Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность коммуникации. Коммуникация как процесс




Коммуникация – это обмен информацией в процессе деятельности, это общение, его пути и формы.

Определений коммуникаций множество. Американские ученые Ф. Дэнис и К. Ларсон проанализировали 126 понятий коммуникаций[2].

В настоящее же время, как полагают современные исследователи[3], понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е. как определенная структура. Во-вторых, это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В-третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Социальная коммуникация (а в процессе управления коммуникациями мы имеем дело именно с социальной коммуникацией) вбирает в себя все три толкования понятия «коммуникация». Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных средств с целью их использования для реализации социальных функций коммуникации. Второе толкование применительно к социальной коммуникации связано с проблемами межличностной коммуникации, а третье – с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общества.

В коммуникационном процессе наиболее задействован гносеологический аспект коммуникации, включающий процесс познания с точки зрения отношений субъекта и объекта, взаимосвязь субъекта и объекта познания, структур познавательного процесса, форм и методов познания.

Сегодня в рамках становления современной философии познания человек познающий должен быть «тематизируемым», а не сводим просто к категории субъекта. Поэтому и встала проблема изменить уровень абстракции категории «субъект», расширить ее содержание, объединить все уровни от эмпирического «Я», сознания вообще, деятельности, чувства до «Бытийного ядра личности» – экзистенции.

Современная философия познания эксплицирует недостаточность абстракции субъектно-объектных отношений и в рамках антропологической перспективы постулирует необходимость диалога субъектов, межсубъектные связи и отношения, считая коммуникацию универсальным условием человеческого бытия и познания. Ю. Хабермас в «Теории коммуникативного действия» пишет: «фокус исследования переместился от когнитивно-инструментальной к коммуникативной рациональности. Для него парадигматично не отношение частного субъекта к чему-либо в объективном мире, что можно представить и с чем можно манипулировать, а межличностное отношение, в которое вступают способные к общению и действию субъекты, если они… вращаются в среде естественного языка, употребляют культурнопредданные интерпретации и одновременно обращаются к чему-то объективному, общему социальному и соответственно к субъективному миру»[4].

В рамках новой парадигмы познания, преодоления и дальнейшего развития классической теории познания, гносеологический аспект коммуникации существенно расширяется, выходя на интроспективные отношения «Я»–«Я». Динамика этих отношений позволяет рассмотреть познание как человеческое познание в его антропологических смыслах и аспектах, преодолевая абстрактный гносеологический подход и исследуя познание в контексте культуры в системе ценностных отношений, мировоззренческих оснований и т. п. Осмысление антропологического содержания познания обусловливает не только выявление его социокультурной составляющей, но и бесконечно расширяет возможности самого человека познающего в системе информационно- коммуникативных практик.

Почему мы вступаем в коммуникации, каковы цели коммуникации? Отвечая на эти вопросы, мы не можем не признать, что нами движет стремление к познанию, приобретению новой, необходимой для нашей жизнедеятельности, информации. Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека, социальной группы, государства. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности – и в первую очередь выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений между людьми, стремление к власти над людьми, объединение организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание жизненного мира и нашего места в нем и т. д.

Потребности могут испытывать индивиды, социальные группы, организации, общество в целом. Человеческие потребности бывают осознанными и неосознанными (их называют влечениями). Потребности находятся в основе образов ценностей. Осознание потребностей служит формированию интереса, мотива, цели; решению, действию.

Гносеологический аспект коммуникации составляет основной круг гносеологической проблематики, задействованной в коммуникационном процессе, включающий процесс познания с точки зрения отношений к формированию интереса, мотива, цели, решения, действия. Потребность выступает как изначальная причина и источник деятельности человека. Чем богаче деятельность человека, тем многообразнее его потребности и, следовательно, его коммуникации.

Потребности дифференцируются как материальные и духовные, индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, традиционные и инновационные, постоянные и временные, возвышенные и низменные и т. д.

По критерию происхождения потребности делятся на естественные, или биогенные (потребности в пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизводстве потомства и т. д.), и социогенные (общение, самоутверждение, любовь, дружба и т. д.). У человека и биогенные, и социогенные потребности носят общественный характер, ибо они опосредованы обществом, которое определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.

Для описания человеческих потребностей, удовлетворение которых осуществляется в коммуникационном процессе, можно также использовать схему – пирамиду, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно его концепции наши потребности представляют собой иерархию из пяти уровней – это базовые биологические потребности, потребность в пище, питье, сексе, безопасности (крыше над головой, одежде), затем потребности взаимоотношений, потребность в любви, дружбе, семье, принадлежности к той или иной социальной группе. Четвертый уровень потребностей сформулирован Маслоу, как необходимость уважения – признания со стороны других людей, самоуважения. И, наконец, пятое – потребность человека в самореализации, самовыражении и самоутверждении. Разумеется, с развитием высших потребностей низшие не исчезают, а нередко преобразуются, совершенствуются.

Учитывая, что потребность, а нередко и интерес, и мотив – исходная причина коммуникаций, а функция – это круг деятельности, назначение деятельности субъекта, можно вести речь о функциях коммуникации в целом (о ее роли в жизни и деятельности человеческого общества и человека). Можно говорить и о функциях отдельных коммуникационных актов, коммуникационных событий. Функции коммуникации, как правило, выделяются только в целях анализа коммуникаций. В коммуникативном процессе могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых могут быть определяющими. Исходя из того, какая функция является ведущей, можно построить классификацию коммуникативных процессов, руководствуясь видами деятельности, потребностями и интересами, которые реализуются в коммуникации. Например, некоторые исследователи (А. А. Леонтьев) выделяют магическую или заклинательную функцию, этническую, объединяющую народ, биологическую функцию, необходимую для коммуникации животных. Другой исследователь (психолог и лингвист Карл Бюлер) предпочитает минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая прочие лишь разновидностью основных. В частности, Бюлер выделил три функции речевой или языковой коммуникации – функцию выражения, функцию обращения и функцию обращения, соотносимую с предметом речи. Традиционно также выделяются две или три функции речевой коммуникации, которые нередко пересекаются друг с другом. Считается, что язык в первую очередь выполняет познавательную (или информационную) функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.

Вторая функция языка – оценочная, когда формулируются личные оценки и отношения, и третья – аффективная (выражение эмоций и чувств). Роджер Т. Белл, американский автор работ по лингвистике, соотносит с этими тремя функциями языка три сферы гуманитарных наук: лингвистику и философию (познавательная функция), социологию и социальную психологию (оценочная функция), психологию и литературоведение (аффективная функция).

Функциональная характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости от основной коммуникативной задачи. Исследователи выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов: предупреждение, совет, информация, убеждение, выражение, мнение, развлечение. Эта классификация является прагматической, т. е. связанной с употреблением коммуникативных средств для достижения определенных целей.

В процессе коммуникации поочередно меняются функции участников коммуникации, поскольку в большинстве случаев в коммуникации заложена обратная связь и получатель может превращаться в адресата, а адресат в получателя.

Языковые функции коммуникации также изучал австралийский лингвист М. А. К. Хэллидей. Модель Хэллидея содержит три макрофункции – это идеационная, межличностная и текстуальная. Идеационная близка к когнитивной, но шире ее, поскольку включает оценочные аспекты. Межличностная функция включает в себя регулятивную, способствует установлению и поддержанию социальных отношений, создаются условия для развития личности.

Текстуальная функция связана со структурированием речевых актов – выбором грамматически и ситуационно уместных предложений. Недаром именно Хэллидей называл функциональную грамматику грамматикой выбора. Модель Хэллидея позволяет описать ситуативно-обусловленное использование языка, в котором семантический компонент соотносится с когнитивно-оценочным, с одной стороны, а с другой – с лингвистическим.

Коммуникационный процесс – это непрерывное паралингвистическое или вербальное взаимодействие участников коммуникации. Однако, чтобы его проанализировать, необходимо выделить отдельные единицы коммуникационного процесса – так уж устроено человеческое познание: для познания непрерывного процесса требуется разделить его на части, фрагменты.

В коммуникационных актах задействованы участники коммуникаций – коммуниканты (отправитель и получатель), формулирующие и интерпретирующие сообщения. Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (общественные организации, партии, фирмы, правительства и т. п.). Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотографии политических лидеров), физический предмет (цветок как информация или архитектурное сооружение, его предназначение), сообщениями также являются поступки (знаковые поступки политических деятелей или деятельность фирмы по продвижению товара).

Сообщения состоят из знаков различного рода (вербальных и невербальных). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, языки программирования и т. д.). Коммуникации могут осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основной, имеется в виду универсальность этой коммуникации для человека. К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка. Вербальные средства изучаются лингвистикой.

Невербальные средства делятся на две группы: систему жестов (но не жестовые языки глухонемых, пантомиму) и вторичные языки (азбуку Морзе, музыкальную нотацию, языки программирования). Невербальные средства изучаются паралингвистикой и отдельными разделами семиотики.

Далее рассмотрим типологию форм коммуникации. Существуют такие формы коммуникации, как письменная, устная, визуальная и т. п. Формы коммуникации отличаются друг от друга особыми системами кодирования.

Средства коммуникации объединяют различные формы коммуникации, средства массовой коммуникации также могут включать различные формы коммуникации; в частности, телевидение и кино используют слова устного языка, иллюстрации, музыку; газета пользуется словами письменного языка, шрифтами и т. д. Все средства и формы коммуникации являются как бы «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая возможности зрения и слуха человека.

Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Американский ученый Эдвард Сепир акцентировал внимание на фундаментальных средствах коммуникации и вторичных средствах, которые призваны облегчить коммуникацию. Фундаментальные, или первичные, средства и виды коммуникации, как полагал Сепир, следующие: язык, жестикуляция, имитация публичного поведения в процессе включения в социальные группы и вхождения в социальные институты. Вторичные средства коммуникации направлены на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе, это языковые преобразования и создание физических условий для осуществления коммуникативного акта. Языковые преобразования связаны с заменой кода, переводом, например, устного языка в письмо, в азбуку Морзе – все это снимает процесс затруднения коммуникации, вызванный, в частности, расстоянием и временем. Такие символы, как семафор и светофор, дробь барабана, переводят вербальное сообщение быстро и доходчиво. Сепир считает, что расширение условий, позволяющих осуществить коммуникацию, включает железные дороги, самолет, телеграф, телефон, радио. Увеличение количества средств расширяет и сферу коммуникации.

На процессы развития средств коммуникации существует две точки зрения, которые противоположны друг другу. Это позиции, высказываемые канадским ученым Маршаллом Маклюэном и американцем Эдвардом Сепиром.

Маклюэн считал, что средства коммуникации во многом определяют и само содержание сообщения. Он предвидел развитие коммуникации в современном обществе еще в 60–70 гг. (до появления Интернета и глобализации телевидения).

Маклюэн полагал, что современная культура, визуальная по своей сущности, противоположна культуре конца XIX – начала XX вв., которая преимущественно была письменной. Изобретение печатного станка в свое время изменило коммуникационную парадигму, открыв «галактику Гутенберга». Глобализация коммуникации, по Маклюэну, ведет к созданию единого коммуникационного пространства – «глобальной деревни».

В противоположность Маклюэну Э. Сепир считал, что глобализация коммуникации несет угрозу образу «Я», противопоставленного «не Я».

Позиция Э. Сепера философски-методологически обосновывается тем обстоятельством, что за пределами общей теории познания осталась огромная область внерационального, вненаучного, т. е. всего того, что должно быть предметом гносеологии, но до сих пор выпадало из ее поля зрения, поскольку не соответствовало критериям объективности, на котором базировалась теория познания.

Преодоление такой неполноты познания осуществляется сегодня на пути развития новой философской парадигмы, исследования иррационального опыта, религиозного знания, магии, мистики и т. д. В основу такого изучения могут быть положены познавательные способности индивида и типологии его духовного опыта.

Коммуникация, как уже говорилось выше, включает различные процессы, при помощи которых один человек влияет на другого (например: речь, письменные тексты, музыку, драматические произведения, изобразительное искусство и т. д.). Коммуникация – это механизм, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений.

Понимание человеком какого-либо символа есть совокупность реакций этого индивида, вызванная воздействием символа.

Участие индивида в процессе языкового общения дает ему возможность осуществить коммуникацию с самим собой (думать) и со своей социальной группой. Процесс коммуникации служит также основой формирования групповых норм, т. е. тех средств, посредством которых осуществляется социальный контроль, распределяются социальные роли, достигается координация усилий, ожидания приобретают конкретные черты и происходят общественные процессы.

Люди рождаются в определенных условиях развития культуры, и одним из важных аспектов этой культуры является установление соотношения между знаками и обозначаемыми ими предметами и явлениями, используя которые люди более или менее адекватно отражают ту или иную ситуацию и общаются.

Коммуникация также понимается как совместное пользование информацией, которую люди получают в результате общения. Каждый социум или социальная группа использует информацию, исходя из собственных потребностей и интересов.

Научить осуществлять коммуникацию сложно. От обучаемого требуется способность понимать и реагировать на суть сообщения, понимать стремления людей, социальных групп, организаций и обществ. Человек, находясь в обществе, как правило, склонен к приобретению взглядов, точек зрения и привычек тех людей, с которыми заинтересован в общении.

Коммуникативные процессы выполняют в социокультурной среде ключевую роль, так как именно в ходе коммуникативных процессов создаются разделяемые индивидами представления, символы, мнения, которые могут воплощаться в образцах поведения, ценностях, нормах. Коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, поведении, ритуалах и т. д. Различаются межличностные и межгрупповые коммуникативные процессы. На одном полюсе находится взаимодействие двух и более индивидов, полностью детерминированное их межличностными связями и индивидуальными характеристиками и полностью независимое от групп и культурных категорий, к которым они принадлежат. Другому полюсу соответствует взаимодействие между двумя или более индивидами (или группами индивидов), полностью детерминированное их принадлежностью к различным группам и категориям и независимое от межиндивидуальных личностных связей.

Коммуникация любого типа рассматривается как процесс, определяемый социокультурными закономерностями. Благодаря внешним воздействиям (стимулам), специфике структур социокультурных коммуникаций, наличию в процессе коммуникации осознанных представлений и неосознанных побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в организованных группах и неорганизованных коллективах (толпе), мы имеем возможность выделить основания для дифференциации коммуникативных процессов в обществе.

Итак, в основе коммуникации заложены стремление к пониманию, привычки, познавательные или эмоциональные побуждения, ввиду чего коммуникация выступает как важный инструмент человеческих отношений. Рассмотрим составляющие коммуникативного процесса. В этом плане существенный интерес представляет модель коммуникационного процесса, разработанная Ю. Воронцовым. Воронцов выделяет следующие блоки в процессе коммуникации: 1) источник информации; 2) коммуникатор; 3) сообщение; 4) коммуникант; 5) коммуникационный канал; 6) экстралингвистический параметр сообщения; 7) источник механических помех; 8) источник семантических помех; 9) классовые и социальные фильтры; 10) личностно-индивидуальные фильтры; 11) семантические поля; 12) поля коммуникационной обстановки; 13) потери информации; 14) обратную связь «коммунникант – коммуникатор»; 15) обратную связь «коммуникант – источник информации»[5].

Источник коммуникации (коммуникатор, или адресант) – это лицо, или группа, или организация, генерирующие сообщение.

В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, т. е. толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и прежде всего кодированием.

 

Кодирование – это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник в кодах или символах.

Коды – это символы или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю, система правил, которая осуществляет функционирование языка. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы (людей, товаров, предметов интерьера) и их движение, запахи (цветов, духов, сигарет, мыла), звуки (мелодии, интонация и тембр голоса, модуляция), цвет (яркий, приглушенный) жесты (статуса, отношения к чему-либо).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.