Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

БОГИ РОДА 3 страница




Наконец, неопровержимое свидетельство Нонна:

 

(48)... Кронид поднебесный

Свод предоставил Семеле, а Тартар – Персефонейе!

Для Аполлона – небо, горний дом – для Гермеса... [370]

 

Таким образом, и Шива, и Гермес связаны с центром мироздания, которое понималось древними народами, как мировая гора. В отличие от других богов в различных космогониях, которые исторически связывались с горами (Олимп, гора Меру, Фудзияма, Белуха и т.д.) речь идет не просто о горе, а о неком сакральном месте в центре мира, которое в русской традиции соответствует Алатырь камню. Отметим, что в народных заговорах Алатырь камень понимается как место, где могут разрешиться все проблемы человека, это место перехода между мирами. По тексту заговоров, там может находиться, как Пресвятая Богородица, красная девица или три девицы (поздние замены Макоши и её сестёр), так и страшные змеи, даже Сатана (которые соотносятся с богом Велесом), в зависимости от направленности самого заговора – боги гор.[371]

Положительные персонажи, связанные с Алатырем, как центром мира – заговоры (13, 24, 119, 176, 271, 277, 281, 283, 297, 300, 352, 362, 368, 387, 396, 398, 399, 420, 431, 445, 450, 452, 490, 494, 498, 503, 505, 508, 545, 622, 623, 675).

Отрицательные персонажи, связанные с Алатырем, как центром мира – заговоры: (5, 29, 34, 110, 236, 304, 330, 331, 332, 333, 345, 413, 415, 439, 454).

 

9. ПОКРОВИТЕЛИ ГЕРОЕВ и БОГОВ

 

Рудру и Гермеса призывают там, где уже никто не может помочь.

 

"Буйного Рудру, приводящего жертву к цели,

Идущего окольными путями поэта мы призываем на помощь." [372]

 

Рудра спас богов и людей, выпив яд калакута, способный уничтожить весь Мир. Эту отраву изготовили демоны, которым не дали попробовать амриты, и потому у Рудры синяя шея[373]. Его призывали боги, чтобы разрушить крепость асуров[374]. Шива-Рудра дает лук Арджуне, а его сыновья – маруты сопутствуют и помогают громовику-Индре. Рудра – покровитель рода Ангирасов[375]. “О, Рудра, пусть твой лик, что благосклонен, всегда охраняет меня” [376]

Гермес, как мы знаем, спас всех богов и мир от чудовища Тифона, освободив Зевса и исцелив его. Он же позволил Дию разродиться из бедра Дионисом, "приняв во длани младенца". Гермес вызволил из заточения бога войны Ареса, скованного Отом и Эфиальтом[377]. Он же спас cвоего "крестника" Диониса от обезумевшего отчима – Атаманта, как ранее от ревнивой Геры:

 

Неразумного Вакха ножом растерзали на части,

Если б, нечуемый вовсе, ступая как вор по воздушным

Тропам, крылатой плесницей Вакха Гермес не похитил!

Сжав младенца в объятьях спасительных, тут же уносит

Вакха Гермес в жилище Ино... [378]

 

Гермес покровительствовал Персею в его смертельно опасном приключении с горгоной Медузой, помогая оружием, советом и делом. Он же вызволил Ио, убив ее неусыпного стража – Аргуса. Гермес незримым привел Приама за телом Гектора к шатру Ахилла. Он же у Эсхила[379] помогал Оресту, сыну Агамемнона, убежать от мстительных Эриний[380]:

 

"89. Аполлон:

...Ты ж, бог-вожатый, брат единокровный мой, -

Зане мы, Гермий, – Зевсовы, и ты слывешь

Спасителем скитальцев, – упаси его

В путях опасных! Отчий освятил устав

Странноприимство; страннику будь пастырь ты!"

 

"Эрмий, в бедах покровитель" [381] спас Одиссея и его спутников от колдовства Цирцеи. "Сына также восхитил бог Гермес резвокрылый, отпрыска Пенелопы, косматого Пана с рогами" [382] .

Именно к нему, своему красноречивому предку, а значит, покровителю рода, взывает хитроумный Одиссей, согласно Софоклу, когда оставляет Неоптолема наедине с Филоктетом. Препоручая саму беседу сыну Ахилла, Одиссей просит Гермеса помочь, уговорить Филоктета прибыть под Трою, ибо сказано, что только тогда падет Илион:

 

"Я ухожу – теперь твоя забота.

Пусть нас ведет Гермес – Водитель душ

С Афиною, заступницей моею" [383]

 

"Также и ты, сын Кронида и Майи, Аргусоубийца,

Вестник блаженных бессмертных, с жезлом златым, благодавец,

Помощь пошли благосклонно с Гестией почтенной и милой." [384]

 

И еще два свидетельства из "Деяний Диониса":

 

Резвоплесничный Персей непременно нашел бы погибель,

Если б, сзади напавши, не ухватил за златые

Кудри Вакха Гермес, прилетев на крылатых плесницах,

И не молвил бы слова ласкового Лиэю:

"Зевса истиный отпрыск, пасынок Геры гневливой,

Некогда – ведаешь это! – я спас тебя от зарницы

И поместил тебя к нимфам, дщерям Лама-потока,

Дабы младенца вспитали, а после тебя я доставил,

Снова в собственных дланях, в домы Ино кормящей!

Благодари же Майи сына ты за спасенье,

Родич, и это сраженье оставь... [385]

 

...душ предводитель,

Бог Гермес, осушит мне слезы в горестях тяжких! [386]

 

Подобное положение может на первый взгляд показаться странным, поскольку не Шива, не Гермес не являлись “официально” царями богов и людей, они стояли как бы над этим и зачастую представляли темные и враждебные людям силы.

Ответ достаточно прост, если вспомнить один из основных принципов магии “подобное уничтожается подобным”. Как мы уже указывали ранее, магическое оружие против тёмных, хтонических сил должно и само иметь хтоническое происхождение, а для того, чтобы попасть в местонахождение хтонических сил и сразиться с ними громовники должны были иметь хтонического проводника. Часто таким проводником был козел, напрямую связанный с хтоническим миром (даже средневековый Сатана предстает в образе козла). Так литовский Перкунас имел как проводника козла, греческий Зевс носил эгиду из шкуры козы Амалтеи, германский Тор ездил на битвы с инеистыми великанами на козлах и т.д. Кстати, в русских народных сказках герою помогает найти Путь к хтоническому противнику чаще всего Баба Яга, безусловно, хтонический персонаж. Как мы указывали ранее, знаменитая Баба Яга русских народных сказок, возможно богиня Макош – одна из трех прядильщиц Судьбы, которая может быть женой Велеса или его же женской ипостасью. В таком случае, Велес или его супруга Яга становятся покровителями и помощниками героев, как и Шива с Гермесом. Другой известный покровитель героев из русских народных сказок – волшебный Серый Волк, связанный с культом предков и тем же Велесом. Вспомним и еще одного побратима-покровителя былинного богатыря Ильи Муромца. Это Святогор, который наделяет Илью силой, а так же является сыном железного старого старика, живущего в глубине земли и, несомненно, связанного с Чернобогом или Вием.

Буйный Велес – отец бога войны Ярилы-Тура-Яровита (Геровита, Руевита), что далее будет показано. Он же Ярый-Рьяный и связан с берсерками (людьми-медведями). Бер-медведь – священное животное Велеса. Чернобог, как Черноголов, имеет согласно "Книтлингасаге" воинские функции. Волхов-Волх-Вольга - хтонический воин-оборотень этимологически и мифологически связан с Велесом. Германский аналог Велеса – Один, – "отец ратей" и "отец павших", он же отец бога войны – Тюра. Ведийский аналог Велеса, Шива под именем Шарвы призывается в заклинании из Атхарваведы наравне с Громовиком Индрой[387]. К тому же Шива – отец бога войны – Сканды.

 

"Пусть настигнет их пекло смерти,

Голод, упадок, смертельное оружие, страх!

Индра, и ты, о Шарва, ловушкой и сетью.

Пусть убьете вы оба то войско".

 

Будучи связаными с темными силами, воровством, болезнями, смертью такие боги, как Велес, Гермес, Шива могли от них и избавить, поскольку сами несчастья находились в их власти, были подобны им самим в их темной ипостаси.

 

 

10. ЧЕРНЫЕ БОГИ

 

Шива – Копаламалин – тот, кто с гирляндой черепов (и змей), Яростный (Угра), требующий человеческих жертвоприношений[388]. Тело его темно, ибо покрыто золой. "Иссиня-черен Его живот, красна Его спина. Иссиня-черным Он окутывает враждебного, красным Он поражает того, кто ненавидит Его..." [389] Шиве посвящен черный конь – cyavacva (как Нараяне-Кришне – буланый – hari). Напомним, что черный конь посвящался Триглаву, и по-видимому, Чернобогу (так как в индоевропейской культуре существовали стойкие бинарные оппозиции черный – белый, Чернобог – Белобог, а кроме того непреклонно выполнялся основной принцип магии “подобное к подобному”), в этой связи любопытно толкование имени Рудры Топоровым В.Н. от "rodas" (земля). "Все живое трепещет пред твоими (Шива) ужасными стрелами, что несут болезни и смерть"[390]. Сонм мерзких тварей составляет свиту Рудры-Шивы (пишачи, виталы, праматхи и т.д.), это оборотни, и питаются они человечьим мясом. Обращаясь в молитвах к Шиве-Рудре просят его не приносить смерть "ни большому, ни малому, ни выросшему, ни отцу, ни матери". "Сущему и Губящему Тебе (Шива) я совершаю поклонение!" – говорит Атхарваведа[391]. Шива – Трилочана, т.е. Трехглазый, третий глаз его губителен даже для богов, что связывает его с гоголевским Вием и другими подобными индоевропейскими персонажами, им обратил он в пепел бога любви Каму, который пытался помешать медитации Шивы. В "Махабхарате" есть эпизод, где Шива способствует убийству усыпленных врагов[392].

"Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей!" [393]

В общем, он бог той внезапной неестественной смерти, что наступает не от старости.

Грозные чудовища рождены Шивой и представляют его воплошения – это Бхайрава ("Ужас"), посланное в наказание самому Брахме, химерический Киртимукха и Вирабхадра, подобный греческому гекатонхейру. В этой связи напомним, что "Губитель" и "Ужасный" так же хейти (прозвища) Одина. Более того, говорят, что Шива отрубил своим мечом Брахме пятый лик. Наконец, Рудра-Шива "свертывает все миры в конце времен", он – разрушитель мира[394].

Отметим, что “страх” и “ужас” - быки сопутствующие хеттскому богу Грозы, имеющему явно хтоническое происхождение, так как в текстах он называется “черным”, а его матерью и отцом одновременно был хтонический бог Кумарби, силой своего взгляда изгнавший бога Неба Ану с престола богов и занявший его место.

"Чернота" Гермеса обычно оспаривается, поэтому мы подробнее остановимся на этом.

Во-первых, Гермеса соотносят с самим Аидом, богом карающим, на что указывают первоисточники. Орест призывает обрушить кару подземных богов на голову убийц своего отца Агамемнона:

 

"О жилище Аида, приют Персефоны!

О подземный Гермес и могучая Кара!

Честные Эринии, дщери богов!

Вы беззаконные зрите кончины,

Зрите обманом сквернимые ложа, -

Явитесь! На помощь! Отмстите за гибель отца моего!" [395]

 

Гермес откликается на зов мстителя:

 

"Несет гнев,

Несет кровь,

Изострил дух

Совершить месть.

Гермес, Майи сын,

К цели прямой ведет его,

Ведет, окутав тьмой лукавство мстителя" [396]

 

Плутарх говорит, что Аристид после битвы при Платеях приносит "в жертву быка Гермесу Подземному"[397].

Гермес сразил в битве гигантов и богов титана Ипполита, при этом воспользовавшись шлемом Аида, который делает невидимым всякого, кто наденет его. Гермеса нередко изображали в этом шлеме, его же, как и меч, получил Персей у Гермеса Подземного, чтобы поразить горгону Медузу.

Разные авторы, по свидетельству Диогена Лаэртского (2 в. н. э.), сопоставляли греческих и персидских богов:

"Аристотель в первой книге "О философии" считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман, с этим согласны также Гермипп ("О магах"), Евдокс ("Объезд Земли") и Феомп ("Истории Филиппа")" [398] .

Ярко выраженный дуализм авестийской мифологии позволяет говорить о противопоставлении Ахура-Мазды и Ангхро-Манью как Белого и Черного богов. Чернобог (славяне) – Ангхро-Манью (др.иранцы) – Ариман (персы)-Аид (эллины). Таким образом, Гермес уже представлен как Черный бог. Мы полагаем, что при официальном составлении пантеона древние греки просто разделили две ипостаси одного бога, так как этого требовала иерархическая социальная система, намного более сложная, чем при родовом обществе. При усложненной иерархической системе функции каждого конкретного человека резко сужаются, происходит своеобразный эффект профессионализма, а в силу того, что основной принцип любой космогонической системы состоит в том, что “верх подобен низу”, не могло не произойти разделения функций между разными ипостасями одного и того же бога. Отдельные ипостаси персонифицировались в отдельные персоны. Следующим этапом выделения двух противостоящих сил был этап преобладания религиозного мышления, когда вопросы космогонии отошли на второй план, а на первый вышли вопросы морали, где все аморальное стало соотноситься с силами навьего мира (Сатана, Ахриман, Аллах), а всё моральное с силами Прави (Бог христиан, Ахурамазду, Иблис).

Вернемся к описанию мифологических систем. Описывая войну двух германских племен, Тацит сообщает, что "обе стороны заранее посвятили, если они победят, Марсу и Меркурию войско противника, а по этому обету подлежат истреблению у побежденных кони, люди и все живое" [399] . Как уже было сказано, под именем Гермеса-Меркурия греки и римляне подразумевали германского бога Вотана – "Отца ратей" и Вальфэдра – "Отца павших"; Марс – это Тюр, или Цию, собственно бог войны, каким у ведийцев был сын Рудры – Сканда.

Гермес (Один или Луг) пользуется копьем, а это оружие чаще всего соотносимое с Нижним миром (подобное соотнесение станет понятно, если вспомнить, что восприятие мира в древности носило образный характер. Так ростки растений “пробивали” землю весной подобно копью, а сами происходили из мира подземного. В силу такого внешнего соответствия само копье понималось как оружие хтоническое, но связанное с жизнью и возрождением. В виде орудия последующего возрождения копьё выступает в библейском тексте, где сказано, что Христос был убит на кресте копьем. Бог Один для своего мистического возрождения протыкает себя копьем и пригвождает к дереву. Обычай насаживать на копья головы поверженных врагов говорит не о жестокости, а о магической попытке “возродить” силу и могущество умерших в себе, так как голова считалась личностным вместилищем души человека. Отметим, что в мировом фольклоре практически нет описаний того, что герои при битве с нечеловеческими, хтоническим силами использовали копье, для этой цели практически всегда служил меч, оружие разделяющее на части. Копье чаще всего использовалось в личных поединках богатырей, где противник был так же силен и уважаем, как и сам герой.

 

"Быстроногий вестник Зевса

Страшное одолел порождение

Мощной семенами Земли,

Копьем уметивши в Аргуса" [400] .

 

Рожденный Землей, неусыпный тысячеглазый Аргус мог быть сражен только Гермесом, связанным с этим миром и оружием этого мира. Магическая подоплека налицо. Отметим, что Аргус никак не хтонический персонаж: “Архаический образ Аргуса переплетается с представлениями об Аргусе – сыне Зевса и Ниобы, эпониме города Аргоса в Пелопонессе и основателе земледелия, а так же с Аргусом – правнуком предыдущего и освободителем людей от чудовищ (бык в Аркадии, Эхидна); этот Аргус – переходная фигура от архаики к героизму. В дальнейшем – персонификация звездного неба”[401]. Сюжет об убийстве Аргуса Гермесом определенным образом соотносится с мифом об оскоплении Кроном бога Неба Урана. В обоих случаях и Кронос и Гермес соотносятся со временем, и в обоих случаях речь идет о низвержении богов Неба. Но в таком случае Гермес выходит на уровень царя богов.

К тому же, Гермес – бог Смерти (но не в той ипостаси, что Танат, а водчий мертвых, подобно Велесу).

 

"Полетели за Эрмием тени, и вел их

Эрмий, в бедах покровитель, к пределам тумана и тленья..." [402]

 

"...И ты приди,

Гермес, водитель душ в подземном царстве,

Чтобы меня, лишь меч вонзится в бок,

Без судорог мгновенно успокоить." [403]

 

Кроме того, Гермес, как и Локи, – "отец лжи, коварства и раздоров", их-то он и вкладывает в Пандору[404]:

 

"Аргусоубийца ж, вожатый, вложил после этого в грудь ей

Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу.

Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал".

 

Сделано это для того, чтобы Кривда разрушила устои мира и настал Потоп.

Гермес "любосмешник" издевается над Афродитой, ссоря ее с Афиной ("Деяния Диониса", XXIV, 299-326), "Гермес – боговидный обманщик, он о родителе Дие солгал" (там же, IV, 50).

Вот еще некоторые эпитеты Гермеса из Гомеровского гимна[405], ему посвященного:

"ловкач, изворотливый, дока, хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник, в двери подглядчик, ночной соглядатай..."; "выдумщик хитрый, облеченный бесстыдством", "черной ночи товарищ, плут продувной, скоторез и товарищ пирушки". По мнению Гомера:

"Пользы кому-либо мало дает, но морочит усердно

Смертных людей племена, укрываемый черною ночью".

 

К этому следует добавить, что согласно Плутарху ("Исида и Осирис", 11), Гермеса называют “собакой”. Его отождествляли с собакоголовой обезьяной – “Тотом” и с божественным шакалом, водчим мертвых - Анубисом (тут можно вспомнить и про волков Одина, псов Аида, собак Ямы, про хортов Старого Старика из мифа о Иване Быковиче и т.д.)

Таким образом, Рудра-Шива и Гермес – Черные боги.

Велес отождествлен Б.А. Рыбаковым в ряде работ с трехликим нижним изображением Збручского кумира, которое состоит в антагонизме с четырехликим верхним изображением – Свентовита. Поскольку Свентовит – Белый бог, то Велес – Черный бог, хозяин Нави и "Загробного мира", согласно балтийским мифологиям, отождествляемый с дьяволом или чертом. Да и сам Велес именуется в ППЯ, обильно цитируемых Гальковским, не иначе, как "лютый зверь", а попросту Сатана. На это же указывает его связь с Рождественским Дедом, св. Николаем, Морозом. В именах данного бога присутствует корневое фонетическое сочетание "мор", а также корень "вел"-"вол", традиционно входящий в корни слов, связанные со смертью и водой (река Волхов, Волх). Одна этимология мало что дает при определении функций мифологических персонажей, хотя семантика с этимологией дают не мало интересных результатов. Корневое сочетание “ВАЛ”, “ВЕЛ” присутствует в таких важных мифологических понятиях индоевропейцев, как: ВЕЛсу, ВИЕЛоне, ВОЛосу, ВЕЛесу, ВАЛЬфэдру, ВАЛЬкирии, ВАЛЬгриду, ИдаВЕЛЛЬ-полю, ВЕЛЬве, ВАЛЬгалле, ФИЛидам, о. ВАЛааму, А-ВАЛЛону, индийский демон ВЕЛу – все слова связаны с представлениями о Нижнем мире. Можно добавить, кроме ВЕЛЬзевула, еще и падших ангелов, духов тьмы: ВААЛ - демон вероломства и обмана; ВААЛберит – главный "писарь" ада; ВАЛафар – демон, покровитель грабителей; ВЕЛиар - демон лжи; БЕЛЬфегор – демон богатства; БЕЛЛармин – демон зелья; ведийского ВАЛУ и ВАЛакхильев. Вспомним и об ирландском БАЛоре.

Как Чернобог, он "портит" мир, препятствуя Белобогу. Персонаж типа "Вий", как одно из имен Велеса Нижнего, имеет особый взор, в том числе и губительный. "Вий", как Нижний Велес, – былинный хтонический отец Святогора. Если Велес – Черный бог, то он - соучастник творения мира.

В данном случае показателен отрывок из индийских вед, говорящий о конфликте между Индрой и Рудрой:

 

"Держитесь вслед за этим Индрой, возницей, избавителем!

Да вывезет он вас из зла и обвинения.

С его помощью отбейте копье(пращу), летящее в вас!

С его помощью отвратите брошенное Рудрой!" [406]

 

Илья-пророк, заменивший языческого Перуна, в православии противопоставлен св. Николаю (Велесу). Велес, возможно, противопоставлен Перуну в договорах русов и словен с греками, хотя это не доказуемо. Илья-пророк по грозе гоняет Черта, который, как мы уже говорили, ассоциируется с Велесом.

 

 

11. БОГИ-ПОСРЕДНИКИ

 

Вот эпитеты Тота-Гермеса: "Царь жизни богов, Бог жизни богов, Дающий знать богам о том, что им принадлежит, Дающий жертвенные явства всем богам, Умиротворитель богов, Рассудитель богов, Водитель богов". Здесь следует вспомнить о том, что и Гермес и Тот – боги истины и судьи, следящие за исполнением клятв и договоров. Горе тому, кто "вопреки законам нечестиво нарушит поучения и наставления Гермеса и Зевса" [407] .

"Обращает к недругам жезл свой Гермес, выступая вестником мира, трех бессмертных единой речью увещевая" [408] . Гермес – воплощение порядка, "хранящий установления смертных и бог благозаконья" [409] .

Шива связует воедино Тримурти, вознесшись столпом бесконечного света между ведущими спор вепрем-Вишну и лебедем–Брахмой[410]. Этим он рассудил их, и признали боги Шиву величайшим.

Рудра-Шива – "сын трех матерей", что ассоциируется с тремя мирами древних индусов, и сам он – Трьямбяка. "Рудре, Который в огне, Который в водах, Который проник во все травы, во все растения, Который объял Собой все эти вещи – Тому Рудре да будет поклонение!" [411] .

Гермес – олицетворение Воли и Информации, что связуют три мира греков – Олимп, Землю и Аид. Он – "благостный вестник богов" - и "для богов олимпийских посланником служит проворным" [412] .

Быстрый, как мысль, мчится Гермес, влекомый волшебными крылатыми сандалями, чтобы передать эту Волю Прометею ли, Цирцее ли, а то и самому Аиду (дабы отпустил он Персефону).

 

"...И медлить не стал благовестник, аргусоубийца.

К светлым ногам привязавши свои золотые подошвы,

Амброзиальные, всюду его над водой и над твердым

Лоном земли беспредельныя легким носящие ветром,

Взял он и жезл свой, по воле его наводящий на бодрых

Сон, отверзающий сном затворенные очи у спящих." [413]

 

А вот два герметических источника, относимые к периоду IV в. до н.э. – IV в н.э. Посмотрите, насколько они перекликаются между собой:

 

"...Ты, носящий хламиду, Бог в крылатых сандалиях,

Ты, проделывающий свой быстрый путь от эфира

до глубин Тартара, проводник Духа,

око Солнца, Величайший, архегет слова, способного выразить все,

Ты, радующий своими светилами тех, кто пребывает внизу,

Во глубинах Тартара, мертвых, закончивших свою жизнь..." [414]

 

"...Ты, носящий хламиду, Ты, в крылатых сандалиях,

бдящий над словом, могущим все выразить,

пророк для смертных... посылающий Свое истинное предсказание:

Тебя называют "Прядильник судеб" и "Божественное видение",

всеобщий покоритель, Которого никто не покоряет...

Добрым ты приносишь добро, злым – тягости.

Это для Тебя восходит утренняя заря,

и для Тебя приближается быстрая ночь.

Ты царишь над стихиями, огнем, воздухом, водой и землей..." [415]

 

Гермес – бог дорог, на перекрестии их нередко устанавливали гермы. Он покровитель путей и водчий между мирами, а не просто водитель мертвых. Он вел в Аид Орфея за Эвридикой, и также указывал ему обратный путь. С земли на Олимп Гермес вел свергнутого ранее Гефеста. Гермес вознес на Олимп и Геракла. Афину, Геру и Афродиту привел Гермес на злосчастный суд Париса.

Гермес – Пропилей (привратный), Страж Перехода, но сам он способен проникать всюду, согласно Гомеровскому гимну. Нет для него ни преград, ни уз, ни запоров (потому он – бог воров).

Шива создал Ганешу, и тот препятствует мертвым попасть в "райские" чертоги Шивы и судит умерших: достойны ли они этой великой чести; и потому он – Вигкхнеша – Владыка Препятствий. И нет преград для Рудры-Шивы ни во времени, ни в пространстве! Он – "Неодолимый, одолевающий всех" [416] ! "Да будет поклонение Тебе приходящему, да будет поклонение Тебе уходящему прочь!" [417] .

Итак, Рудра и Гермес – боги-посредники, что связуют воедино других богов и целые миры. Иными словами, они – олицетворение мирового дерева или столпа, связующих три мира.

Велес – Водчий и покровитель путей под именем Николая. Навь – то, что отделяет прежнюю жизнь от новой. Велес как раз и владеет неявным миром; он, как и Гермес, – Хозяин Перехода. Вероятно, в договорах русов (Олега и Святослава) с греками его поминают в связи с той же функцией, что и у Гермеса [418] .

 

 

12. БОГИ-ТВОРЦЫ

 

“Рудра, который владеет этими мирами с помощью сил владычества, един – мудрецы не держатся второго… Имеющий повсюду глаз и повсюду лицо, повсюду руку и повсюду ногу, сотворив небо и землю, единый бог выковывает их руками и крыльями…” [419]

Эпитеты Тота, по-видимому, относятся уже к тому времени, когда его культ слился с культом Гермеса, но даже если это и не совсем так, отождествление этих богов позволяет нам воспользоваться ими: "Царь богов", "Единый, "Сияющий, как Единый", "Cуществующий изначала", "Создавший себя сам", "Родивший себя сам", "Нерожденный", "Не знающий смерти", "Презирающий конец жизни", "Руководитель существующего и несуществующего", "Владыка во веки веков", "Глава всех богов и богинь", "Князь богов", "Глава божественных князей" [420] .

В несомненно более поздних двух герметических гимнах [421] первые строки совпадают – вот они:

 

"Гермес, Всевышний Господин Мира,

Ты, хранимый в сердце, круг Луны.

Ты, круглый и квадратный, архегет произнесенного Cлова,

Защитник Причины Справедливости..."

 

Эрос – сын Гермеса, также согласно орфикам, – Первопричина всего Сущего, как впрочем и Логос – второе его порождение. Вспомните изречение Библии! "Вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог..."

"... Сын всеродителя Зевса

Первым эфир лучезарный, чудесную света обитель,

В дивное двинул вращенье вокруг обновленной природы.

Этим он создал небесную твердь" [422]

 

С этим хорошо согласуется эпитет Тота-Гермеса – "Утвердивший небо и землю своими изречениями" и сведения Голосовкера Я.Э. о том, что Гермес перехитрил своего деда – титана Атланта - и заставил его держать небесный свод. Персей, показав титану добытую с помощью Гермеса голову горгоны, обратил Атланта в гору[423]. Дело было в Африке. И не та ли это Киренская Мировая Гора, где пребывают боги[424]? А убитый Гермесом тысячеглазый Аргус – само звездное небо! Вспомните и отождествление Кадма-Кодмоса-Космоса, мужа Гармонии, с Гермесом – богом порядка. Наконец, аналог Гермеса - скандинавский Один – бог-творец и расчленитель великана Имира.

Рудра-Вратья "воспылал страстью и благодаря этому обрел потомство. Он увеличился, Он стал огромным, Он стал Великим Богом. Он обрел господство над богами, Он стал Господом. Он стал единственным Вратьей..." [425] . Он же – "Создатель с разящим оружием" [426] . "Он стоит перед людьми, сотворив все миры" [427] . “Тот, кто повелитель и творец богов, всеобщий владыка, Рудра, великий мудрец, породивший вначале золотой зародыш…” [428] .

Отметим, что Старый Мудрый Вяйнеменен, волшебный песнопевец, творец мира по финнокарельской мифологии, соотносится с вещим Бояном, велесовым внуком из “Слова о полку Игореве”, который (по тексту поэмы) связывается с мировым древом и всеми тремя мирами. Кроме того, в многочисленных славянских апокрифах о создании мира Чернобог (гоголь, Черт, Сатана по христианской традиции) – сотворец мира.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.