Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания. 3 страница




Чувства (в узком смысле) - отражают отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, которое закреплено в направленности его личности. По С.Л.Рубинштейну, чувства - субъективная форма существования потребностей.

39. Виды чувств. Высшие чувства

Единой общепринятой классификации видов чувств в психологии не существует. Принято выделять следующие виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Нравственные чувства делятся на моральные (любовь, сострадание, гуманность, преданность и т.д.) и аморальные (жадность, эгоизм, жестокость, надменность, злорадство и другие). Нравственные чувства наступают от осознания человеком соответствия или несоответствия своего поведения принятым в обществе нормам.

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия и создания прекрасного. Соотношение между прекрасным и безобразным - критерий истинности эстетических чувств. Эстетические чувства имеют общественно-исторический характер, идеалы прекрасного менялись во времени.

Специфическим эстетическим чувством признают чувство юмора - умение, способность подмечать в явлениях комические стороны.

Интеллектуальные чувства возникают от успеха или неуспеха в умственной деятельности. Следует отметить, что ситуация, вызывающая проявление интеллектуальных чувств у разных людей - разная. При отсутствии нормы в переживании положительных или отрицательных интеллектуальных чувств возникают вредные психологические комплексы. Уверовав в особенности своей судьбы, человек утрачивает критичность мысли и - соответственно - недооценивает окружающих. Возникает «комплекс неудачника». Другая крайность - ярлык «тупицы», ведущий к комплексу неполноценности. Следовательно, интеллектуальные чувства необходимо постоянно стимулировать. А.Эйнштейн писал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать,- это ощущение тайны; в ней - источник всякого подлинного знания».

Все эти чувства принято называть высшими.

40. Понятие о характере. Типы характеров

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно-устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Нет двух людей, у которых были бы совершенно одинаковые характеры.

Характер(от греческого «печать, чеканка») – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер взаимосвязан с темпераментом. Темперамент является врожденной биологической основой характера (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Характер – сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. В зависимости от типа темперамента одни черты приобретаются легче, другие труднее.

Характер не только испытывает влияние темперамента, но и оказывает воздействие на свойства темперамента:

- под влиянием характера человек направленно учится регулировать проявления отдельных свойств темперамента – в течение длительного времени работы над этими свойствами они могут частично измениться;

- маскирует свойства темперамента – динамика поведения в некоторых типичных ситуациях начинает зависеть не от темперамента, а от мотивов и отношений личности

Черты характера – те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

41. Структура характера

В структуре характера выделяют две группы черт:

1 группа – черты, выражающие направленности личности (устойчивые потребности, установки, склонности, идеалы, цели) и систему отношений к окружающей действительности;

2 группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.

Черты характера можно классифицировать по другим признакам:

1. Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.);

2. По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство);

3. По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство);

4. Волевые черты характера;

5. По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень);

6. По отношению к излишествам;

7. По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость).

Существуют следующие типы характеров:

1. Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников)

2. Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста)

3. Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков)

4. Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста)

5. Социально-практический (характерно для взрослого человека)

6. Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.)

Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование;

2. Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным;

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).

Понятие акцентуацийхарактера было введено немецким ученым К.Леонгардом.

Акцентуации – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность акцентуаций может быть различной.

К.Леонгард выделяет 10 типов акцентуаций. По мнению К.Леонгарда, акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми, поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е.Личко (у подростков) – 11. Э.Фромм дал социальную типологию характеров. Классификация характеров К.Юнга – экстравертированный тип – интровертированный тип.


РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками

Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений с помощью экспериментальных методов.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний и превращения психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимися к середине 19 века в специальных лабораториях исследованиями элементарных психических функций: ощущения, восприятия, времени различных реакций организма. Именно эти работы впервые поставили вопрос о возможности существования психологии вне философии и физиологии. Первоначально план разработки экспериментальной психологии как самостоятельной науки выдвинул Вильгельм Вундт, ученики которого стали создавать по всему миру экспериментальные лаборатории и институты. Сначала главным объектом экспериментальной психологии признавались психические процессы нормального взрослого человека, которые анализировались с помощью самонаблюдения (интроспекции) и эксперимента. Позже эксперименты проводят уже над животными (К.Ллойд-Морган, Э. Торндайк), исследуются и душевнобольные, и дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать исследованиями не только общие законы протекания психических процессов, но и индивидуальные особенности чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций (Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл)

Таким образом, в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление – дифференциальная психология, изучающая индивидуальные различия между людьми и их группами.

Кроме того, достижения экспериментальной психологии, как академической науки, решавшей фундаментальные задачи, позже получают и широкое практическое применение в различных сферах деятельности людей: от дошкольной психологии и педагогики до космонавтики.

Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.

2. Методология экспериментального исследования

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Различают методологию философскую, общенаучную и специально-научную.

Принципы методологии превратились в нормы логически правильных доказательных способов получения значимых результатов.

Например, принцип детерминизма направляет исследователя при разработке биологических, психологических, социальных теорий. Такие теории, основанные на принципах, выполняют методологическую функцию, т.е. могут служить организующим началом для исследования.

Методология как общая система объяснительных принципов, применяется и в психологии соответственно ее предмету.

Область методологии включает целый комплекс научных исследований – это наблюдение, эксперимент, моделирование, которые в свою очередь еще более конкретизируются в различных специальных процедурах, т.е. в диагностических методиках, с помощью которых экспериментальная психология получает научные данные.

Рассмотрим основные онтологические принципы психологического исследования (по работе В.И.Мансика, 1988). Онтология – наука о сущем, о том, что существует, или учение о наиболее общих законах развития бытия.:

1. Принцип репрезентативности. Он определяет отношение объекта с предметом исследования, условиями, методом и результатом. Объект выбирается в соответствии с задачами исследования. Предмет исследования - это то, что изучается в объекте исследования. Например, объектом исследования может быть воображение как психический процесс, а предметом - развитие творческого воображения в дошкольном детстве;

2. Принцип валидности – он характеризует отношение предмета к элементам системы исследования; валидность указывает, что измеряет конкретная методика и насколько она качественна;

3. Принцип надежности – характеризует отношения метода исследования с другими элементами системы, т.е. принцип надежности обеспечивает неизменность результата, полученного при использовании данного метода.

4. Принцип стандартизации условий;

5. Принцип инвариантности, подразумевающий сопоставимость результатов, полученных одним исследователем с результатами другого исследователя.

Кроме онтологических, существуют и гносеологические принципы исследования, соответствующие первым (гносеология – теория познания). Вот положения, от которых эти принципы отталкиваются:

1. Метод характеризуется дефектами, т.е. может быть функционально непригодным для решения исследовательской задачи;

2. Объект всегда является источником фактов;

3. Предмет (явление психики) характеризуется факторами, которые назначаются переменными, влияющими на нее в ходе исследования;

4. Условия (среда) исследования является источником артефактов (Это то, что возникает в ходе исследования под воздействием определенных условий, т.е. создано искусственно - ложный факт, не соответствующий реальному положению вещей);

5. Эффективность характеризует оценку результатов проведенного исследования.

Соответственно этим элементам выделяют гносеологические принципы:

1. Принцип регистрации фактов;

2. Принцип планирования фактов;

3. Принцип контроля дефектов;

4. Принцип удаления (исключения) артефактов;

5. Принцип оценки результатов.

По характеру исследования делятся на:

1. Фундаментальные (теоретические) – направлены на изучение реальности без учета практического эффекта от применения знаний;

2. Прикладные – они проводятся для получения знаний, которые можно использовать на практике;

3. Монодисциплинарные;

4. Междисциплинарные исследования;

5. Аналитические исследования – в них изучается один фактор или аспект реализации проблемы;

6. Комплексные исследования реальности по многим параметрам;

Любое исследование осуществляется поэтапно; этапы будут зависеть от специфики исследования.

М.В.Гамезо и И.А.Домашенко в «Атласе по психологии» предлагают следующую структуру психологического исследования:

1. Подготовительный этап включает определение цели, задачи, разработку рабочей гипотезы исследования и выбора конкретных методик;

2. Сбор фактических данных; разделение их на серии или этапы;

3. Количественная обработка данных; построение графиков, таблиц, схем, и т.д.

4. Интерпретация данных и формулировка выводов.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Формулировка проблемы исследования в виде вопроса, на который нужно найти ответ. Как правило, в постановке проблемы всегда учитываются уже сложившиеся в науке представления о проблеме. Исследователь фиксирует для себя, с точки зрения какой теории он будет рассматривать эту проблему, затем он пытается сформулировать возможный, вероятный ответ на вопрос проблемы о характере связей между исследуемыми явлениями. Это и будет гипотеза исследования. При формулировании гипотезы нужно помнить, что явления психики обусловлены многими факторами. Главное требование к гипотезе – ее проверяемость, а проверить истинность гипотезы можно, дав ее в виде конкретного утверждения по поводу конкретного психического явления. Если гипотез несколько, они проверяются последовательно. После этого гипотеза проверяется на опытном (эмпирическом) материале. Затем выбирается группа или батарея (блок) методик и методов.

На втором этапе собираются данные диагностики, обрабатываются результаты по каждой из методик по каждой из групп испытуемых. Принято условно разделять всех испытуемых одного возраста и одинакового уровня развития исследуемого психического явления на экспериментальную и контрольную группы. На этом этапе, особенно когда проводится не только констатирующий, но и формирующий эксперимент, исследование делят на серии (1-ая и 2-ая) в зависимости от того, как делятся тесты или другие методики на так называемые субтесты, формы (А,В), этапы.

На основе такого разделения на серии на третьем этапе и возможно будет построение сравнительных таблиц и графиков, т.е. фиксирующих исследуемый показатель психики до формирующего эксперимента и после него. Здесь же диагностические данные, полученные при использовании методик, обрабатываются количественно или качественно по специальным формулам и нормам математической статистики.

На последнем этапе осуществляются трактовка полученных результатов и формулировка выводов.

3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования

По С.Л.Рубинштейну, метод– это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки.

Другое определение метода таково - это путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

Методика – это технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Это конкретное воплощение метода или выработанный способ взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

Существует несколько принятых в науке классификации методов. Одна из популярных предложена Б.Г.Ананьевым. Он делит все методы психологического исследования на 4 группы:

1. Организационные

2. Эмпирические

3. Методы обработки данных

4. Интерпретационные.

К 1 группе относятся сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Ко 2-ой группе эмпирических (основаны на опыте) методов относятся наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

3 группа – методы обработки данных,включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

4 группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критический моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

В.Н.Дружинин условно разделил все эмпирические методы на неэкспериментальные и экспериментальные.

В.В.Богословский в своем учебнике называет методы основными и вспомогательными.

Первым научным методом принято считать интроспекцию (самонаблюдение). По Н.Д.Левитову, этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.

Во всех естественных и общественных науках главными признаны метод наблюдения и метод эксперимента. Обратимся к определению наблюдения как метода.

По В.Н.Дружинину, наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Как научный метод он стал применятся с конца XIX века в клинической, социальной, педагогической, возрастной психологии, а с начала XX века в психологии труда, т.е. в тех областях, где значение имеет фиксация естественного поведения человека в привычных для него условиях.

Различают следующие виды наблюдения: 1) несистематическое и 2) систематическое (житейское и научное):

1. В нем важна не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явлений, а всего лишь общая картина поведения;

2. Идет по определенному плану, исследователь выделяет для себя особенности поведения (зависимые переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Сплошное и выборочное наблюдение.

1. В сплошном фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного описания;

2. В выборочное – обращается внимание только на определенные параметры поведения, на определенные черты личности

Непосредственное и опосредованное (с использованием приборов: аудио, фото-, видеоаппаратуры, карты наблюдения, дневники наблюдения.)

Фиксация результатов наблюдения может происходить во время него и после. В последнем случае особое значение имеет память наблюдателя.

«Проблема наблюдателя» при наблюдении состоит в том, что поведение испытуемых может меняться, если наблюдатель им неизвестен или, наоборот, авторитетен для них.

Внешнее и включенное наблюдение.

Включенное предполагает, что наблюдатель сам является членом группы которую исследует. Есть 2 варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о фиксации их поведения; 2) они не знают об этом (например, если используется зеркало Гезелла или группа заключена в общей камере). При включенном наблюдении наблюдатель маскирует и скрывает свою цель, некоторые психологи считают это недопустимым.

Наблюдение проходит в несколько этапов:

1.Определение предмета наблюдения (поведение объекта, человека, группы), ситуации;

2. Выбор вида и способа наблюдения и регистрации данных;

3. Строится план наблюдения (указать ситуации, объект);

4. Выбирается метод обработки результатов;

5. Интерпретация полученной информации.

Предметом наблюдения может быть вербальное и невербальное поведение: речевые акты (их содержание, последовательности, частота, продолжительность, интенсивность); экспрессия лица, глаз, тела; движения, перемещение и неподвижность (дистанция между людьми, скорости, направленность); физические воздействия (касания, толчки, удары).

Главная проблема регистрации данных наблюдений – это категоризация поведенческих актов.

Иногда для подтверждения результатов наблюдения требуется метод экспертной оценки, когда мнения экспертов обрабатываются, вычисляется коэффициент согласованности, по нему оценивается результат наблюдения.

Следует учитывать требования к наблюдению (по А.В.Петровскому):

4. Сохранение естественных психологических проявлений;

5. Целенаправленность наблюдений (наличие цели, задач и плана наблюдения);

6. Фиксация результатов в дневники и обработка данных.

Сохраняет естественность проявлений психики, но исследователь пассивен и ждет, когда наступит интересующее его проявление психики.

Недостатками наблюдения являются и типичные ошибки (А.А.Ершов, 1977):

1) гало-эффект, когда общее впечатление ведет к игнорированию тонких различий;

2) эффект снисхождения заключается в том, что положительная оценка дается всему происходящему;

3) ошибка центральной тенденции, когда наблюдатель дает всему усредненную оценку поведения;

4) ошибка корреляции (связь между однопорядковыми явлениями), когда оценка одного признака поведения дается на основе другого признака, но не связанного с первым;

5) ошибка контраста, когда выделяются черты у испытуемого, противоположные чертам наблюдателя;

6) ошибка первого впечатления, которое определяет оценку дальнейшего поведения.

Наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и методом, включенным в эксперимент и дающий ему необходимую информацию.

Из неэкспериментальных методов наиболее крупная группа включена в опросы:

1. Беседа, по В.В. Богословскому, - это метод сбора фактов о психическом явлении в процессе личного общения по специально составленной программе. Можно сохранить цель беседы, менять ее по ходу, видоизменять вопросы в зависимости от цели. Различают клиническую беседу, интервью - целенаправленный опрос, идущий по плану, в котором важен не только доверительный контакт, но и соблюдение психологической дистанции. Исследователь при этом сохраняет нейтралитет и не проявляет своего отношения к содержанию разговора. Существуют и заочные опросы – анкеты. По В.В.Богословскому это - метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специальной программе. Виды анкет: открытые (в них испытуемый самостоятельно формулирует ответы на вопросы) и закрытые, когда выбирается один из предложенных вариантов ответа. Анкеты объективнее тогда, когда вариантов ответа больше. чем 2 – лучше 4. Первым анкету применил Ф.Гальтон, выясняя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений. На содержание ответов обычно влияют мотивация и установки, поэтому анкетирование всегда бывает вспомогательным методом. В американской научной литературе используется так называемый «архивный» метод, с помощью которого анализируются дневники, архивные материалы, продукты трудовой, учебной деятельности. В отечественной психологии подобный метод назван «методом анализа продуктов деятельности» – это метод сбора информации на основе анализа материализованных результатов деятельности (рисование, лепка и т.д.) (= метод анализа процессов и предметов деятельности = праксиметрический метод). Виды этого метода – биографический, в ходе которого изучают особенности жизненного пути личности; контент-анализ – метод анализа и оценки информации из документов, сочинений, интервью и т.д. путем выделения смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминаний этих единиц в выборочной совокупности.

2. Метод тестов – это стандартизированное задание для выявления психологических особенностей личности, соответствующих неким средним нормам. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. (Шевандрин Н.И.) Более строгое определение: тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.). Тесты - стандартизированные краткие и, чаще всего, ограниченные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий задания.

Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает: точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал); временные ограничения; устные инструкции испытуемому; предварительный показ задания; учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. К бесспорным достоинствам тестов относится объективный характер процедуры, возможность перепроверки результатов, которая основывается на выполнении составителем тестов требований психометрии: репрезентативности, надежности, валидности (репрезентативность – соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам популяции, на которой применяется тест; надежность – устойчивость процедуры измерения, независимость от случайных величин; валидность – соответствие методики измеряемому концепту).

Психологи считают, если тест не обладает репрезентативностью, надежностью, валидностью, его использование не рационально и не научно.

Существует множество классификаций тестов:

Классификация диагностических процедур.

Психодиагностические методики разделяют на 2 группы:

1) методики высокого уровня формализации;

2) методики малоформализированные.

Формализованные: тесты, опросники, проективная техника, прихофизиологические методики.

Требования: точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.; стандартизация (наличие норм и др. критериев оценки результата); надежность, валидность.

С помощью этих методик информация об испытуемом собирается в короткие сроки. Она дает возможность качественно и количественно сравнивать индивида с другими людьми.

Методики малоформализированные: наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, но они трудоемки и основаны на профессиональном опыте самого психодиагноста.

Методики классифицируются

I. По результату:

1) методики, предполагающие правильный ответ (тесты на интеллект);

2) где правильным является любой ответ (личностные методики).

II. По форме предъявления:

1) вербальные - вся деятельность опосредована речевой активностью (личностные опросники);

2) невербальные – минимально используется речь, только для дачи инструкции;

3) смешанные – включают оба класса (тест Векслера).

III. По методическим принципам, которые положены в основу методики:

1) объективные – можно объективно оценить испытуемого;

2) субъективные – построены на отчетах испытуемых:

а) тесты-опросники – набор утверждений «да», «нет», «не знаю».

б) открытые опросники – в свободной форме – «расскажите о себе»

в) шкальные техники – использование шкалы;

3) проективные – основаны на том, что испытуемому предлагается стимул, который размыт и неоднозначен, что позволяет испытуемому самому его доструктурировать. Стимул – экран, на него осуществляется проекция личностного содержания;

4) диалогические (беседы, интервью).

IV. По степени вовлеченности психолога в процедуру диагностики:

1) наименьшая степень вовлеченности (тесты на интеллект, может работать начинающий психолог);

2) средняя;

3) наибольшая (диалогические, проективные).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.