Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль III




Российская империя (XVIII – начало XX вв.)

1. Эпоха Петра I. Основные направления модернизации страны. Рождение империи.

2. Судьба петровских реформ. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

3. Основные направления социально-экономического и политического развития Российской империи в первой половине XIX в.

4. Российская империя во второй половине XIX в. Реформы Александра II.

5. Россия в начале XX в. Кризис и крушение империи.

Краткое содержание и рекомендации к изучению модуля

Данный модуль охватывает значительный исторический период – от петровских реформ и становления Российской империи до ее крушения в начале 1917 г.

Рубеж XVII–XVIII вв. стал началом нового этапа в истории России. В это время произошел решительный сдвиг от средневековья к новому времени и европеизации всех областей жизни. В России к этому времени сложились предпосылки для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований. Ей нужно было преодолеть отставание от ведущих европейских государств, необходима была модернизация государства. Студенту необходимо определить эти предпосылки и показать, как еще в XVII в., в эпоху царя Алексея Михайловича, готовилась почва для этих преобразований.

Первая четверть XVIII в. связана с именем российского императора Петра I. Петровскую эпоху называют эпохой модернизации России. Модернизация общества – это обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем нововведений и усовершенствований. Петровские реформы затронули практически все сферы жизни общества – хозяйственную, систему управления, социальные отношения, культуру. Студенту необходимо определить цели, содержание и направленность этих преобразований (реформы государственного управления, армии, создание флота, подчинение церкви государству, налоговые реформы и изменения в социальной структуре общества, развитие промышленности преобразования в области культуры и быта). Необходимо охарактеризовать методы их проведения.

У Петра I не было продуманного плана реформ, но была цель – сделать Россию мощной, процветающей державой. Важно понять те мотивы, которыми руководствовался Петр I, приступая к проведению своих реформ. Ответ на этот вопрос дает в своих работах В.О. Ключевский. Он писал: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной». Речь, конечно же, идет о Северной войне (1700–1721 гг.), которая продолжалась большую часть правления Петра I. В результате этой войны Россией был завоеван выход в Балтийское море, что способствовало ее выдвижению в разряд великих держав Европы.

В сфере социально-экономических отношений резко возросла роль государства, которое вмешивалось в промышленность, торговлю, социальные отношения. Оно всячески стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечившего нужды армии. На Урале развивалась металлургия. Возникло собственное кораблестроение, производство вооружения, одежды, обуви для армии. По существу, возник военно-промышленный комплекс. В это время на мануфактурах использовался труд крепостных крестьян. Государство проводило политику протекционизма и меркантилизма. Необходимо показать позитивные и негативные последствия вмешательства государства в экономику страны.

В политической сфере происходило становление абсолютной монархии. Петр I создал новую систему управления государством. Для нее были характерны централизация, концентрация власти, дифференциация функций управления. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрировалась в руках царя, который в 1721 г. принял титул императора. Студенту необходимо проследить процесс становления российского абсолютизма, выявить его основные черты, показать особенности.

Историки неоднозначно оценивают реформы, проведенные Петром I. По масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов в российской истории. За короткий промежуток времени он вывел страну на качественно более высокий уровень. Всего лишь за четверть века Петр I превратил Россию в могущественную державу, которая по своей промышленной и военной силе не уступала самым развитым странам того времени. Он провел европеизацию России, приобщил ее к достижениям западной культуры, завоевал выход к Балтийскому морю. Платой за эти радикальные изменения явилось дальнейшее укрепление крепостничества, значительные затруднения в формировании буржуазных отношений, обнищание населения. Результатом политики Петра I стал и социокультурный раскол общества. В XVIII в. оно оказалось разделенным на две части – европеизированное меньшинство, жившее в европейском измерении, и широкие народные массы, ментально оставшиеся в средневековье.

После смерти Петра I наступил период острой борьбы дворянских группировок за власть. «Эпохой дворцовых переворотов» назвал В.О. Ключевский 37-летний период (1725–1762 гг.) в истории России. В числе причин дворцовых переворотов можно назвать установленный Петром I в 1722 г. принцип престолонаследия, согласно которому монарх получал право назначать себе наследника, что привело к борьбе за власть. Однако главной причиной легкости дворцовых переворотов оказалось возрастание роли военных, дворянской гвардии в условиях, когда подавляющее большинство подданных было исключено из политической жизни и важнейшие вопросы решались узким кругом лиц. В числе основных направлений внутренней политики были мероприятия, способствовавшие бюрократизации государственного аппарата, расширению и укреплению привилегий дворянства, причем нередко за счет ревизии петровских реформ. Для этого периода были также характерны фаворитизм, снижение боеспособности армии и флота.

Если Петр I выступил инициатором серии реформ XVIII в., то Екатерина II завершила ее. Царствование Екатерины II (1762–1796) историки делят на два периода: до и после Крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. В первый период (1762–1773 гг.) осуществлялась политика, получившая название «просвещенного абсолютизма». Студентам необходимо определить содержание этой политики, назвать и оценить основные мероприятия, дать ее оценку. При этом необходимо учитывать, что существуют разные точки зрения. Одни историки считали либеральные начинания императрицы не чем иным, как попыткой завоевать симпатии в обществе в условиях «двойного переворота», ею совершенного, когда власть была отнята у мужа и не передана законному наследнику – сыну Павлу. Другие полагали, что либерализм Екатерины II носил показной характер и служил прикрытием реакционной крепостнической политики. Наиболее распространена точка зрения, что «просвещенный абсолютизм» Екатерины II – это попытка власти в ситуации нараставшего кризиса социально-экономических отношений проводить гибкий курс, приспосабливаться, с целью самосохранения, к новым условиям общественного развития.

Время правления Екатерины II вошло в российскую историю под названием «золотого века российского дворянства», т.к. дворяне получили множество привилегий. Необходимо рассмотреть, как изменилось в этот период положение данной социальной категории. В это же время усложнялось положение крестьян. Издавались указы, ухудшившие положение крепостных, которые и так были полностью бесправными. Это вызывало социальный протест, выразившийся в масштабном движении под предводительством Е. Пугачева.

Гораздо успешнее и эффективнее была политика внешняя. В результате войн с Турцией и блестящих побед русских войск под командованием П.А. Румянцева, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и др. Россия получила значительные территории в Северном Причерноморье. Началось освоение плодородных черноморских земель, создание на них множества портов и городов. На западном направлении Россия совместно с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой. В результате к России отошли вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия. Россия участвовала в борьбе европейских монархий против Французской революции, но своим «вооруженным нейтралитетом» помогла добиться независимости от Англии Соединенным Штатам Америки. Авторитет Российской империи в эпоху правления Екатерины II был велик. Екатерининский канцлер граф А. Безбородко говорил: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела». Россия превратилась из великой европейской в мировую державу. Русские корабли бороздили теперь просторы не только ближайших морей, но и Средиземного моря, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке. Однако величие России стоило ее народу колоссального напряжения сил и огромных материальных и людских потерь.

В первой половине XIX в. Российская империя представляла собой абсолютистское государство с жесткой системой крепостного права. Главной политической и социальной силой оставалось дворянство, владевшее землей и крепостными крестьянами. Политический строй и социальная система империи, сохранение крепостного права тормозили рост производительных сил и мешали модернизации. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 всего населения. Развитие буржуазных отношений помимо крепостного права, малоземелья крестьян тормозила и общинная система. Несмотря на это, в хозяйственной структуре России, развивался новый, капиталистический уклад, вызревали новые производительные силы.

В 30–40-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, который завершился в последнюю четверть века, после отмены крепостного права.

Он имел ряд особенностей:

1. Начался в условиях господства феодально-крепостнической системы;

2. До отмены крепостного права проявлялся в основном в чисто технической стороне (переходе к машинному производству), в то время как рост новых социальных слоев (промышленной буржуазии и пролетариата) шел с трудом.

В первой половине XIX в. Российская империя для сохранения статуса великой державы оказалась перед необходимостью решения серьезных проблем: отмены крепостного права и реформирования политической системы. Изучая историю России первой половины XIX в., необходимо проследить процесс борьбы либеральных замыслов прогрессивной части российского общества и консервативно настроенной бюрократии. Особое внимание необходимо уделить движению и восстанию декабристов. Также важно охарактеризовать консервативное, либеральное и революционное направления в истории общественного движения России в 30–50-е гг. XIX в. Необходимо ответить на вопрос, почему время правления Николая I называли «временем наружного рабства и внутреннего освобождения».

Проводившиеся Александром I и Николаем I реформы (студенту необходимо их проанализировать) не соответствовали требованиям времени, поскольку ограничиться простым обновлением послепетровских моделей развития было недостаточно. Итог известен и печален: стагнация экономики и поражение России в Крымской войне.

Очевидная военная слабость России требовала коренных преобразований. Успешную попытку осуществить их предпринял Александр II. Он провел серию преобразований, которые вошли в историю как «Великие реформы» 60–70-х гг. Александр II отменил крепостное право, реформировал систему образования, провел земскую, судебную, городскую и военную реформы. Студенту необходимо изучить содержание этих реформ, показать их значение. Реформы Александра II способствовали социально-экономическому, культурному и правовому прогрессу. Они стали важным шагом на пути создания гражданского общества и правового государства. Однако реформы не затронули основу политического режима – самодержавие и его институты. Это стало одной из причин общественных конфликтов второй половины XIX в. Необходимо рассмотреть причины, особенности, основные направления в общественном движении в России во второй половине XIX – начале XX вв.

К началу XX в. Россия добилась значительных перемен в экономическом развитии. Причинами экономического роста стали не только «великие реформы» 60–70-х гг., но и использование передового зарубежного опыта и иностранных инвестиций, а также экономическая политика правительства. Тем не менее Россия оставалась среднеразвитой страной. В ее структуре доминировал аграрный сектор, отягощенный пережитками феодальной системы. Необходимо рассмотреть основные тенденции и особенности социально-экономического развития Российской империи в начале XX в.

Императоры Александр III и Николай II оказались консерваторами. Они не видели всей глубины несоответствия прежних порядков и социокультурных традиций наступившим в обществе переменам. Отсюда их метания от консервативных к либеральным государственным решениям. Наиболее показательным в этом отношении было царствование Николая II. Главный конфликт царем и общественностью практически во все годы его царствования состоял именно в том, что жизнь требовала реформ и модернизации высшей власти, а царь, уверенный в своей правоте, стремился сохранить все в неизменном виде. Только революцией 1905–1907 гг. удалось добиться ряда радикальных демократических изменений. Однако сделав ряд шагов на пути превращения самодержавия в либерально-конституционную систему, царизм остановился на половине пути, не решаясь добровольно продолжить перераспределение власти в пользу общества и формировавшихся на его основе политических структур. Студенту необходимо дать характеристику политической системы Российской империи в начале XX в. и показать, как она изменилась после подписания Манифеста 17 октября 1905 г., необходимо проследить процесс формирования в России многопартийности и парламентаризма и рассмотреть его особенности.

Участие России в Первой мировой войне (1914–1918 гг.) привело к падению уровня жизни населения, росту политической и социальной напряженности. Крупные потери на фронтах, затягивание войны вызывали недовольство в стране. Кризис власти стал приобретать необратимый характер. Самодержавие теряло способность управлять страной и вести войну. Социальная напряженность привела к коренному изменению внутренней обстановки. В 1917 г. В России произошла Февральская революция. Под давлением обстоятельств 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.