Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 9 страница




Движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание движущих сил психического развития было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным.

Психическое развитие ребенка, как и целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям:

- познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

- психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

- личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой и т.д.).

Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому – как развитие:

- знаний и способов деятельности;

- психологических механизмов применения усвоенных способов и

- личности, куда включена и деятельность.

Основное направление психического развития:

1) интеллектуальное развитие – идет от непосредственного к опосредованному, от непроизвольного к произвольному,

2) личностное всегда соотносится социальным,

3) деятельностное (самостоятельность, самообучение, широта и скорость переноса, способ действия, умение выделять сущность, критичность, экономичность.)

Чтобы быть успешным, т.е. приводить к научению при минимуме затрат и усилий ученика, учебная деятельность должна соответствовать следующим требованиям:

1) быть разносторонне мотивированным процессом, т.е. побуждать и учителям лучше обучать, и ученика стараться учится,

2) иметь развитую и гибкую структуру, использовать разные методы и методики в разных ситуациях,

3) использовать разные формы обучения и усвоения,

4) использовать технические средства обучения (ТСО), наглядность для оформленного содержания.

В Российской современной педагогической психологии созданы несколько вариантов развивающих систем обучения: В.В. Давыдова и Л.В.Занкова. (обучение ведет за собой развитие) Если первое основывается на положениях Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В.Занкову психологический и педагогических достижений.

Например, Л.В.Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает

а) неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала;

б) неоправданно медленный темп изучения учебного материала;

в) однообразные повторения учебного материала.

В экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:

1. Принцип обучения на высоком трудности (соблюдение меры трудности),

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний, по которому отработка понятий, связей внутри предмета не менее важна, чем отработка навыков,

3. Принцип осознания школьниками собственного учения направлен на развитие рефлексии и саморегуляции,

4. Принцип работы над развитием всех учащихся (обязательный учет индивидуальных особенностей).

По Л.В. Занкову, развитие – есть следствие обучения. На практике система Л.В. Занкова направлена на:

1) высокое общее развитие школьников;

2) высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

3) быстрый темп нахождения материала;

4) резкое возрастание удельного веса теоретических знаний детей.

Развивающее обучение, по В.В.Давыдову, приводит к сформированности полноценного теоретического (дедуктивный путь обучения, от абстрактного к конкретному, от общего к частному) мышления, обеспеченности свободы мыслительного передвижения в указанном учителем направлении. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим.

Учебные предметы должны быть перестроены в процессе обучения. Прежде всего, должна быть усвоена система теоретических понятий, выражающих наиболее общие и существенные знания предмета.

Понятие должно не даваться в готовом виде, а усваиваться самостоятельно, частные знания должны выводится из всеобщих.

На основе теорий Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдов формирует не только положения содержания учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы в ходе учебной деятельности:

1. «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимы,

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний, учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний,

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать свойства предмета в чистом виде,

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое и обеспечит мышление перехода от всеобщего к частному и обратно,

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно». (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения)

Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию и дала объективные положительные результаты.

Приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, а оно само (вкупе с воспитанием) есть условие и основа развития, которое имеет свои уровни, линии и направления. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С.Выготскому.

18. Цели воспитания

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личности общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельности, прозванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.)

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.)

Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания. Основная цель воспитания – синтезирование моральных представлений в индивидуально-нравственные переживания.

Главная задача воспитания, по Р.С.Немову, – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянным в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и цели воспитания.

К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь, и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в ее постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующий прав за любой другой личностью независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность – обратная сторона и неизменный спутник свободы; там, где свобода, есть действительное благо для личности. Свобода без ответственности – это безответственность, ответственность без свободы – это рабство. То и другое могут стать самими собой лишь тогда, когда они сочетаются и взаимно друг друга дополняют. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

19. Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека: убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые другими людьми.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.)

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя. Средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

- методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, преставления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельности в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

- методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность.

20. Институты воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания – это семья и школа.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья – это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своего времени, до 10 – 11 лет, обучаясь от 6 – 7 до 16 – 17 лет. Там его воспитывают учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе для него что-то новое, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействий на детей. В школе, кроме того, воспитание может осуществляться через учебные предметы гуманитарного цикла: литературу, историю и ряд других. Все это – очевидные достоинства школьного воспитания. Но для работников школы, в отличие от членов семьи все дети одинаковы, и всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание.

Через печать, радио, телевидение и иные средства массовой информации также осуществляются весьма широкие и разнообразные воспитательные воздействия, адресованные большой аудитории пользователей всем этим. Преимущество данных средств воспитательного воздействия состоит в том, что здесь в качестве источника воспитательных влияний можно использовать лучших специалистов, лучшие образцы и достижения педагогики и культуры, «тиражируя» их в нужном количестве через соответствующие технические средства и повторно воспроизводя столько раз, сколько потребуется. Заметный недостаток в воспитательных воздействиях средств массовой информации: влияния этого источника воспитательных воздействий рассчитаны, в основном, на среднюю личность и могут не дойти до каждого ребенка, т.е. они не индивидуализированы и не обладают так называемой «обратной связью».

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (в последние годы также социального и экономического), рассчитанного на более глубокое понимание основных жизненных нравственных категорий добра и зла и на формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе.

Личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. Такие группы, которые несут в себе наибольший воспитательный потенциал для личности, принято называть референтными.

21. Место и роль ТСО в учебно-воспитательном процессе

Сочетание слова учителя с соответственными наглядными пособиями – один из способов интенсивного обучения.

В связи с широким распространение массовых средств информации наглядность становится необходимым условием обучения.

Сегодня наглядность обязательно связано с применением ТС, позволяющих использовать психофизиологические особенности человека для лучшего усвоения знаний.

Известно, что основными каналами получения информации являются слух и зрение. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше пропускной способности системы “ухо-мозг”.

90 % всех сведений о мире школьник получает с помощью зрения, 9 % - слуха, 1 % - с помощью осязания.

Из всех видов памяти у учащегося больше всего развита зрительная (“лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать”).

Психологи доказали, что у взрослого человека, который воспринимает непрерывную монотонную речь, уже через 20 минут ослабевает внимание из-за однообразия раздражителя. Если же речь сопроводить показом какого-либо объекта, начинает работать и зрительная аналитическая система. Возникает рефлекс “Что такое?” (по И.В. Павлову), и человек лучше воспринимает. Этим же объясняют следующие факты: слушая, человек запоминает 15 % речевой информации, только 25 % видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65 % информации.

Исходя из этих особенностей физиологии ВНД и психологии человеческого восприятия, доказано: наиболее высокое качество усвоения достигается при сочетании слов учителя и предъявляемого учащемуся с помощью ТСО изображения в процессе передачи учебной информации.

Дидактические особенности ТСО таковы.

1. Обеспечение высокой эффективности учебно-воспроизводственного процесса.

2. Высокая информационная насыщенность ТСО. Благодаря выразительным средствам и приемам к/ф, учебная телепередача передает учебную информацию за более короткое время, чем учитель.

3. ТСО – средства рационального использования времени, повышения продуктивности учительского и ученического труда.

4. Возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения.

Уникальные документальные фонозаписи сохранили живой голос Л.Н. Толстого, В. Маяковского и др.

На уроках литературы, истории кинематограф воссоздает историческое прошлое, переносит ребят в другую эпоху. На уроках географии ТСО помогут зрительно представить объекты в любой точке земного шара.

Кино дает возможность воспринимать на экране явления и процессы с любой скоростью, необходимой для учебных целей: рост корня, стебля, семени (биология), образование кристаллов, диффузия в жидкостях (физика), то есть ТСО расширяют сферу познания и чувственного восприятия учащегося.

Дидактические особенности ТСО включают также:

1. Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов, связанных между отдельными явлениями природы и общества.

2. ТСО знакомит с явлениями недоступными непосредственному наблюдению, помогают проникнуть в микромир, отдельные детали процесса. Это служит формированию научных понятий и представлений об окружающем мире.

3. Показ изучаемых явлений в развитии, динамике (к/ф, телепередача, видеозапись). Т.о., ТСО – один из инструментов формирования диалектического мышления и мировоззрения.

4. Реалистичные отображения действительности. Кино, радио, TV, средства звукозаписи и статичной проекции сообщают учащимся достоверную информацию, излагают материал на научной основе, реалистично воспроизводят историческое прошлое и настоящее.

2. Выразительность, богатство изображаемых приемов, эмоциональная насыщенность.

Благодаря этим особенностям создается необходимая эмоциональная основа восприятия, повышается интерес к изучаемым явлениям, обеспечивается активный процесс познания и глубины усвоения.

Большое эмоциональное воздействие оказывают прослушивание учащимися произведений литературы в использовании мастеров художественного слова. Благодаря эмоциональности ТСО оказывает и воспитательное воздействие.

Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых процессов и явлений, достоверность, большая информационная насыщенность ТСО позволяют применять их на уроке как источник новых знаний.

Образность, наглядность, выразительность ТСО делают их эффективным средством иллюстрации, позволяют использовать и как опору для самостоятельной работы или в процессе учебной деятельности.

Учебные к/ф, диафильмы, охватывающие материал нескольких уроков. могут выполнять функцию систематизации и обобщения знаний.

Таким образом, ТСО можно использовать как:

1. Источник новой информации,

2. Средство иллюстрации учебного материала,

3. С целью обобщения знаний,

4. Как зрительную опору в учебной деятельности учащихся.

В последнее время наряду с традициями объяснительно-иллюстративными и информационными методами обучения прибавились информационно-поисковые.

Урок все чаще становится формой самостоятельного творческого добывания знаний учащимися под руководством учителя. Все больше место отводится самостоятельным индивидуальным и групповым видам работы, опытам.

В связи с этим дальнейшее совершенствование получили и ТСО. Стали применяться чаще и больше к/ф, телепередачи диапозитивы и диафильмы, они стали чаще носить проблемный характер, развивать логическое мышление учащихся.

В понятие ТСО входят носители учебной информации (к/ф, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, программы для контроля знаний учащихся видео- и аудиоматериалы), и аппаратура и технические устройства, с помощью которых эта информация воспроизводится.

Аппаратура делится на информационную (электрофон, магнитофон, радио приемник, радиоузел, диапроектор, графопроектор, эпипроектор, кинопроектор, TV, видеомагнитофон), контролирующую (технические устройства для контроля знаний учащихся – ЭВМ), универсальную технику (лингафонное устройство, замкнутые теле системы и тренажеры).

Носители информации можно разделить на экранные средства обучения и воспитания (ЭСОВ – учебные диапозитивы, транспаранты, диафильмы), звуковые (ЗСОВ – звукозаписи), экранно-звуковые (ЭЗСОВ – кинопособия, кинофильмы, кинфрагменты, учебные телепередачи) или аудиовизуальные средства и программы для контроля знаний учащихся.

Каждый учитель должен знать фонд ТСО по своему предмету и методы применения в учебно-производственном процессе.

22. Учебное кино и учебное телевидение

Накоплен огромный опыт по созданию учебных к/ф и их педагогического использования.

Имеет значение и структура (построение фильма, его изобразительный материал, словесное сопровождение).

Учебное кино как средство наглядности имеет специфические свойства.

Педагогические особенности и возможности ученика определяются его изобразительной природой и техникой передачи зрительных образов в движении и развитии.

Наглядность учебного кино позволяет направить зрителя на главное и существующее.

Соединение эмоций и познаний сторон учебного кино позволяет выражать объективные закономерности и явления в яркой, интересной и правдивой форме.

Учебное кино создает не только представление о явлении предмета, но и приводит к образованию научных понятий.

Особенностью учебного кино является и то, что оно позволяет ученикам как бы самим открывать для себя явления видеть на экране подтверждение или отрицание собственных мыслей.

Учебное кино развивает интерес к изучаемому явлению, развивает внимание, творческое воображение, наблюдательность, память и логическое мышление.

Особенность учебного кино – и в изложении значительного по объему материала в короткое время.

Учебное кино нашло широкое применение на уроках в начальной школе, связано с чтением, обучением пересказу, сочинению, в качестве иллюстрации к беседе на воспитательную тему, иногда взамен экскурсии.

Учебные фильмы часто служат детям источником их первых представлений о различных явлениях.

Изобразительный ряд фильма имеет неисчерпаемые возможности для раскрытия новых понятий, развития воображения ребенка, для накопления или конкретных представлений о самых разных предметах и явлениях.

Исследования психологов показали, что дети запоминают:

1) то, что особенно понятно. Например, убедительна мультсхема по круговороту воды в природе, развитию растений из семени и др.

2) то, что вызывает у них особый интерес, удивление.

3) то, что задерживает перед глазами достаточно долго.

4) большинство эпизодов, относящихся к начальным кадрам, т.е. когда внимание детей еще не утомлено.

Велика роль звука в сюжетных фильмах о природе, труде людей, фильмах на воспитательные темы.

Так, в фильмах о природе звуки – это голоса животных, пение птиц, шум водопада и др.

Часто вместо текста диктора используются в фильмах и надписи субтитры, подзаголовки.

Эти надписи должны удовлетворять определенным условиям.

Они должны быть яркими, убедительными, заинтересовывающими детей.

В учебных фильмах не должно быть много незнакомых детям объектов.

Объем фильмов тоже должен быть ограниченным. Ребенок должен тщательно рассмотреть все предметы на экране.

А вот телевизионные передачи в отличие от учебных фильмов, смотрят и слушают миллионы людей. По телевидению мы получаем регулярную разнообразную информацию обо всех сторонах жизни людей. Телевидение играет большую роль в образовании и просвещении.

Телевидение обладает рядом свойств, незаменимых для использования в педагогическом процессе.

Телепередачи – жизненны, документальны.

Учебные программы телевидения созданы в целях обучения и воспитания школьников.

Учебное телевидение призвано оказывать помощь учителю при изучении наиболее важных и сложных тем программного материала.

Телевидение помогает учащимся раскрывать законы развития явлений природы, общественной жизни.

Главная редакция научно-популярных учебных программ, центральное телевидение транслирует специальные передачи для учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.

Это передачи по истории, основам российского государства и права, обществоведению, литературе, физике, химии, ботанике, природоведению, музыке. Они предназначены для использования непосредственно на уроках в школах страны.

Проводятся телепередачи, рассчитанные на внеурочную самостоятельную работу учащихся, факультативных занятий и просмотра в группах продленного дня, а также информация и методические передачи для учителей.

Например, передача «Учителю музыки» освещает передовой педагогический опыт работы по новой музыкальной программе, разработанной под руководством академии АПН СССР Д.Б Кабалевского. Телеканал «Культура» предлагает большой объем информации для эстетического, духовного развития личности.

Учебное TV включает и выразительное слово высококвалифицированных педагогов, и демонстрацию явлений и опытов, которые в большинстве школ не могут быть воспроизведены, и показ связанных со школьной программой современных производственных процессов, и встреч с участниками героических событий, с учеными, писателями, художниками, передовыми тружениками страны.

Такое сочетание разнообразных средств педагогического влияния обеспечивает большой высокий методический и научный уровень преподавания, расширяет методические возможности решения учебных и воспитательных задач.

Успех передачи во многом зависит от деятельности учителя.

Во вступительной беседе учитель подготавливает учащихся к сообщению новых знаний с экрана, но не дублирует материала передачи.

Учитель четко формулирует вопросы к передаче, повторение предыдущего материала, на который будут делаться ссылки в передаче.

После просмотра передачи учитель, опираясь на ее создание, наводит учащегося к выводам и обобщениям.

Передачи же не подменяют учителя, а только помогают ему в изложении материала.

Передачи могут просматриваться учащимися дома для подготовки к урокам и для изученного раньше.

Учитель знакомится с содержанием. Информация дается в системе издаваемых аннотаций к учебным телепередачам, которые включают следующие разделы:

1. Программа учебных телепередач на соответствующий учебный год,

2. Краткое содержание учебной передачи,

3. Методические рекомендации учителю к каждой передачи,

4. Примерный перечень вопросов к передаче,

5. Список дополнительный и научный методической литературы для учителя.

Центральное телевидение ежегодно устанавливает определенный день и час для каждого предмета.

Таким образом, телевидение может быть использовано как дополнительный материал, источник знаний и вспомогательное средство повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.