КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В умственном развитии детей дошкольного возраста
РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
«Ум – хорошо организованная система знаний, способность видеть мир в действенности и многообразии». К.Д.Ушинский Умственное развитие (УР) ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов). Следовательно, УР ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную. Ядром УР является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач. С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» - это такие специфические особенности мыслительного процесса как · Нешаблонность, неординарность · Умение варьировать способы решения познавательных проблем · Легкость перехода от одного пути решения к другому · Умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы · Умение проникать в сущность каждого изучаемого факта · Умение видеть их взаимосвязи с др.фактами · Выявлять специфические особенности в изучаемом материале · Способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей. Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью. Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена: 1. наличием специальных знаний 2. развитием сенсорных способностей 3. развитием интеллектуальных способностей
Умственное развитие как процесс и уровень включает в себя три компонента:
1. Накопление системы знаний и умений. В д/в дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях. Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего. Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.). На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд». Дети знакомятся с рядом математических зависимостей: - между количеством и числом - между количественным и порядковым значением числа - между компонентами измерительной деятельности - между компонентами арифметических действий - между количеством и величиной - между количеством углов и названием геометрических фигур и др. Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом сами действия изменяются: А) наложение – приложение – счет – вычисление Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами» В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» - измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами Г) сенсорное обследование геом.фигур – анализ свойств геом.фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади
2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием. Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга. Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например: Ø Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник? Ø Что ты знаешь о числе «5»? Ø Сколько треугольников в рисунке?
Ø Из каких геом. фигур составлена картинка? Ø Каким арифметическим действие решается задача? Ø Подбери схему к условию задачи: «У Миши 5 марок. 3 марки он отдал Пете. Сколько марок осталось у Миши?». Предлагается переделать условие в соответствии со схемой. 3?? 5 5 5 3? Ø Игра «Когда это бывает?», «Что в мешочке?»
Сравнение – выделение признаков сходств и отличий между предметами. Например: Ø Чем похожи и чем отличаются? Например, и, (5+3) и (3+5)? ? 1 и 7? 6 и 9?
Ø Что изменилось? ?
Ø Чего не хватает? 4 6 3 4 8 ?? 5 5 4 ?? 2 4
Ø Продолжи ряд.
Ø Что к чему подходит?
3 4 5
Ø Разложи по порядку. И др..
Классификация есть операция разбиения множества на классы с соблюдением определенных условий (множества не являются пустыми, не пересекаются, объединением является универсальное множество) на основе сравнения: · По каким признакам можно разложить пуговицы в коробки? · Найди место фигуре (игры с обручами) · Разложи, что к чему подходит В ходе этой работы дети должны научиться выполнять классификацию а) по предложенному основанию (разложи пуговицы по форме); б) самостоятельно выбирать основание (разложи пуговицы в коробочки так, чтобы в каждой коробочке лежали одинаковые); в) менять основание (как по-другому можно разложить пуговицы?).
Обобщение есть умение выделять существенные признаки математических объектов и объединять их в один класс. Существует два типа обобщения: А) эмпирическое, при этом обобщение является результатом индуктивных умозаключений (от частного к общему) Б) теоретическое, при этом обобщение является результатом дедуктивных умозаключений (от общего к частному) Необходимыми условиями формирования правильных обобщений являются: А) рассматривание большого количества объектов, где повторяется свойство, закономерность Б) варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных. Например, дети учатся обобщать группы предметов по количеству, геометрические фигуры, части суток, величины (дина – ширина), принцип образования числа, частные случаи, из которых выводятся свойства арифметических действий.
Абстрагирование – процесс выделения одних признаков при отвлечении от всех других, несущественных в данных условиях. На основании абстрагирования складывается представление о понятии.
3. Усвоение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи. Словарь: количественные наречия, числительные, прилагательные, глаголы, обозначающие способы действий, наречия, предлоги, существительные, названия свойств арифметических действий и др. Грамматический строй: согласование в роде, числе, падеже («двумями руками», «первый, второй… (о матрешках), «к пять матрешек прибавить три матрешки», «карандашов», «один, два, три – всего два конфеток»). Связная речь: доказательная речь, объяснение способа действия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |