КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О массе и способах ее измерения
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Под воздействием внешних сил тело может изменять свое положение в пространстве. Физическая величина, пропорциональная отношению величины действующей на тело силы к сообщаемому ей ускорению, называется массой данного тела: F m=k*a, где К-коэффициент, зависящий от выбора системы единиц (ее выбирают таким образом, чтобы коэффициент к равнялся единице). Масса т. обр. есть свойство тела, которое проявляется в том, что тело сопротивляется изменению своего положения в пространстве. Массу можно измерить с помощью специальных вычислений или взвешиванием. Масса обозначается буквой m, а измеряется в килограммах (кг). Международный эталон килограмма – цилиндр из платины и иридия – хранится в г. Севр (Франция). Он имеет 39-миллиметровые высоту и диаметр. Масса обладает рядом свойств: - не зависит от рода взаимодействия (пружина, пороховой заряд, столкновение) - складывается (аддитивна) - изменяется при движении тел со скоростью, близкой к скорости света. Массу следует отличать от веса. Вес тела – это сила, с которой тело, вследствие притяжения его к Земле, действует на опору или подвес. Если масса тела приложена к телу, то вес приложен к опоре. Кроме того, вес измеряется в Ньютонах. Основой в развитии математического понятия величины массы является развитие «барического чувства» - восприятия тяжести предметов непосредственно «на руку». Развитие «барического чувства» служит прочной основой в формировании знаний о способах измерения и общепринятых эталонах оценки массы.
Особенности восприятия детьми массы предметов: 1. На 2 г.ж. восприятие носит локальный характер (только эта коробка тяжелая). 2. На 3 г.ж. ребенок пытается поднять, сдвинуть любой предмет, не оценивая свои возможности и массу предмета («всё по плечу). 3. На 4 г.ж. ребенок оценивает массу предмета на глаз и обращается к взрослому, представляя себе тяжесть предмета. Т.обр., восприятие массы предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного, двигательного, слухового анализаторов, между которыми в результате практических действий устанавливается тесная связь и подключается действие речевого анализатора (реакция на слово «тяжелый», «легкий»). Дети дошкольного возраста легче ориентируются в «зоне тяжелых предметов» (их масса более 150 г). Они способны сравнить по массе предметы в 275 и 200 г (разница по массе 75 г). Труднее ориентируются в «зоне легких предметов» (их масса менее 150 г). Характеризуют как «оба легкие» предметы в 50 и 150 г (разница по массе 100 г).
Основные этапы работы. I ЭТАП. 5 год жизни. Цель: 1. Учить различать и обозначать точными словами массы предметов. 2. Познакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем «взвешивания на ладонях». Пособия: - одинаковые по размеру дощечки из различных материалов - мешочки с сыпучими веществами - наполненные резиновые игрушки, коробочки. Структура «идеального действия» по обследованию тяжести: 1 компонент – «установка»: взять предмет на ладони, чтобы в обследовании принимали участие тактильный и двигательный анализаторы 2 компонент – имитация движений чашечных весов «вверх-вниз» 3 компонент – проверка результатов действия, смена места предметов на ладонях.
Ошибки детей: 1.Захватывают предмет руками без выполнения каких-либо действий (определение массы только «тяжелых» предметов, низкая чувствительность, в основе – мышечные ощущения). 2. Захватывают предмет и выполняют его «зажим», встряхивание, надавливание. 3. Предмет держат на ладонях и раскачивают слева направо, поднимают и опускают несколько раз, подбрасывают, выполняют движения жима. 4. Держат предмет на ладонях без движений. 5. Предметы берут по одному (поочередный подъем). 6. Предметы в руки не берут совсем, ставят рядом на поверхности и проводят рукой сверху, как бы сравнивая по высоте. 7. Игнорируют проверку.
Речевое оформление парных отношений: *** тяжелый: тугой, толстый, большой, твердый, здоровый, крепкий, сильный, нелегкий *** легкий: нетяжелый, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, маленький, тоненький.
II ЭТАП. 6 год жизни. Цель: 1. Учить устанавливать отношения между несколькими предметами. 2. Учить строить сериационный ряд по массе. 3. Учить понимать независимость массы от других признаков предметов. Сначала дети сравнивают 3 предмета по массе, обозначая результат сравнения словами «легкий – тяжелее – самый тяжелый». Предметы берут парами и сравнивают с третьим. Далее дети составляют упорядоченный ряд по правилу, их необходимо познакомить с относительностью и транзитивностью отношений между предметами по массе. Упражнения: *** найти место для предмета в сериационном ряду *** подобрать пару по массе *** сгруппировать предметы по массе *** сравнивать предметы, разные по массе и по объему *** проверка ответов с помощью «чашечных весов» *** сериационные ряды из различных предметов III ЭТАП. 6-7 год жизни. Цель: 1. Познакомить с приемами измерения массы с помощью условной меры. 2. Познакомить с общепринятыми мерами массы.
В качестве мерки берется небольшой предмет: кубик, пуговица, желудь, монетка и т.п.. На одну чашу весов кладем предмет, на другую по одному подкладываем мерки, пока весы не уравновесятся. Назвать массу предмета, н-р, «масса мешочка равна массе трех кубиков». Далее сравниваем массу предметов по числу: масса красного мешочка равна 5 кубикам, масса синего – 6, значит красный легче. А синий тяжелее. Устные задачи. Выстраиваем сериационный ряд по результатам измерения. Учим устанавливать функциональную зависимость: чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |