опасно. Следует признать, что употребление психоделиков стало реальностью для многих людей на территории бывшего СССР. Несмотря на запреты, введенные государством и уголовную ответственность за хранение, и распространение, употребление их стало модным, особенно в молодежной среде. На мой взгляд, существует несколько НО против психоделиков: А). Употребление психоделиков может вызвать значимый психологический или психодуховный кризис с полной дезинтеграцией личности, когда она не готова к опыту высокой интенсивности трансперсонального характера. Б) Необходимы табу использования психоделиков в групповой форме, так как это способствует взаимной индукции психических состояний, а также индукции наиболее мощных эмоциональных состояний одним из участников на других, что является негигиеничным в психологическом отношении. В). Нужны абсолютные запреты использования психоделической терапии в отношении нижней возрастной границы. Психоделики являются методом прорыва зрелой и взрослой личности за пределы своего Эго в поисках ответов на вечные вопросы человеческого существования. Именно надежная укорененность Эго в социум, в человеческие взаимоотношения, материальные и духовные ценности, являются гарантом интеграции трансперсонального опыта в канву обыденной жизни. Когда Эго незрело – этой гарантии нет. Г). Для проведения психоделических сессий всегда нужен надежный гид – проводник в трансперсональные области психического. Он должен не только обладать знаниями о картографии человеческого бессознательного, но и иметь хороший опыт путешествий по территории психической реальности. Кроме того, в нем должна быть хорошо развита чувствительность по отношению к тому, что происходит с клиентом психоделической терапии. Более того, он должен в совершенстве владеть навыками экстремальной и адекватной помощи ему. Гиды такого качества встречаются чрезвычайно редко. Вы можете соглашаться с ними, или не соглашаться, но опыт подсказывает мне, что надежность, эффективность и психогигиеничность предельного изменения сознания обусловлены именно этими четырьмя основными предпосылками. Проблемы методов, техник и средств для использования расширенных состояний сознания в целях личностного роста нами разрешены в настоящий момент достаточно основательно. Что касается третьего вопроса о навыках в работе с методами, техниками и средствами, так и в осознании распакованных пространств психического из надличностных областей, то здесь больше вопросов, чем ответов. Вне сомнения, существует множество тренингов и даже специализаций внутри практической психологии и психотерапии, которые посвящены навыкам овладения методами, инструментарием работы с измененными состояниями сознания. Они готовят специалистов «трудовым методом», давая не только знания в соответствии с академическим стилем образования, но и глубокий опыт личностной трансформации, исследования внутреннего пространства, овладения умениями и навыками работы в качестве групп-лидера и практического психолога. Мы сделали множество положительных шагов в разработке теоретических подходов к надличностным измерениям психического. Примером такого рода может служить монография «Основы трансперсональной психологии» и серия трансперсональных текстов, которая была реализована благодаря усилиям Владимира Майкова. В России существует несколько трансперсональных институтов, которые имеют свои образовательные системы, квалифицированный кадровый состав. Но еще очень рано говорить о какой-то стройной образовательной системе. Нет единых рабочих программ как на уровне теории, так и в обучении психотехнологиям. Как, наверное, во всей вузовской системе страны, наблюдается огромный дефицит в высококвалифицированных кадрах. И самое главное – мы абсолютно уверены, что сознание невозможно изменить: мы всегда имеем дело с одной и той смыслораспаковывающией и смыслосозидающей системой. Мы можем менять среду фокусировки и функционирования, среду реализации в различных содержаниях при помощи различных методов и техник. И все это возможно в силу того, что сознание интенционально, сущностно соразмерна со всем внутренним и внешним космосом и всей полнотою существующего. Собственно, наш тезис не нов. В конце 90-х годов на уровне концептуальном мы обозначили это состояние «изначальным состоянием психики». Эта проблема достаточно подробно раскрыта в моей докторской диссертации по социальной психологии. В психодуховной традиции есть удивительной красоты метафора всецелокупности сознания, которой уже более 2-х тысяч лет, которая изложена в «Аватамсакасутре» индийских Ригвед: «В небесах Индры, как рассказывают, есть покрывало из жемчуга, каждая жемчужина в котором расположено так, что в нем отражаются все остальные». Есть много других, не менее красивых метафор, мифов и историй, которые проявляют неистовое желание человеческого сознания ко всеобщности – чтобы «быть всем» и проявлять все. Собственно, он и является базовым проявлением человеческой души - обнаружить себя во всеобщей целостности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |