Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 1 страница




Задача корреляционного анализа – установить возможную связь между двумя показателями, полученными на одной и той же выборке или на 2-х разных выборках. При этом устанавливается, приводит ли увеличение какого-либо показателя к увеличению или уменьшению другого показателя.

Коэффициент корреляции колеблется в пределах от +1 (это полная положительная корреляция) до -1 (в случае полной отрицательной корреляции). Если этот коэффициент равен 0, то считается, что никакой корреляции между двумя рядами данных нет.

Корреляция – связь между двумя или несколькими элементами выборок или между двумя выборками.

Параметрическим показателем является коэффициент корреляции Пирсона (r). Для вычисления коэффициента корреляции по Пирсону сравнивают среднее и стандартное отклонение результатов двух измерений по формуле:

r= , где

- сумма произведений данных каждой пары

- средняя для данных X

- средняя для данных У

- число пар

- стандартное отклонение для распределения х

- стандартное отклонение для распределения у

Из непараметрических показателей используют коэффициент корреляции рангов Спирмена. С его помощью выявляют связь между рангами, соответствующих величин в 2-х рядах измерений. Коэффициент корреляции может быть значимым для анализа. Это можно проверить по таблице пороговых значений р для уровня значимости р=0,05.


РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.Краткая история психодиагностики как науки

Психодиагностика выделилась из психологии на рубеже XX века и была подготовлена несколькими направлениями психологии. Главное, что вызвало ее к жизни, – это требования практики.

Первый ее источник – экспериментальная психология, т.к. эксперимент лежит в обнове психодиагностических методик, а их разработка – одна из задач психодиагностики.

В 50 – 70 гг. XIX века, когда начала активно развиваться экспериментальная психология, сильно возросло влияние естествознания на психологию, началась ее «физиологизация». И первыми экспериментальными методами психодиагностику снабдила физиология.

В 1879 году первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге основал В.Вундт.

Он предполагал разработать психологию как науку с двумя пересекающимися направлениями – естественнонаучным (на основе экспериментов) и культурно-историческим (на основе изучения «психологии народов»).

По В.Вундту, естественные эксперименты нужно применять только для изучения низшей элементарной психики, т.к. экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучали простейшие ощущения, реакции на них, зрение, цветоощущение.

По образцу лаборатории Вундта были созданы экспериментальные кабинеты, лаборатории в Америке, Франции, Англии, Швеции и Голландии. Только после этого с помощью эксперимента стали изучать сложные высшие функции. Например, речевые ассоциации (этим впервые занялся Ф.Гальтон). После его публикаций даже В.Вундт стал использовать ассоциации как специальную методику изучения психики, но индивидуальные различия во времени речевых реакций он объяснял не индивидуальными особенностями личности, а характером ассоциаций.

Как метод психологический эксперимент создал Г.Эббингауз (1909) при изучении законов памяти на наборах бессмысленных слогов. Он считал, что результаты не зависят от сознания человека, от интроспекции, и потому объективны. Г.Эббингауз открыл путь к изучению навыков. Вслед за ним американский психолог Дж.Кеттелл исследовал объем внимания и навыки чтения с помощью тахистоскопа, (предъявлял зрительные стимулы за короткие промежутки времени). Он определял время, необходимое для восприятия и называния объектов – формы, буквы, слова.

Объем внимания не превышал 5-ти объектов. В опытах с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кеттелл открыл феномен антиципации (предвосхищения, забегания вперед).

Так, на рубеже XX лека в психологии утвердился объективный экспериментальный метод. Благодаря ему появились новые критерии научности, представлений о психике и зародились знания об индивидуальных различиях людей.

Таким образом, кроме общей психологии, еще одним источником психодиагностики стала дифференциальная психология. Ведь без представления об индивидуальных особенностях психики психодиагностика не возникла бы.

Дифференциальная психология складывалась на основе запросов практики; сначала это были запросы медицины, затем педпрактики. Например, одной из причин возникновения психодиагностики считается потребность в диагностике и лечении умственно отсталых детей и душевнобольных.

Связь психодиагностики с общей психологией особенно ярко проявляется в том, что знания о психике – это отправной пункт для выбора диагностической методологии, для конструирования методик, использования их на практике.

История психодиагностики – это история появления и создания психодиагностических методик, поэтому вопросу о формировании методов психодиагностики в рамках основных психологических школ надо уделить особое внимание.

Тестовые методики связаны с теоретическими принципами. Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиористы ввели в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. Поэтому цель психодиагностики сводилась ими к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов (термин введен Ф.Гальтоном).

Первым исследователем, употребившим в психологический литературе термин «интеллектуальный тест», был Дж. Кеттелл. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др.

Метод тестов получил широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом и психологом А. Бине, создателем самой популярной серии тестов.

До А.Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакций и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно понятиями «ум», «интеллект».

В 1904 году Министерство образования Франции поручило А.Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе.

А.Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с 3 лет). Проведенные задания были проверены и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня. Ввел он и понятие «умственного возраста»; умственный возраст мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Коэффициент интеллектуальности (IQ) был предложен В.Штерном, он определял частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности.

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд – Бине (серия тестов) была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения () был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (), равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал , т.е. ограниченные числами 86 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, умственно отсталым.

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым.

Возникновение группового тестирования связано с именем Артура С.Отиса (Армейские тесты). Групповые тесты не только делали реальными испытания больших групп, но наряду с этим, допускали упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования.

1920-е гг. характеризовались настоящим тестовым бумом (обусловлено направленностью тестологии на оперативное решение практических задач - вопросы обучения, профотбора, оценки достижений и т.д.).

Стали появляться тесты специальных способностей и достижений. Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профотбора и распределения персонала в промышленности и военном деле.

Особое направление в психодиагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются, чаще всего, не тесты, а особые методы, среди которых выделяются, прежде всего, опросники и проективная техника.

Опросники – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф.Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека (особенностей зрительного восприятия, умственных образов).

Прототипом личностных опросников был разработанный американским психологом Р.Вудвортсом в 1919 г. Бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности.

Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. Ассоцианистская концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциации.

Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Ф.Гальтона.

Испытуемому предлагалось отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э Крепелина, К.Юнга, Г.Кента и А. Розанова и других.

Кроме ассоционизма, теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе, ставящем во главу угла понятие бессознательного. Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921г. швейцарским психиатром Г.Роршахом. Создавая эту методику, Г.Роршах экспериментировал с большим количеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным крупам психически больных.

Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире методик – Тест тематической апперцепции (ТАТ) – была создана в 1935 г. Х. Морган и Г.Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. Понятие проекции для обозначения подобных методик было впервые использовано Л.Франком в 1939году.

К началу 1940-х гг. диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной на Западе.

Завершая краткий обзор истории развития и становления психологической диагностики на Западе, отметим, что она отличается широким разнообразием используемых методов как в отношении формы, так и содержания. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований.

2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных

Психодиагностика – это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Структура психодиагностики включает общая теория психологического измерения; частные теории и методики измерения свойств и поведения личности; теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.

Теоретическая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правил построения и выводов, объясняющих психические состояния человека в виде психодиагностических констант.

Любая константа должна иметь теоретический смысл и практическую значимость для выявления той или иной проблемы.

Важной составной частью является дифференциальная психометрика – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений, с количественным определением психических явлений.

Это основной раздел теоретической психодиагностики. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные диагностические процедуры с целью их разработки и на этапе применения.

Как любая из отраслей психологии, теоретическая психодиагностика опирается на общепсихологические принципы:

1. Принцип отражения (адекватное отражение может обеспечить человеку полноценную регуляцию его психической деятельности).

2. Принцип развития – он ориентирует не только на изучение условий возникновения психического явления, но и на изучение тенденции развития.

3. Принцип диалектической связи психических явлений (принцип детерминизма).

4. Принцип связи (принцип единства сознания и деятельности).

5. Личностный принцип – требует от психодиагноста анализа индивидуальных особенностей человека, его онтогенеза.

Практическая психодиагностика – свод правил применения диагностического инструментария, а также знания этических и профессиональных норм работы с испытуемым.

Психолог-практик должен:

1. Понимать условия обследования и учитывать эти условия при интерпретации результатов;

2. Уметь оценить состояние испытуемого;

3. Уметь сообщить информацию.

Основная проблема психодиагностики – предмет исследования нам не представлен в ощущениях (например, в медицине - давление, температура и т.д.)

Психологическая диагностика осуществляется с помощью большого набора средств и инструментов, в том числе и тестов, - это диагностические методики. Практическая психодиагностика занимается конструированием методик, уточнением требований к методикам, правил их применения, границы выводов, на которые может претендовать психолог, – это является основным предметом психодиагностики.

Задача теоретической психодиагностики – разработка новых инструментов исследования, более надежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.

Таким образом, психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психических феноменов, позволяющих установить диагноз.

В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях.

3.Основные методы исследования и диагностики (по Н.И.Шевандрину)

Существует несколько типичных исследовательских методов, позволяющих разрешать диагностические задачи.

1. Одним из наиболее доступных и широко применяемых в педагогической практике методов является наблюдение. Наблюдение – это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения следует отнести: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воздействий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений психики (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются:

1. Получение сведений о психическом явлении в «чистом» виде;

2. Сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

3. Оценка фактов, полученных с помощью других методов, например, анкетирования;

4. Проверка рекомендаций.

Например, для исследования эмоциональных предпочтений в классе можно использовать метод временных срезов, когда преподаватель через равные промежутки времени фиксирует контакты учащихся (кто с кем общается), заносит интенсивность контактов в таблицу и определяет социометрический статус учащихся.

2. Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам следует отнести: искусственность условий, значительные затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Естественный эксперимент по изучению, например, межличностных предпочтений в учебном классе может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество – неизбираемым. При этом типе стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен.

3. Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос – это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы.

4. Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, дневники, альбомы по рисованию, журналы и т.п. для реализации указанного метода исследования, определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, пропуски занятий и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

5. Моделирование - это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в учебной группе или педколлективе на ЭВМ.

6. Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест – это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. (Шевандрин Н.И.) Более строгое определение: тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения (Анастази А.). Тесты - стандартизированные краткие и, чаще всего, ограниченные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:

1. Точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);

2. Временные ограничения;

3. Устные инструкции испытуемому;

4. Предварительный показ задания;

5. Учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого и др.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает, прежде всего, определение их валидности, надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования.

Основная научная категория, с которой работает психодиагност – практик, – это возрастные нормы развития личности. Кроме них, психодиагност обязан знать еще и этические нормы.

Практик-психодиагност должен учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на получение индивидуального результата, сопоставление их с нормативами. Практик, в отличие от психолога – теоретика, работает с уникальной ситуацией, даже если это конкретная ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что каждый раз общение психодиагноста-практика – всегда новые отношения с клиентом, в каждой конкретной ситуации это решение, прежде всего, этических, нравственных задач взаимодействие.

4. Психологическая информация в психодиагностической работе

Клиент строит свое взаимодействие с психодиагностом по-разному в зависимости от ситуации экспертизы или психологической помощи. В ситуации экспертизы клиент предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально-одобряемых форм поведения, т.е. он всегда стремиться вести себя правильно: бывает, он пытается отказаться от своих личных, индивидуальных проявлений, всячески подстраивается под эмоциональный фон эксперта, подыгрывает ему.

Ситуация экспертизы – это всегда психологическая задача и для самого эксперта. Реальность психоэкспертизы состоит в том, что это всегда экзамен на социальную зрелость клиента и – одновременно – на умение решать психологические задачи для диагноста. В ситуации же оказания психологической помощи, когда диагност общается с таким клиентом, который уже стал формулировать психологическую задачу, со стороны клиента наблюдается открытость, сотрудничество, желание выполнять все инструкции диагноста, он просит еще и еще задания. Но это повышает ответственность диагноста, т.к. он должен суметь не путать профессиональные обязанности и личные отношения с клиентом.

Главная задача диагноста – получение достоверной информации, поэтому в работе эксперта все начинается с наблюдения за клиентом в ходе обследования по методикам.

Наблюдение психодиагноста организовано его представлением о возрастной норме поведения. Это позволяет фиксировать реальное соответствие или несоответствие. Классификация фактов поведения клиента приводит диагноста к гипотезе о том, как надо решать психологическую задачу. Например, психодиагност в ходе наблюдения отмечает двигательную расторможенность или гипердинамический синдром – неусидчивость, беспокойство. Диагност выдвигает гипотезы на основе симптоматики и сопоставляет их с содержанием заказа на свою работу, затем он принимает решение о выборе методик для исследования такого клиента. Чтобы обследование дало достоверную информацию, диагност получает более широкий спектр симптомов, признаков, задавая клиенту продуманные вопросы в виде беседы, причем, выбор этих вопросов зависит как от заказа на специальную работу, так и от предварительного наблюдения диагноста. Затем методики и их результаты позволяют уточнить уже имеющиеся данные.

Схема получения психодиагностических данных такова:

1. Принятие заказа и определение задач взаимодействия с клиентом.

2. Классификация симптомов поведения и выработка гипотез.

3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.

4. Обследование с помощью методик.

5. Обработка и выводы по результатам.

6. Обсуждение результатов диагностической работы с коллегами.

Организация и этапы психодиагностического исследования.

1. Определение целей и задач.

2. Выбор методики.

3. Оценка выбранной методики, соответствующей ее целям и задачам.

4. Организация точного соблюдения инструкций и контроль за условиями предъявления методики.

5. Минимизация влияния экспериментатора на результаты испытуемого.

6. Установление контакта с испытуемым, создание мотивации к процедуре тестирования.

7. Обеспечение анонимности психодиагностической информации.

8. Обработка, интерпретация и формирование выводов. Описание заключения.

9. Этические нормы психолога (психодиагноста).

Работая с методиками, психодиагност использует не одну, а «батарею» методик, т.е. несколько, направленных на разборку одной проблемы с разных сторон. Выбор батареи методик должен отвечать таким требованиям:

1. Адекватность поставленной клиентом задачи;

2. Адекватность психологической теории, по которой работает психодиагност;

3. Интерпретация полученных результатов на основе предполагаемых многофакторных отношений между полученными данными.

Интерпретация диагностических данных может быть количественной – при сравнении индивидуального результата со среднестатистическими нормами и качественной – при сравнении результатов с рядом эталонов.

Таким образом, получение психологической информации в работе психодиагноста, это организация взаимодействия с клиентом, в ходе которого могут быть получены данные, отражающие его психическую реальность в результатах наблюдения, клинической беседы, в данных работы с батареей методик, проинтерпретированных психологом.

5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи.

Психодиагност использует в своей работе категории нормы.

Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты психодиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:

1. Степень ее структурированности, которая выражается в содержании рефлексии клиента на психическую реальность.

2. Отношение клиента к своей психической реальности, т.е. отношение клиента к своей индивидуальности.

3. Особенности восприятия психолога как источника психодиагностической информации.

Область оказания психологической помощи в работе психодиагноста может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психической реальности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.