Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У детей дошкольного возраста




РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ

1. ВРЕМЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

 

Время – форма существования материи; длительность и последовательность существования объектов и их свойств.

Время абстрагируется от предметного содержания так же, как и любые характеристики предметов (цвет, форма, масса и др.).

Ориентировка во времени у человека превращается в сложный процесс восприятия времени. Восприятие времени - это отражение в сознании человека объективного времени.

Восприятие времени человеком опирается на две основы:

1. чувственную, где главная роль принадлежит слуховым и мышечным ощущениям, а так же процессам органической жизни (дыхание, сердцебиение и др.) (И.Сеченов)

2. на освоение общепринятых эталонов оценки времени, которые выделил человек на основе наблюдений за природой и обозначил словом; слово создает возможность определять различные отрезки времени в принятых мерах, их темп, ритм, последовательность, периодичность.

 

В восприятии времени различают (С.Л.Рубинштейн):

· восприятие продолжительности (длительности) явлений в пределах определенного отрезка времени

· восприятие последовательности явлений и событий

· восприятия быстроты протекания событий

 

Восприятие времени обусловлено и тем содержанием, которое его заполняет и расчленяет: время неотделимо от реальных процессов (С.Л.Рубинштейн). Опыты ряда исследователей в этом отношении можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Если прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в переживании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется его длительность. «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Эмоциональный характер переживания времени зафиксирован в законе эмоционально детерминированной оценки времени. Он сказывается в том, что время, заполненное событиями с положительным эмоциональным знаком, сокращается в переживании; а заполненное событиями с отрицательным знаком в переживании удлиняется (С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии).

В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов наблюдаются некоторые возрастные различия: детям и подросткам в большей степени, чем взрослым, свойственна недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени.

В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: одним свойственно недооценивать временные промежутки (минуту считают истекшей через 13 секунд), другим – переоценивать (минута заканчивается через 80 секунд).

Время – это направленная величина (вектор). Однозначное его определение предполагает не только введение системы единиц измерения (сек, мин, час и т.д.), но и постоянной отправной точки, от которой ведется отсчет. Естественной отправной точкой является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Для преодоления трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требуется принять одну общую систему координат с постоянной точкой отсчета, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц счисления (год, месяц, сутки).

 

до нашей эры наша эра

 

Рождество Христово

 

«Чувство времени» – способность человека чувствовать временную длительность, оценивать ее и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. В формировании «чувства времени» главную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени и знание мер времени.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.

 

Время – такая же объективно существующая реальность, как и пространство. Для ребенка отражение времени – значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено прежде всего самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.

Трудности, связанные с восприятием времени детьми, определяются характерными особенностями времени как объективной реальности (А.А.Люблинская):

· Время текуче. Ни одна, даже самая мельчайшая частица времени, не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а лишь последовательно: начало, а потом конец.

· Время необратимо. Мы можем вернуться от того места пространства, откуда ушли, но не можем вернуть то время, которое прошло (С.Л.Рубинштейн). Саша С., 4,5 года: - Саша, пора вставать! – Дай я еще 5 минут полежу! (Прошло 5 минут). – Саша, вставай, 5 минут уже прошли! – А теперь в обратную сторону!

· Отсутствуют наглядные формы.

· Нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью часов. У зрелого человека восприятие времени есть результат деятельности ряда анализаторов, объединенных в единую своеобразную систему, действующих как единое целое. У ребенка этой слаженности в работе анализаторов нет.

· Восприятие времени легко искажается.

· Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки – вчера. Слова, обозначающие временные промежутки, которые постоянно передвигаются, имеют относительный характер смысла (Сейчас уже завтра или ещё сегодня?)

Условные рефлексы – основа восприятия времени в раннем возрасте, в дошкольном – бытовые показатели (А.А.Люблинская):

Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, чувство времени в это время у него связано с кормлением и сном. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.

С 1,5 лет начинается речевое отражение осознанных временных категорий – сейчас, сначала, теперь; причем в этом возрасте ребенок оценивает только временные промежутки настоящего времени.

Дети 3-4 лет ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если их жизнь подчинена определенному режиму, то они легко выделяют утро («мы ещё не завтракали»), вечер («за нами скоро придут»), ночь («все спят»). Вскоре к этим показателям добавляются и более объективные природные явления. В речи ребенка появляются глаголы прошедшего и будущего времени.

Очень долго дети не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей. Поэтому, правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности (А.А.Люблинская):

· - Мама, когда будет мой день рождения? – Через два дня. – Сколько раз я должен лечь спать? – Три раза. Мальчик 4.4 лег в кровать, три раза «всхрапнул» и заявил, что настал его день рождения.

· - Папа, почему ты пришел? Разве уже вечер?

· - Мама, сегодня суббота (на самом деле пятница). – Почему? – Потому что мы едем к бабушке.

Дети дошкольного возраста не видят логики временных отношений (А.А.Люблинская). В своих рассказах они часто грубо нарушают последовательность событий, выводя на первый план наиболее значимые для них моменты жизнедеятельности. В их речи наблюдается смешение различных временных терминов, их путаница (сначала-потом, раньше-позже, давно-скоро, вчера-сегодня-завтра, части суток, дни недели, месяцы года):

- А мы вчера поедем в деревню?

- Почему ты не ешь суп? – А я его завтра ел, в садике.

- Какой сегодня понедельник, четверг или пятница?

- Я уже тогда ещё потом ела.

Показателем возникающего у детей интереса ко времени являются их вопросы (Т.Д.Рихтерман).

Результаты исследования Т.Д.Рихтерман дали возможность наметить классификацию детских вопросов по мотивации и по содержанию (было исследовано 66 детей). Подавляющее большинство этих вопросов наблюдается с конца 4-го года жизни (когда проявляется избирательное отношение к миру). В основе вопросов о времени лежит интерес, но он различается по характеру и уровню развитости:

1. эмоциональный интерес, направленный на какое-то событие, явление, объект: «Когда наступит лето? Я хочу ягоды собирать»,

2. эмоциональный интерес, направленный собственно на время: «После субботы будет воскресенье? – Да. – И ты сказала, мы в гости поедем?»

3. познавательный интерес относительно характера развития явлений: «А что будет, если варить яйца 5 минут? А если дольше?», «Когда солнце погаснет?», «Кто раньше родился, ты или я?», «Я буду еще маленький?», «Земля всегда была? Даже когда никакие люди не родились?»

4. познавательный интерес, направленный на познание самого времени: «Сегодня – это завтра, а теперь сегодня?»

5. познавательный интерес, характеризующийся стремлением ребенка проникнуть в сущность явления: «Отчего, когда день кончается, день наступает?».

Таким образом, видно что:

· временные категории выделяются ребенком в конце второго года жизни

· ребенок начинает осознавать, что одни события быстро наступают и быстро проходят, наступление других надо ждать; в начале 3-го года жизни в речи появляются глаголы будущего времени

· появляются временные наречия: теперь, сейчас, вчера, потом, завтра, скоро, давно и др.

· ребенок начинает осознавать, что события могут идти последовательно

· появляется вопрос «Сколько времени?» и «Когда?» (к 2.7-2.9)

· интерес переносится от событий, тесно связанных с самим ребенком, ко времени, связанному с ближайшими родственниками, затем к более широкому кругу объектов.

Характер представлений детей о времени тесно связан с пониманием свойств времени, овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени по природным явлениям, пониманием временных промежутков, умением определять время по часам.

 

Задачи работы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.