Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир 2 страница




Сущность наблюдений не в одной регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих фактов.

Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают. “Житейское” наблюдение в отличие от научного ограничивается бесплановой, случайной регистрацией фактов. Если же возникает гипотеза, которую нужно доказать, то житейское наблюдение переходит в научное.

Виды наблюдений:

1. Включенное наблюдение, когда исследователь включается сам в те виды деятельности, которыми занимает испытуемый;

2. Сплошное: фиксация всех психических проявлений личности;

3. Выборочное: фиксируется только то, что относится к наблюдаемому психическому явлению.

Требования к наблюдениям:

1. Сохранение естественных психических проявлений;

2. Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);

3. Фиксация результатов в дневники и обработка данных.

Таким образом, наблюдение сохраняет естественность проявлений, но при этом исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики; наблюдение не выявляет причинно-следственные связи между условиями возникновения явления и самим явлением.

Эксперимент – дает возможность исследователю вмешиваться в деятельность испытуемого, создавать условия, в которых психический факт отчетливо выделяется, может быть изменен или повторен.

По В.В.Богословскому, эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого психического явления.

Виды эксперимента:

1. Лабораторный (с применением аппаратуры и без применения аппаратуры);

2. Естественный (в 1910 г. впервые использован А.Ф.Лазурским в обучении);

3. Констатирующий – выявляет уровень проявления психического явления к моменту проведения исследования;

4. Формирующий – изучает явления непосредственно в процессе активного формирования определенных особенностей.

Следовательно, в эксперименте исследователь сам создает условия для проявления явления, которое его интересует; создание этих условий самим экспериментатором позволяет повторять эксперимент, но при создании условия может быть нарушено естественное протекание психических реакций (особенно – в лабораторных условиях).

Так называемые «вспомогательные методы» дополняют и подкрепляют наблюдения и эксперимент:

- метод беседы – метод сбора фактов о явлении в процессе личного общения по специальной программе. Можно сохранить цель беседы, видоизменять вопросы в зависимости от цели;

- метод анкеты – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Существуют следующие виды анкет – открытые (испытуемый сам формирует ответы) и закрытые (выбор одного из предложенных вариантов ответа);

- метод изучения продуктов деятельности – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.);

- метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Георг Айзенк, Анна Анастази создали тесты по выявлению разных параметров личности. Первые тесты создал Альфред Бине в прошлом веке;

- контент – анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.

Исследование нельзя считать оконченным без обработки полученных материалов (количественной и качественной).

6. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности

Психологическая теория деятельность создана в советской психологии и развивалась более 50 лет. Ее касались в своих исследованиях Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и другие психологи.

Основой теории деятельности стал тезис диалектического материализма о том, что бытие, деятельность человека определяют его сознание. А.Н. Леонтьев в своей книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) наиболее полно изложил теорию деятельности. Начнем со строения деятельности, ее макроструктуры, которая, однако, не исчерпывает всего ее содержания. Деятельность человека имеет иерархическое строение, состоит из слоев или уровней. Сверху вниз структура выглядит так:

1 уровень – уровень особых видов деятельности или уровень особых деятельностей;

2 уровень – уровень действий;

3 уровень – операции;

4 уровень – психофизиологические функции.

Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Результат должен быть сознательным, осознанным.

В основе теории деятельности лежат (с учетом свойств действия) 4 принципа:

1. Сознание – не замкнуто, оно должно быть выведено в деятельность субъекта;

2. Деятельность – активный целенаправленный процесс;

3. Принцип единства сознания и поведения;

4. Действия человека предметны и реализуют социальные цели.

Все эти принципы заключены в понятие «действие».

Рассмотрим деятельность по «связкам». Связка «Цель - действие» означает, что цель задает действие, а действие реализует цель. Всякое крупное действие – это последовательность действий более низкого порядка с переходом на разные этажи иерархии действий, к действиям более высокого порядка. Говоря о действиях, мы говорим о том, что делает человек. Если же говорить о том, как он делает что-то, то есть, как совершает действие, следует обратиться к операциям – следующему после действий уровню в структуре деятельности. Операция – это способ выполнения действия (например, умножение 2-значных чисел можно сделать в уме – это один способ, и письменно – это другой способ). Операции – это как бы техническая сторона выполнения действия. Цель, заданная в определенных условиях, в теории деятельности названа задачей. При решении задачи мы анализируем и действия, и операции. Главное свойство операций – в том, что они или мало, или вообще не осознаются. А действия, в отличие от операции, предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль.

Существуют операции 2-х видов:

1) возникающие на основе адаптации подражания и не осознаваемые;

2) возникающие из действий путем автоматизации на границе сознания могут стать осознанными.

Всякое действие, если оно сложное, состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций; причем, граница между слоями очень трудно установима. Принято считать наиболее точным признаком, различающим действие и операцию, осознаваемость – неосознаваемость.

Самый низкий уровень в структуре деятельности – это психофизиологические функции, которые напоминают нам о том, что человек- это не только субъект общественной деятельности, но и организм с нервной системой, органами чувств, опорно-двигательным аппаратом и т.д. Названный уровень – это уровень физиологического обеспечения психических процессов, он являет собой и предпосылки, средства деятельности, ее органический фундамент.

В целом же, три основные уровня в структуре деятельности – действие, операция, психофизиологические функции – можно назвать операционно-техническими аспектами деятельности.

Вернемся (вслед за Ю.Б. Гиппенрейтер) к цели деятельности и зададимся вопросом, что побуждает человека ставить и добиваться их.

Для этого следует дать понятия потребности и мотива. Потребности - это исходная форма активности живых организмов. Это состояние объективной нужды организма (если иметь в виду органические потребности) в чем-то, что составляет необходимое условие его нормальной жизни. К элементарным биологическим потребностям, кроме потребностей в пище, воде, воздухе, относятся и потребность в контактах с себе подобными (ребенок нуждается в общении со взрослыми) и потребность в познании. Всякая потребность проходит 2 этапа – до первой встречи с предметом, который ее удовлетворяет, и после. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета назван опредмечиванием потребности (в элементарных формах, например, это механизм импринтинга, запечатления). В ходе опредмечивания потребность приобретает следующие черты: 1) очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить эту потребность, и 2) быстрая фиксация потребности на первом предмете, «удовлетворяющим» ее (опыты К. Лоренца: гусенок, однажды пошедший за «двигающейся подушкой», ходил за ней потом всегда, не реагируя на настоящую мать).

В акте опредмечивания рождается предмет потребности – мотив или опредмеченная потребность. А потребность, приобретая другой характер, становится потребностью именно в данном предмете.

С появлением мотива изменяется поведение человека, оно становится направленным на или от предмета. Именно множество действий или «гнездо действий» - это типичный признак мотива как того, ради чего совершается действие.

Совокупность действий, вызванных одним мотивом, называется особым видом деятельности или особенной деятельностью (игровая, учебная, трудовая деятельности). При определении мотива как предмета потребности следует помнить, что он может быть и идеальным (научная задача, художественный замысел). Уровень деятельностей отделен от уровня действий, ведь один мотив может быть удовлетворен набором разных действий или одно действие может побуждаться разными мотивами. Часто действия человека сразу побуждаются несколькими мотивами, т.е. полимотивированы (например, человек может работать и ради материального вознаграждения, и ради признания его заслуг). Не всегда мотивы равнозначны. Из мотивов, стимулирующих одну деятельность, выделяется ведущий мотив и второстепенные мотивы (мотивы-стимулы).

Мотивы могут быть осознаваемыми (это мотив-цель) и неосознаваемыми. Последние же все равно представлены в сознании в эмоциях или в личностных смыслах.

В теории деятельности А.Н. Леонтьева эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву: если с точки зрения мотива деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, и наоборот. Часто эмоции могут стать ключом к разгадке человеческих мотивов, если они не осознаются.

Личностный смысл в неосознаваемых мотивах – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия, события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. В смыслообразовании «работает» только ведущий мотив. Сильный ведущий мотив способен «осветить всю жизнь» (например, любовь).

Смыслообразующих мотивов может быть несколько. Мотивационной сферой человека определяется масштаб личности.

Отношения мотивов проясняются в конфликтах мотивов (например, материальная выгода или интересы дела; самосохранение или честь). Для развития личности важно и развитие мотивов.

Если анализировать теоретически, то, рассматривая деятельность, следует двигаться от потребности к мотиву, затем к цели и действию (д) (П.-М.-Ц.-д.), но в реальной деятельности идет обратный процесс: в ходе деятельности (Д) формируются мотивы и потребности (Д.-М.-П.).

Психологам удалось наметить один из механизмов образования новых мотивов – «сдвиг мотива на цель»: цель, побуждаемая к ее осуществлению каким-либо мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом (например, ученик хорошо учится по определенному предмету потому, что хорошо относится к учительнице. Со временем интерес к предмету усиливается, углубляется, и далее ученик с удовольствием учится уже ради интереса к предмету). При этом условием превращения цели в мотив становится накопление положительных эмоций.

Авторы теории деятельности сначала изучали внешнюю, практическую сторону деятельности человека, потом обратились к внутренней деятельности.

Психологи выяснили, что внутренние (умственные) действия подготавливают внешние, экономизируют усилия человека и помогают избежать ошибок. Оказалось, что подобная деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность и отличается от нее только формой протекания. Причем, внутренняя деятельность произошла из внешней через процесс интериоризации, т.е. перенос действий во внутренний, умственный план. В ходе внутренней деятельности действия производятся не с предметами, а с их образами; вместо реального получается мысленный результат.

Очевидно, что для успеха внутренней деятельности необходимо освоить деятельность материальную. При интериоризации внешняя деятельность трансформируется особенно в операционально-технической части, и некоторые операции выпадают, процесс ускоряется. Экстериоризацией же называется переход от умственного плана действий к внешнему, происходящему в форме действий с предметами.

На протяжении десятилетий советская психология занималась разработкой так называемого деятельностного подхода к объектам психологии – психическим процессам, функциям.

Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех остальных психических процессов. Таким образом, деятельность может быть и предметом исследования, и объяснительным принципом («деятельностный подход»). И если деятельность – исходная реальность, с котороый имеет дело человек, а психика – ее производная и – одновременно – неотъемлемая сторона, то предметом психологии следует считать психически управляемую деятельность.

7. Освоение деятельности

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, – это приемы деятельности. Назовем их.

Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным (по Б.М. Теплову).

При выработке навыка автоматизируется не деятельность в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте – это сознательная деятельность, а автоматизируются только операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, только способы выполнения деятельности. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга (предыдущего – на последующий) – перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков – торможение одного навыка другим (не усвоив одного, не берись за другой!).

Этапы формирования и структура навыка таковы:

1. Объединение ряда частных действий в одно целостное. Например, обучаясь читать, ребенок от слогового чтения переходит к чтению целыми словами, т.е. по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами.

2. Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо деятельности – это большое количество лишних движений. Как правило, движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений закрепляются, а остальные затормаживаются.

3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. В отличие от неопытной, опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а некоторые работают «вслепую».

4. Возможность осуществить деятельность разными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и условий деятельности, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним, а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться.

Умение – способность осознанно выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ ее выполнения.

Существует два условия, при которых повторение становится упражнением:

1) обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться;

2) нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет о достижении.

Привычки – тоже автоматизированные элементы поведения, но отличные от навыка. Привычка связана с потребностью совершать те или иные автоматизированные акты: был навык – возникает потребность – вырастает в привычку.

Привычка может быть полезной (порядок на столе) и вредной («слова-паразиты»). Человек всегда может сознательно выработать желательные привычки и искоренить нежелательные, т.е. научиться управлять привычками значит научиться управлять поведением. Восточная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Таким образом, наиболее изученными в науке способами овладения деятельностью принято считать навык, умение, упражнение, привычку.

8. Основные виды деятельности

Основными видами деятельности являются игра, учение, труд. Иногда к ним причисляют такие виды деятельности, как познание и общение.

Игра. Уже в первые годы жизни у ребенка создаются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. И первая из них – игра как средство овладения миром взрослых, путь познания окружающего. Сначала игрой ребенка руководят взрослые, «обыгрывающие игрушки» и другие предметы. Затем в течение первых 2-х лет дети овладевают движениями и действиями с окружающими предметами, то есть участвуют в так называемых функциональных играх. Следующий этап – конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит, печет. В названных видах игр дети манипулируют предметами, эти игры называются манипулятивными.

Следующий этап – сюжетные игры. К 3-4 годам дети играют в сюжетно-ролевые игры, которые предполагают коллективные отношения и учат коммуникативным навыкам, коллективному. Игры по правилам представлены и в жизни взрослых (спортивные состязания, например). Современный философ Й. Хейзинга определил человеческую сущность так – Homo Ludens – «человек играющий», ибо от рождения и до смерти каждый из нас проигрывает множество ролей, сюжетов, ситуаций и, в сущности, играет.

Следующий вид деятельности – учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками. В учении участвует 2-е стороны – учитель и ученик. Учение должно быть развивающим и воспитывающим одновременно. В процессе учения формируется личность: ее мотивы, направленность, воля, способности.

Учение помогает осмыслить парадоксы бытия, осознать некие истины (лозунгом жизни генетика академика В.А. Энгельгардта был «От ложного знания – к истинному незнанию», так он понимал смысл учения на протяжении всей жизни).

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. В процессе труда человек вступает в систему производственных отношений. Особый вид деятельности – педагогический труд. С его спецификой можно познакомиться в курсе «Педагогической психологии».

9. Понятие о личности

С момента возникновения психологии как науки она дала множество определений личности, которые изменялись и конкретизировались. В XIX веке существовало множество определений личности, сейчас их значительно меньше, но более 100 все же существует. В начале XX века американский психолог Джеймс считал, что «личность – это все, что можно назвать своим» (это индивидуальность).

Личность как психологическое понятие – это социально детерминированная совокупность внутренних условий человека, через которую преломляются все внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн): внутренний мир человека обусловлен процессами, происходящими в обществе, в котором он живет.

Иначе говоря, личность – это сознательный взрослый человек, выполняющий определенную социальную функцию.

Человек не рождается, а становится личностью благодаря усвоению системы исторических, социальных норм поведения и деятельности.

По А.Н. Леонтьеву, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека», «личность – субъект деятельности».

Л.И. Божович отмечала: «Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности».

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.).

У младенца или сумасшедшего нет «социального лица», собственной внутренней позиции, следовательно, личностями их назвать нельзя.

Социологи и философы в ряде случаев отождествляли понятия «человек» и «личность», хотя это и неверно.

Человек – понятие, выражающее принадлежность лица к биологическому роду или социальной общности.

Личность иногда отождествляют и с индивидом.

В психологии эти понятия также различны. Индивид – единичный представитель человеческого рода, а индивидуальность – неповторимое своеобразие каждой личности, определенное сочетание психологических особенностей человека.

Следует помнить, что личность – объект и субъект общественных отношений: как объект личность оказывает влияние на экономику, политику, идеологию, а как субъект личность – деятель общественного развития.

О постановке вопроса о личности в истории науки и развитии этого понятия писал Б.Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания». На протяжении последнего столетия создана не одна теория личности. С ними можно познакомиться в соответствующих разделах учебников «История психологии» М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, А.И. Ждан, книгах Б.В. Зейгарник («Теории личности в зарубежной психологии»), Дж. Блюма («Психоаналитические теории личности»), Гамезо М.В. Домашенко И.А. (Атлас по психологии) и др. многочисленных источниках по данной тематике.

10. Структура личности

В 1981 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья А.В. Петровского «Личность в психологии с позиции системного подхода». Вот основные ее положения.

1. В современной психологии нет общепринятого определения личности как предмета исследования.

2. В 50-е-60-е годы бытовал так называемый «коллекционерский подход», когда личность превращали в некое вместилище черт темперамента, характера, потребностей, интересов, способностей и т.д.

3. С середины 60-х годов делались усилия по выявлению общей структуры личности. В личности выделяют социальное и биологическое, ставится вопрос об их соотношении.

4. К концу 70-х годов возникает новая тенденция – системный подход к личности (Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Во главу угла был поставлен принцип деятельностного опосредования.

Положения этой статьи легли в основу главы о личности в учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского. Структура личности, по А.В. Петровскому, представлена тремя составляющими:

1 - внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема включает темперамент, характер и способности человека;

2 - интериндивидная подсистема (не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия рассматриваются как проявления личности каждого из участников групп);

3 - метаиндивидная (надиндивидная) подструктура – это «вклад в других людей», который субъект осуществляет через свою деятельность, т.е. это процесс «продолжения себя в других» не только в момент взаимодействия, но и за его пределами.

Процесс продолжения субъекта в другом индивиде называется персонализацией. Именно ею объясняется феномен бессмертия. Например, у А.С.Пушкина в стихотворении «Памятник»: «Нет, весь я не умру...» А единство индивидуальности личности (всех этих составляющих структуры личности), ее роли в межличностных отношениях и представленности в других людях обнаруживается в авторитетности как черте личности.

Итак, По А.В.Петровскому в структуру личности входит 3 подсистемы:

1. Индивидуальность личности (внутрииндивидная);

2. Ее роль в межличностных отношениях;

3. Представленность в других людях (надиндивидная).

Еще один вариант структуры личности мы находим в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского. По В.В. Богословскому, структура личности включает 4 основных компонента:

1 компонент – направленность личности (избирательное отношение человека к действительности – цели, мотивы деятельности, потребности, интересы, ценности и т.д.);

2 компонент – возможности, реализуемые в способностях, обеспечивающих успех деятельности личности;

3 компонент – характер как стиль поведения в обществе;

4 компонент – надстройка над предыдущими компонентами – система управления, понятия «Я», самосознание личности.

Кроме того, в структуру личности, по В.В. Богословскому, включены психические процессы, свойства, состояния. С.Л. Рубинштейн считал, что «состояния являются фоном, на котором деятельность протекает».

С развитием личности развивается и ее структура.

В «Атласе по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко описаны компоненты структуры личности:

по С.Л. Рубинштейну:

- направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.);

- знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности);

- индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);

по К.К. Платонову:

- подструктура направленности (объединяет отношения и моральные черты личности);

- форм отражения (охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни);

- социального опыта (включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения);

- биологически обусловленная подструктура (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга);

по А.Г. Ковалеву:

- направленность (определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.);

- характер (определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяются моральные и волевые качества);

- возможности (включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности);

- система упражнений (обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль, коррекцию действий и поступков, жизни и деятельности).

11. Активность, направленность и самосознание личности

Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.

Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:

- органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),

- материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),

- социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),

- функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),

- духовные (удовлетворение эстетических потребностей).

Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.

Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:

1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);

2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;

3. общественные потребности – к ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе, любви, общественной деятельности и т.п.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Интересы различаются:

- по их содержанию и направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.

- различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Непосредственных интерес – это интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный интерес - это интерес к результату деятельности.

- по уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.