Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В умственном развитии детей дошкольного возраста




РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

 

«Ум – хорошо организованная система знаний,

способность видеть мир в действенности и многообразии».

К.Д.Ушинский

Умственное развитие (УР) ребенка – важнейшая составная часть его общего психического развития. «Психическое развитие человека – это становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов» (В.В.Давыдов).

Следовательно, УР ребенка зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную.

Ядром УР является развитие умственных способностей ребенка, т.е. тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их применения для решения новых задач.

С понятием умственных способностей тесно связано понятие «математические способности» - это такие специфические особенности мыслительного процесса как

· Нешаблонность, неординарность

· Умение варьировать способы решения познавательных проблем

· Легкость перехода от одного пути решения к другому

· Умение выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые пути решения проблемы

· Умение проникать в сущность каждого изучаемого факта

· Умение видеть их взаимосвязи с др.фактами

· Выявлять специфические особенности в изучаемом материале

· Способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская деталей.

Т.е. математическое мышление характеризуется гибкостью, глубиной и целенаправленностью.

Т.обр., приведенный анализ категории «математическое мышление» показывает, что она обусловлена:

1. наличием специальных знаний

2. развитием сенсорных способностей

3. развитием интеллектуальных способностей

 

Умственное развитие как процесс и уровень включает в себя три компонента:

 

1. Накопление системы знаний и умений.

В д/в дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величинах, форме, временных и пространственных отношениях.

Важнейшую роль в развитии математических представлений играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего.

Одно из основных понятий математики – множество. Дети учатся устанавливать отношения между множествами (равенство, неравенство по количеству, независимость от пространственных характеристик, подчинение, пересечение, объединение, соподчинение и др.). На этой основе формируются понятия «число» и «натуральный ряд».

Дети знакомятся с рядом математических зависимостей:

- между количеством и числом

- между количественным и порядковым значением числа

- между компонентами измерительной деятельности

- между компонентами арифметических действий

- между количеством и величиной

- между количеством углов и названием геометрических фигур и др.

Особое внимание уделяется овладению практическими действиями: приложение, наложение, построение упорядоченных рядов, измерение, счет, вычисление, графические построения, умение пользоваться измерительными приборами, моделирование и др. При этом сами действия изменяются:

А) наложение – приложение – счет – вычисление

Б) счет с перекладыванием – счет с дотрагиванием – счет «глазами»

В) практическое сопоставление – сравнение «на глаз» - измерение условной меркой – измерение общепринятыми эталонами – установление зависимостей между единицами измерения – выполнение арифметических действий с именованными числами

Г) сенсорное обследование геом.фигур – анализ свойств геом.фигур – решение задач геом.характера – измерение периметра и площади

 

2. Освоение логических операций мышления, которые включаются в процесс овладения математическим содержанием.

Л.С.Выготский: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».

Анализ и синтез – выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств и соединение различных свойств в единое целое. В мыслительной деятельности человека они дополняют друг друга.

Способность к аналитико-синтетической деятельности предполагает не только умение выделять и соединять свойства, но и включать их в новые связи, видеть их новые функции. Например:

Ø Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник?

Ø Что ты знаешь о числе «5»?

Ø Сколько треугольников в рисунке?

 

 
 

 


Ø Из каких геом. фигур составлена картинка?

       
   


Ø Каким арифметическим действие решается задача?

Ø Подбери схему к условию задачи: «У Миши 5 марок. 3 марки он отдал Пете. Сколько марок осталось у Миши?». Предлагается переделать условие в соответствии со схемой.

3?? 5

5 5 3?

Ø Игра «Когда это бывает?», «Что в мешочке?»

 

Сравнение – выделение признаков сходств и отличий между предметами. Например:

Ø Чем похожи и чем отличаются? Например, и, (5+3) и (3+5)?

               
 
   
     
       
 
 
 


?

1 и 7? 6 и 9?

 

 

Ø Что изменилось?

?

 

 

Ø Чего не хватает? 4 6 3 4 8 ??

5 5 4 ?? 2 4

 

               
 
   
     
 
 


Ø Продолжи ряд.

 

Ø Что к чему подходит?

           
     
 
 

 


           
   
     
 

 


3 4 5

 

Ø Разложи по порядку. И др..

 

Классификация есть операция разбиения множества на классы с соблюдением определенных условий (множества не являются пустыми, не пересекаются, объединением является универсальное множество) на основе сравнения:

· По каким признакам можно разложить пуговицы в коробки?

· Найди место фигуре (игры с обручами)

· Разложи, что к чему подходит

В ходе этой работы дети должны научиться выполнять классификацию а) по предложенному основанию (разложи пуговицы по форме); б) самостоятельно выбирать основание (разложи пуговицы в коробочки так, чтобы в каждой коробочке лежали одинаковые); в) менять основание (как по-другому можно разложить пуговицы?).

 

Обобщение есть умение выделять существенные признаки математических объектов и объединять их в один класс.

Существует два типа обобщения:

А) эмпирическое, при этом обобщение является результатом индуктивных умозаключений (от частного к общему)

Б) теоретическое, при этом обобщение является результатом дедуктивных умозаключений (от общего к частному)

Необходимыми условиями формирования правильных обобщений являются:

А) рассматривание большого количества объектов, где повторяется свойство, закономерность

Б) варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных.

Например, дети учатся обобщать группы предметов по количеству, геометрические фигуры, части суток, величины (дина – ширина), принцип образования числа, частные случаи, из которых выводятся свойства арифметических действий.

 

Абстрагирование – процесс выделения одних признаков при отвлечении от всех других, несущественных в данных условиях. На основании абстрагирования складывается представление о понятии.

 

3. Усвоение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.

Словарь: количественные наречия, числительные, прилагательные, глаголы, обозначающие способы действий, наречия, предлоги, существительные, названия свойств арифметических действий и др.

Грамматический строй: согласование в роде, числе, падеже («двумями руками», «первый, второй… (о матрешках), «к пять матрешек прибавить три матрешки», «карандашов», «один, два, три – всего два конфеток»).

Связная речь: доказательная речь, объяснение способа действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.