Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьное образование




Общая характеристика системы образования

Образование – одно из приоритетных направлений государственной политики Франции. В 2000 г. ВВП страны составлял 1 330 млрд евро, из них 7,2% было израсходовано на образование. По затратам на подготовку детей в школах Франция занимает среднее положение среди других государств, находясь позади Скандинавских стран, но существенно опережая Италию и даже Японию, где образованию придают огромное значение.

Во Франции принята строгая централизованная система школьного образования. Именно государство регулирует образовательную политику и утверждает единый учебный план. Оно же ведает вопросами оплаты труда преподавателей, их подготовкой и наймом. Каждый год Министерство образования рассматривает учебный план, единый для всех начальных и средних школ страны. Его публикуют в официальном печатном издании министерства – Государственном бюллетене по образованию.

Образовательная система Франции претерпела три больших исторических преобразования, которые были проведены императором Наполеоном I:

1. Создал центральную систему администрации путём образования Имперского университета 17 марта 1808 г. Государство получило монопольное право на организацию и управление образованием, контроль и назначение персонала, финансирование и распределение финансовой помощи учащимся.

2. Разделил Имперский университет на академии. Сегодня существует 28 академий, каждая из которых имеет свою зону администрирования в системе образования. Академии являются подразделениями Министерства образования Франции.

3. Отделил церковь от государства – образование стало светским. Сегодня в школах Франции запрещена любая демонстрация принадлежности к той или иной религии: не только ношение хиджабов мусульманами, но и ярко выраженная демонстрация принадлежности к христианской церкви (ношение креста).

Можно выделить следующие особенности системы образования Франции:

v преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев (в то же время университеты взимают со студентов номинальную плату);

v одинаковое качество обучения, как в столице, так и в провинции;

v ярко выраженная национальная специфика образования;

v имеется своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы.

В последние годы проведены реформы, внесшие изменения в систему образования:

v развитие сети детских садов (цель – обеспечить местами в детских садах всех детей в возрасте от 4 до 5 лет);

v отмена переходного экзамена при переводе из начальной школы в колледж, создание адаптационных классов для слабоуспевающих учеников;

v организация системы образования без специализаций и деления на группы от начальной школы до коллежа;

v бесплатность образования – выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы;

v введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования.

Основные принципы образовательной системы современной Франции возникли еще в конце XVIII в., в период революции 1789 г. Принятые в 80-е гг. XIX в. законы, а также законы IV и V республик являются основой современной структуры образования Франции. Основными принципами образования являются:

v обязательность образования (все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе);

v светский характер образования (государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски);

v бесплатность начального и среднего образования;

v государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Все учебные заведения Франции подразделяются на государственные и частные и находятся под патронажем Министерства образования. Большинство из них составляют государственные бесплатные школы. Однако в последние десятилетия растет число частных учебных заведений. В настоящее время их посещают около 15% всех учеников начальных классов и около 20% детей, проходящих подготовку в средних учебных заведениях страны. Всего во Франции насчитывается около 13 млн школьников. Частные учебные заведения могут иметь или не иметь контракт с государством. То есть при наличии такого соглашения труд преподавателей частных школ оплачивается из казны и, соответственно, стоимость обучения на порядок меньше, чем в подобных учебных заведениях, не имеющих контракта с государством.

Единая система школьного образования Франции сформировалась еще в 60‑х гг. ХХ в. и действует до сих пор. Она состоит из начальной школы, коллежей (средние учебные заведения начального уровня) и лицеев (средние школы высшего уровня).

 

 

Система образования Франции

 

С 1967 г. законодательством Франции установлено, что все дети должны в обязательном порядке получить среднее образование. В настоящее время в стране действует 60 тысяч начальных школ (ecole). Дети поступают в эти учебные заведения по достижении шестилетнего возраста. Обучение там длится пять лет. Первые три года ученики изучают основные предметы, такие как чтение, письмо, природоведение и т.д. В следующие два года программа постепенно усложняется, таким образом детей подготавливают к средней школе.

Обучение на уровне средней школы формально состоит из двух этапов, называемых циклами. В возрасте с 11 до 16 лет дети посещают коллежи (college), затем переходят на второй этап среднего образования – в лицеи, где учатся до 18 лет.

С 1975 г. все ребята независимо от их академических успехов переходят из начальной школы в коллежи. При этом предусмотрены формальные экзамены только лишь для того, чтобы определить уровень знаний учеников в стране. В коллежах сделан акцент на такие предметы, как французский язык и литература (четыре–пять часов в неделю), математика (четыре часа), физкультура (три–четыре часа). Все остальные дисциплины преподают в объеме одного–трех с половиной часов в неделю. Каждый педагог составляет учебный план в строгом соответствии с предписаниями правительства, действующими по всей стране. Педагогов, работающих в коллежах, во Франции называют профессорами.

Организация образовательного процесса в коллежах практически та же, что и в российских средних школах. Ученики разделены на классы по 20–35 человек, каждый из которых курируется классным руководителем. В целом роль средней школы начального уровня состоит в подготовке детей к обучению в лицее. После окончания коллежа ребенок сдает экзамен (le diplomenational du Brevet), что формально никак не влияет на его переход в среднее учебное заведение высшей ступени.

В средней школе высшего уровня дети учатся до 18 лет. Успешно сданные выпускные экзамены знаменуют получение полного среднего образования (бакалавриат). Организация процесса учебы в лицеях существенно отличается от таковой в коллежах. Учебный план лицеиста включает ряд обязательных основных дисциплин. Кроме того, ученик волен выбирать остальные предметы из списка предложенных в зависимости от личных интересов.

Все лицеи Франции разделяются на:

v общеобразовательные (lycee general);

v технические (lyceetechnologique);

v профессиональные (lycee professionel).

Общеобразовательные лицеи предназначены для тех учеников, кто далее собирается поступать в высшее учебное заведение. Период подготовки здесь составляет два года. Уже в последний год обучения в коллеже школьники должны выбрать направление дальнейшей учебы в зависимости от интересов. В соответствии с этим и будет сформирован учебный план каждого лицеиста. Ученик может предпочесть одно из трех направлений: естественные науки (математика, физика, химия, биология), экономика и общественные науки и гуманитарное направление (языки, литература). По данным официальной статистики, около 33% лицеистов выбирают специализацию в области естественных наук, 19% – в сфере общественных наук и 11% предпочитают гуманитарное направление. Определиться в своих интересах важно и в плане выбора профессии после получения среднего образования, и в плане дальнейшей учебы в вузе.

Помимо общеобразовательных лицеев в стране действуют технические лицеи, предполагающие краткий курс обучения, и профессиональные лицеи, молодые выпускники которых, освоив азы той или иной деятельности, начинают работать.

Учебный год во Франции начинается в сентябре и длится до середины июня. Период каникул регулирует Министерство образования, в каждом регионе их сроки различны. Интересно, что родители не вправе выбирать для своих чад государственную школу: дети обучаются в учебных заведениях, предписанных по месту проживания. Многие французы считают такую систему несправедливой, так как школы не совсем благополучных районов, например иммигрантских кварталов, переполнены и не обеспечивают высокого качества обучения. Если же взрослые не хотят, чтобы их ребенок посещал школу, предложенную государством, то они могут выбрать частное заведение, где предоставляют дорогие, но качественные образовательные услуги. Во Франции всего около 20% частных школ, остальные школы – государственные.

Многоступенчатая система образования во Франции имеет свою специфику и характеризуется разнообразием учебных заведений, отличным уровнем преподавания не только в центральных городах Франции, но и в провинции, и оптимальным соотношением цена-качество.

Школьное образование Франции также имеет свои особенности, например, нумерация классов в школе идет в обратном порядке – дети учатся с 12-го по 1-й класс. Как правило, школы во Франции смешанного типа, хотя есть французские школы, где девочки и мальчики учатся раздельно. В среду во французских школах выходной.

К особенностям школьной системы Франции также можно отнести отлаженную на государственном уровне систему профессиональной ориентации школьников. Уже в начале средней школы на школьника заводится досье, где фиксируются сведения о его достижениях и способностях, а также результаты тестов.

Одной из особенностей образовательной системы является принцип равенства для иностранных и французских студентов. Иностранцы имеют те же права, что и французские студенты, при поступлении в вуз, платят те же суммы регистрационных сборов, получают такие же субсидии, имеют одинаковые льготы медицинского и социального обеспечения, получают те же дипломы.

Структура образования во Франции включает четыре ступени (табл. 3).

v дошкольное образование (до 6 лет);

v начальное образование (6–10 лет);

v среднее образование (11–18 лет);

v высшее образование (после 18 лет).

 

Таблица 3

Структура образования во Франции

Возраст, лет Класс/курс Возраст в России Ступень обучения Образование
2–5 2–6 Детский сад Дошкольное образование
6–10 CE1, CE2, CM1, CM2. 7–11 Начальная школа Начальное образование
11–14 6–3 12–16 Средняя школа Среднее образование
15–17 2–0 17–18 Средняя школа Среднее образование
15–18 1–3 16–18 Коллеж Высшее образование (степень бакалавра)
18–21 Дальнейшее обучение, 3 года после школы После 18 лет Лиценциат Высшее образование (степень бакалавра)
Длительность обучения – 2 года Дальнейшее обучение, 2 года после лицея Неограниченно Магистратура Высшее профессиональное образование
Длительность обучения – 3–5 лет Дальнейшее обучение, 3–4 года после магистратуры Ограничений нет, но желательный возраст до 40 лет Докторантура Высшее профессиональное образование

Начальное образование. К системе начального образования во Франции относятся дошкольные учреждения и начальная школа.

Первые дошкольные учреждения появились во Франции в конце XVIII в., они были организованы при церквях и учили детей грамоте и ремеслам. В начале XX в. в Париже, а затем в других городах стали открываться школы для бедняков, затем эти учреждения перешли под юрисдикцию государства.

Сегодня детский сад во Франции – один из самых удачных проектов образовательной системы. И хотя иногда детские сады критикуют за жесткую дисциплину и излишний академизм, французские детские сады на сегодняшний день считаются самыми лучшими в Европе. Благодаря тому, что детский сад во Франции считается частью начальной школы, им во Франции уделяется большое внимание, и детские сады пользуются огромной популярностью. В детский сад дети могут ходить с двух лет. Несмотря на то что посещение детского сада во Франции не является обязательным, практически все дети во Франции в возрасте от трех лет посещают детские сады.

Внутри детского сада существуют группы по возрасту:

v группа для самых маленьких (2–3 года), где дети играют, учат стихи, считалочки, выполняют задания на развитие мелкой моторики, смотрят слайды.

v В м ладшей группе детей учат практическим навыкам, лепке, рисованию и т.д.

v В с редней группе и с таршей группе вводятся уже школьные базовые дисциплины, такие как французский язык и математика, а также основы иностранного языка.

Основные задачи французского детского сада – это научить ребенка умению выражать себя и познавать окружающий мир, а также общаться в коллективе, развивать в ребенке воображение, творческую самореализацию, и, конечно, подготовить ребенка к школе. Детские сады во Франции работают пять раз в неделю, около шести часов в день.

Начальная школа включает в себя пять уровней:

– подготовительный класс – длится один год для детей с 6 лет;

– 2 уровня начальных классов – каждый по году для детей 7 и 8 лет;

– 2 уровня средних классов – каждый по году для детей 9 и 10 лет.

Основными направлениями начальной школы являются базовые дисциплины – французский язык (письмо и речь), литература, математика, а также развивающие дисциплины – художественное образование, история, география, естественные науки, физическое воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание. Ежедневное расписание состоит из трех основных занятий – урок по одной из базовых дисциплин, по одной из развивающих дисциплин и занятия на открытом воздухе.

В целом образовательная программа строится по принципу образовательных циклов. Учебные материалы в начальной и средней школе выдаются за счет государства.

Среднее образование. Среднее образование делится на две ступени (коллеж и лицей) и длится семь лет.

Коллеж. Обучение в коллеже является обязательным, длится четыре года (с шестого по третий класс) и разделено на три цикла:

v Цикл адаптации – шестой класс (11 лет). В этот класс берут всех выпускников начальной школы без экзаменов. Цель первого года обучения в коллеже – закрепить и свести воедино полученные в начальной школе знания, подготовить учеников к самостоятельному обучению. В этом классе ученики выбирают первый иностранный язык.

v Центральный цикл – пятый и четвёртый класс (12–13 лет). Целью этого цикла является углубление полученных знаний и умений. Особое внимание уделяется успеваемости и подготовке к выбору профессионального направления в лицее. В пятом классе начинается химия и физика, также можно выбрать латинский язык как факультатив, а в четвёртом – второй иностранный язык.

v Цикл профессиональной ориентации – третий класс подготавливает учеников к выбору одного из трёх направлений: общее образование, техническое или профессиональное (14 лет). В третьем классе появляется возможность изучения древнегреческого языка, также ученики могут выбрать 3–6-часовой модуль «Введение в профессиональную жизнь». В конце третьего класса ученики сдают национальный экзамен и получают диплом о среднем образовании. Результаты этого экзамена никак не влияют на переход в следующий класс. Независимо от результатов экзаменов все ученики переходят в следующий класс.

В конце третьего класса ученики имеют возможность записаться в общий или технологический лицей во второй класс или поступить в профессиональный лицей для получения сертификата о профессиональной пригодности по определённой профессии.

Лицей. Во Франции после коллежа ученики имеют возможность выбрать лицей – учебное заведение последнего этапа полного среднего образования. Для поступления во французский лицей требуются определенные условия – рекомендации собрания коллежа и согласие родителей и ребенка на выбор того или иного лицея. В лицей во Франции школьники поступают в возрасте 15 лет. Трехлетний цикл включает в себя три класса (второй, первый и выпускной). Лицеи подразделяются на три типа:

v общий;

v технологический;

v профессиональный.

В первых двух обучение – 3 года. В лицеях общего типа по итогам экзаменов выдаётся документ об общем бакалавриате, дающий право доступа к высшему образованию. По окончании технологического лицея сдаются экзамены на получение документа технологического бакалавриата – право на обучение в университете по своей специальности. Профессиональные лицеи – подобие российского ПТУ, обучение 2 года, по их окончании выдаются свидетельство о профессиональном обучении и сертификат о профессиональной пригодности, не дающие доступа к высшему образованию.

Как правило, профессиональные лицеи Франции предлагают знания в определенной профессии и в конце обучения выдают сертификат о профессиональной пригодности без права дальнейшего получения высшего образования. В профессиональные лицеи обычно поступают школьники, которые не планируют дальнейшее обучение, а хотят работать по специальности сразу после окончания школы. Однако с 2005 г. во Франции появилась новая возможность – теперь после трех лет обучения в профессиональном лицее можно также получить диплом бакалавра с правом поступления в высшее учебное заведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.