Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Ивана Грозного в середине XVI в




Темы рефератов, сообщений и презентаций

Список дополнительной литературы

 

1. Буганов, В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии / В.И. Буганов. – М., 1989.

2. Бушуев, С.В. История государства Российского: историко-библиографические очерки XVII–XVIII вв. / С.В. Бушуев. – М., 1994.

3. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. – М., 1983.

4. Сахаров, А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV– XVII вв. / А.М. Сахаров. – М., 1969.

 

 

15. Исторический портрет Ивана Грозного.

16. Реформы Избранной Рады.

17. Опричнина Ивана IV: причины, основные этапы и последствия для развития российского государства.

18. Внешняя политика Московского государства в XVI в.

19. «Смутное время»: причины, этапы, последствия.

20. Царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

21. «Бунташный» век русской истории: социальные истоки, периодизация, значение.

22. Традиции и новации России в эпоху царя Алексея Михайловича.

23. Установление крепостного права в России: причины, сущность, последствия.

24. Повседневная жизнь людей в Московском государстве в XVI–XVII вв.

25. Церковная реформа патриарха Никона, ее причины, сущность и последствия.

26. Освоение Россией Сибири и Дальнего Востока в XVI–XVII вв.

27. Сообщение или презентация, посвященная историческому деятелю, которого вы считаете наиболее ярким представителем эпохи (XVI –XVII вв.).

28. Культура России в XVI–XVII вв.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1.Историкивыделяют два периода в правлении Ивана IV: 1547–1560 гг. и 1560–1584 гг. Дайте характеристику этих периодов. Каковы, по вашему мнению, причины изменения политики Ивана Грозного в начале 60-х гг. XVI в.?

 

2.Заполните таблицу.

 

Год Реформа и ее основное содержание Итоги, последствия и значение реформы
     

 

На основе данных таблицы сделайте вывод об общей направленности реформ Ивана Грозного в середине XVI в.

 

3.Что такое сословно-представительная монархия? Согласны ли вы с утверждением, что в России к середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии? Аргументируйте свой ответ.

 

4.В исторической науке существуют разные точки зрения о смысле и цели опричнины Ивана Грозного. Историк В.О. Ключевский писал, что опричнина – это плод «чересчур пугливого воображения царя». С.Ф. Платонов видел ее смысл в ослаблении боярского землевладения и утверждении господства дворян. Чью позицию в споре о царе Иване Васильевиче поддерживаете вы? В чем вы видите основной смысл и назначение опричнины?

5.Назовите основные задачи, направления и итоги внешней политики Ивана Грозного (составьте таблицу или схему).

 

6.Историк Н.М. Карамзин так оценил итоги царствования Ивана Грозного: «…добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских: народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы…». Согласны ли вы с такой оценкой итогов царствования Ивана Грозного? Аргументируйте свой ответ.

 

7. После смерти царя Федора Ивановича прервалась династия Рюриковичей. Именно это событие, по мнению многих историков, стало основной причиной Смуты. Рассуждая о причинах наступления Смутного времени, историк Н.М. Карамзин писал, что к ужаснейшему из явлений в своей истории Россия готовилась долго: «неистовым тиранством двадцати четырех лет Иоанновых, адскою игрою Борисова властолюбия, бедствиями свирепого голода и всеместных разбоев, ожесточением сердец…». Прокомментируйте это высказывание историка. Каковы, по вашему мнению, причины Смутного времени?

 

8.Определите хронологические рамки и периоды Смутного времени. Заполните таблицу.

 

Период Правитель Основные события
     

 

 

9.Рассуждая о том, что помогло русскому обществу преодолеть Смуту, В.О. Ключевский отмечал: «…общество не распалось: расшатался лишь государственный порядок. Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество». Как вы понимаете этот вывод историка? Обоснуйте свой ответ.

 

10. Чьи кандидатуры на царский престол обсуждались на Земском соборе 1613 г.? Какие силы и социальные группы стояли за каждой из них? Почему был избран Михаил Романов? Аргументируйте свой ответ.

 

11. XVII в. в истории России называют «бунташным веком». Конкретизируйте, в чем выразилась «бунташность» XVII в. В ходе выполнения задания заполните таблицу.

 

Событие Причины Итоги
     

 

 

12.Заполните таблицу.

Россия при первых Романовых

 

Царь Даты правления Основные события внутренней политики Основные события внешней политики
Михаил Романов      
Алексей Михайлович      
Федор Алексеевич      

 

 

13. Определите и сформулируйте цели, методы и суть проводившейся в 50–60-х гг. XVII в. реформы Русской православной церкви. Определите ее итоги. В процессе выполнения задания заполните таблицу.

Церковная реформа патриарха Никона

 

Цели реформы  
Основное содержание  
Итоги, последствия  

 

Ответьте на вопросы:

1. Как реформа отразила изменения, произошедшие в общественном сознании, в духовной сфере российского государства во второй половине XVII в.?

2. Почему реформа Никона привела к церковному расколу?

3. В чем вы видите суть церковного раскола?

 

14. Дайте определения понятий «сословно-представительная монархия» и «абсолютная монархия». Согласны ли вы с утверждением, что во второй половине XVII в. в России наметилась тенденция к переходу от сословно-представительной монархии к абсолютизму? Аргументируйте свой ответ.

 

15.Назовите и кратко охарактеризуйте основные тенденции развития русской культуры в XVII в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.