Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексия совместной деятельности обучающего и обучающихся. Критерии выбора педагогических технологий




Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: 1) самая первая из них – деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. 2) Следующие деятельности являются рефлексивно надстроечными над первой, т.е. обслуживают ее. Такова деятельность обобщения опыта обучения, состоящая в сопоставлении процедур обучения и выделения наиболее эффективных приемов и способов обучения - деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения. 3) Третья деятельность – тоже методическая, но направлена на построение учебных средств, учебных предметов. 4) Четвертая деятельность состоит в увязывании учебных предметов в одно целое – деятельность программирования, составления учебных программ. Для осуществления такого программирования необходимо иметь более ясное представление о целях обучения. Такие цели ранее формулировались политиками, культурными деятелями, но не педагогами.

Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог. Это, необходима во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность ставит часто очень определенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление может очень эффективно проектировать учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и определенных целей. В-третьих, современное технологическое общество быстро и интенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т.е. требует слежения профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимого обществу, и оперативного проектирования под задачу учебных программ.

Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируется определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет его, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учителя и ученика как правильную или неправильную.

Рефлексия на каждом этапе урока. Это самооценка на основе самоанализа учащимися собственной мыслидеятельности и ее результатов. Для этого используются рабочие карты урока, вербальные способы узнавание происходящих изменений в структуре и содержании мысли ученика путем ответов на вопросы учителя. Этот метод является универсальным: охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение, развитие, с другой стороны – позволяет выстраивать социокогнитивные методики и технологии (М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, В.А.Онищук, Ю.К.Бабанский, Т.И.Шамова, Т.К.Чекмарева, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов, Д.Б.Эльконин и т.д.) [ 56, с. 14-21; 43, с. 285-291].

 

Литература

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

2. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

3. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М., 1977.

4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

5. Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.

6. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

7. Садовский В. Я. Обоснование обшей теории систем. - М., 1974.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.