Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 Формирование межличностных отношений




Межличностные отношения — это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыс­лящими и чувствующими индивидами.

Внутренней основой взаимоотношений между людьми являет­ся одна из ведущих социальных потребностей — потребность в об­щении. Важнейшая черта межличностных отношений — их эмоци­ональная основа. Они возникают и складываются на основе опре­деленных чувств, появляющихся у людей по отношению друг к другу. Это могут быть положительные, сближающие чувства, когда другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к содружеству. Это могут быть отрицательные, разъединяющие чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которой не возни­кает желания сотрудничать. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в общении, в совместной деятельности. Однако анализ межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы, так как отно­шения между людьми не складываются лишь на основе непосред­ственных эмоциональных контактов. Сама деятельность (учебная трудовая) задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому необходим одновременный анализ двух типов отноше­ний в группе — как межличностных, так и опосредованных совме­стной деятельностью. Становление отношений обоих типов проис­ходит в малых группах — немногочисленных по составу объедине­ниях людей, члены которых имеют общую цель и находятся в не­посредственном общении друг с другом (класс, группа воспитан­ников и т.п.).

В малых группах протекают те социально-психологические про­цессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека и эмоциональный климат всей группы. Груп­па предстает перед нами как целостное образование, у которого есть свои определенные свойства и структура. Каждый ученик в классе занимает определенное место в системе не только деловых отношений, но и личных. Личные отношения никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно в силу ряда пси­хологических обстоятельств. Положение школьника может быть благополучным — ученик чувствует себя принятым в группе. Мо­жет оно быть и неблагоприятным, что становится источником тя­желых осложнений в развитии личности. Личные взаимоотноше­ния, существующие в классах, обуславливают возникновение не­больших группировок, которые играют заметную роль в жизни коллектива. В группировке складываются своя этика, свои требова­ния к личности. Таким образом, класс рассматривается как груп­па, в которой существуют сложнейшие системы отношений — деловых и личных, каждая из которых имеет свою динамику раз­вития и структуру.

Проблема становления межличностных отношений у детей и подростков с нарушениями слуха приобретает особое значение. Спе­цифика развития личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. От мик­роклимата, созданного в школе, в трудовом коллективе, в группе, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, уси­лится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом до­полнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.

Нормально слышащие дети имеют большие возможности на­копления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы оценки партнеров по общению. У детей с нарушениями слуха — глухих и слабослыша­щих — опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых — родителей и педаго­гов. При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведе­ния, необходимые при общении с другими людьми, с другой сто­роны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку.

В сурдопсихологии разные аспекты межличностных отношений глухих и слабослышащих детей и подростков были исследованы В.Г.Петровой, В.Л.Белинским, Э.А.Вийтар, М.М.Нудельманом. Психологи использовали различные методы исследования межлич­ностных отношений: сочинения, разные варианты социометрических тестов («Посвящение в секрет», «Выбор соседа по парте», «Приглашение надень рождения»), социометрические сочинения, беседы, измерение ожидаемых оценок. Большинство исследований выявило дифференциацию изученных групп на статусные катего­рии, причем аналогичные тем, которые выделяются у нормально слышащих, — «звезды», предпочитаемые, принятые, непринятые (социометрически конфликтные), пренебрегаемые (социометрически изолированные). В то же время иными были факторы, влия­ющие на положение ребенка в системе личных взаимоотношений. У слышащих младших школьников и подростков к факторам, по­вышающим положение ученика в классе, относились такие, как хорошие способности (при этом хорошая успеваемость не обяза­тельна), общительность, верность в дружбе, готовность оказать по­мощь товарищу, самостоятельность, инициативность, богатая фан­тазия, привлекательная внешность. Факторы, понижающие статус ученика в системе личных взаимоотношений, — это аффективность, драчливость, вспыльчивость, упрямство, лживость, замкнутость.

В исследовании Э. А. Вийтар межличностных отношений слабо­слышащих школьников с VI по XII класс установлено, что обще­ние между детьми происходит в основном в узкой формальной группе (внутри класса). Главными факторами, определяющими социометрический статус, оказываются успеваемость, уровень раз­вития речи, степень сохранности слуха, дисциплинированность. Среди учащихся, занимающих хорошее положение, 56% имеют развитую речь и учатся на «хорошо» и «отлично», нет неуспеваю­щих детей с неудовлетворительным поведением, только 11 % сре­ди них имеют тяжелые нарушения слуха. В группе с низким стату­сом преобладают неуспевающие и недисциплинированные учени­ки, только у 22% детей отмечены относительно легкие нарушения слуха и развитая речь и лишь у 11 % — хорошая или отличная успеваемость. Таким образом, учебные показатели — успеваемость и дисциплина — в значительной степени определяют положи­тельное или отрицательное отношение слабослышащих учащих­ся друг к другу.

Установленные в этом исследовании зависимости, особенно наличие тесной связи между успеваемостью и положением уче­ника в классе, свидетельствуют об ответственной и значимой роли учителя в формировании межличностных отношений между школьниками.

Особенности межличностных отношений глухих подростков были исследованы В.Л.Белинским. Объектом исследования стали ученики IX—XI классов школы-интерната для глухих детей. В этом возрасте у старшеклассников уже сложились не только отношения деловой зависимости, но и сложная система личных взаимоотно­шений, формируется характер, мировоззрение и достигнут суще­ственный сдвиг в умственном развитии. Но наряду с этим наблю­дается непонимание многих процессов, протекающих в жизни, вызванное отсутствием слуха, что приводит к необоснованным аф­фективным вспышкам, неожиданным реакциям в поведении и не­адекватной оценке поступков других людей. В исследовании уста­новлено, что в системе межличностных отношений между глухи­ми учащимися в старших классах наиболее предпочтительными оказываются ребята с четко выраженными положительными ка­чествами личности. На первое место ставятся хорошая успевае­мость, добросовестное выполнение общественных поручений, тру­долюбие, общительность, широта интересов. Бывают случаи, ког­да в число игнорируемых попадают подростки с хорошей успева­емостью. Этих детей, как правило, характеризует замкнутость, нежелание прийти на помощь, уклонение от общественных по­ручений, упрямство, грубость в общении. Выявлено также, что, несмотря на в целом достаточное осознание нравственных ка­честв личности, многие учащиеся переоценивают своих товари­щей. В связи с этим необходимо на конкретных примерах обучать их умению правильно оценивать лучшие и худшие качества лич­ности товарища и предъявлять необходимые требования к себе и к окружающим.

Важной стороной межличностных отношений является их вос­приятие и оценка (социальная перцепция и рефлексия), т.е. спо­собность адекватно воспринимать, познавать и оценивать другого человека, основные параметры своих отношений с другими чле­нами группы, отношения членов группы между собой. В процессе восприятия людьми друг друга формируются их представления друг о друге, умение определять черты характера, способности, инте­ресы, эмоциональные особенности. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, от ощущений и восприятий до мышления. В исследовании Э.А.Вийтар установлено, что в ха­рактере восприятия и понимания межличностных отношений у слабослышащих школьников обнаруживаются те же зависимости, что и у слышащих. И те и другие наиболее адекватно оценивают отношения близких к ним людей (средний коэффициент адекват­ности — 0,65), наименее адекватно — отношения тех одноклас­сников, которые для данного человека незначимы (коэффициент адекватности — 0,3). Исследование показало, что у слабослыша­щих детей интерперсональная перцепция формируется медленнее, чем у слышащих. Это проявляется в том, что слабослышащие дети склонны отождествлять свое отношение к другому с его отноше­нием к себе, приписывать другим свое отношение. Приблизитель­но 75 % испытуемых ожидают выбора от тех же лиц, которым они сами отдают предпочтение. Адекватность оценки выборов, ожида­емых от учащихся, которые для испытуемого значимы, выше, чем адекватность определения собственного положения в общей сис­теме личных взаимоотношений (коэффициенты ожидаемых выбо­ров — 0,51 и 0,32). Свое место в системе положительных отноше­ний дети воспринимают точнее, чем в системе отрицательных (ко­эффициент адекватности — 0,5 и 0,3). Учащиеся, занимающие хо­рошее и среднее положение, правильнее оценивают положитель­ные ожидаемые выборы, чем отрицательные. А учащиеся, зани­мающие плохое положение, адекватнее оценивают отрицатель­ные ожидаемые выборы.

Неполнота восприятия устной речи, отставание в речевом раз­витии затрудняют контакт с партнером, заставляя человека с на­рушенным слухом прибегать к интенсивному использованию не­вербальных средств общения, вносят специфические особенности в осознание и осмысление отношений. Обучение в школе-интер­нате ограничивает сферу общения таких учащихся и усиливает влияние педагога на формирование перцепции и рефлексии сла­бослышащего школьника.

Умение правильно воспринимать и понимать другого человека представляет собой сложный процесс, который формируется по­степенно в соответствии с накоплением жизненного опыта, опы­та общения. Возможность оценивать свое отношение к кому-то и его отношение к себе, по данным Э.А. Вийтар, возрастает к стар­шему школьному возрасту.

Формирование социально-перцептивных процессов, обуслав­ливаемое спецификой деятельности и особенностями актуализа­ции отношений в различных сферах общения, а также индиви­дуальными особенностями развития личности, степенью потери слуха, происходит неравномерно. Так, дети с нарушенным слу­хом не всегда адекватно оценивают свое место в общей системе личных взаимоотношений в группе (степень адекватности — 0,3 — 0,5). Иначе обстоит дело с умением воспринимать и оценивать успеваемость, поведение и внешность, т.е. параметры, характе­ризующие роль ученика (степень адекватности — 0,96; 0,94 и 0,85 соответственно). Важно, что именно становится объектом реф­лексии: собственные отдельные внешние действия, поступки или внутренние эмоции, мыслительные операции и т. п. Познание лич­ности другого человека, осознание значимости собственной лич­ности, понимание межличностных отношений и их оценка — это достаточно сложные процессы, требующие и высокого уровня интеллектуального развития, поэтому такое познание достигает­ся значительно позднее, чем познание внешнего, видимого. Высокая адекватность рефлексии и перцепции параметром, характе­ризующих роль ученика (успеваемость, поведение, внешность), являющаяся результатом повседневной работы педагогом, позво­ляет предположить, что при соответствующем специальном воз­действии на формирование восприятия межличностных отношений можно достичь значимых успехов в этой сфере. Нужно обу­чать не только средствам общения, но и его формам, пониманию сущности и истинного содержания межличностных отношений. Только в общении и через общение можно развить нес богатство качеств личности.

Особенности межличностного восприятия глухих школьников в сравнении со слышащими сверстниками исследовались М. М. Нудельманом. Использовалась методика измерения ожидаемой оцен­ки одноклассников и себя в представлении одноклассников путем ранжирования по 10-балльной системе качеств личности по сле­дующим основаниям: «Каким я хотел бы быть в представлении окружающих?» (идеальное «Я») и «Мне кажется, что окружающие считают меня...» (реальное «Я»). Проводилась письменная работа на тему «Что думают обо мне, как меня оценивают, как ко мне относятся ребята нашего двора? Учителя? Учащиеся моего класса? Мои близкие друзья?».

Выявлено три группы испытуемых с высокой, средней и низ­кой ожидаемой оценкой: у слышащих старшеклассников оценок, отнесенных к высокому уровню, почти в 1,5 раза больше, чем у глухих (57,3 и 33,4%), у глухих больше случаев ожидаемой оценки низкого уровня (16,6 против 7,4% у слышащих).

При сопоставлении ожидаемой оценки с самооценкой выяс­нилось, что у глухих школьников самооценка полностью совпа­дает с ожидаемой оценкой. У слышащих школьников они близ­ки между собой, но во многих случаях ожидаемая оценка не­сколько выше самооценки. Слышащие испытуемые, как прави­ло, полагают, что окружающим не известны свойственные им отдельные отрицательные качества или их недостойные поступ­ки, в то время как большинство глухих уверены в том, что их сверстники знают о них все. Это связано с условиями жизни интерната, когда в классе 8—10 человек. Качественный анализ данных показал, что у глухих школьников в ряде случаев ожида­емые оценки полностью совпадают с оценками, характерными для идеальной личности, т.е. глухие учащиеся нередко полага­ют, что многие из качеств личности (честность, вежливость, трудолюбие, ум, смелость) будут оценены их одноклассниками самым высоким баллом.

Особый интерес представляет проблема адекватности оценок, ожидаемых глухими школьниками. Способность правильно пред­ставлять, что ожидают от тебя окружающие, каково их отношение к тебе, определяет самочувствие личности в группе. Поэтому было важно выяснить, насколько ожидаемая оценка школьника совпа­дает с реальными оценками, даваемыми окружающими, в частно­сти с оценками сверстников. Сравнение ожидаемых и реальных оценок показало, что адекватность ожидаемых оценок у глухих школьников несколько выше, чем у учащихся массовой школы (60,5 и 48,6 %). Вместе с тем отмечена недостаточная критичность некоторых учащихся к свойствам своей личности: в 28,8 % случа­ев реальная оценка со стороны группы была ниже ожидаемой учащимся.

У подавляющего большинства как слышащих, так и глухих школьников выявлен высокий и средний уровень сензитивности к оценкам окружающих (83,1% у глухих и 89,4% у слышащих) — большинство из них постоянно ориентируется на мнение окружа­ющих. Низкий уровень сензитивности присущ лишь небольшой ча­сти испытуемых. Интересно, что для слышащих школьников при этом наиболее значимы ожидаемые оценки интеллектуальных ка­честв (сообразительности, общего развития, начитанности), в то время как глухие школьники преимущественно заинтересованы в высокой оценке таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, учеб­ные и спортивные успехи.

Среди разных видов межличностных отношений выделяются дружеские отношения, как наиболее личностно значимые для людей. Исследования В.Г.Петровой и Э.А.Вийтар показали, что глухие дети отстают от слышащих и слабослышащих сверстни­ков в усвоении и выделении существенных сторон понятия «дружба», их суждения отличает упрощенность и излишняя кон­кретность (например, если упоминается такая черта, как спо­собность прийти на помощь, то указывается, кому именно и ког­да), даже у старшеклассников наблюдается подмена понятий «хороший друг» и «примерный ученик». С возрастом углубляется и становится более тонким понимание личностных, дружеских взаимоотношений, на первый план выдвигаются качества нрав­ственного плана, такие, как чуткость, внимательность. Слабо­слышащие юноши и девушки ценят в друзьях такие качества лич­ности, как доброта, готовность помочь, верность, приветли­вость и др. По мере взросления они более глубоко и точно чув­ствуют сущность дружеских отношений, точнее выделяют среди многих положительных качеств человека именно те, которые характеризуют его как хорошего друга, но затрудняются в об­основании сделанных выборов, приводят ряд однообразных по­яснений. В описании друга часто наблюдается излишняя деталь­ность и ситуативность.

Формирование более глубокого понимания таких сложных че­ловеческих отношений, как дружба и товарищество, требует не только усвоения соответствующего словарного запаса, но и широ­кого круга общения, активного участия в нем, постоянного осмысления и анализа различных ситуаций, оценки общающихся и их поведения.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо знать характерные для них особенности меж­личностных отношений и межличностного восприятия. Педагогу и психологу надо учитывать Характер групповой дифференциации и те факторы, которые на него влияют. Обычно педагог в своей ра­боте опирается на высокостатусных учеников, но основное вни­мание уделяет низкостатусным в связи с плохой успеваемостью, низким уровнем развития речи, дисциплиной. Поэтому важно вы­работать устойчиво положительный стиль отношения ко всем де­тям, уделять достаточное внимание всем статусным группировкам. Тем более что известна такая закономерность: для приобретения высокого статуса ученику необходимо обладать целым набором по­ложительных качеств, а для приобретения низкого иногда доста­точно одной отрицательной черты. Выявление причин попадания конкретного ученика в ту или иную статусную группировку и це­ленаправленная работа по изменению его положения — одно из важнейших направлений совместной деятельности педагога и пси­холога в школах для детей с нарушениями слуха.

Вопросы для самоконтроля.

1.Какие факторы влияют на особенности становления межличностных
отношений у детей с нарушениями слуха?

2.Перечислите методы, с помощью которых можно исследовать меж­личностные отношения у детей с нарушениями слуха.

3.Какие особенности глухих и слабослышащих детей влияют на замед­ленное формирование у них межличностного восприятия?

4.Проведите исследование межличностных отношений в классе школы для детей с нарушениями слуха (с помощью одного из вариантов со­циометрических тестов, наиболее подходящих и соответствующих возрасту). Изучите статусные группировки. Определите причины попадания конкретного ребенка в ту или иную статусную группу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.