Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космогония древних славян в Свете общих представлений индо-европейцев о мироздании 2 страница




В третье тысячелетие были созданы море и все воды, текущие по земле. [Интересно, что творение вод происходит до творения звезд и планет. Видимо, речь идет об организации материи, даже не материи, а Протоматерии, из которой будет создан мир, так как воду этруски связывали с хтонической стихией. Символическое изображение воды можно видеть на многих этрусских саркофагах и в росписи гробниц. Возможно, в расшифровке этого образа нам поможет сопоставление со славянской традицией, где море является символом "иного мира", "того света", а текущая вода – символом движущегося времени.]

В четвертое созданы великие светила: Солнце, Луна и звезды. [Речь, видимо, идет о создании видимой материальной Вселенной, так как без светил, дарующих жизнь, Вселенная не могла рассматриваться как реально существующая. Аналогичную ситуацию можно наблюдать во многих мировых космогониях.]

В пятое – всю живность, летающую и пресмыкающуюся, и четвероногих в воздухе и на земле, и в воде. [Интересно разделение понятий воздушной среды и неба. Под небесными существами в этом случае, видимо, подразумеваются существа высших миров, в отличие от воздушных существ – птиц.]

В шестое – людей. [Описание этого периода несколько смазано, так как неясно когда создавались души людей. Видимо, этот период имел несколько уровней развития.]"

 

Первые 6 тысячелетий ушли на создание человека, остальные же 6 уйдут на жизнь человеческого рода, покуда не истечет все время до исполнения 12 тысячелетий.

Долгое время среди ученых шли споры, не заимствован ли данный текст у иудеев из Библии. Спор продолжался, пока не был обнаружен пехлевийский текст сасанидского периода, не связанный с библейской традицией. В этом тексте срок существования мира ограничивается 12-ти тысячами лет, как и в тексте Суды.

Кроме того, последовательность творения мира в тексте Суды близка древнегреческим поэтическим космогониям: "Теогонии" Гесиода и орфической космогонии Аполлония Родосского "Аргонавтика".

Представления этрусков о длительности существования Вселенной также очень близки к древнеиндийским представлениям о "югах" и "кальпах", где оговариваются сроки существования нашего мира и его гибели, что еще больше сближает этрусков с древними индо-европейцами, чьи представления о времени гибели и рождения мира сохранились в индуистской традиции. Близки к этим представлениям и мифы германских народов о конце и возрождении мира – Рагнареке.

Согласно этрусским представлениям о первоистоке в Начале Начал, существовало первозданное Море и богиня этого Моря, породившая весь Мир. Такое представление имеет место и в шумеро-аккадской космогонии. Последовательность рождения этрусских богов и поколений этих богов можно проследить по указанным этапам создания Мира.

В Начале была Бездна, подобная бурлящему морю – Первоокеану. В ней зародилось желание, и она породила первых богов. Роль богини Бездны могла играть богиня Мания и близкие к ней персонажи, например, древнейший бог Подземного мира Мант – мужская ипостась Мании.

На первом этапе создания Мира были созданы – вышли из Бездны – Небо и Земля и не были они разделены между собой. Бог Ани/Янус-четырехликий первородный бог - отделил Небо от Земли и разделившись на мужскую и женскую ипостаси, породил бога времени, бога смены эпох Вольтумны/Вертумна. Женская ипостась Януса получила имя Кулсу или Яна, а сам он взял одно из имен – Кулсан, что означает: тот, кто охраняет пути и границы, все входы и выходы, тот, кто не дает Бездне поглотить Мир. Янус, если пользоваться научной терминологией, бог Пространства, бог того, где находится все сущее. Рождение им бога Вольтумна – бога перемен и эпох, бога Времени – это возникновение временно-пространственного континуума во Вселенной. Тогда же родилась богиня любви и жизненной силы – богиня Туран или, по-римски, Помона, которая и стала женой Вольтумны.

Богиня Мания породила бога Велханса, соответствующего Гефесту из процитированного выше орфического гимна. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня Какуса и его сестру Каку, ставшую богиней благодатного огня. Велханс – царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день, 1 мая. (В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы – Вальпургиева ночь).

Бог Вольтумна породил от богини любви Туран бога Сатре – бога Небесной долины и мирового порядка. (По имени и функциям бога Сатре можно соотнести со славянским богом Стри или Стрибогом.) Янус/Ани передал ему власть над Миром.

Женой Сатре стала богиня Опс. От них произошло второе поколение богов. Сатре и Опс породили громовника Тина и богиню земли и ее жизненных сил Уни. Хтонический Велханс родил хтонического бога плодородия Майуса, который и стал первым мужем богини, Уни, покровительницы царской власти, родовых общин и их земель. Уни – древнейшая богиня земли и плодородия, имеющая другое италийское имя – Церера. Они породили великого подземного бога Аплу/Аполлона и его сестру богиню Аритими. Аплу/Аполлон охранял посевы, людей, скот, был связан с Подземным миром и его водами. Он – душа солнца в его пути по Подземному миру. Он лечит и насылает болезни. Аритими или (в одной из ипостасей) богиня луны Тиур, связана с природой, женской магией, с культом девичьих мистерий и независимости. Мы допускаем, что Аритими и Менрва – одна богиня, рожденная от Тина.

Впоследствии Уни стала женой бога Тина, который олицетворял Небо или, другими словами, был светом дня. Тин породил из своей головы, как мысль об упорядочивании земли и создании рода людей древнейшую богиню-Мать, создательницу людей Менрву. Она была связана с возрождением природы и реинкарнацией души, была покровительницей искусств и ремесла, Царицей Подземного мира, женой Аита, под именем Персефоны/Ферсифай (древнейшее ее имя – Ферония). Как проводник души она известна как Лаза Млакуч, она мать Лазов, которые сохраняли обычаи, были покровителями родов и порядка. Менрва стала женой хтонического бога Херкле, который показал путь перерождения душ. Он сделал души бессмертными, а сам был усыновлен богиней Уни и принят в число небесных богов.

Отношения этрусских богов между собой и их приблизительную родословную подробно приводит в своей книге “Этруски” один из соавторов данной книги – Алексей Наговицын. Здесь лишь упомянем о следующих этапах творения Вселенной.

На втором этапе творения Мира хтонический бог-кузнец Велханс по просьбе Тина сковал небосвод.

На третьем этапе были созданы воды земные, моря и реки, появился Загробный мир. Появились морские хтонические боги: Нефунс, Сциллы, Сирены. Появились боги Загробного мира: Ферсифай/Менрва, Аита, Ванф, Хару, Тухулка и др.

На четвертом этапе творения были выкованы Велхансом (как славянским Сварогом или эллинским Гефестом) великие светила: солнца, луны и звезды. Появились боги: Тезан, Нюкс, Усил, Каве, олицетворяющие эти небесные светила.

На пятом этапе произошло создание всех душ птиц и змей и четвероногих в воздухе, на земле и на небе.

Шестой этап – этап создания людей богиней Менрвой и указания пути перерождения души. Появились боги: Турмс, Геркле, Дит, Таг, Вегойя. Остальные боги пантеона связаные с законом, различной деятельностью людей и плодородием, следовательно, относятся к позднему поколению богов.

 

Но, пожалуй, ближе иных, к пониманию Первоистока подошли древние арьи. Вероятно, они первыми наиболее абстрактно ответили на вопрос: "Что было и чего не было в начале Всех Времен?" и ввели понятие Ничто, а потом и Нуля.

Нельзя сказать, было ли сначала Ничто или Его не было. Сказав, что Оно было, значит утвердить, что Оно уже не Ничто, раз оно имело свойство "быть". И сказать, что "сначала", тоже не верно, ибо раз Ничего не было, то не было ни Начала, ни Конца. Не было ни Смерти, ни Бессмертия, Ничто не рождалось, а значит, и не умирало, а раз не умирало, то и не возрождалось. И эта полная неразличимость, полный хаос свойств есть главное свойство Ничто, оно и Не-сущее и Все Сущее.

 

"Началом Всему явилось Ничто – Пустота и Безмолвие.

И не было ни единого Слова. Ни Рода, ни Руны Единой.

Было Все сразу и, значит, совсем Ничего" [74]

 

Поставим вопрос иначе: "Кто был или кого не было в начале Всех Времен? Раз такое безразличие - само по себе главное свойство Ничто. А Ничто, которое имеет хотя бы одно свойство, есть Нечто или Некто.

 

Мрак был сокрыт мраком в начале.

Неразличимая пучина все это.

То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту.

Оно Одно было порождено силой жара! [75]

 

Так в Ничто сокрыт Некто, а в Не-сущем - сам Сущий.

Мы, славяне, называем его Родом. И не было никого другого, кроме Него, и не было ничего другого, кроме Ничто.

Мир произошел от Рода и того Ничто, в котором он был сокрыт. Арьи называли его Рудрой.

 

В начале на него нашло желание,

Что было первым семенем мысли.

Происхождение сущего в не-сущем открыли

Мудрецы размышлением, ища в сердце своем. [76]

 

Едва различив себя из Ничто, Род-Рудра понял, что Он Один, и потому мы, люди, зовем его Единый. Все по-прежнему ничем не отличалось от Ничто, разве только тем, что во Всем был сам Род-Рудра, а в Ничто его уже не было.

Рудра "воспылал страстью и благодаря этому обрел потомство. Он увеличился, Он стал огромным, Он стал Великим Богом. Он обрел господство над богами, Он стал Господом. Он стал единственным Вратьей..." [77] .

“Тот, кто повелитель, и творец богов, всеобщий владыка, Рудра, великий мудрец…” [78]

 

Желание Рода возвратиться в Ничто мы называем Чернобогом или Навью. Желание Рода вернуться из Ничто – есть Белобог, сама Явь.

Воля к Ничто – венчана Смертью, то суть Чернобога.

Вечная тяга к творению и созиданию – Рождение само,

Это стремление к Жизни и Жизни начало.

Белого бога веленье – Жизни служить.

А в бесконечной борьбе Сил этих грозных

Коло (Время) катилось и Стриба (Пространство) простерся.

И друг-друга сменяли они, бег свой затеяв.

Все ныне сущее есть лишь заздравная речь,

Что произносит Безмолвие в честь и во славу себя самого.

Льется сквозь весны и пустоту мировую многоголосие...

Вечность и Жизнь шествуют, гордо за руки взявшись...

И круговерть эта есть колыбель неистребимого Рода.

Род наполняет духом тела, Водчий связует живых и умерших,

Все в мире этом – вместилище Духа Его.

Все в этом мире – лишь откровение Ничто,

Иль разговор Черного с Белым Владыки,

Что воплотились, как Навь, Разрушение, Прошлого Память

И могучая Явь, Белый Свет, Притяженье Любви! [79]

 

Борьба Чернобога и Белобога – источник Движения. Они различны, как Навь и Явь – Силы, которыми они правят; но они едины в Прави. Их капища всегда располагались рядом, и были материальным выражением философского принципа о единстве и борьбе противоположностей. Их так же связывал принцип цикличности: смена Белобога Чернобогом, младости – зрелостью, жара – премудростью понималось как время, или временной цикл. Кроме того, так как прежнее восстает вновь, а из Нави опять родится Явь – появляется понятие пространства, тесно связанного со временем. Рассматривая дуалистические мифы славян о создании вселенной, а также мифы других близких или родственных народов, можно утверждать, что Верхний, Нижний и Срединный Миры, боги, стихии сотворены Белобогом и Чернобогом. Но чтобы понять, чем же эти Миры разнятся между собой, надо обратиться к космогонии древних скандинавов, ибо именно там наиболее ярко проступает триада Хель-Мидгард-Асгард.

Снорри Стурлуссон в "Младшей Эдде"[80], опираясь на "Старшую Эдду" Сэмунда Мудрого и на бытовавшие еще в его время языческие представления о прошлом, так изложил скандинавскую версию происхождения мира. Ее, собственно, рассказывают сами асы, высшие боги древних германцев, или их жрецы, исполняющие роли богов, некоему конунгу Ганглери, что осмелился задать им вопросы.

"Он увидел три престола, один другого выше. И сидят на них три мужа. Тогда он спросил, как зовут этих знатных мужей. И приведший его отвечает, что на самом низком из престолов сидит конунг, а имя ему – Высокий. На среднем троне сидит Равновысокий, а на самом высоком -Третий. Тогда спрашивает Высокий, есть ли у него еще какое к ним дело, а еда, мол, и питье готовы для него, как и для прочих, в Палате Высокого."

Символика этой триады будет разобрана в разделе "Триглавы", посвященном триединому представлению мира индоевропейцев, пока укажем лишь на то, что эти трое являются либо богами древних германцев, либо жрецами, замещающими богов в процессе обучающего действа, описанного здесь.

"Ганглери сказал, что сперва он хочет спросить, не сыщется ли в доме мудрого человека. Высокий на это отвечает, что не уйти ему живым, если не окажется он мудрее... И вот Ганглери начал спрашивать: "Кто самый знатный или самый старший из богов?".

Высокий говорит: "Его называют Всеотец, но в древнем Асгарде было у него двенадцать имен: первое имя Всеотец, второе – Херран, или Херьян, третье – Никар, или Хникар, четвертое – Никуц, или Хникуд, пятое – Фьельнир, шестое – Секи, седьмое – Оми, восьмое – Бивлиди, или Бивлинди, девятое – Свидар, десятое – Свидрир, одиннадцатое – Видрир, двенадцатое – Яльг, или Яльк" (прим. Херран и Херьян – "вождь войска", Хникар и Хникуд – "сеятель раздора", Бивлинди – "потрясающий щитом". Этимология других имен Одина неясна или спорна)"

На самом деле имен у Одина куда больше, значительная часть их перечислена самим Одином в ряде песен Старшей Эдды, так называемые "тулы имен". Будучи магическим оператором, имя бога поворачивает неявный мир к вопрошающему и называющему, делая его явным, что является одним из основных магических принципов, который гласит, что знание имени (внутренней сущности) предмета, бога или явления тот кто его произносит имеет над ним определенную власть, или по крайней мере может вступить с ним в контакт. Поэтому люди в древности часто имели несколько имен, одно из которых являлось тайным от окружающих и известным только ближайшим родственникам и друзьям.

"Тогда спрашивает Ганглери: "Где живет этот бог? И в чем его мощь? И какими деяниями он прославлен?". Высокий говорит: "Живет он от века, и правит в своих владениях, а властвует надо всем на свете, большим и малым". Тогда молвил Равновысокий: "Он создал небо, и землю, и воздух, и все, что к ним принадлежит". Тогда молвил Третий: "Всего же важнее то, что он создал человека и дал ему душу, которая будет жить вечно и никогда не умрет, хоть тело и станет прахом иль пеплом. И все люди, достойные и праведные, будут жить с ним в месте, что зовется Гимле (т.е. "Защита от огня") или Вингольв( т.е. "Обитель блаженств"). А дурные люди пойдут в Хель, а оттуда в Нифльхель. [81] Это внизу, в девятом мире".

Особо отметим, что льда и огня этот бог не создавал, т.е. есть некоторые объективные сущности, предшествующие богу, как Мировому Разуму. И потому естественен следующий вопрос "ученика":

"Тогда спросил Ганглери: "Каковы же были деяния его до того, как он сделал землю и небо?". И ответил Высокий: "Тогда он жил с инеистыми великанами".

Ганглери спросил: "Что же было вначале? И откуда взялось? И что было еще раньше?".

Высокий отвечает, как сказано в "Прорицании вёльвы":

В начале времен

не было в мире

ни песка, ни моря,

ни волн холодных.

Земли еще не было,

и небосвода,

бездна зияла,

трава не росла. [82] "

Бездна, мировая бездна, то самое Ничто Ригвед, то самое Ничто, от которого берут ныне отсчет современные физика и философия.

Следует сравнить данное описание с представлениями других индоевропейцев, изложенными выше!

"И сказал Равновысокий: "За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм (Вероятно, "темный мир"). В середине его есть поток, что зовется Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свель, Гуннтра, Фьерм, Фимбультуль, Слил и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт (Свель – "холодная", Фьерм – "быстрая". Слил – "свирепая", Хрид – "буря", Сюльг – "глотающая", Ульг – "волчица". Вид – "широкая", Лейфт – "молния". Другие имена рек неясны). А река Гьелль течет у самых врат Хель". Тогда сказал Третий: "Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль [83] . Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом ("черный") называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир.(4) Так сказано об этом в "Прорицании вёльвы":

Сурт едет с юга

с губящим ветви,

солнце блестит

на мечах богов;

рушатся горы,

мрут великанши,

в Хель идут люди,

расколото небо".(5)"

Представление о гибели мира также имеет общий характер для индоевропейцев. Согласно языческой доктрине, связанной с принципом цикличности времени – все лучшее было прежде. С этим связана идея Золотого века, предшествующего Серебряному, Медному и Железного в древнегреческой космогонии, смена эпох (юг) в древнеиндийской космогонии и т.д. Однако, за гибелью следует возрождение мира и все возвращается "на круги своя". Подобная идея нашла наиболее четкое выражение в германской и древнеиндийской традициях. Другое знаменитое произведение Снорри Стурлуссона так и называется "Круг Земной".

"Ганглери спросил: "Что же было в мире до того, как возникли племена и умножился род людской?". Тогда сказал Высокий: "Когда реки, что зовутся Эливагар ("Бурные волны"), настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил Мировую Бездну". И сказал Равновысокий: "Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма". Тогда сказал Третий: "И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльсхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло все племя инеистых великанов…"

Интересно то обстоятельство, что единство и борьба противоположностей (Черного и Белого богов у славян, Ахуры Мазды и Ахримана у зороастрийцев и т.д.) в неявном виде присутствует и в германской мифологической системе. Мир возрождается через слияние двух противоположностей, огоня и льда. Их синтез и есть первосущество – Имир, соответствующий индийскому Пуруше.

"Тогда спросил Ганглери: "Как же возникли отсюда все племена? И откуда взялись другие люди? Или веришь ты, что тот, о ком рассказываешь, был богом?". И отвечает Высокий: "Никак не признаем мы его за бога. Он был очень злой и все его родичи тоже, те, кого зовем мы инеистыми великанами. И сказывают, что, заснув, он вспотел, и под левой рукой у него выросли мужчина и женщина."

"А одна нога зачала с другою сына. И отсюда пошло все его потомство – инеистые великаны. А его, древнейшего великана, зовем мы Имиром".

Тогда спросил Ганглери: "Где жил Имир? И чем он питался?". Высокий отвечает: "Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира".

Интересен тот момент мифа, что Имир – изначально хтоническое начало: хоть в дальнейшем он и становится тем материалом, из которого создается мир, но сам не рассматривается как бог. В данном случае мы имеем дело с поздней космогонической традицией, уже отошедшей от представлений единства и нерасторжимости доброго и злого начала. Подобная ситуация явно прослеживается в русских христианизированных мифах о создании мира, где один из богов-создателей заклеймен именем черта или Сатаны. Это несколько иное отношение к существу, из тела которого создается мир в индийской мифологии. За Пурушей все-таки признается божественность.

"Тогда сказал Ганглери: "А чем же кормилась сама корова?". Высокий говорит: "Она лизала соленые камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день – голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури ("Родитель")? Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор ("Рожденный"). Он взял в жены Бестлу, дочь Бельторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один (от слова, которое значило "бешеный", а также "дух, поэзия"), другого Вили (вероятно, воля), а третьего Ве ("жрец"). И верю я, что Один и его братья-правители на небе и на земле. Думаем мы, что именно так его зовут. Это имя величайшего и славнейшего из всех ведомых нам мужей, и вы можете тоже называть его так". [84]

Тогда спросил Ганглери: "Как же поладили они меж собою? И кто из них оказался сильнее?". Так отвечает Высокий: "Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мертвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьей. Великаны называют его Бергельмиром ("ревущий как медведь"). Он сел со своими детьми и женою в ковчег [85] и так спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов, как о том рассказывается:

За множество зим

до создания земли

был Бергельмир турс;

в гроб его

при мне положили,

вот, что первое помню".

Мы имеем дело с одной из версий Великого Потопа, в котором гибнет предыдущее поколение, предшествующее нынешнему. Миф об этом катаклизме имеется у всех индоевропейцев и, надо полагать, восходит к временам их арийской общности. Этот популярный сюжет столько раз рассматривался исследователями, что мы не станем его здесь разбирать.

"Сказал тогда Ганглери: "За что же принялись тогда сыновья Бора, если они были, как ты думаешь, богами?". Высокий сказал: "Есть тут о чем поведать. Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него землю, а из крови его – море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни – из передних и коренных его зубов и осколков костей". Тогда молвил Равновысокий: "Из крови, что вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот океан и нельзя его переплыть". Тогда молвил Третий: "Взяли они и череп его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так: Восточный, Западный. Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили пути. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам, как сказано о том в "Прорицании вельвы":

Солнце не ведало,

где его дом,

звезды не ведали.

где им сиять,

месяц не ведал

мощи своей.

Так было раньше" [86] .

Отметим, что речь снова идет о принципе троичности, так как три Силы обустроили мир, три силы расчленили скандинавского Пурушу – Имира на части (по-видимому это ритуальное расчленение, практиковавшееся в незапамятные времена) – Дух, Воля и Вера (Один-Вили-Ве). Напомним, что в древней Индии существовал обряд расчленения коня, который приравнивался к воссозданию Вселенной. Так конкретное мистическое действо переплелось с космогонией.

"Тогда сказал Ганглери: "Слышу я о великих деяниях. На диво огромна эта работа и выполнена искусно. Как же была устроена земля?". Тогда отвечает Высокий: "Она снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По берегам океана они отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард. Они взяли и мозг его и, бросив в воздух, сделали облака. Вот как об этом сказано:

Имира плоть

стала землей,

кровь его – морем,

кости – горами,

череп стал небом,

а волосы – лесом.

Из век его Мидгард

людям был создан

богами благими;

из мозга его

созданы были

темные тучи". [87]

Тогда молвил Ганглери: "Великое дело они совершили, сделав землю и небо и укрепив солнце со светилами и разделив сутки на день и ночь. А откуда взялись люди, населяющие землю?". И отвечает Высокий: "Шли сыновья Бора [88] берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй-разум и движенье, третий-облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард."

 

Для сравнения приведем одну из славянских версий создания человека, где, как и в мифологемах о создании мира хорошо прослеживается философский принцип единства и борьбы противоположностей. Отметим, что этот принцип серьезно отличается от принципа бинарных оппозиций: правое – левое, верх – низ, мужчина – женщина. Отличие состоит в том, что в случае принципа “единства и борьбы” речь идет о нерасторжимости двух начал, их взаимодополнении, а в случае бинарных оппозиций, в первую очередь рассматривается противопоставление.

Нижеприведенная версия создания человека была изложена славянскими волхвами в споре с Яном Вышатичем по Лаврентьевской летописи, в пересказе христианина Яна и самого летописца. Человека создали Бог и Сатана, т.е. Белобог и Чернобог:

"Бог мывся, отерсе ветхем и сверже с небесе на землю; и распреся сатана з богом, кому в нем творити человека. И сотворил диавол человека, а бог душу в онь. Тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа – к богу."

Ян тех волхвов повесил, "и в другую нощь медведь возлез, угрыз, снесть их..."

Вернемся к рассмотрению устройства мира в индоевропейской традиции. Как хорошо известно, практически все народы мира имели предтавление о мировом дереве, связывающем миры. Такое представление восходит корнями ешё ко временам шаманизма, когда шаман в своих путешествиях между мирами в образе того или иного животного перемещался по этому древу. Позже образ древа иногда заменяла лестница, например, в легендах Китая, Западного Самоа, даже библейская лестница Иакова имеет то же происхождение.

Идея мирового древа хорошо сохранилась у северных германцев. Девять миров у них связывает Ясень (или Тис), Иггдрасиль – "скакун Игга" (т.е. Одина). Перемещаясь по корням и ветвям этого древа, можно попасть в любой из миров, но не всякий имеет Силу свершить этот подвиг. Известны лишь трое, сумевшие побывать во всех девяти пространствах: сам Один, Хеймдалль-Риг и йотун Вафтруднир.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.