Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 11 страница




Чтобы определить влияние общества на личность через группу, надо рассматривать группу как ячейку общества. В социальной психологии США применяют групповые и индивидуальные подходы, но не рассматривают групповую деятельность, обращаются к малым группам и не акцентируют их связь с общественными отношениями.

Параметры группы – это ее композиция (состав), структура, групповые процессы, нормы и ценности, система санкций.

Состав группы в каждом конкретном случае может быть возрастным, профессиональным или основанным на какой-либо характеристике членов группы. Структура группы может быть: структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций, структура групповой деятельности, структура эмоциональная (= структура межличностных отношений).

Групповые процессы – это процессы организации разных видов групповой деятельности.

Другая часть параметров касается положения индивида в группе как ее члена. Например, это статус или позиция как место индивида в группе.

Динамическим аспектом статуса является роль, т.е. функции, заданные индивиду группой. Если собрать набор функций, которые приписываются каждой из позиций индивида в группе, то получится роль матери, отца и т.д.

Система «групповых ожиданий» - это тоже характеристика индивида в группе, это ожидаемые образцы поведения, соответствующие роли.

Существуют групповые нормы и санкции для контроля поведения индивида. Нормы – установленные обществом модели, эталоны должного поведения. (Л.П.Буева). Санкции – механизмы, с помощью которых группа возвращает индивида на путь соблюдения групповых норм.

Общей чертой всех классификаций групп можно считать формы жизнедеятельности групп, но в социальной психологии следует учитывать место группы в общественных отношениях.

Для социальной психологии характерно деление групп на: условные и реальные, причем, все основные исследования сосредоточены на реальных группах (реальные лабораторные и реальные естественные).

Малые группы делятся на становящиеся и уже сложившиеся. Таким образом, все группы, начиная с реальных естественных, и являются объектом исследования социальной психологии.

9. Проблема больших социальных групп

Большие образования людей делят на два вида:

1. Случайно, стихийно возникающие и достаточно кратковременно существующие (толпа, публика, аудитория);

2. Сложившиеся в ходе исторического развития общества долговременные устойчивые группы (классы, этнические группы, нации, половозрастные группы – молодежь, пожилые люди, профессиональные группы).

Регуляторами социального поведения служат нравы, обычаи, традиции (в отличие от малых групп).

Еще одна характеристика – образ жизни группы, т.е. интересы, ценности, потребности.

Для большой группы, в особенности для этнической, важно наличие специфического языка.

В других больших группах он может быть в виде жаргона (в профессиональной группе, возрастной)

Все сквозные характеристики группы наполнены определенным содержанием. Большинство психологов выделяет две части содержания большой группы:

1. Психический склад как устойчивое образование (характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы)

2. Эмоциональная сфера большой группы. Это подвижное динамическое состояние (потребности, интересы, настроения).

Психический склад группы и психический склад личностей, входящих в нее, не совпадают.

Для исследования больших социальных групп используются межкультурные, сравнительные исследования (методы социологии, этнографии, языкознания). Социально-психологический анализ большой социальной группы состоит в выявлении связей между психологическими характеристиками группы, образцами поведения ее членов.

Классы. В них наиболее исследована эмоциональная динамическая сфера. В классовой психологии одни из значимых ее элементов - классовые потребности, интересы и так называемые социальные чувства (это характеристика эмоционального состояния группы). Некий психологический облик класса может проявляться в социальном характере, который, по неофрейдистам и Э.Фромму, является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера у Э.Фромма не связаны с определенным социальным классом, а связаны с историческими типами самоотчуждения человека (накопительский тип, рыночный тип).

К психологическим характеристикам класса относятся такие регуляторы поведения, как привычки, обычаи, традиции.

Этнические группы до социальной психологии изучались в этнографии. Традиция исследования национальной этнической группы идет от В.Вундта, который исследовал мифы, обычаи, язык народа, считая его этнической общностью.

Сегодня в социальной психологии используются понятия «национальный характер, национальное самосознание, национальная психология» как синонимы психического склада нации.

Так же, как в психологии классов, в психологии этнических групп различают и психический склад, и эмоциональную сферу. Национальный характер следует рассматривать всего лишь как фиксацию наиболее отчетливо проявляющихся национальных черт. Но это фиксация условна уже потому, что национальное и социальное переплетаются.

Основной сферой проявления национального характера считается деятельность, поэтому, наряду с обычаями, изучается народное искусство и язык, поскольку именно через язык происходит и передача национальных черт, и социализация личности. Существуют этнические стереотипы, например, чувство «мы», которое фиксирует осознание особенностей свей группы в отличие от других. Стереотипы, чаще всего, возникают из-за ограниченности межэтнического общения.

Явление этноцентризма опасно, т.к. признает эталоном все жизненные явления только своей этнической группы. Ученые так и не пришли к выявлению причин национальных особенностей людей.

Рассмотрим стихийные группы и массовидные движения – это кратковременные объединения большого число лиц. Среди них выделяют толпу, массу, публику.

Один из главных факторов формирования этих групп – общественное мнение как выражение массового сознания.

Толпа образуется на улице по поводу различных событий (ДТП и т.п.). Длительность ее существования зависит от значительности инцидента: толпа зевак быстро растворяется, но толпа может перейти в действие (беспорядки), т.е. стихия – это всегда основной фон толпы, который может привести к агрессивности.

Масса – наиболее стабильное образование с нечеткими границами; это определенные слои общества, сознательно собравшиеся для определенной акции: манифестации, демонстрации, митинги. Лидеры обычно известны заранее, а в массовидных действиях принимают участие представители групп и движений.

Толпа и масса обычно разнородны по составу.

Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем (болельщики на трибунах стадионов и т.п.). Публика в замкнутых помещениях – аудитория. Но и в публике действуют законы массы, поэтому если возник инцидент, то неуправляемость публики гарантирована.

В подобных группах источником информации, кроме СМИ, часто могут быть слухи и сплетни, у которых свои законы распространения: например, возникает так называемый «эффект доверия» без потребности проверки, личность не контролирует ситуацию. Существуют специальные способы воздействия в стихийный группах: заражение, подражание, внушение.

Заражение – это бессознательная подверженность индивида психическим состояниям. Передается через эмоциональное состояние и ведет к бессознательному подчинению образцу поведения. Существует реакция заражения, она подобна цепной реакции. Особая ситуация заражения - паника.

Заражение может происходить и в условиях массовых зрелищ (на концерте рок-группы экстаз артистов стимулируют аплодисменты).

Лидеры партий, общественные деятели, как правило, используют эффекты воздействия на массы: известны факты заражения личным примером в бою, в производстве. Заражение опасно в периоды нестабильного развития общества (Чечня).

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие человека на другого человека или на группу. В зависимости от меры активности коммуникатора различают сообщение, убеждение, внушение. Считают, что во внушении работает невозможность критичной оценки внушаемого тем, кому внушается нечто. В 1903 году впервые М.В.Бехтерев ввел понятие «социальной суггестии»: тот, кто внушает – суггестор, тот, кому внушается, - суггеренд. Сопротивление внушению – контрсуггестия. Внушение носит вербальный характер и односторонне. Доказана зависимость суггестии от возраста: дети более суггестивны, чем взрослые. Эффект зависит от авторитета суггестора (Кашпировский прошел лишь освидетельствование, но не подтверждение результатов в институте мозга, а на телевидении его приняли).

Этот метод психологического программирования аудитории часто применяется в рекламе (имидж как концепция создает образ воспринимаемого телеведущего, умышленно смещаемый в определенную сторону, например, как в телепередаче – «Слабое звено»).

Подражание - механизм воздействия в условиях массового поведения, обозначающий воспроизведение индивидуальных черт или образцов поведения. Известна теория подражания Г.Тарда, идея которой такова: фундаментальный принцип развития и существования общества – подражание, оно – источник прогресса, оно действует по законам: от внутреннего к внешнему, от низшего к высшему. Следует помнить, что подражание ребенка взрослому не равно подражанию индивида нормам социального поведения.

Несмотря на кажущуюся односторонность, подражание обладает и обратной связью.

Социальные движения – особый класс социальных явлений; это достаточно организованное единство людей, которых объединяет цель изменить социальную действительность.

Социальное движение может быть:

1) широким движением с глобальными целями (борьба за мир);

2) локальным движением (территориально ограниченным – движение против использования полигонов);

3) социальное движение с прагматичными целями в отдельном регионе (движение за смещение администрации в районе).

Импульсом социального движения является проблемная ситуация. Оно имеет план и разработанные способы достижения цели. Для социального движения важны вопросы:

1. Механизмы присоединения к движению (могут быть фундаментальными и сиюминутными). Рекрутация сторонников может происходить на улицах, в группах, как механизм присоединения может работать теория относительной депривации, которая имеет идею: человек, испытывает потребность в достижении цели не тогда, когда он лишен чего-либо полностью, а тогда, когда лишен чего-то частично или лишен чего-то в сравнении с другими.

2. Соотношение позиций меньшинства и большинства. В концепции С.Московиси утверждается, что в каждом движении актуальна проблема несогласных с этим движением, поэтому надо учитывать и их позиции. Эта концепция указывает условия, в которых большинство может рассчитывать на основное влияние в движении.

3. Проблема лидера в социальном движении. Лидер должен обладать определенным имиджем, выражать и отстаивать цели социального движения.

10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Проблемы малой группы наиболее традиционны в социальной психологии.

Малая группа – та первичная среда, в которой личность делает свои первые шаги как социальное существо.

Первые исследования малой группы в 20 годы XX века фиксировали не взаимодействие между индивидами внутри группы, а лишь факт одновременного присутствия людей рядом (коакция).

Оказалось, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивидов.

Этот эффект был назван социальной фасилитацией, т.е. возрастающей сенсорной стимуляцией.

Торможение действий индивида под влиянием присутствующих – эффект социальной ингибиции.

Второй этап развития исследований – переход к изучению взаимодействия людей в группе. Важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто присутствие членов группы.

Европейская традиция изучения малой группы отличалась от американской. Социальная жизнь, ее сложность вызывала интерес к малой группе. Малая группа стоит на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии. Успехи в диагностике также стали причиной изучения малой группы.

Но к 30 годам XX века в США абсолютизировали малую группу как идеальный объект исследования.

Наиболее общее определение малой группы таково: это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (таким образом, общественные отношения в нейпроявляются в личных контактах.)

Пределы малой группы – от 2-3 человек до 30-40 человек. Споры о количестве ведутся до сих пор.

Диада – простейшая первичная форма общения на эмоциональном контакте.

По Г.М.Андреевой, логично не устанавливать, не принимать верхнего предела малой группы.

Наиболее приняты три классификации малой группы.

1. Ч.Кули – делит все группы на первичные (это группы с непосредственным контактом) и вторичные (в них используются посредники или средства связи).

Когда стали отождествлять с малой группой первичные группы, эта классификация потеряла смысл.

2. Э.Мэйо – разделил группы на формальные (четко заданы позиции членов, их роли, система подчинения, т.е. в них отношения строятся по вертикали) и неформальные (существуют внутри формальных групп, нет заданных отношений по вертикали, могут возникать сами по себе вне формальных групп).

3. Г.Хаймен – выделил группы членства (реальная группа) и референтные группы. Он открыл феномен референтных групп – те группы, в которые индивиды реально не включены, но нормы которых принимают. В дальнейшем Г.Келли выделил две функции референтных групп: сравнительную и нормативную, т.е. он подтвердил, что референтная группа нужна индивиду для сравнения своего поведения с ней или с нормами, на которые стоит равняться.

Если референтная группа входит в группу членства, т.е. в реальную группу, то она обозначается как значимый круг общения, т.е. выбран из реальной группы круг значимых людей.

В социальной психологии существуют три основных направления исследования малой группы:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школа «групповой динамики».

Первое связано с именем Дж. Морено, который считал, что в обществе есть две структуры: макро- и микро-. Все конфликты и напряжения в обществе обусловлены их несовпадением. Например, система симпатий - антипатий индивида не вмещается в макроструктуру, и наоборот, ближнее окружение индивида – не обязательно то, какое ему нравится, поэтому нужно гармонизировать отношения макро- и микроструктур (1958). Это наивное предположение, но методика Морено стала популярной в выявлении межличностных отношений, сегодня она не может быть использована как основной метод изучения малых групп, т.к. в ней нет аспекта деятельности и мотивации выборов.

Второе направление связано с именем Э.Мэйо и его так называемыми «хоторнскими экспериментами». С 1924 по 1936 год в Америке в компании Western Electric шло снижение производительности труда сборщиц моторов. Сначала Э.Мэйо изучал влияние освещения на производительность, на следующем этапе эксперимента, улучшив условия труда, ввел перерывы в работе, изменил оплату труда, но самое главное – открыл новую переменную – осознание рабочим важности происходящего, потребности ощутить себя членом группы (т.е. эта переменная – социабельность). Таким образом, возникновение неформальных отношений на производстве повысило производительность труда. Это открытие Э.Мэйо воплотил в «доктрине человеческих отношений», в которой он и открыл два типа структуры в группе – формальную и неформальную.

Третье – «школа групповой динамики». Курт Левин – переехал из Германии в США в 40-гг., открыл в Мичиганском университете лабораторию по изучению групповой динамики. Опираясь на его «теорию поля», стали изучать динамику социального поведения. Через познание психических и социальных сил, влияющих на поведение, эта идея была применена к анализу психических и социальных сил и их изменение в лабораторных условиях в группах с заданными характеристиками.

Вся совокупность этих исследований стала называться групповой динамикой. Сотрудники К.Левина исследовали внутригрупповые конфликты, эффект групповой деятельности, в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения решений. И если основа групповой динамики – «теория поля» Курта Левина уже устарела, то методики исследования малой группы все еще работают сегодня.

Всякая малая группа, как и большая, имеет ряд статических (границы, состав, композицию) и динамических (процессы внутри группы) характеристик. Именно они – главная задача анализа в социальной психологии.

В процесс образования малых групп входят не только способы формирования малых групп, но и психологические механизмы:

1. Феномен группового давления на индивида (конформизм - нонконформизм).

2. Процесс групповой сплоченности.

3. Проблема лидерства.

4. Процесс принятия групповых решений.

5. Становление коллектива как стадии развития группы.

В социальной психологии всегда имеется в виду лишь процесс формирования реальных естественных малых групп.

Феномен «группового давления» называется иначе феноменом конформизма или конформного поведения – это психологическая характеристика личности, ее позиции по отношению к группе, принятию – неприятию групповых стандартов. Мера конформизма равна мере подчинения группе. Существует внешняя конформность (только внешнее приспособительство) и внутренняя конформность (индивид усваивает мнение большинства). Экспериментально доказана позиция негативизма, т.е. полное отрицание стандартов группы.

По А.В.Петровскому, в реальной группе существуют три типа поведения:

1. Групповая внушаемость – бесконфликтное приятие мнения группы.

2. Конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

3. Коллективизм или коллективистическое самоопределение (единообразие поведения как результат сознательной солидарности личности с группой).

Американский социальный психолог М.Дойч выделил в проблеме конформизма два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, а члены группы воспринимают это как норму) и информативное групповое влияние (давление оказывает меньшинство, а член группы воспринимает его лишь как мнение, на основе которого он может сделать свой выбор).

Проблема влияния большинства и меньшинства проанализирована С. Московиси в контексте малой группы.

При изучении групповой сплоченности, прежде всего, учитывают эмоциональную основу межличностных отношений.

Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности» вычисляемый как отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов – это формальная характеристика малой группы.

Новый подход к проблеме сплоченности состоит в том, что главный интегратор группы – это совместная деятельность всех членов. Сплоченность группы означает, что состав ее объединен наилучшим образом.

В рамках отечественной психологии проблема групповой сплоченности разработана А.В.Петровским на основе «стратометрической концепции групповой активности», а позже на основе тории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе.

Главная идея его теории: всю структуру группы можно представить состоящей из 3-х (позже их 4-х) слоев (страт).

эмоциональные контакты, межличностные отношения

ЦОЕ – ценностно-ориентационное единство

 

«ядро», цели группы

 

А, Б, В - это одновременно и уровни развития групповой сплоченности и три уровня развития группы.

На уровне В – поверхностный слой, групповые отношения строятся только на уровне эмоциональных контактов;

На уровне Б – дальнейшее сплочение группы в ходе совместной деятельности;

А – ядерный слой внутренних отношений, интеграция группы, ее сплоченность, общие для всех цели.

Что касается лидерства в малой группе, – это одна из кардинальных проблем социальной психологии; шире – это проблема руководства (оно не равно по смыслу лидерству).

Д.Б. Парыгин назвал семь пар отличий лидера от руководителя:

Лидер Руководитель
1) осуществляет в группе межличностные отношения; 2) организует микросреду; 3) возникает стихийно; 4) психологическая характеристика одного из членов. 1) официальные отношения; 2) макросреда (общественные отношения); 3) назначают; 4) социальная характеристика. и другие.

Но они часто сталкиваются с одинаковыми проблемами.

Лидер – это такой член малой группы, который выдвигается группой для организации ее при решении конкретных задач; остальные члены группы принимают его. Ведь он не только защитник, но и лицо группы.

Лидера считают элементом групповой структуры.

Существует несколько теорий происхождения лидерства.

Особое качество группы, связанное в общей деятельностью и указывающее на высший уровень ее развития, называется коллективом.

По А.С.Макаренко, важный признак коллектива – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная, отвечающая потребностям общества. Первый признак коллектива – это его направленность, которая обеспечивает такое качество личностей, которые в него входят, как целеустремленность. Каждый член коллектива должен признавать совместную деятельность как фактор образования коллектива, его развитие. В коллективе у большинства обрисована перспективная линия развития.

Существуют несколько моделей развития групп по стадиям, наиболее удачная попытка – это психологическая теория коллектива А.В.Петровского (1979). Главная идея его концепции – «деятельностное опосредование – это системообразующий признак коллектива». В последней редакции уровни структуры группы (их уже не 3, а 4) развиваются в обратном порядке, т.е. от ядерного уровня А. Идея стадий, по А.В.Петровскому, сочетается в разработке этой концепции с идеями Л.И.Уманского (1971) об обязательных параметрах группы, применительно к которым и замеряется уровень развития группы:

1) направленность коллектива,

2) организованность,

3) подготовленность и психологическая коммуникабельность.

Типология групп А.В.Петровского имеет два вектора:

1) вектор X – наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений с содержанием групповой деятельности;

2) вектор Y – общественно-значимая деятельность групп.

Векторы образуют пространство, в котором расположены все группы, функционирующие в обществе.

содержание деятельности

 
 
Y

 

опосредование межличностных

Х отношений групповой деятельностью

       
 
 
 
 

 

 


Гр.№1 – коллектив;

Гр.№2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования межличностных отношений деятельностью, т.е. это группа еще не доросшая до уровня коллектива;

Гр.№3 – антиобщественная группа, но степень опосредования межличностных отношений совместной деятельностью высока (это преступная группа, банда);

Гр.№4 – антиобщественная группа со слабой степенью опосредованности антисоциальной деятельностью (т.е. она менее опасна, чем гр.№3, но прогрессу все равно препятствует);

Гр.№5 – группа с очень слабой степенью выраженности содержания деятельности и такой же слабой степенью значимости деятельности для групповых процессов.

11. Психология межгрупповых отношений

До недавнего времени межгрупповые отношения в социальной психологии вообще не изучались, хотя в общественной жизни межгрупповые отношения – это арена этнических, классовых и других отношений, что диктует свои требования социальной психологии изучать связи и отношения не только внутри, но и между группами.

В 1954 году М.М.Шериф в США начал исследование в лагере подростков с целью выявить отношения между их группами. Несколько позже А.Тешфел в русле когнитивной психологии пересмотрел проблематику межгрупповых отношений и доказал, что позитивное отношение к своей группе наблюдается даже тогда, когда нет объективных оснований для возникновения конфликтов с другой группой, т.е. позитивные отношения к своей группе – это некая универсальная константа групповых отношений. Очень важно, чтобы в центре внимания социальной психологии изучались межличностные отношения ни как межгрупповые процессы сами по себе, важно при каких условиях и как объективно существующие межгрупповые отношения отражаются в сознании члена группы и определяет их восприятие друг друга. Следует учитывать определенные стереотипы в восприятии группами друг друга. В 50 гг. ХХ века Д.Кемпбелл сформулировал гипотезу «контакта групп»: чем более благоприятны условия для контактов между группами, тем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

С.Московиси, рассматривая межгрупповые отношения, приходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не абсолютна, она не является атрибутом абсолютно всех межгрупповых отношений. Очевидно, что межгрупповые отношения влияют и на внутригрупповые процессы. Социальная психология сегодня считает, что перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включать как бы два сечения:

1) отношения между группами по горизонтали, т.е. выявление межгрупповых отношений несоподчиненных групп, «существующих рядом»: демографическая группа, нация – семья – школа, школьный класс – спортивная секция; т.е. эти группы не находятся в соподчинении;

2) отношения между группами по вертикали, в некой иерархии: бригада – цех – завод – объединение. Это иерархия снизу вверх (подобными иерархиями занимается новая отрасль социальной психологии – организационная психология).


РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии

Томас Лихи в своей книге упоминает о том, что Платон когда то заметил: «Наука всегда начинается с удивления – удивления перед внутренней работой природы».

Мы идем от науки объяснения, почему мир, разум и тело функционируют так, а не иначе. Ответить на эти вопросы помогает природа науки, ее философия и история.

Историография науки прошла два этапа: от XIX века до 50-х годов XX века. В это время историю психологии описывали ученые преклонного возраста, как правило, уже прекратившие научные исследовании, а с 50 – 60-х годов XX века летопись науки стали создавать профессионалы – историки науки.

История психологии претерпела такие же изменения. Образцом классической старой истории психологии была книга Эдвина Боринга «История экспериментальной психологии», ученик Э.Титчинера издал ее в 1929 году.

С середины 60-х годов XX века старая история психологии сменяется профессиональной.

В 1965 году появляется специальный журнал в США, американская психологическая ассоциация приняла решение о формировании отделения истории психологии.

В 1967 году под руководством Р.Уотсона основывается журнал по истории психологии и появляется университетская программа.

В 1988 году Лорелл Фуромото заявила, что эта отрасль психологии уже оформилась как самостоятельная наука и дисциплина, которая должна стать обязательным компонентом подготовки профессиональных психологов.

Фуромото так описывает новую историю психологии: «Новая история склонна быть критичной, а не церемониальной; концептуальной, а не просто историей идей, выходящей за рамки исследования «великих». Она исп. первоисточники и архивные материалы, пытается проникнуть в глубины мышления того или иного периода, чтобы увидеть проблемы такими, какими они возникали в свое время».

От повествования – к анализу – таков путь развития истории психологии.

Итак, факторы, влияющие на развитие психологии, как науки, по Т.Д.Марцинковской таковы: ведущий фактор – логика развития психологических знаний; он связан с изменением предмета психологии, с влиянием смежных наук на нее, с развитием принципов и категориального аппарата. Этот фактор достаточно объективен. Два других более субъективны: 2) это социальная ситуация развития науки; 3) особенности личности конкретного ученого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.